Меню

День здоровья профилактика плоскостопия

Профилактика плоскостопия как одна из форм здоровьесбережения дошкольников

Наталья Прокопьева
Профилактика плоскостопия как одна из форм здоровьесбережения дошкольников

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.

Плоскостопие является одним из распространённых заболеваний опорно-двигательного аппарата. Статистика показывает, что в последние годы у современных детей наблюдается тенденция к увеличению количества случаев нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе развития плоскостопия.

Существует широко распространенное мнение, что плоскостопие у детей до 6 лет является физиологическим и не требует коррекции. Однако это мнение ошибочно. Именно до 5-6 лет, когда не закрыты точки окостенения, легче исправить и предупредить развитие деформации стоп. Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отклонением внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь.

Работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата детей должна планироваться ежедневно, в системе, в различных формах физкультурно-оздоровительной деятельности. В нашем образовательном учреждении вопрос профилактики плоскостопия у воспитанников стоит не менее остро. В связи с этим возрастает значение организации профилактической направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения, где ребенок находится практически ежедневно и где имеется возможность обеспечить регулярность воздействия на формирование стоп. Этим определяется актуальность поиска средств профилактики плоскостопия у детей.

Целью моей деятельности является систематизация физкультурно — оздоровительной работы по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Нам необходим положительный результат поэтому важна систематичность занятий и комплексный подход. В связи с этим мной организованна еженедельная специальная деятельность по профилактике плоскостопия, специальные упражнения включаются в двигательную игровую деятельность, утреннюю гимнастику, гимнастику после сна. Известно, что без многократного повторения формировать двигательный навык у ребёнка невозможно, но работа, требующая точных движений, быстро утомляет детей.Традиционные упражнения: ходьба на пятках, носках, наружном крае стоп, согнув пальцы и т. д. используемые педагогами для профилактики плоскостопия во время утренней гимнастики, физкультурных занятий или после сна во время закаливающих мероприятий малопривлекательны для ребёнка. Поэтому я использую игровые приёмы, которые позволяют в увлекательной форме способствовать укреплению и повышению тонуса мышц свода стопы.

Основной целью проведения этих игровых упражнений являются:

—соблюдать профилактику плоскостопия;

— проводить закаливание детей;

— подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными

— учить освобождаться от стрессов, перенапряжения.

Эти упражнения я провожу босиком в комфортной для ребёнка обстановке. Их можно использовать, как компонент оздоровительной деятельности, а также в процессе режимных моментов (перед сном, перед прогулкой, приёмом пищи) или в качестве индивидуальных заданий. Многие игровые упражнений позволяют ребёнку увидеть результаты своей деятельности, что немаловажно для ребёнка дошкольного возраста.

Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопии у детей дошкольного возраста.

Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.

Игровое упражнение «Поймай мячик».

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков.

Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой). Закрыть крышкой мячик.

Игровое упражнение «Сложи фигуру».

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением геометрических фигур разного размера и цвета.

Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя геометрические фигуры.

Игровое упражнение «Новогодняя ёлочка».

Оборудование: контейнеры и мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», лист картона с изображение ёлки.

Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо захватить контейнер от киндер-сюрпризов и выложить ёлку, затем пальцами ног украсить ёлочку мелкими игрушками.

Игровое упражнение «Башенка».

Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку.

Игровое упражнение «Солнышко» (коллективное).

Читайте также:  Линия здоровья плохое здоровье

Оборудование: пуговицы разного размера.

Выполнение: пальцами ног дети выкладывают из пуговиц солнышко.

Игровое упражнение «Уберём игрушки»

Оборудование: мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов»

Выполнение: пальцами ног собрать игрушки в определённое место.

Игровое упражнение «Сварим суп из макарон».

Оборудование: обруч, поролоновые палочки.

Выполнение: дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые палочки (макароны) из обруча в заданное место.

Игровое упражнение «Снежки».

Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.

Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше сделает снежков.

Игровое упражнение «Эстафета с палочкой».

Оборудование: палочки дл. 20 см

Выполнение: дети делятся на 2 команды, встают в одну линию близко друг к другу. Первые дети берут палочку пальцами ног и передают её следующему участнику, стараясь не опускать её на пол. Побеждает та команда, которая быстрее передаст палочку, не уронив её на пол.

С целью сформировать у детей потребность в здоровомобразе жизни разработан блок познавательной деятельности на темы: «Уроки Айболита», «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» и др., включающий беседы о бережном отношении к своему телу, о пользе занятия спортом.

Для родителей наших воспитанников я провожу практикумы, в ходе которых они имеют возможность не только увидеть различные комплексы упражнений, но и опробовать их сами, а также познакомиться с нестандартным оборудованием, которое можно изготовить в домашних условиях самостоятельно из подручных средств (массажные коврики из пуговиц, крышечек, колечек, с наполнителем из крупы и другого природного материала, следовые дорожки, мелкие игрушки, камушки, веревочки, используемые для захвата пальцами ног и т. д.).На таких занятиях родителям предлагаются памятки с комплексами специальных упражнений: «Утята», «Гибкий носок», «Обезьянки» и т. д., что позволяет более остро обратить внимание родителей на проблему плоскостопия и, тем самым, вовлечь их в этот важный процесс на пути к здоровью собственного ребенка.

Работу в данном направлении я веду с 2014 учебного года по настоящее время. За этот период мне удалось привить детям интерес к корригирующим упражнениям, расширить предметно-развивающую среду, изучить новую для себя литературу по проблеме профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста. А самое главное, что прослеживается положительная динамика в состоянии стоп воспитанников моей группы.

Ритмопластика как одна из форм работы по музыкальному воспитанию дошкольников (СЛАЙД 1) Гости собираются, регистрируются. Слово заведующему ДС «Машенька» Ю. В. Юношевой Муз. рук. Вот и полон зал гостей, Апплодисментами.

Газета как одна из форм работы с родителями Газета, как одна из форм работы с родителями. Выполнила воспитатель Маслова Наталья Юрьевна. Целью издания в детском саду газет является.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у дошкольников» Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у дошкольников» Плоская стопа не только ухудшает осанку человека. Из-за утраты ею.

Презентация «Кружковая работа как одна из форм предшкольной подготовки» Дает возможность воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого. Позволяет максимально приблизить.

Проект «Духовно-нравственное воспитание как одна из форм социализации дошкольников в современном мире» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 19 «Василёк» городского округа «город.

Развитие равновесия как профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников Аннотация: Статья является результатом работы региональной инновационной площадки «Разработка и апробация модели образовательной деятельности.

Творческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьями Одной из результативных форм работы с родителями, являются «Выставки совместного творчества». Их цель: вовлечь родителей в процесс развития.

Читайте также:  План сценарий недели здоровья для детей старшего дошкольного возраста

Всеобуч «Как одна из форм работы с родителями будущих первоклассников» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. — Использование форм.

Дополнительное образование как одна из форм работы по воспитанию навыков собственной безопасности дошкольников В связи с принятием закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29.12.2012г. и введением Федеральных.

Источник

Проект «Сохраним стопы здоровыми. Профилактика плоскостопия в детском саду»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Медицинские работники, родители и педагоги повсеместно констатируют нарушения, отклонения и несоответствия нормам в развитии детей. Особенно тревожит ситуация по количеству детей с нарушением осанки и плоскостопием.

Плоскостопие — это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода.

Стопа является опорой, фундаментом тела, и его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно влияет на развитие многих движений, приводит к снижению двигательной активности вообще и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом. Также плоскостопие является одним из факторов риска возникновения нарушений осанки у детей.

Своевременная профилактическая работа в этом направлении позволит избежать существующих проблем и скорректировать уже имеющиеся. Поэтому очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по плоскостопию, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья.

Современные подходы к физическому воспитанию детей свидетельствуют о тенденции оздоровления педагогического процесса в детском саду.

Значимость применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников, создания прочной основы для воспитания здорового ребёнка.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

  • Формирование у детей и их родителей практических навыков по профилактике плоскостопия.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

1. Углубить знания родителей о профилактических мероприятиях по предупреждению плоскостопия;

2. Обучить детей практическим навыкам сохранения здоровья стоп, укрепить мышцы стоп;

3. Приобщить родителей к коррекционной работе в домашних условиях;

4. Создать в группе условия для профилактики плоскостопия у детей;

5. Воспитывать у детей желание быть здоровыми.

Продолжительность проекта: 12 месяцев.

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ

  • Данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении или дошкольное учреждение может организовать дополнительную услугу для неорганизованных детей.
  • Направленность проекта: коррекционно-оздоровительная.
  • Вид: здоровьесберегающая педагогическая технология.

Образовательная область: “Физическое развитие”

Области интеграции: “Познавательное развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Речевое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Дети старшей группы Задачи для работы с детьми:

  • Сохранение и укрепление здоровья.
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.
  • Повышение степени двигательной активности, укрепление общего состояния организма.
Педагоги группы Задачи для воспитателей:

  • Обеспечение физического и психического благополучия воспитанников.
  • Повышение уровня педагогической компетентности.
  • Обобщение и распространение педагогического опыта.
Родители воспитанников Задачи для работы с родителями:

  • Повышение уровня компетентности по теме проекта.
  • Расширение знаний родителей о практических умениях и навыках детей в области “физическое развитие”.
  • Формирование активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
  • Привлечение родителей к созданию условий в группе для профилактики плоскостопия у детей.

ФОРМЫ РАБОТЫ

С детьми С родителями
  • беседы
  • объяснение
  • разучивание комплексов
  • заучивание поговорок, считалок
  • показ
  • самостоятельная деятельность детей
  • дни здоровья
  • индивидуальная работа с детьми
  • анкетирование
  • консультирование
  • индивидуальные беседы
  • показ
  • объяснение
  • совместная деятельность с детьми
  • мастер класс (изготовление нестандартного оборудования)
  • презентация пособий
  • день открытых дверей

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Кадровые ресурсы Материальные ресурсы Методические ресурсы
Педагоги МБДОУ

Ст. мед.сестра МБДОУ

Для проведения проектной деятельности в МБДОУ частично имеются необходимые условия, методическое и дидактическое обеспечение. Справочная литература

Художественная литература

ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

Организационно-
подготовительный
— Анкетирование родителей об актуальности мероприятия.

— Изучение специальной литературы. Подбор информации о причинах возникновения плоскостопия и их устранении.

— Вовлечение всех участников проекта в план совместной деятельности по оздоровлению детей.

— Подбор комплексов гимнастики для профилактики плоскостопия в разные режимные моменты.

— Изготовление нестандартного оборудования.

— Подбор рекомендаций для родителей.

— Создание картотеки упражнений по профилактики плоскостопия.

— Составление перспективного плана работы по профилактике плоскостопия.

— Разработка презентации “ Правильная стопа – залог здоровья”

Основной — Просмотр презентации “Правильная стопа – залог здоровья”.

— Школа для родителей “Помоги ребенку сам”.

— Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье.

“Здоровье всего дороже”,

“Охрана жизни и здоровья на прогулке”,

“Как следить за ногами”,

“Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели”

— Беседы — рассуждения с детьми:

“Что значит здоровые ноги”,

“Прогулка босиком. Полезно или вредно?”,

“Как заботиться о ногах”,

чтение энциклопедии “Азбука здоровья” раздел “Наши ноги”.

— Разучивание с детьми комплексов гимнастики по профилактики плоскостопия.

— Досуги и развлечения из цикла “Здоровые ножки”, “Тренируйтесь вместе с нами”, “Путешествие в страну гибкого носка”.

— Совместная деятельность с родителями по изготовлению нестандартного оборудования.

— Обучение родителей упражнениям для профилактики плоскостопия

— Консультации, рекомендации, памятки, буклеты: “Подбираем правильную обувь своему ребёнку”, “Предупреждение плоскостопия. Вред от плоскостопия”,

“Массаж ног – эффективный вид закаливания”, “Пальчиковая гимнастика для ног”,

“Самомассаж и закаливание стоп у детей в домашних условиях”.

Родительское собрание с показом мастер-класса по разучиванию упражнений “Профилактика плоскостопия”

Заключительный — Анкетирование по теме проекта (сравнительный анализ).

— Выставка нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия.

— Презентация проекта для родителей и педагогов “Сохраним стопы здоровыми”.

— Спортивные развлечения совместно с родителями:“По тропе здоровья”,

“Постарайся угадать, чем листочек может стать”, “Веселые старты”.

— Презентация материалов проекта

— Обобщение опыта. Трансляция опыта среди педагогов.

— Фотовыставка “В стране Здоровья”

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

  1. Повышение родительской компетентности по вопросам здоровьесбережения. Включение их в процесс повышения степени мотивации и заинтересованности детей в положительном результате.
  2. Улучшение состояния здоровья детей посредством стимуляции биологически активных точек на стопе, укрепление свода стопы, повышение уровня общей работоспособности.
  3. Формирование у детей стойкого и осознанного желания сохранять и приумножать свое здоровье, расширять кругозор.
  4. Повышение степени двигательной активности, укрепление общего состояния организма детей путем создания в группе необходимых условий для профилактики плоскостопия.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Галанов, А.С. Игры, которые лечат (для детей от 5 до 7 лет) [Текст] / А.С. Галанов. – М.: Педагогическое общество России, — 2005. – 96с.
  2. Голицына, Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: из опыта работы / Н.С.Голицына – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2004. – 72с.
  3. Моргунова, О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ [Текст]: Практическое пособие / О.Н.Моргунова. – Воронеж ТЦ “Учитель”, 2005. – 109с.
  4. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников [Текст] /И.М Новикова. – М.:Издательство Мозаика – Синтез 2010. – 96с.
  5. Трихункова, В.В. Познай себя // Ребенок в детском саду – 2005.-№2 – С.51-58
  6. Узорова, О. Физкультурные минутки. [Текст]: материал для проведения физкультурных пауз / О.Узорова, Е.Нефедова. — М.: ООО “Издательство Астрель” “Издательство АСТ”: ЗАО НПП “Ермак” — 2005. – 96с
  7. Федоров А., Шарманова С. “Профилактика и коррекция плоскостопия у детей” //Дошкольное воспитание. – 2003 №8 – С. 59-62

Источник

Adblock
detector