Меню

Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект особого внимания вожатого инклюзивное общение

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

Психолого-педагогические особенности работы вожатого с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Одним из важных условий успешной работы вожатого в лагере интеграционного типа является умение быстро и точно определять и анализировать сложившиеся трудные ситуации во взаимоотношениях между детьми, а также между ребенком и взрослым, знать и использовать в своей работе специальные методы коррекции поведения [2].

Не все эти дети могут ходить самостоятельно. Многие из них впервые в жизни увидели, как выглядят настоящие речка и лес. Их наставники и воспитатели бесконечно признательны тем, кто создал такие прекрасные лагеря для детей с ограниченными возможностями здоровья [4].

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью) [3].

Социокультурный статус ребенка во многом определяется как наследственными биологическими факторами, так и социальной средой жизни ребенка. Процесс развития личности характеризуется единством и взаимодействием системы биологических и социокультурных факторов. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов; быстроту образования, прочность и динамичность условных связей. ). От этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности (в дальнейшем — ВНД) зависят способности к овладению социальным опытом, познанию действительности, то есть биологические факторы создают предпосылки психического развития человека [3].

На развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья будут влиять следующие факторы:

1. Вид (тип) нарушения.

2. Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть ярко выраженными, слабо выраженными или почти незаметными.

3. Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие — повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития.

4. Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала коррекционно — реабилитационной работы с ним [3].

Цели и задачи формирования здорового образа жизни:

а) формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни;

б) обучение правилам гигиенического поведения на фоне общего оздоровительного режима всей жизни в лагере;

в) коррекция нарушений здоровья силами медицинского блока и педагогического коллектива [3].

Основным видом деятельности, предлагаемым детям в лагере, является оздоровительная, реабилитационно — коррекционая и досуговая деятельность. При правильной организации она становиться основой для решения педагогических задач в целом и задач формирования здорового образа жизни, в частности [3].

При планировании и проведении мероприятий по организации системы отдыха и оздоровления различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья целесообразно исходить из того, что отдых и оздоровление предполагают не только здоровье сберегающий результат, но также ориентированы на достижение развивающих и воспитательных целей. Следовательно, эффективная организация отдыха и оздоровления детей с ОВЗ имеет и социально-профилактическое значение, связанное со снижением уровня асоциального поведения в подростковой среде [1].

1. Диагностика функциональных состояний (мониторинг здоровья): психологическая; интеллектуальная; диагностика физического состояния; скрининг – диагностика зрения.

2. Профилактика: заболеваний дыхательных путей; миопии; вредных привычек; предупреждение нарушения опорно-двигательного аппарата; заболеваний нервной системы.

3. Организация воспитательного процесса (помимо обеспечения условий для отдыха и оздоровления): планирование системы просветительских, досуговых и воспитательных мероприятий; обеспечение санитарно-гигиенических условий для их проведения; проведение здоровьесберегающих мероприятий, сохранение жизни и здоровья детей.

Читайте также:  Сформированность культуры здоровья обучающихся

4. Рациональное питание: работа медицинского персонала; работа столовой, режим питания; фитотерапия.

5. Физкультурно-оздоровительная работа: занятия физкультурой и спортом; проведение спортивных соревнований; лечебно – физическая культура; прогулки, подвижные игры; дни здоровья и спорта.

6. Пропаганда здорового образа жизни, мотивация детского коллектива на решение проблем здорового образ жизни [1].

В соответствии с направлениями и содержанием деятельности по здоровье сбережению и оздоровлению детей и подростков в лагере необходимо осуществлять и другие меры, обеспечивающие системность работы по решению оздоровительных, воспитательных и развивающих задач:

1. Разработка общей системы работы лагеря, направленной на решение задачи оздоровления детей.

2. Сбор и систематизация документации, содержащей начальные, текущие и итоговые сведения о динамике состояния здоровья и социальной адаптации детей.

3. Наработка и совершенствование рекомендаций, основанных на обобщении и систематизации конкретного опыта педагогических и медицинских работников по организации оздоровления детей с разными видами заболеваний и распространение передового опыта внутри лагеря.

4. Мониторинг качества работы всех направлений и коррекция работы отдельных подструктур и всей системы.

5. Обеспечение организационных, педагогических, психологических условий для полноценного отдыха, воспитания и развития детей и подростков.

7. Обеспечение психологического, педагогического и социального сопровождения ребенка.

8. Обеспечение благоприятной, развивающей, психологически комфортной, эмоционально и событийно наполненной социальной среды.

9. Обеспечение контакта с родителями (законными представителями) в целях решения задач медицинского и педагогического просвещения, организации сотрудничества для решения текущих актуальных проблем.

10. Решение просветительских задач: обеспечение педагогов, детей, их родителей необходимой достоверной информацией в области формирования, сохранения и укрепления здоровья; формирование у них представления об ответственности за собственное здоровье; обучение детей моделированию индивидуальных форм безопасного поведения в области здоровья[1].

Как будет организована жизнь отряда и как будут относиться дети друг к другу — зависит только от вожатого.

Именно вожатый может: создать комфортную обстановку для каждого ребенка, чутко отнестись к его потребностям, раскрыть все его возможности [3].

Для этого, безусловно, нужны специальные знания и умения вожатых. Кроме этого, каждый вожатый должен иметь: открытое сердце, любовь к каждому ребенку и желание сделать их отдых счастливым. Это поможет справиться с любой неординарной ситуацией и найти подход к каждому воспитаннику ДОЛ[3]!

ОВЗ — что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение. Режим доступа: http :// businessman . ru .

Организация работы вожатых в оздоровительном лагере интеграционного типа. Режим доступа: https :// cyberleninka . ru .

Особенности организации отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья. Режим доступа: https :// studfiles . net .

Ребенок с ОВЗ в детском лагере. Режим доступа: http :// cc — profi . ru .

Источник

Особенности работы вожатого с детьми с ограниченными возможностями здоровья в интегрированных лагерях

Декман Илона Евгеньевна
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки

Аннотация: В статье раскрыты особенности работы вожатого в интегрированных лагерях, приведены возможные направления и содержание программы интеграционных лагерей, а также содержание направлений реабилитационного отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья (оздоровление, социально-коммуникативная, социально-бытовая, социально-средовая, социально-психологическая и социально-культурная реабилитация). Кроме того, в статье приводятся формы и содержание внутриотрядной работы в интегрированных лагерях (игры, несущие смысловую нагрузку, тренинги, массовые мероприятия, мастерские, кружки).
Ключевые слова: Дети с ограниченными возможностями здоровья, интегрированные лагеря, реабилитационный отдых, вожатый

Features of the work of the counselor with children with disabilities in integrated camps

Dekman Ilona Evgenievna
Candidate of Psychology, senior teacher Department of Pedagogy, Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki

Abstract: The article reveals the peculiarities of the work of the counselor in the integrated camps, the possible directions and content of the program of the integration camps, as well as the content of the directions of rehabilitation recreation for children with disabilities (rehabilitation, social and communicative, social, socio-environmental, socio-psychological and social) -cultural rehabilitation). In addition, the article provides the forms and content of intra-row work in integrated camps (meaningful games, trainings, mass events, workshops, clubs).
Keywords: Children with disabilities, integrated camps, rehabilitation holidays, counselor

Читайте также:  Если списывают с армии по состоянию здоровья

Организация отдыха и досуга детей, формирование культуры организации свободного времени являются главными задачами всех детских оздоровительных лагерей, где происходит общение детей с природой, оздоровление, формируется опыт здоровьесбережения, приобретаются навыки самостоятельного проживания, дружбы с взрослыми и сверстниками, развитие навыков ответственности за свои поступки, формирование интересов, духовной жизни и ценностей, индивидуальное взросление и развитие.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) летние каникулы занимают особое место и являются важным этапом их оздоровления и социализации.

Интегрированные лагеря – это инновация в российском образовании, это лагеря, где наряду со здоровыми детьми оздоравливаются и дети с ОВЗ. Целью интегрированных лагерей является максимальное обеспечение социального функционирования, развития и оздоровления детей с ОВЗ, а также воспитание у здоровых детей толерантности по отношению к детям с ОВЗ. Интегрированные лагеря призваны объединить школьников, помочь здоровым детям научиться брать на себя ответственность, а детям с ОВЗ – найти свое место в обществе, адаптироваться к жизни в нем.

Проблемой организации интегрированных лагерей занимается ряд российских ученых, рассматривающие отдельные направления реабилитационного отдыха, роль вожатых в работе с детьми с ОВЗ в летний период, а также формы работы в интегрированных лагерях. К ним мы относим исследования Е.В. Губанихиной, О.А. Любченко, А.И. Савенкова, С.К. Кудряшова, А.А. Воронова, Е.А. Леванова, Е.В. Моцовкиной, М.А. Кечиной.

В виду социальной ограниченности, вызванной различными видами заболеваний, для детей с ОВЗ пребывание в летнем лагере совместно со здоровыми детьми является очень значимым событием. Им важна оценка, реакция здоровых детей на их поведение, действия, возможности. Важна также эмоциональная поддержка и готовность прийти на помощь. Именно это играет главную роль в интеграционном процессе [1, с.212].

Однако, имеют место ситуации, когда здоровые дети не готовы принять детей с ОВЗ, возможно, в силу своей неосведомленности об особенностях детей с ОВЗ, либо в силу своих личностных качеств (отсутствие эмпатии, жестокосердие, брезгливость). При помощи последовательной системы мероприятий, проводимых в лагере, может быть достигнуто не только уменьшение воздействия инвалидизирующих факторов и условий, но и создание возможностей для детей с ОВЗ достичь социальной интеграции, адаптироваться к жизни в обществе. Это и создает возможность для детей с ОВЗ быть счастливыми и находить цель и смысл жизни.

Программа работы в детском оздоровительном лагере, принимающим детей с ОВЗ должна быть нацелена на:

— организацию режима с учетом индивидуальных особенностей детей (рационное питание, воздушные и солнечные ванны, лечебные процедуры (по назначениям), занятия адаптированными спортивными играми, занятия лечебной физкультурой, прогулки, походы, купание);

— реализацию творческого потенциала детей, развитие и формирование художественных, прикладных умений и навыков (работа кружков и мастерских, конкурсные программы, концертные мероприятия).

Останавливаясь на специфике лагерей, принимающих детей в ОВЗ, хочется отметить их уникальность, которая должна состоять в возможности решать задачи по основным направлениям реабилитационного отдыха детей с ОВЗ. Содержание направлений реабилитационного отдыха в интегрированных лагерях представлено в таблице 1.

Таблица 1. Содержание направлений реабилитационного отдыха в интегрированных лагерях

Наименование направления реабилитационного отдыха

Содержание направления реабилитационного отдыха

Источник

Как подготовиться к инклюзивной смене в детском лагере

В 2015 году был отменен СанПиН, который ограничивал в возможностях отдыха детей с ОВЗ в детских лагерях. Теперь решение о том, может ли конкретный ребенок поехать в лагерь, принимает врач, выдавая справку формы 0-79У, которую каждый ребенок обязан предоставить в момент заезда в лагерь. По новым правилам дети с разной формой инвалидностью могут, наконец, отправиться в детский лагерь наравне со своими сверстниками.

Конечно, инклюзивные смены нуждаются в дополнительной подготовке. Например, требуются вожатые, которые умеют провести мероприятие так, чтобы все дети чувствовали себя талантливыми и успешными. Нужна работа над инфраструктурой лагеря. Есть вопросы, которые требуют управленческих и стратегических решений. Разумеется, нужна программа, которая предусматривает возможность гибкого управления наполнением, чтобы вожатые могли адаптировать смену под конкретный отряд, но не потерять в количестве и качестве проводимых мероприятий.

Читайте также:  Генеральный директор академии здоровья

Начиная с 2015 года МОСГОРТУР провел целый ряд инклюзивных смен для детей, с разными типами ОВЗ: слабослышащих, с нарушениями функционирования опорно-двигательного аппарата, для детей с синдромом Дауна. За это время мы накопили некоторый опыт, и хотим рассказать, какие факторы нужно учесть при подготовке такой смены и на что стоит обратить внимание родителям ребенка с ОВЗ, при выборе лагеря.

Подготовка инклюзивной смены включает в себя четыре основных направления: подготовка вожатых, подготовка родителей «обычных» и «особенных» детей, знакомство «особенных детей» с традициями и инфраструктурой лагеря, подготовка программы либо адаптация существующей.

Начнем с подготовки детей и родителей. Есть два типа проблем, которые нужно решить на этом этапе: организационные страхи и опасения и социальные. Организационные страхи включают в себя, например, боязнь родителей, что у ребенка недостаточно развиты навыки самообслуживания или он не сможет вписаться в режим дня. Их можно устранить, организовав экскурсию в лагерь, где будущие участники смены смогут познакомиться с инфраструктурой лагеря, посмотреть на сотрудников, посидеть на кроватях и за столом, погулять по открытым площадкам. На этом этапе уходит значительная часть опасений: родители видят, что пандусы прикручены, комнаты обустроены, а вожатые вполне в состоянии помочь детям и найти с ними общий язык.

Социальные опасения можно решить двумя способами: организацией инклюзивных экскурсий или мастер-классов, в которых дети участвуют без родителей, пробными выездами в лагерь на 2-3 дня либо консультацией с психологом.

Кроме того, на первом этапе будет полезно познакомить родителей с куратором.

Куратор – это человек, которому можно будет задать любой вопрос о лагере, ребенке или программе. И который будет на связи круглосуточно, в хорошем настроении и с неограниченным запасом времени на разговор. У него всегда должны быть подходящие слова, чтобы снять любые тревоги и опасения.

Важно помнить, что родители «обычных» детей нуждаются в подготовке не меньше, чем родители «особенных». К сожалению, в России инклюзивный подход в настоящий момент остается редкостью, и большинство родителей боятся, что их ребенок не воспримет и не сможет наладить контакт со сверстником с ОВЗ. Конечно, развитие толерантности в родителях не может быть задачей организатора лагерной смены, но стоит подготовиться к возможным возражениям и страхам, запастись аргументами и соответствующими примерами. Накопленными в ходе предыдущих смен.

К подготовке вожатых тоже важно отнестись со всей серьезностью. Лучше всего выбрать людей, которые уже отработали несколько смен в лагере и зарекомендовали себя, как хорошие специалисты. Идеально, если у них есть профильное образование, например, в коррекционной педагогике. Но вряд ли стоит считать это обязательным условием. Им надо обеспечить возможность дополнительного обучения именно по инклюзивным программам и пройти соответствующую практику в партнерских центрах для детей с ОВЗ.

Вожатых необходимо познакомить с детьми еще до проведения смены. Это можно сделать во время ознакомительного выезда в лагерь либо организовав специальную встречу в городе. За время встречи вожатые должны иметь возможность поговорить с каждым ребенком, постараться найти с ним контакт, организовать совместную игру или творческое занятие.

Кроме того, вожатые должны поговорить с родителями, которые расскажут об особенностях поведения детей, о том, какой подход к ним работает в каких случаях, и на какие признаки следует обращать внимание при проведении мероприятий.

Важно, что на инклюзивной смене количество вожатых в каждом отряде нужно увеличить в зависимости от состава отряда, возраста и особенностей детей. Чтобы во время любого мероприятия можно было, например, разделить группы детей на подгруппы или организовать отдельный мастер-класс для тех, кто не захотел участвовать в основном.

Источник

Adblock
detector