Меню

День здоровья как форма

ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)
статья

ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

(из опыта работы)

Глазунова Татьяна Анатольевна

руководитель физического воспитания

ГБОУ прогимназия №698 «Пансион»

Здоровье детей в образовательном процессе является главной и непреложной ценностью.

Проведенный анализ состояния здоровья детей за последний годы показал, что в детский сад приходят дошкольники в основном со II группой здоровья, имеющие массу проблем в опорно-двигательном аппарате, аллергические реакции, хронические заболевания и т.д.

Дети – это наше будущее. Чтобы наше будущее было здоровым, нужно с малых лет прививать детям навыки здорового образа жизни, воспитывать в них бережное отношение к своему собственному здоровью.

Выдающийся педагог, автор «Педагогики Сердца» Януш Корчак писал: «Взрослым, кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы по машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – и уж сам не знаю какими еще болезнями.

Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объяним им, и они будут беречься»[1].

С 2000 года в ГБОУ прогимназии №698 «Пансион» реализуется оздоровительная программа «К здоровой семье через детский сад» В. С. Коваленко во всех группах.

Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и формирование здорового образа жизни, важная роль принадлежит Дням Здоровья, которые проходят в последнюю пятницу каждого месяца.

Дни Здоровья в прогимназии «Пансион» — один из самых зрелищных массовых мероприятий, они являются своеобразной формой организации физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольных групп, создают условия для совершенствования методов педагогической пропаганды здорового образа жизни, помогают вовлекать родителей в активный воспитательно-образовательный процесс. Этому способствует организованная совместная деятельность детей и родителей, их творческое общение, обсуждение спортивной жизни группы, совместные праздники, развлечения.

Эти дни отличаются разнообразной и интересной двигательной деятельностью, способствуют формированию двигательного опыта детей, укреплению здоровья, закаливанию организма.

Основная форма детской деятельности в Дни Здоровья, безусловно — игра. Во время игры воспитанники имеют возможность приобретать опыт активного отдыха.

В Дни Здоровья режим дня насыщается активной деятельностью детей с учётом психофизических возрастных особенностей детей и особенностей климатических условий. Так в холодное время пребывание на воздухе, по возможности увеличено, а в тёплое – вся двигательно-игровая деятельность дошкольников выносится на открытый воздух. Воспитательно-образовательная деятельность направлена на создание условий для активного отдыха детей, в связи, с чем педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети проявляли себя максимально физически активными, и в то же время приобретали определенные знания.

В планировании, организации и проведении Дня Здоровья принимают активное участие воспитатели, родители, медицинский персонал, руководитель физического воспитания и другие «узкие» специалисты ГБОУ прогимназии №698 «Пансион».

Предварительная работа включает в себя: приглашения на спортивный праздник, рекламу конкурса Дня здоровья между группами, анкеты, опросные листы, подготовку листовок на темы: “советы от семьи”, “полезные советы”, “игры нашего детства”, “любимые виды спорта” и др., стенгазеты “Как мы летом отдыхали и здоровье укрепляли” и т.д.

Дни Здоровья имеют тематику:

  • «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»;
  • «Быть здоровыми хотим – помогает нам режим»;
  • «Гигиена, чистота – нам здоровье, красота»;
  • «Здоровое питание»;
  • «Спорт – здоровье», «Движение-здоровье»;
  • «Нет» — вредным привычкам»;
  • «Народные игры – удальцам раздолье и забава»;
  • «Веселье и смех – нам здоровье и успех»;
  • «Мы за здоровый образ жизни»;
  • «Мы здоровью скажем, ДА!» и т.д.

Содержание Дня Здоровья, продумывается заранее педагогами и медицинским персоналом и включает в себя разные виды деятельности.

Начинается День Здоровья утренним приёмом детей (например: игровой персонаж ведёт его в форме интересного и занимательного взаимодействия).

Утренняя гимнастика связана с темой дня и проводится в нетрадиционной форме (зарядка бодрости, эмоционально-стимулирующей гимнастика, аэробика, гимнастика «Маленьких волшебников» с элементами массажа, самомассажа биологически активных точек кожи и психогимнастики). На гимнастику приглашаются сказочные персонажи, родители, работники детского сада. Режимные моменты (завтрак, обед, умывание и т.д.) организуются с участием сказочных героев (беседы, загадки, потешки, поговорки на темы гигиены, питания).

Программа Дня Здоровья включает разнообразные формы работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников:

— подвижные игры и упражнения на воздухе;

— динамические и оздоровительные паузы;

— спортивные конкурсы и викторины;

— забавы и развлечения со всеми специалистами;

— решение проблемных ситуаций по вопросам здоровья;

— народные и спортивные игры;

— упражнения на дорожках здоровья и закаливания;

— солнечные и воздушные ванны;

Двигательная нагрузка регулируется педагогами в соответствии с возрастом, физической подготовленностью и состоянием здоровья детей.

Во избежание переутомления дошкольников, интенсивные формы чередуются с малоподвижными играми и ситуациями, релаксационными паузами, придавая участию детей непринуждённый характер и способствуя их оздоровлению.

Вторая половина Дня Здоровья предусматривает активное участие родителей в совместных мероприятиях с детьми: спортивных праздниках, конкурсах, викторинах, оздоровительных часах, праздниках на воздухе, вечерах – развлечениях, КВН и др.

Организация Дней Здоровья в ГБОУ прогимназии №698 «Пансион» — одна из составляющих процесса физического воспитания дошкольников, и является универсальным средством решения многих важных педагогических задач, главная из которых — растить детей здоровыми, сильными и жизнерадостными.

Читайте также:  Как сохранить здоровье полости рта

[1] Корчак Я. Как любить ребенка. Калининград, 2002.

Скачать:

Вложение Размер
den_zdorovya_kak_sredstvo_ozdorovleniya_doshkolnikov.doc 59 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

(из опыта работы)

Глазунова Татьяна Анатольевна

руководитель физического воспитания

ГБОУ прогимназия №698 «Пансион»

Здоровье детей в образовательном процессе является главной и непреложной ценностью.

Проведенный анализ состояния здоровья детей за последний годы показал, что в детский сад приходят дошкольники в основном со II группой здоровья, имеющие массу проблем в опорно-двигательном аппарате, аллергические реакции, хронические заболевания и т.д.

Дети – это наше будущее. Чтобы наше будущее было здоровым, нужно с малых лет прививать детям навыки здорового образа жизни, воспитывать в них бережное отношение к своему собственному здоровью.

Выдающийся педагог, автор «Педагогики Сердца» Януш Корчак писал: «Взрослым, кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы по машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – и уж сам не знаю какими еще болезнями.

Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объяним им, и они будут беречься» [1] .

С 2000 года в ГБОУ прогимназии №698 «Пансион» реализуется оздоровительная программа «К здоровой семье через детский сад» В. С. Коваленко во всех группах.

Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и формирование здорового образа жизни, важная роль принадлежит Дням Здоровья, которые проходят в последнюю пятницу каждого месяца.

Дни Здоровья в прогимназии «Пансион» — один из самых зрелищных массовых мероприятий, они являются своеобразной формой организации физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольных групп, создают условия для совершенствования методов педагогической пропаганды здорового образа жизни, помогают вовлекать родителей в активный воспитательно-образовательный процесс. Этому способствует организованная совместная деятельность детей и родителей, их творческое общение, обсуждение спортивной жизни группы, совместные праздники, развлечения.

Эти дни отличаются разнообразной и интересной двигательной деятельностью, способствуют формированию двигательного опыта детей, укреплению здоровья, закаливанию организма.

Основная форма детской деятельности в Дни Здоровья, безусловно — игра. Во время игры воспитанники имеют возможность приобретать опыт активного отдыха.

В Дни Здоровья режим дня насыщается активной деятельностью детей с учётом психофизических возрастных особенностей детей и особенностей климатических условий. Так в холодное время пребывание на воздухе, по возможности увеличено, а в тёплое – вся двигательно-игровая деятельность дошкольников выносится на открытый воздух. Воспитательно-образовательная деятельность направлена на создание условий для активного отдыха детей, в связи, с чем педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети проявляли себя максимально физически активными, и в то же время приобретали определенные знания.

В планировании, организации и проведении Дня Здоровья принимают активное участие воспитатели, родители, медицинский персонал, руководитель физического воспитания и другие «узкие» специалисты ГБОУ прогимназии №698 «Пансион».

Предварительная работа включает в себя: приглашения на спортивный праздник, рекламу конкурса Дня здоровья между группами, анкеты, опросные листы, подготовку листовок на темы: “советы от семьи”, “полезные советы”, “игры нашего детства”, “любимые виды спорта” и др., стенгазеты “Как мы летом отдыхали и здоровье укрепляли” и т.д.

Дни Здоровья имеют тематику:

  • «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»;
  • «Быть здоровыми хотим – помогает нам режим»;
  • «Гигиена, чистота – нам здоровье, красота»;
  • «Здоровое питание»;
  • «Спорт – здоровье», «Движение-здоровье»;
  • «Нет» — вредным привычкам»;
  • «Народные игры – удальцам раздолье и забава»;
  • «Веселье и смех – нам здоровье и успех»;
  • «Мы за здоровый образ жизни»;
  • «Мы здоровью скажем, ДА!» и т.д.

Содержание Дня Здоровья, продумывается заранее педагогами и медицинским персоналом и включает в себя разные виды деятельности.

Начинается День Здоровья утренним приёмом детей (например: игровой персонаж ведёт его в форме интересного и занимательного взаимодействия).

Утренняя гимнастика связана с темой дня и проводится в нетрадиционной форме (зарядка бодрости, эмоционально-стимулирующей гимнастика, аэробика, гимнастика «Маленьких волшебников» с элементами массажа, самомассажа биологически активных точек кожи и психогимнастики). На гимнастику приглашаются сказочные персонажи, родители, работники детского сада. Режимные моменты (завтрак, обед, умывание и т.д.) организуются с участием сказочных героев (беседы, загадки, потешки, поговорки на темы гигиены, питания).

Программа Дня Здоровья включает разнообразные формы работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников:

  • сюжетно-ролевые игры;
  • подвижные игры и упражнения на воздухе;
  • уроки здоровья;
  • динамические и оздоровительные паузы;
  • спортивные праздники;
  • спортивные конкурсы и викторины;
  • забавы и развлечения со всеми специалистами;
  • физкультурные досуги;
  • решение проблемных ситуаций по вопросам здоровья;
  • народные и спортивные игры;
  • упражнения на дорожках здоровья и закаливания;
  • солнечные и воздушные ванны;
  • эстафеты и др.

Двигательная нагрузка регулируется педагогами в соответствии с возрастом, физической подготовленностью и состоянием здоровья детей.

Во избежание переутомления дошкольников, интенсивные формы чередуются с малоподвижными играми и ситуациями, релаксационными паузами, придавая участию детей непринуждённый характер и способствуя их оздоровлению.

Вторая половина Дня Здоровья предусматривает активное участие родителей в совместных мероприятиях с детьми: спортивных праздниках, конкурсах, викторинах, оздоровительных часах, праздниках на воздухе, вечерах – развлечениях, КВН и др.

Организация Дней Здоровья в ГБОУ прогимназии №698 «Пансион» — одна из составляющих процесса физического воспитания дошкольников, и является универсальным средством решения многих важных педагогических задач, главная из которых — растить детей здоровыми, сильными и жизнерадостными.

[1] Корчак Я. Как любить ребенка. Калининград, 2002.

Источник

«Организация дней здоровья в ДОУ»
статья по теме

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача каждого дошкольного учреждения. Быть в движении — значит укреплять здоровье.

В системе массовых мероприятий, важная роль принадлежит дням здоровья.

Скачать:

Вложение Размер
organizatsiya_dney_zdorovya_v_dou.docx 28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Организация дней здоровья в ДОУ

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача каждого дошкольного учреждения. Быть в движении — значит укреплять здоровье.

В системе массовых мероприятий, важная роль принадлежит дням здоровья .

Давайте разберемся, какие задачи мы решаем, организуя День Здоровья в детском саду? Как вы думаете? (ответы педагогов).

— развитие основных движений и физических качеств.

— сформировать представление о здоровье;

— укрепление здоровья детей;

— формирование здорового образа жизни, осознанное отношение к своему здоровью;

— создает условия для эмоционально-психологического благополучия;

— на днях здоровья дети приобретают опыт активного отдыха;

— обучение навыкам сотрудничества с детьми и взрослыми;

— создают условия для совершенствования методов педагогической пропаганды здорового образа жизни, помогают вовлекать родителей в активный воспитательно-образовательный процесс.

Мы с вами должны сделать так, чтобы эти дни отличались разнообразной и интересной двигательной деятельностью, насыщенной вариативностью стимулирующих и активирующих форм и приёмов, способствующих формированию двигательного опыта детей, укреплению здоровья, закаливанию организма.

Я думаю, что все сталкивались с такой проблемой, что подбирая материал для проведения дня здоровья в детском саду, находишь лишь сценарии праздников. Как организовать день здоровья детского сада? День здоровья, может быть самым разнообразным, должен включать в себя разные виды деятельности. У нас в саду Дни здоровья проходят один раз в квартал.

Начать подготовку дня здоровья надо с предварительной работы. Необходимо:

  • определиться, какая тема, исходя из возрастной группы, будет интересна и понятна детям, место проведения (участие специалистов, помещения, погоды и др.);
  • собрать необходимый для этого материал: мультфильмы, атрибуты, костюмы;
  • составить план проведения всего дня. Например, меню, где названия блюд отражают тему дня (например, каша “Богатырь”, компот “Витамин”, салат “Румяные щеки”);
  • подобрать подвижные игры, игры-эстафеты в соответствии с выбранной тематикой, подготовить по необходимости схемы прогулок или игр по станциям;
  • организовать предварительную работу не только с воспитателями и специалистами, но и с родителями.

Структура дня здоровья представлена вариативностью содержания, реализуемого в разные режимные моменты дня с детьми и родителями.

В дни здоровья режим дня насыщается активной деятельностью детей с учётом особенностей климатических условий. Так в холодное время пребывание на воздухе, по возможности, должно быть увеличено, а в тёплое – вся двигательно-игровая деятельность дошкольников выносится на открытый воздух. Воспитательная работа в этот день направлена на создание условий активного отдыха детей. В эту работу включаются все педагоги, работающие в группе:

В планировании, организации и проведение дня здоровья принимают активное участие не только воспитатели, но и медицинский работник, инструктор по физической культуре и другие специалисты ДОУ. Все специалисты, работающие с детьми, в этот день строят свою работу в соответствии с темой дня, используют здоровьесберегающие технологии.

Дни здоровья должны иметь тематику, которая конкретизируется в каждой возрастной группе.

  • «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»;
  • «Быть здоровыми хотим – помогает нам режим»;
  • «Гигиена, чистота – нам здоровье, красота»;
  • «Здоровое питание»;
  • «Спорт – здоровье», «Движение-здоровье»;
  • «Нет» — вредным привычкам»;
  • «Народные игры – удальцам раздолье и забава»;
  • «Веселье и смех – нам здоровье и успех»;
  • «Природа и здоровье»;
  • «Русская каша – сила наша»;
  • «День синьора Помидора»
  • «Советы Неболейки»;

День здоровья можно посвятить любому празднику:

  • «7 февраля – День зимних видов спорта»;
  • «7 апреля – Всемирный День Здоровья»;
  • «10 октября – День психического здоровья»;
  • «День Защитника Отечества»;
  • «День Матери»;
  • сезонные праздники («Лето, здоровье и спорт», «Осенние марафоны», «Зимние забавы» и т.д.)
  • «11 февраля — Всемирный день больного»
  • «15 мая – международный день семьи»

Начинается день здоровья утренним приёмом детей, который можно провести в игровой форме или ввести игровой персонаж в процессе интересного и занимательного взаимодействия. В первой и второй половине дня можно предложить детям и родителям различные задания в серьёзной и юмористической форме: беседы-диалоги, проблемные ситуации, игры, полосы препятствий, загадки, оздоровительные минутки, позволяющие создать положительный эмоциональный настрой и повысить активность детей и взрослых.

Утренняя гимнастика должна быть связана с темой дня и проводится в нетрадиционной форме. Это может быть:

  • зарядка бодрости,
  • эмоционально-стимулирующей гимнастика,
  • аэробика,
  • гимнастика «Маленьких волшебников» с элементами массажа, самомассажа биологически активных точек кожи и психогимнастики.

На такую гимнастику можно пригласить сказочных персонажей, родителей, работников детского сада.

Дальнейшая программа Дня включает разнообразные формы работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников

-подвижные игры и упражнения на воздухе;

-простейшие туристические походы;

-динамические и оздоровительные паузы;

-спортивные конкурсы и викторины;

-забавы и развлечения;

-решение проблемных ситуаций по вопросам здоровья;

-народные и спортивные игры;

-упражнения на дорожках здоровья и закаливания;

-солнечные и воздушные ванны;

— внесение новых атрибутов и дидактических игр;

— игры с двигательными игрушками;

Двигательная нагрузка регулируется педагогами в соответствии с возрастом, физической подготовленностью и состоянием здоровья детей.

День здоровья в младшей группе

Для самых маленьких детей воспитатели подбирают простой сценарий, который будет понятен и интересен в этом возрасте. На занятии закрепляются знания про пользу овощей и фруктов для здоровья человека, про то, что важно вовремя и правильно питаться, вовремя ложиться спать, чтобы быть здоровым. Поучительным и интересным будет стишок Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».

В качестве наглядного пособия можно использовать макеты овощей и фруктов или натуральные свежие (если позволяет сезон). Про каждый из предметов есть короткие веселые четверостишья, которые детки запоминают без труда и полученная полезная информация откладывается у малышей в памяти.

Также воспитатель может затронуть тему чистоты по мотивам произведения «Мойдодыр», тем самым закладывая у малышей основу такого понятия как гигиена, и ее роли в жизни ребенка.

День здоровья в средней группе

Дети в этой группе уже могут быть ознакомлены на подобных занятиях с основами экологии и здорового образа жизни. В теплое время года День здоровья проходит на свежем воздухе. Во время его проведения изучается окружающая природа, ее живые обитатели, и связь животного и растительного мира с социумом. Также малыши принимают участие в различных эстафетах, призванных полюбить занятия физической культурой.

День здоровья в подготовительной и старшей группе

Чем старше становятся дети, тем более серьезную информацию они в состоянии усвоить и общаться на равных с воспитателем на заданную тематику. В этом возрасте ребят легко увлечь спортом, особенно, если и родители принимают активное участие. Вот почему День здоровья в детском саду для старших деток проходит с участием взрослых и часто на природе.

Это может быть небольшой поход в соседний парк, но со всем обмундированием – рюкзаками, сухими пайками и прочим необходимым для эстафет снаряжением. Дети поют тематические песенки про здоровье, разученные заранее, участвуют в конкурсах на тему здоровья вместе со взрослыми.

Во избежание переутомления дошкольников, интенсивные формы необходимо чередовать с малоподвижными играми и ситуациями, релаксационными паузами, придавая участию детей непринуждённый характер и способствуя их оздоровлению.

Наиболее эффективны дошкольников физкультурные праздники и досуги с выполнением упражнений соревновательного характера (для старших дошкольников), всевозможные тематические развлечения, игровые сюжеты (для детей младшего возраста).

Вторая половина Дня здоровья предусматривает активное участие родителей в совместных мероприятиях с детьми: спортивных праздниках, конкурсах и викторинах, шоу, оздоровительных часах, праздников на воздухе, вечерах – развлечениях, КВН и др.

В перспективном планировании в блоке «Взаимодействие с родителями» должны быть отражены разнообразные формы работы в рамках обозначенной темы дня здоровья:

  • оригинальная информация в родительских уголках,
  • памятки,
  • буклеты;
  • консультации;
  • домашние задания;
  • изготовление совместных с детьми альбомов, выпуск домашней газеты о здоровье;
  • круглые столы, на которых родители имели возможность делиться опытом организации здорового образа жизни в семье;
  • беседы.

Все это помогает педагогам ДОУ активизировать родителей для участия в днях здоровья, повысить их потенциал в семье и уровень педагогической культуры по проблемам оздоровления своих детей.

Успешное проведение дней здоровья является результатом слаженной и организованной работы всего коллектива ДОУ и семьи, объединяющей взрослых и детей общими целями.

Таким образом, методически правильно организованная работа по физическому воспитанию призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку к себе и деятельности товарищей.

Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для эмоционально — психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.

Список используемых источников

1. Лысова В.Я., Яковлева Т.С. Спортивные праздники и развлечения. — М.: АРКТИ, 2000. С. 3 -4

2. Копухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 198 — 199

3. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 12 с

4. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольников. — Мн.: Ураджай, 2000. 275 с

5. Шебеко В.Н., Овсянкин В.А., Карманова Л.В. Физкульт- ура! — Мн.: «Просвещение», 1997. 125 с

6. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду.- М.: АРКТИ, 2000. 90 с

7. Шумилова В.А. Спортивно — развлекательные праздники в детском саду. — Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2002. 70 с

Источник

Adblock
detector