Меню

Дети с ограниченными возможностями здоровья новости

В России стало больше детей с ограниченными возможностями здоровья

В России фиксируется рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Об этом заявила уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова на итоговой коллегии Минпросвещения.

По ее словам, передает РИА «Новости», таких детей стало больше на 9,4%. При этом она назвала «положительной тенденцией» перевод таких детей в обычные школьные классы. «Радует, что в обычных классах на 17,3% выросло число таких детей… Инклюзивное образование у нас развивается», — сказала Кузнецова.

Она призвала обратить особое внимание на медицинское сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательных организациях, отметив, что таким детям «постоянно или периодически нужна медицинская помощь» и этот вопрос пока не решеню

Кузнецова добавила, что уже подготовлен ряд предложений по доработке стратегии развития образования для детей с ОВЗ и инвалидностью на период до 2030 года. «Мы готовы взаимодействовать в этом плане», — обратилась Кузнецова к главе Минпросвещения Сергею Кравцову.

Напомним, ранее Кузнецова сообщила, что лишь 8% российских школ организовали специализированное питание для детей с пищевыми особенностями и ограниченными возможностями здоровья.

В начале сентября сообщалось, что в Красноярске учительница, делавшая общее фото первоклассников на 1 сентября, предложила сделать два снимка — с ребенком в инвалидном кресле и без него.

Как рассказала в Instagram мать мальчика Анастасия, ребенок пошел в первый класс средней школы № 133, но в День знаний она столкнулась с шокирующей ситуацией. «Только в нашей стране мама тяжелого инвалида могла услышать от учителя: „Сначала мы сделаем фотографию с классом и Ваней, а потом отдельно, без него“. А почему не без Пети или Миши, потому что… не знаю, на что не должно хватить моего уровня принятия, чтобы убрать какого-то человека с общей фотографии. Посмотрите, какой котик. Как так можно с ним?» — отметила мама ребенка-инвалида.

Она рассказала NGS24, что у ребенка редкое генетическое заболевание обмена веществ: он не держит вес, имеет тяжелую прогрессирующую аллергию и некупируемую эпилепсию, кроме того у мальчика проблемы с насыщением крови кислородом, температурой тела. Иногда ребенок перестает дышать и нуждается в кислородной поддержке. Он — пациент хосписа, но при этом у Вани полностью сохранен интеллект и он может учиться.

По мнению Анастасии, российское общество до сих пор не готово адекватно взаимодействовать с паллиативными больными и инвалидами, а кроме того, почти нигде, в том числе и в школах, не обеспечена доступная среда. «Допустим, я прихожу в школу, мне больно, что там нет пандусов, я не могу зайти с ребенком на второй этаж, нет специальных туалетов. А многие даже не задумываются: перешагивают и поднимаются на второй этаж. Так же и учитель. Я сказала в школе, что я не сержусь и не обижаюсь, просто мы все время жили в стране, где не было инвалидов: их все время прятали и боялись показывать», — добавила Анастасия.

Источник

Врачи объяснили, почему в России резко выросло число «особенных» детей

15 мая 2021, 13:48 — Общественная служба новостей — ОСН В России на 9,4% увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такую статистику огласила уполномоченная по правам ребенка Анна Кузнецова. Что стало причиной роста …

В России на 9,4% увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такую статистику огласила уполномоченная по правам ребенка Анна Кузнецова. Что стало причиной роста числа «особенных» детей Общественной службе новостей рассказали врачи.

Член Комитета Совфеда по социальной политике, врач-педиатр Владимир Круглый назвал главной причиной увеличения количества детей с ОВЗ улучшение медицинской диагностики. Но есть и другие факторы, также связанные с расширением возможностей медицины.

Всему виной возможности медицины?

«Лучше диагностируются дети с аутизмом, новые подходы, новые критерии. Раньше такой диагноз ставили очень редко. Второй фактор − с ростом медицины сильно снижается детская смертность. Недоношенные дети, с дефицитом массы тела теперь выживают. Сейчас живорождением считается младенец от 500 гр, но среди них здоровыми остаются не так много. К сожалению, среди них достаточно высок процент детей-инвалидов. Это может быть нарушение слуха, зрения. За счет этих детей также увеличивается цифра статистики», − пояснил Владимир Круглый.

Читайте также:  Соц опросы тема здоровье

На увеличение количества детей с ОВЗ могут повлиять и социальные аспекты. В России уменьшается количество родов, на этом фоне процент «особенных» детей становится больше. Сказывается и то, что современные женщины откладывают деторождение на более поздний возраст.

«Чем старше женщина, тем больше риск патологии беременности и родов, выше процент детей, рождаемых с патологией. Но повода говорить о том, что количество детей с инвалидностью возросло почти на 10% у нас нет», − подытожил врач-педиатр.

…и пластиковая посуда

Аналогичного мнения придерживаются и другие специалисты. Ограниченные возможности здоровья не всегда инвалидность, это особые потребности. И чем больше будет выявлено таких детей, тем больше шансов обеспечить их более качественную жизнь, не вгоняя в общие рамки, считает врач-консультант, специалист по организации здравоохранения Евгений Ковалев.

«Количество детей с ОВЗ всегда было достаточно большим. Сюда входят и слабослышащие, с расстройствами аутистического спектра и аутизмом, с различными когнитивными дефицитами и.т.д. Но сейчас эти особенности гораздо лучше выявляются. К примеру, осведомленность неврологов и психиатров в детской сети о таких детях и о том, как их вести, стала намного больше», − напомнил врач.

В России наконец-то появилась инфраструктура для детей с ОВЗ, развивается инклюзия, различные волонтерские центры и благотворительные организации, социальные программы. Все это также влияет на выявляемость.

«Но количество детей с аутизмом действительно растет. Ранее с аутизмом был каждый 88-й ребенок, сегодня это каждый 20-й. Помимо высокой выявляемости одной из причин называют влияние прогресса. Есть мнение, что фталаты и бисфенолы в пластике влияют на развитие детей», − добавил врач.

Это пока только предположения, но будущим мамам лучше отказаться от пластиковой тары и посуды, а грудных детей не кормить из пластиковых бутылочек. Стоит придерживаться всего натурального, посоветовал врач.

Не ограничения, а возможности

Главный детский реабилитолог РФ профессор Татьяна Батышева также советует правильно понимать природу такой статистики. Не стоит бояться цифр и самой аббревиатуры – ОВЗ.

«Практика показывает, что цифры отражают не рост реального количества детей с ОВЗ, а демонстрируют увеличение эффективности выявления особых потребностей, своевременности диагностики и комплексной помощи этим детям. Это и огромная работа специалистов здравоохранения и образования, и принципиальные изменения в общественном восприятии этой аббревиатуры – ОВЗ», − подчеркнула реабилитолог.

Активное становление инклюзии в нашей стране происходит как раз в последние годы, напомнила профессор Батышева. Так, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 был принят лишь в 2012 году, и с тех пор поэтапно реализовывался. В частности, только в 2016 году в педагогическую практику вошли образовательные стандарты для детей с ОВЗ.

«Пожалуй, самым затяжным этапом внедрения новой системы стал этап принятия статуса “ОВЗ” родительской общественной средой. Достаточно долго мы шли к тому, чтобы особые потребности перестали быть стигмой для родителей, чтобы они увидели конструктивные возможности различных образовательных маршрутов. Таким образом, озвученные цифры показывают, что все больше детей сегодня получают более эффективное, индивидуализированное образование», − считает Татьяна Батышева.

Главный детский реабилиатолог считает важным делом в вопросе помощи детям с ОВЗ внедрение в России МКФ − Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Это новые стандарты ВОЗ, которые позволяют гораздо шире и полнее взглянуть на возможности участия особенных детей в жизни общества.

«Сегодня мы можем формировать для каждого ребенка индивидуальную коррекционную траекторию. Можем сделать их жизнь гораздо комфортнее, а мир вокруг – более доступным и доброжелательным местом», − заключила специалист.

Ранее специалисты рассказали, отличаются ли дети, рожденные посредством ЭКО от младенцев, зачатых естественным путем. Гинеколог также объяснил, как можно запланировать двойняшек.

Источник

Путин: поддержка детей с ограниченными возможностями воспитывает общество

НОВОСИБИРСК, 28 авг – РИА Новости. Оказание поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе вовлечение их в учебный процесс вместе со здоровыми детьми воспитывает общество в целом, делает его полноценным, сказал президент РФ Владимир Путин на встрече с учителями и родителями учащихся новой средней школы №2 города Обь Новосибирской области.

Читайте также:  Урок здоровья по теме будь здоров презентация

«Безусловно, одним из преимуществ этой школы является инклюзивное образование. Здесь будут иметь возможность заниматься дети с ограниченными возможностями по здоровью. Поэтому у меня огромная просьба к преподавателям и родителям… Вы и сами это понимаете, но, тем не менее, нужно обязательно настраивать детей на то, чтобы они все чувствовали себя равными среди равных в большом полутысячном коллективе», — сказал Путин.

Он отметил, что нужно добиваться того, чтобы здоровые дети внимательно относились к детям с ограниченными возможностями здоровья, тем более, что в новой школе для этого созданы все возможности. Здесь есть специальное помещение для занятий спортом, лечебно-профилактическими тренировками, лифт, пандусы и так далее.

«Но еще важнее, создать общий моральный настрой на то, чтобы оказывать поддержку таким детям. Главное, что это воспитывает общество в целом, делает нас полноценными, настроенными на помощь и поддержку друг друга. Здесь, в таких образовательных центрах как ваш, этим можно и очень нужно заниматься», — сказал глава государства.

Источник

Класс без коррекции

Татьяна Александровна, идет запись в школу. В электронной анкете диагнозы детей указывать не обязательно. Как родителям понять, какая школа для особенного ребенка будет лучше — обычная или коррекционная?

Татьяна Соловьева: Давайте сразу уточним, термины «коррекционная школа», «виды коррекционных школ» (их было восемь) больше не используются в документах. Есть общеобразовательные школы. В некоторых из них созданы необходимые условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, работают учителя-дефектологи, есть адаптированные образовательные программы. Чаще всего это школы-интернаты, перечисленный в особом перечне. Их 1664. Выбирая массовую общеобразовательную школу для своего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, родители имеют право получить у директора полную информацию об условиях обучения. Право выбора остается за родителями. Какой вариант лучше? Поможет понять психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Без заключения ПМПК ребенка не примут в специальную школу, а в массовой — не обеспечат необходимый объем специальных условий, включая занятия с учителем-логопедом или учителем-дефектологом.

А если родители не хотят идти на комиссию? Одни просто не могут допустить мысль, что у ребенка есть нарушения, а другие видят особенности, но считают, что обычная школа всех научит. Тогда как быть?

Татьяна Соловьева: Исходить надо, прежде всего, из интересов самого ребенка. Организация учебного процесса в специальной школе, специальном классе и в условиях инклюзии отличается.

Родителям надо понимать, что отличий в методике преподавания очень много. Отличается даже построение фразы в речи учителя. Например, в обычном классе в начальной школе педагог может спросить учеников: «В каком порядке нужно прочитать предложения, чтобы между ними была связь по смыслу и получился текст?». Учитель-дефектолог, занимаясь с детьми по адаптированной образовательной программе, отбирает слова и выражения так, чтобы донести смысл и научить порядку, алгоритму действий. Например, так: «Составь текст. Расставь предложения по порядку: что было сначала, что потом, чем все закончилось?»

Подскажите родителям, по каким признакам определить, сможет ли дошкольник с ограниченными возможностями здоровья пойти в обычный класс?

Татьяна Соловьева: По статистике половина родителей детей с проблемами речи, слуха, с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата предпочитает отдать своего ребенка в массовую школу. Рекомендую обратить внимание на следующее:

Проявляет ли ребенок интерес к общению, игре с новыми детьми и взрослыми, как активно он включается во взаимодействие с другими людьми, соблюдает ли основные простые правила культуры поведения, речевого этикета?

Посмотрите, насколько внимательно он слушает (воспринимает) чужую речь или, напротив, перебивает, не обращая внимание на сказанное собеседником: «А я вот где был! А у меня машинка!», тянет маму за рукав: «Не хочу. Давай пойдем домой!». У ребенка нет интереса к новому человеку, нет желания узнать что-то новое, незнакомое? Скорее всего, возникнут трудности.

Читайте также:  Город городская среда здоровье

Очень важный показатель — качество и темп выполнения задания за определенный промежуток времени. Если требуется значительная помощь со стороны, нужно контролировать каждый шаг, иначе ребенок бросает начатое, возникает риск формальной инклюзии, когда особый ученик помещается в слишком сложную для него среду обучения.

Что происходит с учеником с ограниченными возможностями здоровья, если он попал в обычный класс, но не готов к этому?

Татьяна Соловьева: Ребенок может вести себя по-разному: вертеться на уроке, мешать другим, не отвечать на вопросы учителя, отказываться выполнять задание. Ребенок «сигнализирует» взрослому о своем неблагополучии, но распознать эти сигналы, понять в чем причины и каковы механизмы трудностей по силам только подготовленному специалисту. К сожалению, часто бывает, что к 3-4 классу дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в инклюзии, «уходят» на семейное обучение. Хотя могли бы быть вполне успешными в специальном классе или школе.

В России примерно 14 миллионов слабослышащих. Детей с нарушениями слуха — около миллиона. Учителя обычных школ знают, как их учить?

Татьяна Соловьева: В 2017 году опрос пяти тысяч педагогов массовых школ подтвердил, что им требуется непрерывное методическое сопровождение. Учителя ищут ответы на их личные профессиональные вопросы, связанные с проблемами обучения конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При этом дети очень разные. Среди обучающихся с нарушениями слуха выделяют слабослышащих, глухих, кохлеарно имплантированных, тех, кто потерял слух, и тех, кто помимо проблем со слухом имеет дополнительные ограничения по здоровью…. Ко всем нужен разный подход. Сложности в школах есть.

Что касается нарушения слуха, то на 3-4 день после рождения или позже в роддоме или поликлинике может быть проведена процедура проверки слуха или аудиоскриннинга. Родители имеют право настаивать на оказании этой бесплатной услуги. При подозрении на снижение слуха процедура проводится повторно. Если риск нарушения слуха подтверждается, то ребенка направят в врачу-сурдологу. Важно своевременно обеспечить малыша индивидуальными слуховыми аппаратами, организовать предметную развивающую среду, занятия со специалистом дефектологом (сурдопедагогом). Слабослышащего или глухого ребенка можно научить словесной речи.

Слуховой аппарат усиливает звуковой сигнал? Ребенок лучше слышит обычную речь?

Татьяна Соловьева: Слуховой аппарат не работает как очки. Современные устройства — цифровые, настраиваются специалистами, позволяют различать окружающие звуки, речевые и неречевые, в разных условиях. Важно помнить, что при нарушенном слухе возникают неприятные болезненные ощущения в ухе при восприятии громких звуков. Это значит, что при общении со слабослышащим или глухим ребенком не стоит кричать, лучше говорить голосом нормальной громкости. Дело не столько в громкости, сколько в высоте звуков. В большинстве случаев люди с нарушением слуха способны воспринимать низкие звучания, шумы, такие как стук, гудок и другие.

Недавно в известной олимпиаде по иностранному языку впервые участвовала слепая девочка. На устной части ей пришлось отвечать в парах с обычными учениками. Многие из них опасались, что оценка может быть снижена. Девочке требовался тьютор, а время на устный ответ ограничено… Как проводить такие состязания?

Татьяна Соловьева: При организации командных соревнований должны учитываться интересы всех участников команды. В этом случае, думаю, были допущены нарушения. Если соревнуются пары, где условия сопоставимы, например, в обеих парах есть дети с ограниченными возможностями здоровья, такие состязания возможны, но оцениваться должны особым образом. Организаторам олимпиад нельзя об этом забывать. С другой стороны, включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во всероссийские конкурсы, фестивали, олимпиады — очень важное начинание.

По данным международного исследования PISA около 37 процентов подростков признались, что подвергаются буллингу. Пришел ребенок со слуховым аппаратом или очками на минус восемь в обычный класс. Его ведь и затравить могут!

Татьяна Соловьева: Все не так однозначно. Общение с директорами и педагогами массовых школ, родителями, чьи дети посещают инклюзивные классы, позволяет говорить об отсутствии общей тенденции. Буллингу подвергаются дети с ограниченными возможностями здоровья не чаще, чем их здоровые сверстники, в том числе вполне успешные дети, отличники, из благополучных семей.

Источник

Adblock
detector