VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
«ОБЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ».
Кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья? Видишь ребенка на инвалидной коляске, сразу понимаешь, что он с ограниченными возможностями. Смотришь на красивую девочку, восхищаешься ее внешностью, к примеру, в самом обычном автобусе, на вопрос: «Сколько тебе лет?», она показывает какие-то непонятные жесты, оказывается, немая. Таких детей мы встречаем каждый день, порой даже не догадываемся об этом. Ведь это дети, состояние которых препятствует или ограничивает их в какой-то деятельности. Порой, это не так очевидно, ведь отклонения бывают не только физические, но и умственные, сенсорные и психические. Мы же стараемся избежать общения с такими детьми, ведь так проще, но проще, только для нас. Хотя дети с ограниченными возможностями наоборот нуждаются в постоянном общении, поддержке и понимании. Но в современном обществе дети с ограниченными возможностями не находят ни общения, ни понимания, ни поддержки, поэтому данная проблема становиться актуальной на современном этапе развития общества. Какого же её решение? Решение данной проблемы есть, и мы его видим в непосредственном развитии Челябинского клуба «Наше место» для детей и их родителей с ограниченными возможностями здоровья и создании подобных клубов и организаций, где дети с ограниченными возможностями здоровья смогут найти, то, что так необходимо им, а именно живое общение с людьми.
Целью нашей статьи является: изучение проблемы общения детей с ограниченными возможностями здоровья, и выявление правил и форм общения с ними.
Задачи, которые мы сформулировали:
1.Дать определение понятию общение;
2.Выявить характерные признаки детей с ограниченными возможностями здоровья;
3.Описать формы, правила общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Существует множество определений такого понятия как общение, за основу мы взяли определение данное в толковом словаре Дмитриева. Общение – это отношения, которые возникают между часто встречающимися в деловой или дружеской обстановке людьми, основанные на взаимной симпатии, общности интересов, сфер деятельности и т. п., важной составной частью которых является обсуждение каких-либо вопросов, обмен мнениями, впечатлениями, новостями. [1]
Кого же мы называем детьми с ограниченными возможностями здоровья? Какие категории детей с ограниченными возможностями здоровья существуют?
Выделяют 4 категории детей с ограниченными возможностями: [2]
1.нарушения статодинамической функции (двигательной);
2.нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции;
3.сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания);
4.психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).
Основное правило общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, заключается в том, что мы не должны показывать им навязчивое сочувствие, свое превосходство и излишнюю сердобольность. В процессе общения с такими детьми ни в коем случае не нужно относиться к ним, как к ущербной личности. Когда не знаешь, как правильно себя вести с данными детьми, появляется чувство неловкости и скованности для того, чтобы избежать подобных ситуации, нужно использовать определенные правила, которые мы постаралась сформулировать.
Признавать его равным
Признаться, первое, что отображается на лицах здоровых людей, когда в комнате появляется инвалид, – это страх и растерянность… Особенно, к примеру, если перед нами ребенок, страдающий ДЦП, который не владеет мышцами лица – поздороваться или беспрепятственно кивнуть головой… В такие моменты люди чаще всего стыдливо опускают глаза… А делать так не нужно! Лучше всего сделать вид, что все хорошо. А для этого нужно активно вступать с ним в контакт и не бояться смотреть на человека с ограниченными возможностями здоровья.
Используй его возможности
При всем этом, контактируя с таким ребенком, важно не допустить оплошность по невниманию и не поставить его и себя в неловкое положение. Если нам предстоит контакт с таким ребенком, предварительно необходимо уточнить у его родителей, каковы его реальные возможности. Допустим, многие страдающие детским церебральным параличом прекрасно понимают, что им говорят. Но при этом не могут пошевелить руками или ногами. Поэтому, если ты подашь ему руку – окажешься в неловком положении. Но если будешь разговаривать с человеком громко и чересчур членораздельно, как с маленьким, также можешь обидеть его… Если мама больного с радостью сообщает, что он говорит сам, постарайтесь его понять и вести, хотя бы простейший диалог. Таким образом, мы даем ребенку возможность почувствовать, что он равноправный член общества. Если ребенок с ограниченными возможностями что-то умеет делать сам, то не следует предлагать помощь в этих случаях. Наоборот, необходимо подчеркнуть, что мы в курсе, что он справляется с этим сам.
Старайся не жалеть
Дело в том, что жизнь ребенка, прикованного к инвалидному креслу, никогда не наладится, если родители рано или поздно не смирятся с этим фактом и не отнесутся к этому спокойно. Причитания и слезы в данном случае только расстраивают его. Ему, напротив, требуется мужество, чтобы бороться с болезнью. И лучшей тактикой тех, кто находится рядом, будет не жалость, а вера в его силы и спокойствие. Невозможно бороться с недугом, если ты находишься во взвинченном состоянии. Спокойствие – это платформа, на которой будут строиться все достижения. Поэтому, находясь в обществе инвалида, постарайтесь убрать жалостливый взгляд. Лучше поднимите ему настроение доброй улыбкой.
Ответы на поставленные нами задачи мы нашли, сформулировали определение такого понятия как общение; выявили характерные признаки людей с ограниченными возможностями здоровья; описали правила общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
Дмитриев Д.В. Толковый словарь русского языка. М.: «Издательство Астрель», 2003. — 236 с.
Особенности общего контингента инвалидов в Российской Федерации / Пузин С.Н., Лаврова Д.И., Чикинова Л.Н., Гришина Л.П., Тапалева Н.Д., Исаенко С.И. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2005. №4.
Источник
Этика общения детьми с особенностями
Писаренко Павел Юрьевич
Социальный педагог
Кандидат педагогических наук
Свою лекцию я хотел бы начать с понятия и инвалидности и напомнить Всемирную программу действий в отношении инвалидов, которая была принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1982 году, где подчеркивается необходимость преодолевать любые проявления ущемления прав и достоинств людей с ограниченными возможностями. В этом документе прозвучали несколько тезисов, имеющих принципиально важное значение для развития этики работы с инвалидами:
- инвалидность – это не физический дефект, а неспособность осуществлять ту или иную деятельность по причине дефекта, а также социальных условий, в которых проживает человек;
- инвалиды – это неоднородная группа, разные заболевания и патологии создают различные социальные барьеры для людей с ограниченными возможностями;
- создание доступной для инвалидов среды – это ответственность не только государства, но и общества;
- важная задача государства состоит в ознакомлении населения своих стран с теми выгодами, которые могут получить отдельные лица и общество в результате вовлечения инвалидов во все сферы социальной, экономической и политической жизни;
- приоритетны те меры социальной помощи, которые предполагают включение инвалидов в общие, а не специализированные социальные институты;
- инвалиды, имея равные права, равны в своих обязанностях. Следовательно, люди с ограниченными возможностями должны быть максимально полно включены в активную жизнь общества;
- в центре внимания должна находиться способность инвалидов, а не их неспособность.
Требование не допускать дискриминации инвалидов, соблюдать взаимную ответственность людей с ограниченными возможностями и общества друг перед другом составляют идеологическую основу «Конвенции о правах инвалидов» (2006).
Этическими принципами Конвенции о правах инвалидов являются:
- уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
- недискриминация;
- полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
- уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
- равенство возможностей;
- равенство мужчин и женщин;
- уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.
Конвенция обязывает все страны предпринимать активные действия, направленные на формирование положительного отношения к людям с ограниченными возможностями в широких общественных кругах, которых заключаются в следующем:
· повышении просвещенности всего общества, в том числе, на уровне семьи, в вопросах инвалидности и укреплении уважения прав и достоинства инвалидов, поощрении позитивных представлений об инвалидах и более глубокого понимания их обществом;
· ведении борьбы со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов, в том числе, на почве половой принадлежности и возраста, во всех сферах жизни;
· пропаганде потенциала и вклада инвалидов в общественную жизнь, содействии признания навыков, достоинств и способностей инвалидов, а также их вклада на рабочем месте и на рынке труда;
· воспитании восприимчивости к правам инвалидов, формировании у всех детей начиная с раннего возраста, уважительного отношения к правам инвалидов, продвижении воспитательно-ознакомительных программ, посвященных инвалидам и их правам;
· побуждении всех органов массовой информации к такому изображению инвалидов, которое согласуется с целью Конвенции.
Говоря о профессиональной этике специалиста, который взаимодействует с людьми с особыми потребностями и их близкими, необходимо обозначить, что в общении и взаимоотношениях с ними специалист (волонтер, социальный работник, психолог, педагог, и т.д.) является лицом, выполняющим возложенные на него обязанности и представляющим свое учреждение. От того, насколько его внешний вид, поведение и речь соответствуют общепринятым правилам этикета, зависят не только доверие к нему и эффективность работы, но и общественное мнение об волонтерах, благотворительной организации и ее деятельности.
Существуют некоторые специфические нормы этикета при взаимодействии с людьми с ограниченными возможностями. Эти нормы предназначены, в первую очередь, для сохранения личного достоинства инвалида, а также для разрешения сложных и неловких ситуаций, которые могут возникнуть во взаимодействии с участием людей с ограниченными возможностями.
- при разговоре с инвалидом следует обращаться непосредственно к нему, а не к сопровождающему (или, например, сурдопереводчику), которые присутствуют при разговоре;
- при знакомстве с инвалидом вполне естественно (при желании) пожать ему руку — даже те, кому трудно ею двигать, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку — правую или левую, что вполне допустимо;
- со взрослыми инвалидами следует обращаться как со взрослыми, ни в коем случае нельзя фамильярничать (например обращаться на «ты» и проч.);
- предлагайте помощь, и только получив положительный ответ, приступайте к её оказанию (спросив перед этим — как и что делать); сдержите все негативные проявления, если ваша помощь отвергнута.
Известно, что российские инвалиды живут как бы в параллельном мире. Они редко выходят на улицу и почти не появляются в общественных местах. Может быть, из-за этого, сталкиваясь с такими людьми, мы порой не знаем, как себя вести, и даже пугаемся – как сделать так, чтобы его не обидеть? Не замечать его ограниченных возможностей или, наоборот, жалеть? Мы теряемся, сталкиваясь с человеком с ограниченными возможностями, чувствуем себя неловко и даже можем обидеть его неосторожным высказыванием. И здесь сами инвалиды приходят на помощь, давая советы, как правильно себя с ними вести.
- Признайте его равным
- Используйте его возможности
- Старайтесь не показывать жалость
- Слова. Как мы их называем
Человек устроен так, что какие бы недостатки он не имел, он всегда хочет чувствовать себя наравне с другими людьми. В особенности это касается инвалидов. Поэтому во время общения с человеком с ограниченными физическими возможностями любое ваше неосторожное слово может обидеть его и навсегда отбить у него желание общаться с вами. Что же это может быть за слово? Когда инвалида называют «неполноценным», этот человек ощущает сочувствие и жалость окружающих, которые скорее угнетают его, чем поддерживают. А когда человек, который не может самостоятельно ходить, слышит о себе слова «прикован к инвалидной коляске», он чувствует себя обреченным. Поэтому, упомянутые выше слова, а также все другие, похожие на них, следует раз и навсегда исключить из своего лексикона. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Увы, слишком часто в нашем обществе звучат такие неприемлемые слова и сравнения как «больной – здоровый», «нормальный – ненормальный», «умственно отсталый», «обычный – неполноценный», «даун», «калека» и т.п. Русская «толерантная» терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась – даже в среде инвалидов присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных терминов.
Небольшое исследование 2000-го года показало следующее: на пяти семинарах сотрудники «Перспективы» предлагали участникам (людям с различными видами инвалидности из 20 регионов России) написать, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово и выражение. Вот типичные примеры, выбранные более чем из 120 ответов:
• Очень распространенное выражение «прикован к коляске» – вызывает ощущение «обреченности»;
• Слова «глухонемой», «немой» – невозможность общения, контакта;
• «Больной» – значит, «надо лечить», «беспомощный»;
• Слова «паралитик», «неполноценный», «безрукий», «больной» вызывают сочувствие и жалость;
• Брезгливость вызывают слова «калека», «слабоумный», «даун».
• «Псих», «слабоумный», «ненормальный», «шизик» связаны с непредсказуемостью, опасностью и, как следствие, вызывают страх. Воспитанные люди при любых обстоятельствах избегают таких обобщений.
Выражения «человек с ограниченными физическими возможностями», «человек на коляске», «человек с травмой позвоночника», «человек с инвалидностью», «незрячий» – вызывают вполне нейтральные ассоциации. Слово «инвалид» вызывает различные чувства, но в целом, большинство людей считает его приемлемым, поскольку это слово официальное, наиболее часто употребляемое и ставшее в определенной степени абстрактным.
Говоря о работе с людьми, имеющими различные ограничения здоровья (и возникающие при этом барьеры во взаимодействии), помимо общих правил, следует рассмотреть также и конкретные ситуации и связанные с ними правила поведения.
Можно выделить нормы взаимодействия с людьми, испытывающими трудности при передвижении:
· при общении следует занять удобное положение относительно человека с ограниченными возможностями: не стоять за его спиной или сбоку, если возможно, сесть таким образом, чтобы находиться на одном уровне с собеседником;
· необходимо помнить, что инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует; недопустимо опираться о коляску или «повиснуть» на ней;
· ненавязчиво следите за окружающей обстановкой, чтобы предвидеть трудности, которые может испытывать человек с ограниченными возможностями при передвижении в конкретной ситуации: иногда нужно задержаться и пропустить вперед человека на костылях или коляске при входе в узкую дверь, придержать дверь или убрать с дороги мешающие передвижению предметы, не наращивать скорость ходьбы, недоступную для собеседника;
· помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
Люди с нарушениями зрения часто испытывают к себе дискриминационное отношение, потому что их собеседнику кажется, что человек не просто ограничен в одном из средств восприятия мира, но и в целом неспособен понять, о чем идет речь и принять необходимое решение. Это выражается в стремлении говорить с сопровождающим, задавать ему вопросы и ожидать именно от него ответов, касающихся непосредственно человека с ограниченными возможностями. Иногда слепые и слабовидящие люди говорят, что они испытывают чувство изоляции: «Мне кажется, что они не замечают моего присутствия, говорят так, словно меня здесь нет».
Соблюдайте следующие правила:
- когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя;
- осуществляя сопровождение, направляйте человека аккуратно, не тащите его за собой, чаще всего, достаточно поддержать незрячего под локоть и в среднем темпе двигаться к цели. При этом следует предупреждать его о препятствиях, стараясь четко определить их местоположение (например, «в трех шагах прямо по движению будет невысокий порог»;
- предлагая незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник;
- не пытайтесь «заигрывать» с собакой-поводырем, не отвлекайте её; помните — специально обученная собака находится на ответственной службе, требующей постоянной концентрации внимания;
- при знакомстве незрячего с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
Правила взаимодействия с человеком, у которого имеются речевые затруднения, состоят в следующем:
- не игнорируйте таких людей и не избегайте с ними разговора;
- будьте готовы к тому, что общение займет достаточно много времени;
- сосредоточьтесь на разговоре и поддерживайте визуальный контакт с собеседником;
- позвольте собеседнику полностью договаривать фразы и начинайте говорить только тогда, когда вы убедились, что мысль завершена;
- не стесняйтесь переспросить или уточнить, если вы что-то не поняли;
- не относитесь к собеседнику предвзято: трудности в речи прямо не влекут за собой трудности и восприятии и обработке информации;
- при наличии серьезных барьеров в речевой коммуникации тактично предложите альтернативный способ обмена информацией, например, переписку.
Общение с людьми с задержкой психического развития также требует соблюдения определенных норм и правил:
· выбирайте доступные вашему партнеру темы для разговора; используйте простой и точный язык, короткие фразы; избегайте метафор и образных выражений;
· если есть необходимость и возможность, в процессе речи указывайте на предмет, о котором вы говорите для облегчения его восприятия информации;
· сложную информацию напишите. Изложите суть вашего разговора на бумаге и предложите вашему собеседнику обсудить это с родными.
Наиболее распространенная ошибка при взаимодействии с такими людьми – смотреть на человека с задержкой психического развития, как на неспособного вас понять. Это не так, определенный уровень информации доступен для него, и лучше позаботиться о том, чтобы сведения, которые вы сообщаете собеседнику, соответствовали этому уровню, тогда вам удастся построить эффективное взаимодействие.
Иногда нам ошибочно кажется, что собеседник скорее нас поймет, если мы будем говорить громче. Не повышайте голоса при общении с человеком с задержкой психического развития. Не ведите себя высокомерно, соблюдайте все правила вежливости и этикета, которые вы соблюдали бы с любым другим человеком.
При общении с людьми, имеющими психические расстройства, необходимо помнить, что эти нарушения – не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый взгляд на мир. Психические расстройства не всегда сопровождаются интеллектуальными нарушениями, более того, часто они проявляются не на постоянной основе, а ситуационно. Нередко, зная то, что у человека есть психические расстройства, люди резко меняют отношение и стиль взаимодействия с ним, основываясь на стереотипах, которые далеко не всегда верны.
- не распространяйте опыт общения с одним человеком, имеющим психические расстройства, на других людей и другие случаи;
- не бойтесь насилия и агрессии, представления о том, что все люди с психическими нарушениями склонны к «буйному сумасшествию» — это один из мифов;
- примите тот факт, что ваш собеседник, как правило, способен оценить ситуацию и понять все, что вы ему говорите;
- на любые проявления волнения старайтесь реагировать спокойно, исходите из мысли о том, что большинство людей с психическими расстройствами могут справиться с негативными эмоциями;
- не раздражайтесь и не повышайте голоса;
- помните, что если человек не лишен дееспособности, он может принять любое решение в области его прав и обязанностей.
При организации мероприятий:
· всегд а лично убеждайтесь в доступности мест, где они запланированы;
· заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их можно устранить;
· если существуют архитектурные препятствия, предупредите о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения. Например, есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые при этом не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться в местах, где это им доступно;
· не смущайтесь, если из-за недостатка опыта вы случайно допустили оплошность, расслабьтесь и не акцентируйте на ней внимание, однако, старайтесь не допускать повторения ситуации.
Главное при взаимодействии с инвалидами – это уважение, доброжелательность и стремление помочь. Проявляя вежливость, такт и непредвзятость, вы сможете преодолеть любую неловкую ситуацию, исправить допущенную вами оплошность, помочь собеседнику почувствовать себя раскованно и спокойно. А это значит, что вы тем самым укрепить его желание посещать библиотеку (или общаться иначе — в доступном и удобном для него режиме — в процессе надомного обслуживания, с помощью компьютерных технологий и т.п.).
10 общих правил этикета, составленных людьми с инвалидностью:
1. Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
2. Когда Вас знакомят с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку — даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку (правую или левую), что вполне допустимо.
3. Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя. Обязательно предупреждайте вслух, когда вы отходите в сторону (даже, если отходите ненадолго).
4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь — переспросите.
5. Обращайтесь с детьми с инвалидностью по имени, а с подростками и старше — как со взрослыми.
6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске — это то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.
7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.
8. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.
9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы вам ничего не мешало и ничто не заслоняло вас.
10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать. Передавая что-либо в руки незрячему, ни в коем случае не говорите «Пощупай это» — говорите обычные слова «Посмотри на это».
Источник