Меню

Держать пост полезен здоровью

Польза и вред поста для здоровья и организма

Согласно церковному календарю, в течение года постных дней бывает от 178 до 212 в зависимости от дня празднования Пасхи и, соответственно, длительности Петрова поста (это единственный многодневный пост, длительность которого может различаться). Получается, что как минимум половину календарного года православный христианин призван исключать из своего рациона пищу животного происхождения.

С духовной точки зрения основной целью поста является духовное очищение, а не ограничение пищи как таковое. Напротив, составление рациона только из растительных продуктов облегчает духовные подвиги, в которых и лежит весь основной смысл любого поста. Тем не менее, телесная человеческая природа часто берет верх, и невозможно не обращать внимание на свое тело во время поста. Эта статья посвящена питанию и тому эффекту, который оказывает растительная пища на наш организм.

Пост — это вегетарианство?

Довольно часто можно услышать сравнение православного воздержания в пище с модным сегодня вегетарианством. Несмотря на совершенно разные духовные аспекты и цели, с точки зрения составления рациона вегетарианство действительно наиболее точно характеризует способ питания во время православного поста.

Важно! В полной мере сравнивать пост и вегетарианством некорректно, поскольку православное воздержание преследует духовные цели, а особенное питание — это лишь способ облегчить духовный труд.

Если рассматривать только телесную форму воздержания, то во время православного поста человек призван отказываться о продуктов животного происхождения и питаться только растительной пищей. Именно такого рациона придерживаются вегетарианцы, а точнее — веганы.

Ещё о православном посте:

По мере ограничения употребления животных продуктов, Устав нашей церкви выделяет такие степени поста:

  1. Исключение только блюд из мяса (практикуется при подготовке к Великому посту во время масленицы).
  2. Исключение из рациона мяса, всех молочных блюд и яиц, но с разрешением использовать рыбу. Если разрешена рыба, то можно употреблять и растительное масло, вино, а продукты можно подвергать тепловой обработке.
  3. Полное исключение всех животных продуктов, включая рыбу, но с разрешением тепловой обработки с использованием масла и вина.
  4. Исключение животной пищи, растительного масла и вина. Продукты можно варить, запекать.
  5. Практика сухоядения. Исключается животная пища, масло и вино, также запрещается тепловая обработка продуктов. Вкушать можно сырые овощи и фрукты, хлеб, воду. Также можно добавить в рацион орехи, сухофрукты, маслины.
  6. Полный запрет на вкушение пищи.

Естественно, современный человек, живущий в миру, зачастую не может соблюдать воздержание строго по Уставу. Не стоит этого смущаться, опускать руки и полностью прекращать пощение — степень воздержания может быть у каждого своя, согласно состоянию здоровья, духовному развитию, тяжести повседневного труда и т.д.

Святые отцы о пользе поста

Несмотря на то, что все святые отцы всегда во главу угла ставили именно духовную значимость практике воздержания в пище, не обходили они вниманием и пользу для здоровья. Конечно, нельзя рассматривать пост как способ оздоровления или омоложения организма — это, мягко говоря, очень умаляет истинный смысл.

Интересно! Многовековая практика периодического исключения животной пищи из рациона подтверждает, что при правильном подходе к ограничению очищается не только душа, но и тело.

Так, святой Василий Великий предупреждает, чтобы христиане избегали излишне строгого воздержания, которое ослабляет тело. Подвижник подчеркивает, что человек должен оставаться в силе, не терять активность и бодрость, не впадать в лень и ослабление. Для борьбы с духовными страстями нужно очень много сил, поэтому важно подобрать такую меру воздержания, которая не будет приводить к слабости и потере здоровья.

Подтверждает эту же мысль и святитель Игнатий Брянчанинов, которой в одном из писем ко своей больной сестре прямо указывал ей во время поста есть мясо, если ей это необходимо по своей болезни. Святитель писал, что сам факт поедания мяса ни в коей мере не может считаться грехом, а воздержание нужно только лишь для облегчения тела и препятствию телесным разжиганиям. Но если болезнь сама по себе приводит к немощи, организм необходимо подпитывать той пищей, в которой он нуждается.

Об этом же говорит нам и 69-е Апостольское правило, которое разрешает послабление степени воздержания для тех, кто болен.

Святитель Феофан Затворник писал, что по состоянию здоровья можно включать в свой рацион животную пищу, если это делается не по прихоти, а по необходимости поддержать страждущее тело. Более того, он говорил, что даже монахи могут есть мясо, если впадают в такую немощь, что не могут выполнять своих положенных духовных трудов.

Читайте также:  Нанесение вреда здоровью по халатности

Как видим, святые отцы нашей церкви никогда не настаивали на строжайшем соблюдении Устава в отношении воздержания в пище. Безусловно, здоровому человеку, который способен понести такой подвиг, не нужно лениться и выдумывать себе отговорки. Но если есть реальная необходимость — нужно корректировать рацион так, чтобы пост ни в коем случае не вредил здоровью не отбирал последние силы.

Кроме того, не нужно забывать, что послабление в пище не означает послабления духовного. Съесть кусочек мяса можно, если того требует состояние здоровья, но никто не отменял воздержания в словах, делах, мыслях. Даже болящий человек может отказаться от неуместных увеселений, постараться сдерживать свой гнев и раздражительность, обращать больше внимания на просьбы ближних, больше молиться.

Аргументы «против»

Позиция Православной Церкви четкая и понятная — говение не должно приносить вреда физическому здоровью. Но все равно находятся противники пощения . Чаще всего для критики практики исключения животной пищи приводятся такие аргументы:

    Резкое изменение рациона вредно для здоровья. Действительно, если человек за всю жизнь привык есть много жирного мяса, тяжелой пищи в больших объемах — резко «сесть» на сухоядение для него будет не только сложно, но и опасно. Для этого и существуют постные дни в среду и пятницу на каждой неделе, отдельные постные дни в церковные праздники — чтобы человек в течение всего года воспитывал в себе воздержание. Тогда и длительное говение не будет таким стрессом для организма.

Нет добродетели без рассуждения — об этом должны помнить все верующие христиане. Люди иногда сами возлагают на себя «бремена тяжелые и неудобоносимые» (Матфея, 24:3), с которыми не могут справится, и разочаровываются полностью в церковной жизни и в вере. К вопросам воздержания, как ни к каким иным, нужно подходить разумно и взвешенно.

Что говорят врачи

Поскольку постное православное меню очень похоже на вегетарианскую еду, существует много исследований влияния такого рациона на здоровье человека.

Так, Американская диетологическая ассоциация полагает, что правильно и грамотно организованное вегетарианское питание является здоровым и обладает такими преимуществами:

  • уменьшает риск заболеваний сердца и сосудов;
  • уменьшает риск внезапной смерти;
  • увеличивает общую продолжительность жизни и период активности;
  • уменьшает риски онкологических заболеваний;
  • уменьшает развитие ожирения, особенно во второй половине жизни;
  • уменьшает риск заболевания диабетом второго типа, облегчает его протекание.

Следует заметить, что подобные исследования проводились с изучением рациона так называемых умеренных вегетарианцев — это люди, которые полностью не исключают пищу животного происхождения, но основу их питания составляет растительная пища. Именно такое питание наиболее полно характеризует меню православных христиан, которые стараются придерживаться практики соблюдения многодневных и однодневных постов.

Отдельно стоит рассмотреть такую практику, как лечебное голодание. Наиболее распространены методики по П. Бреггу и Г. Шелтону. Православная аскетика никаким образом не связана с такими радикальными практиками. Известны примеры святых, которые на длительное время полностью отказывались от какой-либо пищи, но это единичный опыт личного подвига, а не общее предписание. Мнения врачей относительно полного воздержания от еды на длительный срок также различны, поэтому эта практика не может восприниматься однозначно.

С точки зрения медицины, питание современного среднестатистического человека, живущего в большом городе, никак нельзя назвать полезным. Избыток вредных жиров, быстрых углеводов, консервантов, химических добавок делает еду удобной и вкусной, но очень вредной. Польза православного поста для здоровья заключается уже в том, что человек, как минимум, начинает анализировать, чем же он питается.

Зачастую такой анализ вызывает шок у человека, который вдруг осознает, насколько неполезным оказалось его привычное меню. Даже если не ставить перед собой высоких целей, а просто попытаться на несколько недель исключить из рациона вредные и тяжелые продукты — польза для здоровья будет неоценимая.

Важно! Православие учит умеренности во всем и всегда. Конечно, ни о какой пользе поста для здоровья не приходится и говорить, если человек в течение нескольких недель героически терпит ограничения, а на праздник впадает в обжорство и прочие страсти с новой силой. Пожалуй, в таком случае вреда будет только больше, нежели пользы, поскольку организм испытает колоссальный стресс.

Но если хотя бы постараться приблизиться к тому календарю постных дней, который предлагает нам наша церковь, мы сможем не только духовно возвыситься, но и оздоровить свое тело. Многим православным людям хорошо знакомо то чувство легкости, которое дарит правильно и качественно организованное постное питание.

Источник

Чем полезен пост для организма?

В хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

Читайте также:  Ближайший критерии эффективности школа здоровья

«Соблюдайте пост, и вы приобретёте здоровье». (Табарани, «Аль-Му‘джам аль-авсат», 8312)

Несомненно, во всех предписаниях религии для нас заключается польза. Одним из таких предписаний является пост.

Всевышний Аллах возложил на всех совершеннолетних мусульман, которым позволяет здоровье, обязанность соблюдать пост в месяц Рамадан. Но некоторые люди ошибочно думают, что пост может навредить их здоровью, поэтому не соблюдают его.

Лечение голоданием было актуально во все времена, оно полезно для тела и души, врачи рекомендуют его для лечения таких заболеваний, как сахарный диабет второго типа, ожирение и эпилепсия.

Во время поста ускоряется процесс переработки организмом углеводов, что приводит к сокращению сахара и инсулина в крови; жир в жировых складках сжигается ради потребностей организма.

Древний арабский врачеватель Харис бин Калдат говорил: «Желудок – дом болезней, а химят (диета, отказ от пищи) – основа всякого исцеления».

Пост в месяце Рамадан позволяет воспитать наше тело и дух. Наше здоровье при соблюдении поста становится крепче. Пост не вызывает никаких побочных эффектов в здоровом организме и оказывает благотворное воздействие на вес и метаболизм.

Пост способствует физиологическому отдыху желудочно-кишечного тракта и центральной нервной системы. Периодическое голодание улучшает работу мозга. Оно также защищает клетки мозга от изменений, связанных с разными болезнями.

Исследования показали, что соблюдение поста даже один раз в месяц снижает риск засорения артерий (атеросклероза сосудов). В результате посредством поста мы защищаем себя от сердечных приступов и инсультов.

Пост улучшает работу печени и почек, помогает бороться с некоторыми кожными заболеваниями. Благодаря соблюдению поста мы получаем вознаграждение, следуя предписаниям Всевышнего, и приобретаем здоровье.

Но если есть риск опасности для здоровья, обострения течения существующей болезни или затягивания процесса выздоровления, то человеку разрешается несоблюдение поста.

При этом нужно отличать серьёзное заболевание от лёгкого недомогания. То есть если человек чувствует сильную боль, ему разрешается прервать пост. Если компетентный врач, чьё заключение вызывает доверие, говорит, что при этой болезни нельзя соблюдать пост, то такому человеку тоже разрешается не поститься. Но предпочтительно иметь заключение двух врачей для подтверждения неспособности человека держать пост.

Бесценна польза поста для душевного состояния человека. Во время поста категорически запрещается злословие, сплетни, выражение злости и проявление какого-либо негатива, в ответ на отрицательные эмоции в его адрес верующий должен помнить о своём посте и воздерживаться от проявления раздражения и гнева.

В хадисе, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

الصِّيَامُ جُنَّةٌ فَلَا يَرْفُثْ وَلَا يَجْهَلْ، وَإِنِ امْرُؤٌ قَاتَلَهُ أَوْ شَاتَمَهُ فَلْيَقُلْ: إِنِّي صَائِمٌ مَرَّتَيْنِ

«Пост является щитом, и пусть постящийся избегает всего непристойного и не ведёт себя подобно невеждам, если же кто-нибудь (попытается) завязать с ним ссору или станет бранить его, пусть дважды скажет: “Поистине, я пощусь!”». (Бухари, 1894; Муслим, 1151)

Таким образом, в месяце Рамадан верующий обретает ощущение умиротворённости и спокойствия.

Человек, пропустивший пост по причине болезни, после выздоровления, когда соблюдение поста не будет ему вредить, обязан возместить пропущенные дни поста. А если человек безнадёжно болен хронической болезнью, от которой не нашлось исцеления, то он должен выплатить штраф (фидью) по одному мудду наиболее употребляемого продукта (например, зерна) за каждый пост, который он пропустил в месяце Рамадан

Ифтар и сухур

Ифтар желательно начинать сразу после захода солнца и до времени вечерней молитвы магриб. В хадисе, который передаётся от Сахля Ибн Саада (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لاَ يَزَالُ النَّاسُ بِخَيْرٍ مَا عَجَّلُوا الفِطْرَ

«Люди не перестанут находиться в благополучии, пока они будут спешить с разговением». (Бухари, 1957; Муслим, 1098)

Желательно разговляться финиками.

От Салмана ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِذَا كَانَ أَحَدُكُمْ صَائِمًا، فَلْيُفْطِرْ عَلَى التَّمْرِ، فَإِنْ لَمْ يَجِدِ التَّمْرَ، فَعَلَى الْمَاءِ فَإِنَّ الْمَاءَ طَهُورٌ

«Если кто-либо из вас соблюдал пост и собирается разговляться, пусть разговляется финиками, а если не найдёт фиников, то – водой, ибо, поистине, вода очищает». (Имам Ахмад, 16226; Абу Дауд, 2355; Ибн Маджах, 1699; Тирмизи, 658)

Пророк ﷺ при разговении ел три финика, после этого совершал вечерний намаз и только потом садился есть. Финики легко перевариваются, придают сил и укрепляют организм. Попадая в организм, финики насыщают кровь глюкозой, благодаря чему человек перестаёт ощущать чувство голода. В течение десяти минут глюкоза поступает в кровь и оттуда – в отдел мозга, который отвечает за голод и сытость, мозг даёт сигнал о том, что поступило питание, и чувство голода проходит. Благодаря этому уже после совершения намаза можно спокойно поесть, не спеша и не вредя своему здоровью перееданием и поспешным принятием пищи, так как организм уже не чувствует того голода, что был до употребления фиников.

Читайте также:  Медицинские группы здоровья мвд

Если фиников под рукой нет, то, как сказано в хадисе, мы разговляемся водой. Лучше, чтобы вода была не слишком холодной, а комнатной температуры, так как питьё слишком холодной воды натощак может вызвать стресс у организма, что приводит к слабости и снижению иммунитета.

Желательно, чтобы трапеза состояла из следующих продуктов: хлеба и других мучных изделий из цельнозерновой муки, белков (баранины, курицы, рыбы), мясных бульонов, овощных супов, плова, салатов, сухофруктов, курагового компота, фруктов, овощей и зелени (петрушки, укропа).

Следует (на весь месяц Рамадан, а потом и дальше) исключить белую муку, сладкие газированные напитки, майонез, кетчуп, фастфуд, полуфабрикаты, конфеты и другие продукты с содержанием вредных добавок; постараться питаться только натуральными продуктами.

Сухур

Предрассветная трапеза мусульман перед началом дневного поста называется сухуром.

От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

تَسَحَّرُوا فَإِنَّ فِي السَّحُورِ بَرَكَةً

«Совершайте сухур (то есть принимайте пищу перед рассветом), поистине, в сухуре есть благодать». (Бухари, 1923; Муслим, 1095)

В другом хадисе, который передаётся от ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

تَسَحَّرُوا وَلَوْ بِجَرْعَةٍ من ماء

«Совершайте сухур хотя бы глотком воды». (Ибн Хиббан, 3476)

Поэтому желательно сделать сухур, хотя бы выпив глоток воды.

Для сухура подойдёт пища, содержащая сложные углеводы, так как она долго переваривается и обеспечивает организм необходимой энергией на целый день. Это хлеб из цельнозерновой муки, блюда из круп (бобовые, гречка, рис и др.), макароны, творог, сыр, салат из свежих овощей. Из напитков – медовая вода и кураговый компот. Также можно добавить белковую пищу: мясо, рыбу, яйца, орехи и т. д.

Так как организму нужен жир, можно добавить к еде маленький кусок курдюка (не копчёного), заправлять салаты оливковым маслом. Между ифтаром и сухуром после таравих-намазов можно поесть чуть сухофруктов, грецких орехов, миндаля и др.

Во время ифтара и сухура важно не забывать, что нельзя переедать, нужно стараться есть в меру, не переполняя желудок, потому что самым ненавистным для Аллаха является живот, переполненный едой, пусть даже халальной.

Если мы в вечернее время будем добирать ту пищу, которую не съели днём, то какой смысл от такого поста? Мы знаем, что смысл поста в том, чтобы почувствовать голод и тем самым проявить сочувствие к бедным, которые не имеют возможности полноценно питаться, постараться помочь им.

Также посредством голода мы сужаем ходы для шайтана в нашем теле и заставляем свой нафс (эго) повиноваться своему Творцу – Всевышнему Аллаху.

От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّ الشَّيْطَانَ يَجْرِي مِنَ الْإِنْسَانِ مَجْرَى الدَّمِ

«Поистине, шайтан передвигается в теле человека, подобно крови по жилам». (Бухари, «Аль-Адабуль-муфрад», 1288; Муслим, 2174; Абу Дауд, 4719)

Стоит также отметить, что истинный смысл поста – это не только отказ от приёма пищи, но и отказ от всего греховного, особенно грехов, связанных с языком.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

رُبَّ ‌صَائِمٍ ‌لَيْسَ ‌لَهُ ‌مِنْ ‌صِيَامِهِ ‌إِلَّا ‌الْجُوعُ، وَرُبَّ قَائِمٍ لَيْسَ لَهُ مِنْ قِيَامِهِ إِلَّا السَّهَرُ

«Сколько же постящихся, которым их пост не принёс ничего, кроме голода! И сколько же выстаивающих ночную молитву, которые не получают от неё ничего, кроме бессонницы». (Ибн Маджа, 1690)

Просим у Всевышнего помощи в соблюдении поста и в других богоугодных делах в этот месяц.

Будем благодарны за репост!

Мухаммад Дибиров

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Adblock
detector