Ментальные нарушения у детей и помощь родителям
Ментальные нарушения у детей в настоящее время — явление частое, нередкое и уже мало удивляет. Все больше родителей знают, что такое аутизм, гиперактивность, задержка психического развития, алалия и др. Порой такой информации много, но она зачастую не соответствует действительности. Поэтому необходима помощь родителям детей с ментальными нарушениями.
Что такое ментальное нарушение (расстройство)?
Ментальное расстройство (МР) – это психическое заболевание или нарушение психического (интеллектуального) развития, которое ограничивает способность человека работать или обслуживать себя, а также осложняет процесс интеграции в общество.
Согласно данным ВОЗ, психические отклонения имеются у каждого пятого человека на планете. К сожалению, в нашем обществе люди с ментальной инвалидностью воспринимаются как что-то из ряда вон выходящее.
В понятие ментальной инвалидности входят нарушения психического и умственного развития: аутизм, шизофрения, эпилепсия, умственная отсталость, дефекты речи, генетические заболевания, органические поражения ЦНС, деменция, клиническая депрессия и другие. Перечисленные патологии могут сопровождаться нарушениями опорно-двигательного аппарата, потерей зрения и слуха.
Дети с ментальными нарушениями бывают разные. У них могут быть разные степени нарушения интеллектуального развития или тяжести психического заболевания, а также они отличаются друг от друга по характеру. Поэтому они вынужденно изолированы от общества. Однако независимо от вида нарушений таких деток, их чувства, желания, эмоции и потребность в самовыражении равноценны чувствам, желаниям, эмоциям и потребности в самовыражении других людей.
Родители детей с ментальными нарушениями вынуждены погружаться в проблему, чтобы помочь собственным детям. Коррекция ментальных нарушений содержит много особенностей, но самое главное, чем раньше ее начать, тем успешнее она пойдет.
Но в то же время у семьи, воспитывающей особого ребёнка, возникает множество трудностей и проблем. На наш взгляд, работая с такими детьми, главная трудность связана с дефицитом эмоциональной поддержки, позитивных контактов, общения с людьми, которые в состоянии понять проблемы семьи.
Проект «Ментальные нарушения и помощь родителям»
В Тамбовской области реализуется пилотный проект «Ментальные нарушения и помощь родителям». Он позволит разрешить проблемы, оказать помощь родителям, у которых дети с ментальными нарушениями, в том числе и с синдромом Дауна.
Тамбовская область вошла в число пяти регионов Российской Федерации, которые при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, участвуют в реализации пилотного проекта. Кроме нашего региона, в проект вошли Алтайский край, Кемеровская, Курганская и Архангельская области.
Я являюсь руководителем рабочей группы по реализации этого проекта в образовательном учреждении. На базе центра «Гармония» города Рассказово организована деятельности группы взаимопомощи родителей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна, которая оказывает помощь родителям.
Группа взаимопомощи родителей (далее — группа) — это сообщество родителей, объединенных с целью повышения психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с ОВЗ посредством психолого-педагогического просвещения. Деятельность группы представляет собой реализацию программ активной поддержки родителей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями. Уже состоялось два собрания группы родителей, где они познакомились друг с другом, узнали план нашей работы, получили первые рекомендации.
Источник
Что такое ментальное расстройство?
Психические расстройства личности являются глобальной проблемой современности. В условиях стресса у каждого пятого проявляются ментальные нарушения. Они имеют множество разнообразных признаков.
Что такое ментальное (психическое) расстройство?
Современная психиатрия считает процесс патологическим в том случае, если существует явное отклонение от установленной нормы, которое негативным образом сказывается на состоянии пациента.
Ментальное расстройство личности простыми словами – это психическое заболевание, связанное с нарушением интеллектуального и эмоционального развития, которое ограничивает возможности человека в социальном взаимодействии, осложняет процесс его адаптации в обществе. Также заметно снижается способность адекватно воспринимать реальность, контролировать свое поведение.
Симптоматика
Человек с ментальными расстройствами в различных жизненных ситуациях неосознанно проявляет черты своей личности в форме необоснованных реакций:
• тревога, беспричинное беспокойство;
• частая смена настроения;
• нарушение режима сна;
• чувство стыда, вины;
• различные страхи (фобии);
• чередование подавленности с приступами агрессии;
• проявление раздражительности, излишней ранимости.
Эмоциональные всплески приводят к истощению внутренних ресурсов организма, стойкому ощущению хронической усталости. При этом страдают многие психические функции – мышление, память, внимание. Отклонения касаются способов восприятия внешнего мира, социального взаимодействия, поведенческих реакций.
Нарушение ментального развития у детей в ранний период жизни связано с коммуникативными, двигательными и сенсорными трудностями, а также замедленным развитием интеллекта. Степень их проявления варьируется.
В детском возрасте МР отличаются рядом особенностей:
• отставание в развитии;
• пассивность во всех сферах жизнедеятельности;
• неразвитость речевых, моторных, когнитивных функций;
• снижение познавательного интереса;
• малоразвитость эмоциональной и волевой сферы.
Симптомы заболеваний могут появиться в любом возрасте.
Причины
Развитие ментальных болезней в раннем детстве провоцирует совокупность факторов – психологических, биологических, социальных. По мере взросления симптомы могут усиливаться. Обычно патологические состояния психики вызваны двумя группами причин:
Эндогенные
Обусловлены физиологическими причинами:
• биохимический дисбаланс в клетках мозга;
• повреждение структуры мозга (травмы, инфекции).
Экзогенные
Относятся к внутриутробному и родовому периодам:
• инфекционные и хронические болезни матери;
• интоксикация, применение медикаментов во время беременности;
• курение, употребление матерью алкоголя и наркотиков;
• родовые травмы головы;
Разновидности психических отклонений
Ментальные расстройства (МР) личности – это болезни, которые характеризуются нарушениями психики, мышления, восприятия реальности и поведения. Группа отклонений, имеющие индивидуальный характер, развиваются в соответствии с характерными чертами личности. Они не всегда поддаются четкой классификации, так как до конца не изучены.
• психопатии различной этиологии.
Диагностика
Психические заболевания чаще всего диагностируются после трех лет. Иногда внешнего осмотра недостаточно, симптомы могут проявляться не слишком очевидно. Окончательный диагноз помогают поставить:
1. Консультации специалистов.
2. Сбор информации о заболевании.
3. Результаты тестирования.
Своевременная диагностика поможет внести ясность, определить тип расстройства, повышая шансы на улучшение качества жизни пациента.
Лечение
Многие люди не обращаются за медицинской помощью, так как не осознают свою проблему. Самостоятельно распознать легкие формы заболеваний с широким спектром отклонений невозможно. Часто они маскируются под усталость, лень, эмоциональное выгорание, а также различные симптомы, затрудняющие повседневную жизнь.
Для полноценной социальной адаптации и улучшения качества жизни необходима помощь специалистов. Лечением патологий занимаются неврологи, психиатры и психотерапевты. Иногда для коррекции состояния достаточно методов психотерапии и аутотренинга.
В тяжелых случаях, особенно во время кризисов, пациент нуждается в госпитализации и медикаментозной терапии. Препараты подбираются строго индивидуально. Прогноз более благоприятный для тех, кто проходит лечение.
МР у людей проявляется по-разному из-за многообразия психических особенностей. Всё зависит от типа и тяжести функциональных нарушений. Человек может быть в полной мере самостоятельным или нуждаться в постоянной поддержке.
Многие расстройства успешно поддаются коррекции. Занявшись ментальным здоровьем, можно снова испытать удовольствие от жизни, ощутить радость.
Источник
Первые признаки ментальных нарушений у детей: узнать в лицо
Нет, наверное, такого родителя, который хотя бы раз не задался вопросом, с тревогой вглядываясь в лицо своего ребёнка: а вдруг с ним что-то не так? Особенно актуально это сегодня, когда со всех сторон на мам и пап выливаются потоки информации, в которой тяжело разобраться и сориентироваться. Так когда же действительно имеет смысл начинать волноваться и обратиться за помощью к специалистам?
Аутизм. Фото — фотобанк Лори
Аутизм
Признаков аутизма очень много, нет четких критериев, дети все разные и проявляются аутизм у всех по-своему. Но следующие особенности поведения и развития должны насторожить родителей:
- был регресс в развитии, ребенок утратил часть уже сформировавшихся навыков (речь, самообслуживание, коммуникация, игровая деятельность). Речь начала развиваться по графику, но затем пропала и так и не вернулась, или ребёнок начал говорить на своём «птичьем», никому не понятном языке) и т.д.; распадаются навыки коммуникации (перестаёт смотреть в глаза, улыбаться и т.д.), самообслуживания
- ребенка не радуют, а порой и пугают новые игрушки, новая одежда, новая мебель в комнате; может отказываться входить в комнату после перестановки в ней мебели;
- ребёнок не реагирует на своё имя после трёх лет, трудно привлечь его внимание;
- речь развивается с выраженной задержкой или ребёнок так и не начал говорить к трём годам; речь не используется для коммуникации, ребёнок говорит словно сам с собой, при этом в речи может быть сочетание лепетных слов и слов сложных – эскалатор, трактор и т.д.
- у ребёнка частые, сильные капризы и истерики, причины которых определить не получается;
- ребенок не всегда реагирует на громкие звуки, порой кажется, что у него нарушен слух, но при этом слышит даже тихие звуки в другом конце квартиры;
- не понимает обращенную речь, не выполняет команды и элементарные просьбы;
- нет указательного жеста, не пытается объясниться мимикой и жестами, речь монотонная или странно интонирована: голос высокий, напряжённый, или, наоборот, хриплый, глухой;
- не обращается за помощью, добивается всего плачем или действует рукой взрослого; использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет, например, забирается по нему, как по дереву, чтобы достать конфеты с верхней полки;
- не повторяет действия взрослых, нет копирования и повторения бытовых действий;
- есть проблемы с приучением к горшку, не стремится овладеть навыками самообслуживания по подражанию;
- ребенок редко смотрит в глаза или смотрит, но на лицо в целом, вскользь, его трудно дозваться или сфотографировать, не удерживает сколько-нибудь длительно контакта «глаза в глаза»; не узнаёт себя в зеркале; на лицо собеседника словно «смотрит, но не видит», взгляд «зеркальный»;
- ребенок редко ищет утешения у матери, не делится с другими людьми своей радостью, интересами, достижениями (например, не приносит и не показывают другим предметы, которые ему нравятся)
- ребенок не ищет общения. Не волнуется при разлуке с матерью; после трёх лет может легко уйти с чужим человеком. Может оставаться в комнате один, часто такие дети радуют в раннем возрасте взрослых тем, что они «удобные», «могут сами себя занять»;
- уклоняется от ласк и прикосновений даже близких взрослых, на руках не принимает «удобную позу»: отстраняется, растекается или наоборот напрягается, сам не инициирует контакт;
- к трём годам нет интереса к сверстникам, нет попыток взаимодействия и общих игр. Не умеет общаться, игнорирует других детей или раз за разом пытается наладить контакт непонятным другим способом;
- тяжело воспринимает изменения в повседневной жизни, предпочитает пользоваться одними и теми же маршрутами на прогулке, даёт открывать книжку только на одних и тех же любимых картинках; смотрит одни и те же мультфильмы; сутками может слушать одну и ту же песенку;
- у ребёнка появляются длительные странные игры с перекладыванием игрушек, сортировкой, может выкладывать игрушки в длинные ряды и т.д. Нет ролевых игр («дочки-матери» и т.д.). Настойчивое внимание к частям предметов, а не игрушкам в целом; может быть предпочтение неигровых предметов – верёвочек, кусочков ткани, цепочек и т.д.;
- Может очень долго смотреть на какие-то предметы или действие, которые не соответствуют обычным детским интересам: банкоматы, рельсы, бегущую строку в транспорте, домофон, стиральные машины, крутящиеся колёса у машин и т.д.);
- У ребенка регулярно наблюдаются повторяющиеся движения: взмахи, хлопки, кручения рукой или пальцами, или сложные движения всего тела. Может махать руками, начинает ходить на цыпочках, часто наклоняет голову, машет головой или бьется, теребит волосы или уши, качается, перебирает пальчиками у лица;
- Выраженная негативная реакция на манипуляции с телом: стрижку волос, мытьё головы, закапывание в нос, попытку надеть на него варежки, шапки, носки и т.д.;
- У ребёнка необычные страхи: пылесоса, дрели, фена, определённых предметов одежды или игрушек и т.д.;
- У ребёнка нет чувства «края», опасности, создаётся ощущение, что он слишком бесстрашный: может вырывать руку, убегать без оглядки на родителей; залезать высоко на лестницы и горки на детской площадке, сидеть на подоконнике открытого окна. Это не проходит к 3 годам, когда в норме у ребёнка должно появиться чувство самосохранения в основных жизненных ситуациях;
- возможна слабая либо слишком острая чувствительность к боли, — ребёнок словно не замечает, когда падает и сильно ударяется, даже когда рана сильно кровоточит;
- мелкая и крупная моторика отстает от возрастного уровня, либо развита неравномерно: ребенок может быть неуклюжим, постоянно задевать углы, врезаться в стены, но при этом проявлять чудеса ловкости, когда дело касается его интересов: виртуозно собирать крошки с ковра, залезать на шкаф и в другие труднодоступные места.
Детская шизофрения
Что может быть возможным признаком развития шизофрении у ребёнка и требует незамедлительной консультации специалиста?
- Странные фантазии, отличающиеся особой стойкостью, ребёнок не проводит разницы между собой и персонажем, которого он отыгрывает: так, называя себя «кошечкой», принимает пищу только из мисок на полу, на вопрос: «Кто ты?» не называет своё имя, не говорит, что он мальчик или девочка, а упорствует в том, что он «кошка». Говорящие дети более старшего возраста могут просить, чтобы их называли другими именами, рассказывать о невидимых никому друзьям, которые приходят к ним.
- Непонятные страхи – ребёнок либо сам не может объяснить, чего он боится, либо, напротив, чётко описывает «чудовищ» или людей, которые приходят к нему по вечерам, может чётко показать, где они стоят. Может упорно отказываться отвечать на вопрос, чего он боится.
- Существенно ухудшился уровень бытового и социального функционирования: ребёнок перестал следить за собой, умываться; предпочитает играм с друзьями уединённое времяпрепровождение в своей комнате, хотя раньше был общительным; ухудшилась успеваемость на развивающих занятиях, в саду или в школе; ребёнок словно «глупеет», начинает вести себя соответственно более раннему возрасту.
- Во время разговора ребёнок прерывает беседу и оглядывается по сторонам, словно прислушивается к чему-то, при этом теряет нить беседы. Порой речь становится бессвязной. Жалуется на голоса в голове, которые кричат, указывают, комментируют и т.д.
- Немотивированная агрессия, жестокость; эмоции сглаживаются, уплощаются, становятся всё менее различимыми. Ребёнок может демонстрировать эмоции, неадекватные ситуации, например, смеяться, когда сообщают о грустном известии.
- В рисунках появляется яркая контрастная цветность, не соответствующая сюжету (синяя трава, оранжевое небо и т.д.), вопреки сложившемуся мнению, чёрный цвет в рисунках далеко не всегда свидетельствует о развитии шизофрении, чаще свидетельствует о депрессивных расстройствах. Могут наблюдаться повторяющиеся, пугающие сюжеты: существа с зубами, оторванными конечностями, чрезмерно большими глазами.
Умственная отсталость
Какие признаки в развитии ребёнка могут указывать на возможную умственную отсталость?
- Ребёнок с опозданием начинает ползать, сидеть, ходить, лепетать.
- Ребёнок ведёт себя как более младший по возрасту. Иногда – и выглядит младше своих лет.
- Равномерное интеллектуальное отставание, ребёнок либо «тугодум», либо отвечает сразу, но первое, что придёт в голову. При этом в интеллектуальном развитии нет областей, в которых ребёнок был бы ярко успешнее, чем в остальных;
- К трём годам у ребёнка не появляется осознанной сюжетной игры. Он словно не может себя ничем занять: бесцельно бродит по комнате от одной игрушке к другой, берёт игрушку, бросает её и тут же тянется за следующей.
- Навыки самообслуживания (еды, одевания, посещения туалета и т.д.) осваивает со значительным опозданием, и видно, что даются они ему непросто;
- Ребёнок чрезмерно социально наивный, на детской площадке у него легко отобрать игрушку, он не пытается её вернуть, отстоять, в более старшем возрасте его легко обмануть, его часто выставляют виноватым в коллективных шалостях, зачинщиком которых был не он;
- Ребёнку с огромным трудом даётся учебная деятельность, он постоянно неуспешен на занятиях в саду или школе в тех заданиях, которые его сверстники осваивают легко.
Генетические синдромы могут принимать самый разный облик: быть похожи на аутизм, умственную отсталость, сопровождаться дополнительными проблемами: эпилепсией, проблемами физического развития и т.д. Большая часть генетических синдромов сопровождается особенностями внешнего вида, нарушением рисунка на руках и пальцах. Однако не всегда эти особенности столь очевидны. Порой эти черты довольно сглажены, и при внешнем осмотре довольно сложно понять: ребёнок похож на кого-то из родственников или его черты изменены из-за генетического заболевания? Однако, если у ребёнка есть задержка развития и при этом несколько специалистов кардинально расходятся во мнении относительно диагноза, имеет смысл обратиться за консультацией к врачу-генетику.
В любом случае, если родителям кажется, что есть какие-то проблемы в развитии у ребёнка – необходимо преодолеть страх и обратиться к специалистам. Даже если диагноз подтверждается – своевременно начатая коррекционная работа позволяет решить многие проблемы и в перспективе даёт ребёнку возможность жить полноценной жизнью.
Об авторе:
Наталья Керре, автор книги «Особенные дети: Как подарить счастливую жизнь ребенку с отклонениями в развитии» — дефектолог, семейный консультант, лектор, блогер. Работает с особенными детьми более двадцати лет. Использует в работе семейно-ориентированный подход.
Источник