Меню

Дэниел рейд дао здоровья

Дэниел рейд дао здоровья

SIMON & SCHUSTER
LONDON-SYDNEY-NEW_YORK-TOKYO-SINGAPORE-TORONTO

-5-
ДЭНИЕЛ РЕЙД
ЗАЩИТА
«ТРЕХ СОКРОВИЩ»
(китайский ПУТЬ здоровья)


«СОФИЯ», КИЕВ
1996 Перевод:
Дм. Гайдук
Суперобложка:
С. Михай,
К. Ющенко

Дэниел Рейд. Защита трёх сокровищ. Книга 1.
Пер. с англ. — К.: «София», Ltd. 1996. — 416 с.

Вас заинтересовала тема «Дао повседневной жизни»? Ее новые аспекты подробно освещаются в книге Дэниела Рейда — американского автора, много лет учившегося на Тайване у даосских мастеров школы Целостной Истины.
Три Сокровища (семя, энергия и дух) — что делать и от чего избавиться для их сохранения. Западный образ жизни (питание, секс, окружающая среда) с точки зрения науки Дао.
Простые и эффективные упражнения цигуна и принципы энергетической медицины.
ВПЕРВЫЕ — даосская фитотерапия, диетология и кулинария. Классические китайские сборы тонизирующих трав и рецепты блюд, которые можно приготовить из доступных продуктов.
Обратите особое внимание! Дэниел Рейд описывает правила применения многих популярных у нас китайских лекарств, без знания которых эти препараты часто оказываются неэффективными.

ISBN 5-7101-0057-9 © «София», Киев, 1996

Перед вами — моя вторая книга о традиционной даосской системе сохранения и улучшения здоровья, жизненной силы и духовного осознания. Так же, как и в предыдущей книге — «Дао здоровья, секса и долголетия» (в дальнейшем — просто «Дао здоровья»), — речь здесь пойдет о трех аспектах, или «Трех Сокровищах», человеческой жизни — семени, энергии и духе; но, в отличие от «Дао здоровья», почти всецело посвященного физике и биохимии семени, основное внимание здесь будет уделено движению и функционированию энергии. Моменты, изложенные в «Дао здоровья», упоминаются здесь лишь вкратце, во избежание ненужных повторений. Таким образом, читателю, желающему изучить и применять эту систему во всей ее целостности, следовало бы ознакомиться с обеими книгами, хотя и не обязательно в том порядке, в каком они были написаны.
Вместе обе книги освещают две из трех основ практического знания даосов: семя и энергию. Я надеюсь, что со временем смогу настолько продвинуться вперед в своей практике Дао, что на свет появится третья книга, посвященная раскрытию духа метафизического учения даосов, то есть так называемой даосской алхимии. Зерно, из которого произрастает дух, — это ваше личное намерение «взращивать Дао»; питайте его семенем и энергией основных даосских практик, — и, укоренившись в земле, он расцветет в небесах, подобно цветку лотоса, который вздымается к небу, хотя корень его скрыт под мутными водами.

С точки зрения западных ученых и философов, тело и разум, небесное и земное, наука и религия, священное и мирское, магическое и обыкновенное — понятия противоположные и взаимоисключающие. В мировоззрении и практике даосов «противоположные» явления и силы считаются взаимодополняющими аспектами одной и той же основной полярности, которая проходит сквозь всю проявленную вселенную и называется «Великим Принципом Инь и Ян». Поэтому в даосской традиции не существует четких границ между наукой и философией, между телесным и духовным, между Инь и Ян. С точки зрения даосов, противоположности — это полюса одной и той же оси, которые не исключают, а дополняют друг друга; противоположности способны активно взаимодействовать между собой и изменять друг друга.
Динамическое равновесие, функциональная гармония и циклические изменения этих основных сил — вот истинный двигатель нашего мира. Они же лежат в основе «внутренней алхимии», которая является центральным стержнем цигуна, медитации, лечения травами, сексуальной йоги и прочих традиционных даосских практик.
Современные транспортные и информационные средства позволяют нам преодолеть барьеры пространства и времени, которые прежде разделяли все человечество на множество изолированных групп. И культурно-философский барьер между Западом и Востоком тоже исчезает, медленно, но верно, несмотря на упорное сопротивление твердолобых традиционалистов с обеих сторон. Быстрее всего этот барьер рушится в области здравоохранения, поскольку здесь отчетливей всего видно, что традиционные искусства целителей Востока и современная медицинская технология Запада — это взаимодополняющие ветви одного и того же древа и что вместе они дают гораздо более полную картину человеческого здоровья и позволяют гораздо эффективнее излечивать человеческие болезни, чем по отдельности.
Болезни и вырождение не знают границ; точно так же и лечебные методы, способные противостоять им, не должны замыкаться в каких-либо границах. В медицине ценится, в первую очередь, практическая эффективность того или иного метода, а не теоретическое соответствие этого метода неким культурно обусловленным концепциям.

Читайте также:  Способы укрепления духовного здоровья

-16-
При том общем кризисе человеческого здоровья, который наблюдается сегодня во всем мире, и врач, и пациент должны использовать любое средство, которое они способны добыть, вне зависимости от того, древнее это средство или новое, или , китайское или американское.
В этой книге читатель найдет и традиционные даосские взгляды на человеческое здоровье, выраженные в терминах классической философии Дао, и более поздние открытия западной медицинской науки. Как и в , все исследования подкреплены аутентичными китайскими и западными источниками, а все программы и практические приемы, рекомендуемые в этой книге, основаны на моих собственных научно-исследовательских разработках и проверены на личном опыте. Оригинальные китайские источники цитируются здесь в моем собственном переводе, за исключением особо оговоренных случаев.
Одним из побудительных мотивов к написанию этой книги послужил значительный читательский интерес, вызванный моей предыдущей работой. писалась с надеждой вывести читателя на здоровья, долгой жизни и духовных открытий.

За ваше здоровье!
Дэниел П. Рейд
Пин Райвер, Цзян Май, Таиланд
Ноябрь 1992

-17-
Автор приносит свою искреннюю
благодарность иллюстраторам этой книги, Декстеру Чжоу и
Джони Хуану; Учителю Луо Дэсю за его
вдохновляющие беседы о Дао; а также Ингрид
фон Эссен за тщательную проверку рукописи.

.
(классический трактат I в. до н. э.)

К аждый человек уже при появлении на свет наделен тремя неоценимыми сокровищами жизни, благодаря которым он способен существовать, действовать и мыслить. Три неоценимых сокровища даются нам во владение, и от того, насколько мы умеем сохранить и защитить их, зависит состояние нашего здоровья и продолжительность нашей жизни. Тот, кто расточает сокровища своей жизни и злоупотребляет ими, страдает от хронических болезней и умирает преждевременно; тот, кто ухаживает за ними и сохраняет их, наслаждается всеми благами здоровья и долгой жизни.

-19-
Китайские даосы обладают наиболее древней в мире научно-исследовательской традицией, записи которой не прерывались, по меньшей мере, последние пять тысяч лет. Здоровье и долголетие с древнейших времен были предметом наиболее пристального внимания последователей даосизма, рассматривающих человеческий организм как уменьшенную модель вселенной, внутри которой есть собственное и собственная , свои и свои , свои собственные внутренние преобразования и естественные взаимодействия космических энергий.
Тремя Сокровищами, от которых зависит человеческая жизнь, даосы называют семя (цзин, иногда переводится как или ), энергию (ци, иногда переводится как или ) и дух (шэнь). Семенем называется плоть и кровь нашего физического тела, включая и прочие его составные элементы, в частности гормоны, ферменты и нейротрансмиттеры. Энергия — это изначальная жизненная сила, наполняющая каждую клетку тканей нашего тела и активирующая его жизненные функции. Дух — понятие, охватывающее все аспекты разума человека и изначального космического разума; дух включает в себя осознание и сознание, мысли и чувства, волю и намерение. Три Сокровища (сань бао), известные также как (сань ци), находятся в неразрывном единстве и функционируют как одно целое.
Каждое из Трех Сокровищ имеет два основных аспекта, которые даосы называют (сянь-тянь) и (хоу-тянь), или и . Прежденебесные аспекты — это чистые качества, существующие еще до рождения человека и входящие в оплодотворенное яйцо в момент зачатия. Посленебесные аспекты — это временные признаки, развивающиеся у человека после рождения, начиная с того момента, когда пуповина перерезана и младенец вдохнул первый глоток воздуха. В своем изначальном аспекте все Три Сокровища лишены формы и неразрывно едины; однако после рождения они разделяются и воплощаются в соответствующих аспектах, которые подвержены истощению и разрушению.

-20-
Одна из первых задач даосской алхимии — восстановить прежденебесное единство и изначальную чистоту семени, энергии и духа, чтобы избежать болезней и вырождения, свойственных человеческому организму в его посленебесном состоянии, чтобы замедлить процесс старения и продлить человеческую жизнь.
На самом деле в даосской алхимии нет никаких тайн. Нужно всего лишь научиться использовать разум для того, чтобы накапливать энергию и тем самым регулировать важнейшие биохимические преобразования и деятельность жизненно важных органов своего тела. Большинство людей пассивно соглашаются с тем, что их семя и энергия находятся во власти стимулов, исходящих от окружающей среды, эмоциональных реакций и физиологических процессов. Даосы активно используют собственный разум для овладения своей энергией, а затем используют энергию для того, чтобы управлять семенем. Восстановив свою связь с изначальными силами, скрытыми в нашем разуме, мы научимся применять этот для того, чтобы сохранять здоровье и долголетие своего физического тела.
Даосская алхимия обращает вспять процесс непрерывного истощения семени, энергии и духа, происходящего в результате обычной жизни в материальном мире. Истощение преобразуется в наращивание; тем самым человек добивается сохранения Трех Сокровищ и продления своей жизни. Каждый может научиться этому и применять это на практике; однако для этого нужно постичь универсальный принцип, который управляет жизнью и деятельностью человека и его среды обитания. Единственные качества, необходимые для того, чтобы стать последователем даосизма, — это воля и дисциплина, которые позволят вам полностью овладеть своей собственной энергией, полностью контролировать свое собственное тело и полностью распоряжаться своей собственной жизнью. Все остальное — вопрос применения соответствующих методик.

Читайте также:  Шаблоны презентаций мое здоровье

-23-
Поступая из легких в кровь, энергия воздуха смешивается с энергией, поступающей из пищеварительной системы; в результате возникает то, что называется и считается главной силой, действующей в бренной жизни человеческого тела.
располагается в груди и тесно связана с дыханием и кровообращением, сердцем и легкими. В одном даосском медицинском тексте говорится о том, что ; это значит, что кровь течет туда, куда движется энергия, и что, регулируя свое дыхание, человек может установить контроль над своим кровообращением. Этот принцип лежит в основе практики цигун.

-24-
Это осознание делает нашу жизнь сильнее и развивает в нас готовность к смерти. Изначальный дух является единственным аспектом разума. Тот, кто знает об этом, не боится смерти и уже при жизни обладает совершенным безразличием и абсолютной свободой. Даосский мудрец Люй Дунбинь, один из отцов даосской философии, живший во времена династии Тан (618-905 гг.) и почитаемый до сих пор, описал Три Сокровища следующим образом:

Семя: Семя небес — это Млечный Путь, солнечный свет, луна и звезды, дождь и роса, дождь и град, иней и снег. Семя земли — это воды, потоки, реки, океаны, ручьи, ключи, пруды и болота. Семя человека — это его семя, корень его сущности и жизни, плоть и кровь его тела.
Энергия: Энергия небес — это их вещество и форма, Инь и Ян, движение Солнца, Луны и звезд, это рост и увядание, это облака, испарения, туман и влага; это сердца живых существ, эволюция и развитие. Энергия земли — это сила, топливо, энергия неисчислимого множества существ, источник горных потоков; то, что дарует жизнь и убивает, заставляет действовать и препятствует действию; это ход времени, расцвет и упадок, взлет и падение, взращивание и срезание под корень. Энергия человека — это его энергия, телесное движение, деятельность, речь и восприятие; это использование тела, врата жизни и смерти.
Дух: Дух небес — это небесная ось, истинный указатель пути, безмолвный двигатель; это сущность Солнца, Луны и звезд; это дыхание ветра и раскаты грома; это сострадание и достоинство; это сила творения, основание источника всех существ. Дух земли — это способность, общение, открытие; это облик неисчислимого множества разновидностей существ, гор и вод; это мир и покой, источник постоянства; это смирение, тепло и доброта. Дух человека — это его дух, свет его глаз, мысли его ума; это его мудрость и разумность, врожденные знания и способности; это руководитель его семени и энергии, осознания и понимания; это основа его телесной оболочки, основание, на котором покоится весь его жизненный срок.

-27-
— даосский медицинский трактат, написанный две тысячи лет назад, — утверждает следующее: . Когда человеческий разум достаточно очищен, наполнен энергией и омоложен, ом способен восстановить утраченную связь со своими собственными изначальными силами и сменить посленсбесные аспекты своих Трех Сокровищ на соответствующие им прежденебесные аспекты. Это называется . С помощью тщательного контроля и ухода за временными аспектами семени, энергии и духа, проявляющимися в человеческой жизни, последователь даосской алхимии возрождает свою непосредственную связь с бесконечной изначальной силой вселенского разума Дао.

-28-
Вселенский принцип изначального Дао проявляется на земле в форме Матери-Природы, которая безошибочно следует циклическим моделям Дао, отражающимся в ней как в чистом и ясном зеркале. Поэтому даосы постигают Путь, наблюдая за природой и соревнуясь с ней. Тот, кто соглашается с природой и учится пользоваться ее силами, процветает и живет долго. Тот, кто попирает природу и пытается преобразовать ее силы ради собственной корысти и удовольствия, вырождается и умирает преждевременно.
Первоначальный принцип природы — это постоянные перемены и вечное течение. Но эти перемены и колебания не случайны и не хаотичны. Они цикличны и вполне предсказуемы. Вселенский принцип Инь и Ян, Три О)кровища, Пять Энергий и прочие циклические модели ясно проявляются в природе. Изучая их, последователи Дао учатся приспосабливаться к миру и преуспевать, несмотря ни на что. Неизменная верность одним и тем же привычкам, вещам и идеям противоречит Дао и лишает человека возможности приспосабливаться к вечно меняющемуся миру. Гибкость, непроизвольность и полная свобода мыслей и действий — вот что дает нам возможность успешно реагировать на вечные изменения природы и, таким образом, жить в согласии с Дао.
В современном мире распространена безумная идея о том, что наука и техника «покорят природу» и позволят человеку удовлетворить все его прихоти и капризы. Мы вырубаем леса и захламляем моря, загрязняем воздух, которым дышим, и отравляем воду, которую пьем; мы начиняем свои тела искусственной пищей и синтетическими лекарствами и морочим свой разум тривиальными развлечениями и извращенными идеями. Общий результат этой битвы между природой и человеком — создание враждебной окружающей среды, которая не поддерживает, а разрушает человеческую жизнь; и побежденной стороной здесь оказывается человек. Человеческий организм — высокоразвитое создание природы, и нет никакого сомнения, что, разрушив свою естественную среду обитания, мы погубим самих себя, и никакой уровень развития науки и техники не спасет нас от этого. Единственная надежда на спасение — объявить перемирие и восстановить давно нарушенную гармонию с природой; и здесь древняя мудрость Дао может послужить современному миру наилучшим образом.

Читайте также:  Поднятие тяжестей вред здоровью

-29-
Дао даст нам все, что мы должны знать для того, чтобы жить в согласии с природой, пользоваться всеми благами тройного единства неба, земли и человека и сохранять бесценные сокровища семени, энергии и духа, от которых зависит наша жизнь.
К несчастью, большинство людей всю жизнь следуют по пути распущенности, даже на мгновение не понимая, что это — кратчайшая дорога к могиле. Как заметил мудрый Люй Дун-бинь:

Человеческое тело всецело состоит из семени, энергии и духа. Не щадить свое семя и расточать его без оглядки — все равно что лить воду в разбитую чашку. Вода не наполнит такую чашку, а будет сочиться из нее до тех пор, пока не вытечет вся до последней капли. Не щадить свою энергию и расточать ее беззаботно — все равно что положить благовонное курение на горячие угли и раздувать огонь до тех пор, пока оно не превратится в золу. Не щадить свой дух и расточать его беспорядочно — все равно что вынести горящий светильник на ветер и, не прикрывая огня, ждать, пока ветер задует его.

Дао предлагает вполне доступную альтернативу этому легкомысленному и разрушительному образу жизни. Путь Дао ведет к здоровью и долгой жизни, предохраняет от болезней и вырождения, взращивает мудрость и сберегает Три Сокровища. В жизни даоса нет места скуке и аскетизму; во всех областях жизни, включая питание и секс, даос находит гораздо больше удовольствия, чем обычный человек. Все это происходит потому, что даос хорошо понимает природу, со всеми ее ограничениями и всеми ее возможностями. Путь Дао — это путь, по которому идут немногие, но не потому, что он скрыт или окружен тайной, а потому, что по этому пути следует идти медленно, шаг за шагом, полагаясь только на свои собственные силы и руководствуясь только своей собственной дисциплинированностью и решимостью. Это путь полной свободы и независимости, но далеко не каждому захочется так ограничивать самого себя и так верить в самого себя, как того требует эта свобода. Вот как писал об этом в 1330 г. Ху Шухуэй, врач китайского императора:

Источник

Adblock
detector