Меню

Дети с ограниченными возможностями здоровья научные статьи

Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья: 2020-2030 годы

Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения

Развитие ранней помощи в образовании детям с ОВЗ и группы риска: основания, ориентиры и ожидаемые результаты

Развитие дошкольного образования детей с ОВЗ: целевые ориентиры, стратегические направления и ожидаемые результаты

Развитие образования детей с ОВЗ младшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления

Образование детей с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления развития

Профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: целевые ориентиры и факторы успешного развития

© 2000 – 2021 Альманах Института коррекционной педагогики / Almanac Institute of special education, ISSN 2312-0304

Все права защищены. Все права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-59883 от 17 ноября 2014 г.

При использовании материалов прямая активная ссылка на издание «Альманах Института коррекционной педагогики / Almanac Institute of special education» обязательна.
Документы могут использоваться только для некоммерческих и личных целей.

Любое коммерческое использование Документов допускается только с письменного разрешения редакции. При полной или частичной перепечатке (републикации) материалов в Интернет активная прямая ссылка на «Альманах Института коррекционной педагогики» обязательна.
Политика конфиденциальности

Источник

Проблемы детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Дата публикации: 01.07.2020 2020-07-01

Статья просмотрена: 415 раз

Библиографическое описание:

Темиршина, Г. Р. Проблемы детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы / Г. Р. Темиршина, А. З. Минахметова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 240-243. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72237/ (дата обращения: 07.06.2021).

Ключевые слова: инклюзивное образование, учащиеся, дети с ОВЗ, школа.

Одной из важных социально-экономических и демографических проблем нынешнего российского поколения считается включение детей с ОВЗ и инвалидностью в социум. Развитие, а так же формирование социальных возможностей детей с ОВЗ, их активное участие в жизни социума могли бы способствовать последующему развитию страны и стабильному функционированию.

На сегодняшний день учреждения образования могут стать той образовательной средой, где дети с ОВЗ имеют возможность и средства для самовыражения, а, следовательно, приобретения социального опыта. Многие исследователи отмечают, что возможности образования не только по обучению детей с ОВЗ, но и по их социальной интеграции и адаптации достаточно велики.

Проблемы, которые ждут детей с ограниченными возможностями за школьной скамьей — обширны, они не редко испытывают трудности в социальных контактах и адаптации. Причинами этих проблем могут быть разные источники: родители, педагоги, сверстники.

Дети с ограниченными возможностями — это дети с различными психическими или физическими нарушениями общего развития, которые не позволяют им вести нормальную жизнь. С точки зрения современного общества наличие того или иного недостатка не считается поводом для неправильного развития.

Нарушения у данных детей вызваны проблемами при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные, сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрата [1].

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами адекватного их возможностям и потребностям образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Согласно основной классификации дети с ограниченными возможностями здоровья подразделяются на следующие категории:

1) дети с нарушениями слуха;

2) дети с нарушениями зрения;

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети со смешанными специфическими расстройствами психомоторного развития (ранее — ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с сочетанными, множественными нарушениями (сочетание 2-х, 3-х и более нарушений) [4].

В настоящее время одним из главных направлений деятельности образовательных и социальных организаций являются проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонением в развитии. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в отсутствии понимания со стороны взрослого сообщества. Несмотря на наличие специфических особенностей, у детей с ОВЗ есть возможность личностного развития. Целесообразно говорить о психологических резервах процесса социализации относительно детей с ОВЗ и о том, что сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.

В исследовании было 2 выборки: дети без ОВЗ (21 человек) и дети с ОВЗ (16 человек) (по зрению, слуху, опорно-двигательному аппарату, ЗПР), учащиеся 9–11 классов.

В качестве эмпирических методов исследования были использованы следующие методы и методики: многофакторный личностный опросник FPI [2], анкета для выявления уровня развития коммуникативных навыков учащихся [3].

Читайте также:  Сценарий час здоровья табак первое звено опасной цепи

В ходе анализа результатов анкеты для выявления уровня коммуникативных навыков учащихся можно сделать следующие выводы:

На вопросы определения степени ответственности за качество выполнения общего задания (вопросы № 8, 11, 13, 14) 73 % опрошенных детей с ограниченными возможностями здоровья (11 человек) ответили «является всегда» или «является часто», а среди остальных детей этот показатель ниже (18 человек, 56 %).

На вопросы определения взаимодействия участников группы (вопросы № 3, 4, 5, 15, 16) положительно ответили 60 % опрошенных детей с ограниченными возможностями здоровья (9 человек), а у обычных детей 19 человек (59 %).

Испытывают психологический комфорт (вопрос № 1а, 1б, 6) 66 % детей с ограниченными возможностями здоровья (10 человек), среди обычных детей 78 % (25 человек) отметили позитивное самочувствие.

Включенность в совместную работу группы (вопрос № 2, 9, 10, 12) среди учащихся составило 62 % (20 человек), а среди детей с ограниченными возможностями здоровья 53 % (8 человек).

Таким образом, мы можем отметить, что дети с ОВЗ имеют высокую степень ответственности, чуть выше, чем у обычных детей. Чувствуют комфорт и включенность в совместную деятельность чуть больше половины детей с ОВЗ, в отличии от обычных детей, у которых показатели выше.

По результатам тестирования по опроснику FPI можно выявить следующие отличия психического состояния и свойств детей.

Первое отличие по шкале невротичность обычные дети набрали 6 баллов (средний уровень), а дети с ОВЗ набрали 7 баллов (высокий уровень). Это означает что обычные дети спокойные, непринужденные, активные. А детям с ОВЗ с высокими оценками по шкале «невротичность» характерна высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью.

Второе отличие по шкале общительность обычные дети набрали 8 баллов, а дети с ОВЗ 7 баллов и то, и другое относится к высокому уровню. Что же характерно для этого уровня? Высокие оценки позволяют говорить, что такие лица общительны, имеют много близких друзей. Прекрасно себя чувствуют на людях, ищут общества, с удовольствием принимают участие в групповых мероприятиях, любят отдыхать и работать в коллективе.

Следующее отличие по шкале уравновешенность. Дети с ОВЗ набрали 6 баллов (средний уровень), обычные дети 8 (высокий уровень) баллов. Это свидетельствует о том, что высокие оценки по показателю «уравновешенность» (обычные дети) показывает об отсутствии внутренней напряженности, готовности следовать нормам и требованиям, свободе от конфликтов, удовлетворенности собой и своими успехами. Низкие оценки по показателю «уравновешенность» (дети с ОВЗ) указывают на состояние дезадаптации, тревожности.

По шкале застенчивость баллы тоже отличаются. Обычные дети набрали 5 баллов (средний уровень), дети с ОВЗ- 7 баллов (высокий уровень). Высокий уровень выражает присутствие неуверенности, скованности, тревожности, результатом чего являются трудности в социальных контактах. Такие люди от любых перемен ждут только неприятностей, избегают рискованных ситуаций, всего боятся, неожиданные события встречают с беспокойством. При решении необходимых вопросов или чрезмерно колеблются, или подолгу оттягивают и не приступают к его выполнению. Избегают больших компаний, предпочитают узкий круг старых, проверенных друзей. Лица, набравшие средние оценки по фактору «застенчивость», решения принимают быстро и немедленно. Они смелы, решительны, не теряются при столкновении с незнакомыми вещами и обстоятельствами, предпринимают шаги к их осуществлению. В коллективе держатся свободно. Средний же уровень (обычные дети) относится к людям, которые в целом уверенны в себе и обладают хорошо развитыми навыками поведения в обществе, довольно общительны.

По шкале открытость разница между группами 2 балла. Обычные дети набрали 8 баллов дети с ОВЗ — 10 баллов. Эта шкала позволяет характеризовать уровень самокритичности и отношение к социальному окружению, оценить достоверность результатов и в определенной мере корректировать заключение. Если испытуемый набирает по данной шкале от 8 до 10 баллов, то этот результат подтверждает о его адекватной реакции, готовности отвечать с минимальными субъективными искажениями.

По шкале экстраверсия — интроверсия обычные дети набрали 9 баллов дети с ОВЗ — 6 баллов.

Обычные дети с высоким уровнем по этой шкале — стремятся к лидерству, общественному признанию, не испытывают затруднений в общении. Они придают большое значение социальному успеху.

Дети с ОВЗ набравшие средние оценки легко теряют душевное равновесие, нервничают, они с уважением относятся к правам других. Признают право каждого на собственную точку зрения.

По шкале маскулинность — фемининность у обычных детей 8 баллов, детей с ОВЗ 7 баллов. Разница между группами не большая обе группы относятся к высокому уровню. Интересы таких людей практичны. Они стараются избегать сложных, запутанных ситуаций.

По остальным шкалам баллы совпадают.

Шкала спонтанная агрессивность. Дети с ОВЗ набрали средние оценки, как и обычные дети, что свидетельствуют о повышенной идентификации с социальными требованиями, уступчивости, сдержанности, осторожности поведения. Перемен не любят, к новому относятся осторожно, с предубеждением. Так же и дети без ОВЗ набрали средние оценки в данной шкале.

Читайте также:  Питание как основной фактор здоровья человека

Дети с ОВЗ показали низкие оценки по шкале депрессивность , они отражают естественную жизнерадостность, энергичность и предприимчивость. Анкетируемые этой группы отличаются уверенностью в своих силах, богатством, гибкостью и многосторонностью психики, непринужденностью в межличностных отношениях, успешностью в выполнении различных видов деятельности, требующих активности, энтузиазма и решительности. Но нехватка контроля над своими импульсами и отсутствие скованности могут привести к невыполнению обещаний, беспечности, непоследовательности, что приводит к обидам и потере доверия со стороны друзей.

Шкала раздражительность. Дети с ОВЗ, как и обычные дети набрали 6 баллов (средний уровень). Им характерны такие черты, как добросовестность, чувство ответственности, стойкость моральных принципов. В своем поведении они строго соблюдают этические стандарты, руководствуются чувством долга, всегда стремятся к выполнению социальных требований.

Шкала реактивная агрессивность. Группы набрали 5 баллов. Средний уровень оценок свидетельствуют о повышенной идентификации с социальными нормами, зависимости, скромности, уступчивости, узости круга интересов. Дети с низкими баллами робки, скованны, малоактивны.

Шкала эмоциональная лабильность. По 6 баллов у каждой группы. Средние оценки могут характеризовать хорошее умение владеть собой. Им свойственны такие качества как отсутствие внутренней напряженности, свобода от конфликтов, удовлетворенность собой и своими успехами, а также готовность следовать нормам и требованиям.

Аким образом, дети с ОВЗ и инвалидностью испытывают ряд проблем: высокую тревожность, возбудимость с быстрой истощаемостью исходя из результатов методики FPI по шкале невротичность; дезадаптация — подтверждается результатами подученными по шкале уравновешенность; неуверенность, скованность, трудности в социальных контактах, избегают рискованных ситуаций, испытывают детям сложно принимать самостоятельные решения без помощи других, легко теряют душевное состояние по шкале экстраверсия-интроверсия.

Источник

Дети с ограниченными возможностями здоровья научные статьи

Значительные социально-экономические преобразования государственного устройства, происходящие в последние десятилетия ХХ века, обусловили включение России в мировое образовательное пространство и привели к изменению общественного сознания в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности (ОВЗ). Произошло понимание ведущей роли человеческих ресурсов в жизни общества, безусловное принятие ценности каждого человека независимо от его религиозных убеждений, расовой принадлежности, состояния здоровья, признание права каждой человеческой личности на самоопределение, уникальность и вариативность. Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции обуславливают необходимость создания специальных технологий образования, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ряд авторов уделяют внимание инклюзивному (совместному), обучению, которое, существенно сокращает процессы маргинализации детей с ограниченными возможностями здоровья – Е.Л. Гончарова [1,6], Д.В. Зайцев [2], Л.М. Кобрина [4], О.И. Кукушкина [1], Н.Н. Малофеев [5, 6], Н.М. Назарова [7, 8] и др.

Обучение в специальных коррекционных учреждениях, создает определенные ограничения в социализации детей с инвалидностью, в их полноценное включение в жизнь общества.

Лучше адаптироваться к жизни дети с ОВЗ могут в ДОУ и общеобразовательной школе, в которых специально созданы условия. Тем более что в последнее время предлагаются различные варианты инновационных подходов к инклюзивному обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.

Дети с ОВЗ адаптируются к жизни в общеобразовательных учреждениях значительно лучше, чем в специальных коррекционных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении детьми с ОВЗ социального опыта. Теоретически у здоровых же детей, обучающихся вместе с детьми ОВЗ развивается толерантность, активность и самостоятельность.

Детство длится примерно одну десятую часть жизни человека. В течение детства происходит чрезвычайно интенсивное физическое и психическое развитие. Критически важным периодом развития является раннее детство. Его нарушение, например, изоляция от человеческого общества, способно привести к необратимым психическим нарушениям, а если мы говорим о ребенке с ОВЗ, то эта изоляция будет иметь место в той или иной степени, но она обязательно будет.

В последние годы теоретические и прикладные задачи интеграции детей с отклонениями в развитии решаются в основном в области специальной педагогики. Но эти исследования не систематизированы, понятие «интеграция» используется специалистами зачастую прямо в противоположном смысле.

Интеграция – включение в общий поток или одно из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе или сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

Процессы интеграции в нашей стране носят стихийный (неорганизованный) характер и обусловлены рядом причин: отсутствие государственной программы поддержки учащихся с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, недостаточное количество специальных образовательных учреждений в регионах, удаленность их от места проживания семьи, нежелание родителей обучать детей в условиях изоляции и интернирования и т.д. Поэтому основной стратегией реализации интегрированного обучения будет являться создание системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях.

В рамках проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями в развитии важно учитывать социальные последствия, выражающиеся в ограничении жизнедеятельности и социальной недостаточности. Под ограничением жизнедеятельности имеется в виду снижение следующих способностей[9]: адекватно вести себя; эффективно общаться с окружающими.

Читайте также:  Польза валенок для здоровья

Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.

Педагогическая интеграция (учебная) – формирование у детей с ограниченными возможностями в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть общим учебным планом (совместное обучение в одном классе).

В последнее десятилетие в целом по стране, в силу социально-экономических, демографических, экологических причин обозначилась устойчивая тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. В Российской Федерации существует достаточно разветвленная сеть образовательных учреждений, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети дошкольного возраста с ОВЗ обучаются в группах комбинированной, оздоровительной направленности. Дети, входящие в состав разных нозологических групп (с тяжелыми нарушениями речи, сенсорной и двигательной депривацией, интеллектуальной недостаточностью) получают образование в ДОУ. Создаются условия для образования детей с более тяжелой и малоизученной патологией развития (умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложным дефектом развития, аутистическими расстройствами).

Коррекционная работа, как педагогическая и в то же время социальная система, должна иметь самостоятельный выход на социальную среду [11]. Ведь именно среда обусловливает общественные цели специального образования: всестороннее развитие личности, социально-трудовая адаптация учащихся, компенсация дефекта и др. Выделим основных положения коррекционно-педагогической работы: коррекция занимает центральное положение в системе специального образования, так как она определяет дефектологическую направленность учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях; коррекция находится на перекрестке составных частей общего образования (обучение, воспитание, развитие), она триедина и в то же время имеет свою специфическую направленность; коррекция как социальная система функционирует не изолированно, а в конкретных социальных условиях имеет и самостоятельный выход на среду.

Компоненты образовательного и коррекционного процессов, «в реальной обстановке будут динамичны, их соотношение будет меняться в зависимости от социального заказа общества, дидактических целей и задач обучения в целом» [10]. Определяя образовательный маршрут ребенка, обучающегося среди школьников, не имеющих отклонения в развитии, необходимо помнить о роли специальных образовательных условий, которые включают в себя: образовательную среду, психолого-педагогическое сопровождение, коррекционную направленность обучения. Такой подход обусловлен некоторыми общими закономерностями для всех типов аномального развития [7]: снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; трудность словесного опосредствования; замедление процесса формирования понятий; нередко явление ретардации (незавершенность формирования психических функций данного периода). Кроме того, наблюдаются закономерности, характерные для каждого конкретного нарушения.

Недостаточность, невозможность своевременной помощи, поддержки ребенка с ОВЗ снижает качество образования. Качество образования по определению А.М. Каца – совокупность свойств образования, обусловливающих его способность удовлетворять определенные потребности гражданина, общества, государства в соответствии с назначением [3].

Исходя из приоритетов в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, важнейшими направлениями системы образования для таких детей являются: разработка и реализация социальных проектов, содействующих интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество; разработка программ развития социального доверия учащихся в условиях сотрудничества семьи, общества, образовательного учреждения; использование возможностей образовательной программы, предусматривающей потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях общего типа. Приоритетными направлениями так же являются: разработка и реализация программ повышения квалификации учителей в области специальной педагогики и специальной психологии; разработка и реализация программных и учебно-методических комплексов нового поколения для детей с ограниченными возможностями здоровья; усиление психолого-педагогических служб образовательных учреждений, занимающихся обучением детей с ограниченными возможностями здоровья; создание программ социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья; разработка концепции непрерывного инклюзивного образования (дошкольное образовательное учреждение, школа, учреждения профессионального образования); разработка программ раннего вмешательства с целью раннего выявления проблемы и оказания своевременной коррекционной помощи; разработка и внедрение программ, позволяющих укрепить сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, кадровый и научно-методический потенциал которых способен обеспечить образование детей с ограниченными возможностями здоровья; постепенное развитие интегрированных форм обучения инвалидов на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности (наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовка педагогического коллектива, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями); разработка образовательных программ для родителей.

Для преодоления сложностей в процессе инклюзивного образования необходимо специальное социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, использование социально-педагогических технологий, которые смогли бы помочь им социализироваться в новых для них условиях общеобразовательных учреждений. Воспитателям и педагогам общеобразовательных учреждений необходимо применять индивидуальный подход к каждому ребёнку с ОВЗ, учитывать особенности его характера, состояния здоровья, готовности к школьному обучению, психологические и адаптационные возможности. Значительно улучшить состояние ребенка могут только ранняя диагностика и своевременные меры коррекции.

Источник

Adblock
detector