Профилактика плоскостопия как одна из форм здоровьесбережения дошкольников
Наталья Прокопьева
Профилактика плоскостопия как одна из форм здоровьесбережения дошкольников
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.
Плоскостопие является одним из распространённых заболеваний опорно-двигательного аппарата. Статистика показывает, что в последние годы у современных детей наблюдается тенденция к увеличению количества случаев нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе развития плоскостопия.
Существует широко распространенное мнение, что плоскостопие у детей до 6 лет является физиологическим и не требует коррекции. Однако это мнение ошибочно. Именно до 5-6 лет, когда не закрыты точки окостенения, легче исправить и предупредить развитие деформации стоп. Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отклонением внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь.
Работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата детей должна планироваться ежедневно, в системе, в различных формах физкультурно-оздоровительной деятельности. В нашем образовательном учреждении вопрос профилактики плоскостопия у воспитанников стоит не менее остро. В связи с этим возрастает значение организации профилактической направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения, где ребенок находится практически ежедневно и где имеется возможность обеспечить регулярность воздействия на формирование стоп. Этим определяется актуальность поиска средств профилактики плоскостопия у детей.
Целью моей деятельности является систематизация физкультурно — оздоровительной работы по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Нам необходим положительный результат поэтому важна систематичность занятий и комплексный подход. В связи с этим мной организованна еженедельная специальная деятельность по профилактике плоскостопия, специальные упражнения включаются в двигательную игровую деятельность, утреннюю гимнастику, гимнастику после сна. Известно, что без многократного повторения формировать двигательный навык у ребёнка невозможно, но работа, требующая точных движений, быстро утомляет детей.Традиционные упражнения: ходьба на пятках, носках, наружном крае стоп, согнув пальцы и т. д. используемые педагогами для профилактики плоскостопия во время утренней гимнастики, физкультурных занятий или после сна во время закаливающих мероприятий малопривлекательны для ребёнка. Поэтому я использую игровые приёмы, которые позволяют в увлекательной форме способствовать укреплению и повышению тонуса мышц свода стопы.
Основной целью проведения этих игровых упражнений являются:
—соблюдать профилактику плоскостопия;
— проводить закаливание детей;
— подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными
— учить освобождаться от стрессов, перенапряжения.
Эти упражнения я провожу босиком в комфортной для ребёнка обстановке. Их можно использовать, как компонент оздоровительной деятельности, а также в процессе режимных моментов (перед сном, перед прогулкой, приёмом пищи) или в качестве индивидуальных заданий. Многие игровые упражнений позволяют ребёнку увидеть результаты своей деятельности, что немаловажно для ребёнка дошкольного возраста.
Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопии у детей дошкольного возраста.
Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.
Игровое упражнение «Поймай мячик».
Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков.
Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой). Закрыть крышкой мячик.
Игровое упражнение «Сложи фигуру».
Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением геометрических фигур разного размера и цвета.
Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя геометрические фигуры.
Игровое упражнение «Новогодняя ёлочка».
Оборудование: контейнеры и мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», лист картона с изображение ёлки.
Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо захватить контейнер от киндер-сюрпризов и выложить ёлку, затем пальцами ног украсить ёлочку мелкими игрушками.
Игровое упражнение «Башенка».
Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку.
Игровое упражнение «Солнышко» (коллективное).
Оборудование: пуговицы разного размера.
Выполнение: пальцами ног дети выкладывают из пуговиц солнышко.
Игровое упражнение «Уберём игрушки»
Оборудование: мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов»
Выполнение: пальцами ног собрать игрушки в определённое место.
Игровое упражнение «Сварим суп из макарон».
Оборудование: обруч, поролоновые палочки.
Выполнение: дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые палочки (макароны) из обруча в заданное место.
Игровое упражнение «Снежки».
Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.
Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше сделает снежков.
Игровое упражнение «Эстафета с палочкой».
Оборудование: палочки дл. 20 см
Выполнение: дети делятся на 2 команды, встают в одну линию близко друг к другу. Первые дети берут палочку пальцами ног и передают её следующему участнику, стараясь не опускать её на пол. Побеждает та команда, которая быстрее передаст палочку, не уронив её на пол.
С целью сформировать у детей потребность в здоровомобразе жизни разработан блок познавательной деятельности на темы: «Уроки Айболита», «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» и др., включающий беседы о бережном отношении к своему телу, о пользе занятия спортом.
Для родителей наших воспитанников я провожу практикумы, в ходе которых они имеют возможность не только увидеть различные комплексы упражнений, но и опробовать их сами, а также познакомиться с нестандартным оборудованием, которое можно изготовить в домашних условиях самостоятельно из подручных средств (массажные коврики из пуговиц, крышечек, колечек, с наполнителем из крупы и другого природного материала, следовые дорожки, мелкие игрушки, камушки, веревочки, используемые для захвата пальцами ног и т. д.).На таких занятиях родителям предлагаются памятки с комплексами специальных упражнений: «Утята», «Гибкий носок», «Обезьянки» и т. д., что позволяет более остро обратить внимание родителей на проблему плоскостопия и, тем самым, вовлечь их в этот важный процесс на пути к здоровью собственного ребенка.
Работу в данном направлении я веду с 2014 учебного года по настоящее время. За этот период мне удалось привить детям интерес к корригирующим упражнениям, расширить предметно-развивающую среду, изучить новую для себя литературу по проблеме профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста. А самое главное, что прослеживается положительная динамика в состоянии стоп воспитанников моей группы.
Ритмопластика как одна из форм работы по музыкальному воспитанию дошкольников (СЛАЙД 1) Гости собираются, регистрируются. Слово заведующему ДС «Машенька» Ю. В. Юношевой Муз. рук. Вот и полон зал гостей, Апплодисментами.
Газета как одна из форм работы с родителями Газета, как одна из форм работы с родителями. Выполнила воспитатель Маслова Наталья Юрьевна. Целью издания в детском саду газет является.
Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у дошкольников» Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у дошкольников» Плоская стопа не только ухудшает осанку человека. Из-за утраты ею.
Презентация «Кружковая работа как одна из форм предшкольной подготовки» Дает возможность воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого. Позволяет максимально приблизить.
Проект «Духовно-нравственное воспитание как одна из форм социализации дошкольников в современном мире» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 19 «Василёк» городского округа «город.
Развитие равновесия как профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников Аннотация: Статья является результатом работы региональной инновационной площадки «Разработка и апробация модели образовательной деятельности.
Творческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьями Одной из результативных форм работы с родителями, являются «Выставки совместного творчества». Их цель: вовлечь родителей в процесс развития.
Всеобуч «Как одна из форм работы с родителями будущих первоклассников» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. — Использование форм.
Дополнительное образование как одна из форм работы по воспитанию навыков собственной безопасности дошкольников В связи с принятием закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29.12.2012г. и введением Федеральных.
Источник
Проект «Сохраним стопы здоровыми. Профилактика плоскостопия в детском саду»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Медицинские работники, родители и педагоги повсеместно констатируют нарушения, отклонения и несоответствия нормам в развитии детей. Особенно тревожит ситуация по количеству детей с нарушением осанки и плоскостопием.
Плоскостопие — это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода.
Стопа является опорой, фундаментом тела, и его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно влияет на развитие многих движений, приводит к снижению двигательной активности вообще и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом. Также плоскостопие является одним из факторов риска возникновения нарушений осанки у детей.
Своевременная профилактическая работа в этом направлении позволит избежать существующих проблем и скорректировать уже имеющиеся. Поэтому очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по плоскостопию, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья.
Современные подходы к физическому воспитанию детей свидетельствуют о тенденции оздоровления педагогического процесса в детском саду.
Значимость применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников, создания прочной основы для воспитания здорового ребёнка.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
- Формирование у детей и их родителей практических навыков по профилактике плоскостопия.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1. Углубить знания родителей о профилактических мероприятиях по предупреждению плоскостопия;
2. Обучить детей практическим навыкам сохранения здоровья стоп, укрепить мышцы стоп;
3. Приобщить родителей к коррекционной работе в домашних условиях;
4. Создать в группе условия для профилактики плоскостопия у детей;
5. Воспитывать у детей желание быть здоровыми.
Продолжительность проекта: 12 месяцев.
ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ
- Данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении или дошкольное учреждение может организовать дополнительную услугу для неорганизованных детей.
- Направленность проекта: коррекционно-оздоровительная.
- Вид: здоровьесберегающая педагогическая технология.
Образовательная область: “Физическое развитие”
Области интеграции: “Познавательное развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Речевое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Дети старшей группы | Задачи для работы с детьми:
|
Педагоги группы | Задачи для воспитателей:
|
Родители воспитанников | Задачи для работы с родителями:
|
ФОРМЫ РАБОТЫ
С детьми | С родителями |
|
|
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Кадровые ресурсы | Материальные ресурсы | Методические ресурсы |
Педагоги МБДОУ Ст. мед.сестра МБДОУ | Для проведения проектной деятельности в МБДОУ частично имеются необходимые условия, методическое и дидактическое обеспечение. | Справочная литература Художественная литература |
ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА
Организационно- подготовительный | — Анкетирование родителей об актуальности мероприятия. — Изучение специальной литературы. Подбор информации о причинах возникновения плоскостопия и их устранении. — Вовлечение всех участников проекта в план совместной деятельности по оздоровлению детей. — Подбор комплексов гимнастики для профилактики плоскостопия в разные режимные моменты. — Изготовление нестандартного оборудования. — Подбор рекомендаций для родителей. — Создание картотеки упражнений по профилактики плоскостопия. — Составление перспективного плана работы по профилактике плоскостопия. — Разработка презентации “ Правильная стопа – залог здоровья” |
Основной | — Просмотр презентации “Правильная стопа – залог здоровья”. — Школа для родителей “Помоги ребенку сам”. — Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье. “Здоровье всего дороже”, “Охрана жизни и здоровья на прогулке”, “Как следить за ногами”, “Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели” — Беседы — рассуждения с детьми: “Что значит здоровые ноги”, “Прогулка босиком. Полезно или вредно?”, “Как заботиться о ногах”, чтение энциклопедии “Азбука здоровья” раздел “Наши ноги”. — Разучивание с детьми комплексов гимнастики по профилактики плоскостопия. — Досуги и развлечения из цикла “Здоровые ножки”, “Тренируйтесь вместе с нами”, “Путешествие в страну гибкого носка”. — Совместная деятельность с родителями по изготовлению нестандартного оборудования. — Обучение родителей упражнениям для профилактики плоскостопия — Консультации, рекомендации, памятки, буклеты: “Подбираем правильную обувь своему ребёнку”, “Предупреждение плоскостопия. Вред от плоскостопия”, “Массаж ног – эффективный вид закаливания”, “Пальчиковая гимнастика для ног”, “Самомассаж и закаливание стоп у детей в домашних условиях”. Родительское собрание с показом мастер-класса по разучиванию упражнений “Профилактика плоскостопия” |
Заключительный | — Анкетирование по теме проекта (сравнительный анализ). — Выставка нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия. — Презентация проекта для родителей и педагогов “Сохраним стопы здоровыми”. — Спортивные развлечения совместно с родителями:“По тропе здоровья”, “Постарайся угадать, чем листочек может стать”, “Веселые старты”. — Презентация материалов проекта — Обобщение опыта. Трансляция опыта среди педагогов. — Фотовыставка “В стране Здоровья” |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
- Повышение родительской компетентности по вопросам здоровьесбережения. Включение их в процесс повышения степени мотивации и заинтересованности детей в положительном результате.
- Улучшение состояния здоровья детей посредством стимуляции биологически активных точек на стопе, укрепление свода стопы, повышение уровня общей работоспособности.
- Формирование у детей стойкого и осознанного желания сохранять и приумножать свое здоровье, расширять кругозор.
- Повышение степени двигательной активности, укрепление общего состояния организма детей путем создания в группе необходимых условий для профилактики плоскостопия.
ЛИТЕРАТУРА.
- Галанов, А.С. Игры, которые лечат (для детей от 5 до 7 лет) [Текст] / А.С. Галанов. – М.: Педагогическое общество России, — 2005. – 96с.
- Голицына, Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: из опыта работы / Н.С.Голицына – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2004. – 72с.
- Моргунова, О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ [Текст]: Практическое пособие / О.Н.Моргунова. – Воронеж ТЦ “Учитель”, 2005. – 109с.
- Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников [Текст] /И.М Новикова. – М.:Издательство Мозаика – Синтез 2010. – 96с.
- Трихункова, В.В. Познай себя // Ребенок в детском саду – 2005.-№2 – С.51-58
- Узорова, О. Физкультурные минутки. [Текст]: материал для проведения физкультурных пауз / О.Узорова, Е.Нефедова. — М.: ООО “Издательство Астрель” “Издательство АСТ”: ЗАО НПП “Ермак” — 2005. – 96с
- Федоров А., Шарманова С. “Профилактика и коррекция плоскостопия у детей” //Дошкольное воспитание. – 2003 №8 – С. 59-62
Источник