ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка
Расшифровка категорий ОВЗ в образовании
Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.
При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.
Расшифровка категорий ОВЗ в медицине
Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.
МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.
Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.
ОВЗ по ФГОС
Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.
глухие, 4 варианта АООП НОО
слабослышащие, 3 варианта
слепые, 4 варианта
слабовидящие, 3 варианта
с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта
с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта
с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта
с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)
ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)
I категория. Неслышащие, глухие дети без речи
Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.
В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.
Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.
II категория. Слабослышащие дети
Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь . Они продолжают накапливать словарный запас.
Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.
Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.
В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.
III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)
Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.
Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.
Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.
Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.
Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.
V категория. Тяжелая речевая патология
Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.
Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.
Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.
Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.
Источник
Прием денотатный граф: учение с осмыслением. Как помочь ученикам структурировать большой объем информации?
Объяснив сложный материал, учитель не всегда уверен, поняли дети это материал. Да, они правильно ответили на вопросы, неплохо выполнили небольшой тест, но уверенности почему-то нет. Школьники все, вроде бы, поняли, а копни поглубже — настоящих знаний нет. Это происходит потому, что материал выучен, но не осмыслен как следует. Со временем информация забывается вовсе.
Денотатный граф — герменевтический прием
Прием денотатный граф служит как раз для того, чтобы научить школьника осмыслению информации; собственно, он сам является инструментом осмысления.
Денотатный граф — это схема-дерево, которая определенным образом описывает понятие, раскрывая его аспекты. От понятия-ствола отходят ветки-глаголы, а от них — веточки-имена. Глаголы — это основные действия и отношения, присущие понятию; имена — те понятия и явления, с которыми основное понятие связано.
Прием денотатный граф направлен на рефлексию, поэтому лучше всего использовать его именно на этом этапе урока.
Применить прием денотатный граф можно и на других этапах: познания нового, контроля и т.д. Он помогает:
- развить интеллектуальные возможности ученика: способность к анализу и синтезу, к вычленению главного и т.п.;
- разложить материал «по полочкам», осознать его;
- усвоить связь между различными понятиями, суть их отношений.
Этот методический прием можно использовать на любом уроке, с любым материалом. Приведем примеры.
Пример 1
Скажем, на уроке истории при изучении темы «Декабристы» сначала вычленяется основное понятие. Чаще всего оно совпадает с темой, в данном случае — декабристы. Его дети записывают в верхний большой прямоугольник.
Затем к понятию подбираются глаголы (страдательные причастия в позиции сказуемого): создавали, требовали, подняли, арестованы, наказаны и т.п. Они вносятся в прямоугольники, расходящиеся веером или, точнее, ветвями от ствола-понятия.
К каждому глаголу подписывается несколько имен, обычно существительных, при необходимости — именных словосочетаний. Например, к глаголу «создали» в нашем примере надо дописать «Северное общество», «Южное общество». К глаголу «требовали» — «отмена крепостного права», «конституция» и так далее. Все это записывается уже на третьем уровне, словно веточки от ветвей-глаголов. При необходимости можно сделать и продолжение — от этих имен тоже отвести глаголы-прутики, а от них снова имена.
Пример 2
На уроке русского языка прием денотатный граф удобен при обобщении теоретического материала. Скажем, изучены теоретические сведения о наречии. Составляем денотатный граф. Основное понятие — наречие. Ветви-глаголы: отвечает, обозначает, образует, не изменяется, является и т.д. Веточки-имена: к глаголу «обозначает» — «признак глагола» и «признак признака», к «образует» — «сравнительную степень», «превосходную степень» и т.д.
Использование денотатных графов на уроке особенно актуально в связи с требованиями новых ФГОС, поскольку позволяет одновременно предлагать обучающимся довольно большой объем материала и формировать необходимые УУД.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник
Презентация на тему: «Способы обработки первичной информации. Денотатный граф»
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ способы первичной обработки информации.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
СПОСОБЫ ПЕРВИЧНОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОМАЦИИ Основы проектной деятельности» 9 класс.
Прием инсерт Денотатный граф Лестница суждений и расширения понятий Коллаж Ментальные карты Схема Фишбоун Кластеры Концептуальные таблицы Чтение и конспект Способы первичной обработки информации
Денотатный граф Сначала в тексте выделяется ключевое слово, обозначающее главную мысль. Затем в тексте выделяются несколько глаголов, соотносимых с ключевым словом. Глаголы выражают динамику движения мысли от понятия к его существенному признаку. От ключевого слова проводятся линии- «веточки», обозначающие логические связи. Затем к этим глаголам подбираются по смыслу существительные или словосочетания, которые также соединяются с глаголами линиями-«веточками». Каждое слово на веточке соотносится по смыслу с ключевым словом, например, с помощью вопроса. Способы первичной обработки информации
Примерная схема денотатного графа
Пример денотатного графа «Реклама в современном мире: необходимость или дань моде?»
Составьте денотатный граф по тексту про муравьев. Перечислите правила и проверьте правильность составления своего графа. Упражнение 3. Упражнение 4. Составьте денотатный граф, используя текст по теме вашего проекта.
Лестница суждений и расширения понятий Обработайте информацию о муравьях, используя лестницу суждений и расширения понятия. Ключевое слово расположите в середине листа. Расположите над этим словом понятия, которые «уже являются значениями» этого слова. Расположите под словом понятия, которые «шире значения центрального слова». Для того, чтобы ваша работа была эффективной, располагая слова, дайте им определения. Представьте классу вашу лестницу. Способы первичной обработки информации
Составьте лестницу суждений и расширения понятий, основываясь на текстах, которые вы прочитали, работая над текущим проектом. Упражнение 5. Способы первичной обработки информации Коллаж Изображение, сделанное путем наклеивание на основу фотографий, вырезок из прессы, рисунков и т.д.
Составьте коллаж о муравьях. Вам потребуется: бумага, ножницы, клей, старые газеты и журналы, цветные карандаши, фломастеры. Пролистайте газеты и журналы, вырежьте иллюстрации, заголовки, фрагменты текста – все, что а ваш взгляд вызывает ассоциации с темой коллажа. Затем приступайте к составлению коллажа. Сделайте к нему комментарий. Представьте свой коллаж одноклассникам. Упражнение 6.
Обсудите, где и когда при работе над проектом можно применять способы первичной обработки информации. Заполните итоговую оценочную таблицу: Упражнение 7. Интересныевпечатления Тема, которая мне наиболее понятна Общиесоветы и рекомендации одноклассникам Главныевыводы
Ментальные карты Это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. С помощью ментальных карт можно: «застенографировать» мысли и идеи, которые возникают в голове при осмыслении какой-либо задачи; оформить информацию так, что ее легко можно воспринимать. Способы первичной обработки информации
Как составить ментальные карты? При создании карт используются три цвета. В центре карты – основополагающий вопрос. На главных ветвях ментальной карты вопросы темы учебной программы. На вспомогательных ветвях – факты, доказывающие ту или иную точку зрения по теме. Способы первичной обработки информации
Пример ментальной карты «Свойства света» Способы первичной обработки информации Ди-фракция Интер-ференция Ди-сперсия Давление света Давление света
Спасибо за внимание!
способы первичной обработки информации
Запишите все, что вы знаете или думаете о муравьях.
Поделитесь своими знаниями с одноклассниками. Новые идеи одноклассников запишите в тетрадь.
>Каждое слово на веточке соотносится по смыслу с ключевым словом, например, с помощью вопроса.
Номер материала: ДБ-953317
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Каждый третий школьник отстает в учебе
Время чтения: 3 минуты
Аккредитация российских вузов станет бессрочной с 1 марта 2022 года
Время чтения: 2 минуты
Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю
Время чтения: 2 минуты
Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении
Время чтения: 3 минуты
Раннее начало пар негативно сказывается на успеваемости студентов
Время чтения: 2 минуты
Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект
Время чтения: 1 минута
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник