Акция «День психологического здоровья»
материал на тему
Основная цель акций — расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений, наглядное подтверждение афоризма «жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете».
Важные особенности акции — ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто хочет ее не замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции на время своей жизни создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди — близкими и интересными собеседниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Акция «День психологического здоровья» | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МО г. Королёв мкр. Юбилейный
День психологического здоровья
Бочарова Ольга Николаевна
С обучающимися и педагогами школы проводились различные мероприятия для улучшения их эмоционального состояния, «Ларец радости», «Радуга настроений», «Зеркало самоподдержки». В течение дня каждый мог поделиться своим хорошим настроением с друзьями и педагогами на «Заборе пожеланий».
Наш мир и современное общество постоянно находится в движении, совершенствуются системы, создаются новые методы и формы работы во всех областях науки. В соответствии с требованиями жизни совершенствуется и психологическая служба.
Основная цель акций — расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений, наглядное подтверждение афоризма «жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете».
Важные особенности акции — ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто хочет ее не замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции на время своей жизни создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди — близкими и интересными собеседниками.
- Психологическая акция «Ларец радости ». Акция, задачей которой является поддержка каждого учащегося, была направлена на создание благоприятного эмоционального климата в школе, на получение положительных эмоций. В специальный ящик были собраны самые лучшие выражения и фразы. Каждый, кто подходил к ларцу, мог вытащить фразу, предназначенную именно для себя. «Ларец радости» работал только на переменах.
- Акция «Радуга Настроения» Утром каждый входящий в фойе школы увидел улыбающихся психологов и ребят, именно ему они улыбались и говорили “Здравствуй” и предлагали жетончик, что бы отметить своё настроение в начале дня на “радуге настроений”. Всех входящих попросят после окончания уроков снова подойти к ребятам и взять свой жетончик, чтобы отметить на “Радуге” своё настроение в конце рабочего дня.
Радуга настроений (На основе методики А.Н. Лутошкина.)
Цель: сравнительная оценка эмоциональной атмосферы в школе (в начале и в конце рабочего дня).
Перед началом учебного дня у входа в школу ставятся цветные ящики соответствующий текущему настроению («Для учеников» и «Для учителей), в которые всем входящим предлагается опустить квадрат, полученный на входе. Для определения эмоционального состояния с помощью цвета испытуемым предъявляется шкала цветового диапазона настроений и объясняется принцип ее использования:
Источник
Мини-тренинг для педагогов ко Дню психического здоровья
Елена Анисова
Мини-тренинг для педагогов ко Дню психического здоровья
Мини-тренинг для педагогов ко Дню психического здоровья.
Цель: профилактика психоэмоционального выгорания педагогов.
— познакомить педагогов с понятием «психическое здоровье», «мышечный зажим», «психической саморегуляция»;
-обсудить, что влияет на психическое здоровье человека;
— продемонстрировать приемы самодиагностики и саморегуляции.
Психическое здоровье — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, легко справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Всем хорошо известно, что профессия педагога, который отдает свое сердце и душу детям, требует большого физического, умственного напряжения, а поэтому проблема его здоровья очень актуальна.
Профессии, связанные с постоянными контактами с людьми, по статистическим данным относится к категории профессий, носители которых наиболее подвержены стрессу. Служа людям, мы склонны игнорировать накапливаемые напряжение и усталость,забывая важное правило: «Отдыхать нужно раньше, чем устал». Верно это утверждение? (обсуждение в группе)
Наша жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит, и на 90% из того, как мы относимся к происходящему. Но почему на одно и то же событие разные люди реагируют по-разному? Почему одни ищут возможности, другие сокрушаются о потерях? (обсуждение в группе)
Но не только собственные эмоции влияют на нас.
Притча “Человек на мосту”
“Полицейский увидел человека,который собирался прыгнуть с моста и спросил у него: “Проблемы с деньгами?” “Нет” — ответил он. “Проблемы в семье?” — задал другой вопрос полицейский, “Нет. Меня волнуют мировые проблемы”- ответил самоубийца, стоя на перилах моста. “Все не так уж и плохо, спускайся, давай поговорим”- сказал полицейский. Человек спустился с перил, около часа, они, беседуя, прохаживались по мосту. Потом спрыгнули с моста оба”.
Обсуждение ситуации: Как вы считаете, в чем ключевая идея, рассказанной ситуации? (О подверженности чужим эмоциям, “эмоциональном заражении”. О неумении регулировать свое эмоциональное состояние, отделять “свое” и “чужое” настроение).
Любые наши эмоции находят свое отражение в теле, проявлении физических ощущений. Это может быть напряжение, холод, жар, сердцебиение и т. д. Так называемые, неприятные эмоции часто проявляются мышечным напряжением в разных частях тела. Если одна и та же эмоция повторяется, либо эмоция очень ярко выраженная, то мышечное напряжение может стать постоянным, привычным. Это мышечный зажим. Накопление мышечных зажимов приводит к снижению эмоционального фона, ухудшению здоровья (психосоматика).
Сядьте удобно, закройте глаза. Дышите глубоко и медленно. Пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот). Локализуйте его. Почувствуйте характер этих ощущений, их интенсивность. Возможно у вас получится вспомнить как давно они появились, как часто появляются. Запомните их. Позже вы сможете к ним вернуться, возможно уже с новыми знаниями и навыками, с другим взглядом. Откройте глаза. (обсуждение в группе)
Существует много приемов, помогающих адекватно реагировать на решение сложных ситуаций, возникающих в деятельности сохранения психического здоровья. К ним относят различные приемы психической саморегуляции.
Под психической саморегуляцией рассматривают воздействие человека на самого себя с помощью техник, слов и соответствующих мысленных образов. Иначе говоря — это самовоздействие для целенаправленной регуляции психической деятельности, процессов, реакций и состояний. Сегодня мы с вами освоим некоторые из них.
Практика показывает,что в наибольшей мере отвечают этим требованиям следующие методы: дыхательные и релаксационные техники, визуализация, аутотренинг.
Человек вполне способен научиться регулировать свое эмоциональное состояние, управлять своим настроением, одним из таких способов является релаксация. Чтобы справится с негативными эмоциями и их последствиями, необходимо научиться снимать мышечное напряжение. Это приемы нервно-мышечной релаксации.
Упражнение: Постарайтесь напрячь кисти рук, а затем максимально их расслабить и т. п. Прочувствуйте, как вместе с расслаблением приходит и ощущение освобождения от напряжения, которое возможно усиливать.
Следующее упражнение: Сожмите плотно пальцы ног и разожмите, представляя, как стресс уходит из каждого пальца по мере того, как вы расслабляетесь. (обсуждение в группе)
Еще мы познакомимся с методом визуализации. Данное упражнение задействует наше воображение. Оно поможет расслабиться, обрести душевное равновесие, активизировать нашу интуицию и внутренние ресурсы.
Условия проведения: сенсорная комната, вучит спокойная музыка.
Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните.
Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.
Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.
Белый свет стекает с вашей спины, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
А свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими.
Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами…. (30 секунд пауза)
Ощутите и запомните все приятные ощущения и чувства, которое подарил вам водопад света. Может быть вам даже удастся их увидеть, подержать их в руках, услышать звуки, исходящие от них, почувствовать их аромат. Теперь положите эти чувства в надежное место внутри вас, откуда вы сможете достать их, когда пожелаете.
Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он для вас сделал. Немного потянитесь, выпрямитесь и открой глаза.
Анализ упражнения: Опишите водопад света, каким он был? Какие чувства вы ощутили? И т. д.
В завершении нашей встречи давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились? Может узнали что-то новое? Чему-то удивились? Что запомнилось? Что возьмем для себя? И т. д.
НОД по физической культуре «Укрепление и сохранение физического и психического здоровья детей» в средней группе НОД по физической культуре в средней группе Подготовила: Шишкина В. С. Цель: Укрепление и сохранение физического и психического здоровья.
Мини-тренинг для родителей «Мостик доверия» Мини-тренинг для родителей «Мостик доверия» Цель: — поиск эффективных форм взаимодействия с родителями; — создание единого пространства.
Укрепление физического и психического здоровья детей в ДОУ с учетом требования ФГОС до В настоящее время в период обновления системы дошкольного образования особое внимание уделяется полноценному и всестороннему развитию личности.
Мандалотерапия как средство сохранения психического здоровья дошкольников в условиях реализации ФГОС Не секрет, что большинство дошкольников не умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Столкнувшись с этой проблемой в своей практике, у.
Психологические аспекты психического здоровья детей В научном психологическом лексиконе существуют термины «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Если термин «психическое здоровье».
Семинар-тренинг для педагогов «Общение. Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов» Подготовила педагог-психолог Яковлева Изелла Цель тренинга: Освоение педагогами приемов эффективного общения через игровые методы обучения.
Современные подходы в работе с детьми ОВЗ по сохранению и укреплению физического и психического здоровья В современном обществе сохранение и укрепление здоровья человека является актуальной проблемой. В последнее время все чаще отмечается рост.
Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Данный тренинг рассчитан для педагогов ДОУ. Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель тренинга:.
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального.
Подвижные игры как средство психического здоровья воспитанников Современное общество предъявляет высокие требования к работе ДОУ, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития.
Источник
Мастерская психолога «День психологического здоровья педагогов школы»
Презентация к уроку
Школа сегодня – серьезный психологический фактор. Одним из направлений работы школьного психолога является психопрофилактика эмоционального напряжения (стресс, срыв, “синдром профессионального выгорания” т. д. ) у педагогов.
В рамках психопрофилактика — данные методические рекомендации предусматривают: Оказание психологической помощи и поддержки педагогам школы по предупреждению эмоционального выгорания.
Роль психологической службы в условиях школы велика и актуальна сегодня. Психологическое сопровождение образовательного процесса носит теоретическое и практическое значение.
Психологический мониторинг в школе рассматривается СПП как систему информационного сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Основная цель и задачи:
- Содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития.
- Сохранение психологического здоровья всех участников учебно–воспитательного процесса.
- Самореализация всех участников в условиях личностно — ориентированного обучения.
Практика показывает, что учителю в большей мере нужны, не лекарственные препараты, а социально-психологическая поддержка, целью которой будет являться организованная помощь в выработке необходимых профессиональных качеств, умений и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов и повышение профессионализма.
Педагог, проявив профессиональную любознательность, может овладеть приемами самодиагностики, специальными упражнениями на снятие напряжения. Овладеть техниками: — арт–терапия, фито–терапия, экспресс – приемами, которые помогут педагогу взглянуть на себя по-другому, а так же укрепить свое психологическое здоровье в целом. В этом и состоит главная задача педагога-психолога: показать возможность применения арт. – терапевтических методов в психолого-педагогической практике.
День психологического здоровья педагогов — яркое событие в школе. Педагоги школы включаются в познавательную работу, т. е. принимают участие в тренингах, играх, занимаются самодиагностикой, получают консультации по запросу. Психолог использует методики, которые включают способы и приемы психопрофилактической работы, направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов школы.
Основная цель работы дня: психопрофилактика эмоциональных “срывов”, содействие сохранению физического и психологического здоровья педагогов школы. Поставленные задачи в ходе работы с педагогами решаются совместно и своевременно.
Данное мероприятие проходит легко, непринужденно и каждый может взять наиболее значимое, интересное для себя. Практическая деятельность предусматривает внедрение практических материалов на саморазвитие, самосохранение личности. Практика позволяет определить причины эмоционального и профессионального выгорания педагогов, его влияние на качество образовательного процесса; узнать и освоить некоторые оперативные методы снятия эмоционального напряжения.
Практические материалы мастерской предназначены для реализации в условиях школы, они будут представлены в теоретическом и практическом направлениях. Каждый желающий может взять на заметку представленный материал в мастерской “День психологического здоровья”. В мастерской будут представлены: профилактические упражнения, игры, тренинг, методические рекомендации, советы, памятки.
Вы сможете не только познакомиться с материалами мастерской, но и научиться способам — управлять собой, научить кого-то следовать приемам саморегуляции, самореализации.
Удачи вам, сельские и городские,
Уважаемые учителя!
Добрые, важные и никакие
Капитаны на мостике корабля.
Удачи вам, дебютанты и асы,
Удачи! Особенно по утрам,
Когда вы входите в школьные классы,
Одни как в клетку, другие — как в храм
Р. Рождественский
Практические материалы из опыта работы школьного психолога
МАСТЕРСКАЯ “День психологического здоровья педагогов”
Цель: Психопрофилактика эмоциональных срывов.
Задачи:
- Дать представление о “Синдроме профессионального выгорания”;
- Провести арт-терапевтическую сессию (упражнения с пользой);
- Освоить некоторые оперативные методы снятия эмоционального напряжения.
Форма проведения: практикум
План проведения мастерской
1. Факторы нарушения психологического здоровья педагогов.
2. Дать представление о “Синдроме профессионального выгорания”.
3. Освоить некоторые оперативные методы снятия напряжения (играя – учимся).
Категория участников: мастерская предназначена для заместителей директоров по здоровью, учителей-предметников, педагогов-психологов.
Методическое обеспечение: участники мастерской обеспечиваются методическим раздаточным материалом.
Пособия: Ватман, фломастеры, ручки, цветные карточки, карточки с заданиями, кисти, краски. Рекомендации, советы, памятки.
Показателем эффективности мастерской является использование в УВП рекомендованного методического материала с педагогами школы.
Раздел: психодиагностика педагогов
1. Методика “Синдром профессионального выгорания” (результаты, рекомендации).
2. Определение “Психологическое здоровье” в вопросах и ответах.
3. Психотест “Все ли у вас в порядке?”
Раздел: психопросвещение педагогов
1. Психологическое здоровье педагогов в условиях школы
(практическая часть — Зоны бодрости и здоровья)
Раздел: психопрофилактика эмоциональных срывов у педагогов.
1. Тренинг “Уютно ли учителю в школе” (эмоциональная культура педагога)
2. Экспресс-приемы снятия эмоционального напряжения.
— Антистрессовые приемы: профилактические упражнения для педагогов.
— Методические рекомендации и советы. Рефлексия.
Встреча в мастерской школьного психолога “День психологического здоровья”
1. До встречи в мастерской проходит оформление кабинета: вывеска с названием, готовится раздаточный материал, вывешиваются плакаты, расставляются столы.
2. Психолог встречает участников и предлагает взять один цветной кружок, что символизирует настроение каждого, кружки помещаются в разные коробочки “настроение”.
3. Когда все участники собрались в мастерской, педагог-психолог предлагает всем познакомиться, встав в круг.
Упражнение 1. “Будем знакомы”
Все участники встают в круг и громко произносят “Хэй”, при этом идет хлопок в ладоши и все выносят правую руку вперед, левую назад. Данное упражнение объединяет и настраивает на рабочий лад, идет позитивный настрой на сотрудничество (повтор три раза). Затем все рассаживаются за столы, образовав две группы.
Вступительное слово – информационно-просветительская беседа.
Здоровье человека является социальной ценностью, и оно формируется на протяжении всей жизни. Людей, которые всю жизнь живут в ладу с самим собой, можно назвать счастливыми. Но число таковых невелико, потому что всегда находятся причины для разочарований в себе самом, расстройств, а с ними приходит конец душевной гармонии. Стресс, срыв, выгорание…
Наглядный материал выносится на доску (плакат, цитаты о здоровье).
Затем все участники пишут на карточке – как они понимают, что такое ЗДОРОВЬЕ.
5. В условиях школы, психологи работают в тесном сотрудничестве с педагогами. Педагогический коллектив является основой в образовательной системе школы. Коллектив составляют педагоги, и все они разные. Объединяет всех их работа, общение. А вот психологическое здоровье… их работоспособность, самооценку… – изучает школьный психолог.
6. Существует множество методик, тестов на изучение коллектива, педагогов. Одна из методик “Синдром профессионального выгорания” помогла выявить педагогов, которые находятся на грани срыва, есть преобладающие симптомы “ВЫГОРАНИЯ”, и есть педагоги, которые испытывают эмоциональное напряжение.
7. Психолог дает представление о методике “Синдром профессионального выгорания”, результаты, вывод и рекомендации для педагогов.
Знакомство участников мастерской с проблемой – профессиональное выгорание.
— На основании результатов строится психопрофилактика для педагогов школы.
— Психолог предлагает выполнить тест “Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?” (по А. И. Тащевой, 2009г. )
Тема: Синдром профессионального выгорания…
Цель: Знакомство участников мероприятия с проблемой — профессиональное выгорание.
1. Ознакомить педагогов с понятием “Что такое учительский стресс”?
2. Дать информацию по теме “Здоровье — на втором плане”.
3. Выполнить тест “Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?”
Пособия: Информационные листы, бланки с тестами, ручки.
Участники: учителя, психологи.
Ведущий предлагает всем участникам задания:
— “Мой выбор или как я провожу свободное время”;
Цель: определение круга интересов. Каждый ответ содержит информацию об эмоциональном выгорании педагогов школы.
Задание выполняется на листах, обсуждение предложенных ответов происходит за круглым столом.
Педагоги школы выражают свое мнение, делают выводы и знакомятся с упражнениями на снятие психофизических и психоэмоциональных нагрузок.
Встреча с педагогами рассматривает:
1 этап – теоретический (психолог дает краткие пояснения из предлагаемого теоретического материал);
2 этап – практический (упражнения), идет выполнение теста “Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?” (работа по корточкам).
1 карточка – Если педагог сильно расстроен чем-то, а надо идти на урок…ваши действия?
Совет – Сосчитайте до 10 (глубокий вдох – выдох).
2 карточка – Успокоиться можно, если вы сделаете несколько глотков прохладной воды. “Глотнуть” несколько глотков свежего воздуха, постоять у окна.
3 карточка – Используйте энергизаторы.
Учитель дает установку учащимся:
Внимание. Кто видит меня – здравствуйте!
Кто слышит меня – садитесь.
Ребята, а вы знаете, чем мы сегодня будем заниматься? (нет…), послушайте: идет сообщение темы урока… Удачи!
Все слышали о людях, у которых от беспокойства начинает болеть голова, отсюда распространенные выражения типа:
“Эта работа – сплошная головная боль!” Э. Берн
Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей.
Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений учителя и пр. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда найти общий язык и с родителями по поводу учебы детей, их поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс…
Необходимо все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное, напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями учителей. Не случайно в последние годы все чаще ГОВОРЯТ о синдроме эмоционального выгорания педагога.
Эмоциональное выгорание педагога обусловлено целым рядом факторов. Это и фактическое отсутствие права на ошибку, приводящее к расширению трудового времени за счет работы на дому, и неудовлетворенность профессиональным статусом, и страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест, и отсутствие условий для самовыражения и самореализации, и низкая зарплата. Не секрет, что профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса, превышающего “повседневный” психический потенциал человека. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках. Равнодушие учителя, так же как и его агрессивные реакции, становится одной из причин школьного стресса детей.
Учителя, оказавшись втянутыми в водоворот реформы образования, постоянно сталкиваются с различными, не всегда продуманными нововведениями, часто меняющимися требованиями, бесконечными проверками. Это нарушающие привычный, размеренный ход школьной жизни события создают дополнительное напряжение.
Предлагаемые тренинговые занятия, упражнения направлены на развитие эмоциональной устойчивости.
2. Тест “Нужно ли вам бороться со стрессом?” (самодиагностика)
Ответьте “да” или “нет” на пять вопросов. Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас много сил, ресурсов, а значит – и здоровья.
- Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?
- Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы ноют, а в спине – тупая боль?
- Испытываете ли вы сильные головные боли от конфликтов в семье, в школе?
- Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения, сна?
- Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем, и у вас не остается времени на себя?
Упражнение 3. “Ассоциация”
Все участники свои карточки, которые заполнили раньше то, что можно соотнести со словом здоровье…(сила, задор и т. д. ) вывешивают на ватман с надписью – ЗДОРОВЬЕ.
Упражнение: Рассмотрим, а что же можно соотнести с понятием ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ… (радость, гармония, стабильность и т. д. ) Все ответы проговариваются участниками. Психолог раздает каждому яркие картинки – цветы. Участники делают запись на одной из сторон картинки (…радость и т. д. )
В конце нашей встречи участниками создается творческая работа “Здоровье”. Все участники карточки – цветы вывешивают на один плакат.
Упражнение 4. Психотест: “Все ли у вас в порядке?”
Педагоги отвечают на вопросы (да, нет)
— Легко ли вы находите общий язык с другими людьми?
— Насколько вы великодушны?
— Способны ли вы дать себе верную оценку?
— Умеете ли вы правильно планировать свое время?
— Умеете ли вы добиваться своего?
— Умеете ли вы решать свои проблемы?
— Умеете ли вы подать себя?
— Часто ли вы прислушиваетесь к внутреннему голосу?
— Умеете ли вы расслабляться?
— Умеете ли вы отдыхать от проблем?
— Легко ли вы поддаетесь влиянию других людей?
— Насколько вы открыты?
— Насколько хорошо вы умеете владеть собой?
— Знаете ли вы сильные стороны своего характера?
— Насколько хорошо вы умеете импровизировать?
— Радушная ли вы хозяйка?
— Легко ли вам осуществить задуманное?
— Любите ли вы приключения?
— Насколько вы отходчивы?
Результатом выходят ответы (да, нет), которые набрал каждый педагог при ответах (да, если их больше, то у вас пока все хорошо, если нет, то стоит задуматься над собой).
Упражнение 5. Полезные советы
Для поддержания физической активности, психологического здоровья есть полезные советы:
А. — “Десять заповедей правильного питания”;
Б. -Физические упражнения для педагогов – педагоги, которые хотя бы раз в неделю занимаются физическими упражнениями с умеренной или повышенной нагрузкой, имеют меньше шансов заболеть сердечно-сосудистыми заболеваниями.
В. — Необходимо придерживаться активного образа жизни (ходьба, бег, игра и т. д. )
Применение комплексов физических упражнений всегда оказывает благотворное влияние на физиологию и психологию человека.
Г. — Зоны бодрости и здоровья:
См. приложение №2. (психолог раздает памятки “Зоны бодрости”), при выполнении заданий указывает на расположение точек.
Каждый педагог должен знать и помнить то, что на теле человека есть зоны бодрости и здоровья. Точечный массаж – метод рефлексотерапии, повышающий сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Зная точки бодрости, легко и быстро можно снять напряжение, головную боль, утомляемость. Соблюдая определенные условия, можно в рабочей обстановке (на работе) “восстановить” себя, если уделить для себя несколько минут.
Десять заповедей правильного питания для педагога
1. Никогда не ешьте, если не хочется и то, что не хочется (исключение: пища лекарственная – лимон, чеснок, повышает иммунитет человека, приводит в порядок самочувствие). Идет защита от психоневрозов, ОРЗ.
2. Если хочется – сначала спросите себя, не стоит ли воздержаться.
(Не спорьте со вкусами, спорьте с привычками).
3. Ни когда не ешь на ходу (чередуйте отдых, работу, обед).
4. Лучше часто понемногу, чем редко помногу.
5. Всякую еду оплатят мускулы.
6. Свежий воздух – хороший аппетит.
7. Лучше теплое, чем холодное.
8. Разнообразие – стратегия, однообразие – тактика.
9. Прежде всего – естественность.
Пища должна быть:
10. Пища – свята, это дар жизни, а не “средство”.
Получайте радость от трапезы!
Упражнение 6. Игра “Мир без тебя” (для администрации школы)
Цель: Определение нужности каждого человека в этом мире — на работе, в семье…и т. д.
Психолог: Для игры приглашается 5 человек, они играют роль – “школьная администрация”…
Задание – примерить гигантские волшебные очки, которые помогают увидеть в человеке только хорошее, даже то, что он иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки, выйду в центр и посмотрю через стекло на кого – ни будь из вас: и скажу — “Мир без тебя, Ирина Петровна был бы неинтересен, потому что ты (вы)…умеешь слушать других, потому что ты (вы) …надежная, уверенная, внимательная…”. А теперь ты, (вы — имя учителя), примерь волшебные очки, посмотри на педагогов и постарайся увидеть в ком – ни будь как можно больше хорошего, может быть об этом надо сказать вслух?
Так все пять участников примеривают очки.
Завершение: психолог благодарит всех и отмечает то, что каждый педагог – это личность (талантливая, душевная, внимательная и трогательная…) Администрация школы остается довольной тем, что педагоги в их коллективе подобрались такие замечательные. Спасибо всем!
Тренинг “Уютно ли учителю в школе?” (фрагмент)
Цель: знакомство с простейшими приемами устранения дискомфорта и правилами психогигиены общения.
— вооружить учителя знаниями, которые бы повышали его психическую устойчивость в трудных (критических) ситуациях, обеспечивали научно обоснованными способами с жизненными невзгодами.
Оборудование: карточки с вопросами, ручки, ватман с рисунком “корзина”, клей.
Участники тренинга рассаживаются в круг. “Знакомство” упражнение на развитие умений говорить комплименты окружающим нас людям. Каждый участник обращается к сидящему справа – обращается… и представляется сам…Я…. . , а вы знаете…вы мне очень нравитесь, у вас есть вкус. . . , а вы знаете… . и так каждый участник проводит свой диалог.
В завершение каждый участник выписывает самый интересный комплимент на свою карточку и вывешивает на информационный лист в “корзину”. Спасибо.
Упражнение 8. “Чистое дыхание”
Цель: Усвоение навыков саморегуляции.
Пособия: полоски бумаги нарезанные очень тонко. Нитки (по 20 см. )
Часто педагоги испытывают волнение, напряжение, находятся в ситуации стресса.
В таких случаях начинает сильно биться сердце и риск плохого самочувствия возрастает.
Для того что бы “сбить” волнение, необходимо вспомнить о простом, но очень эффективном способе восстановление дыхания.
Первая проба: все участники садятся по удобнее. Дыхание необходимо начать с того, что бы при вдохе и выдохе (ориентир) — полоска бумаги находилась около носа на расстоянии 30 – 40см.
При выдохе нужно стараться, что бы полоска оставалась неподвижной и на том же месте (повтор до трех раз); Затем (ориентир) – полоску можно приблизить и повторить свое дыхание более спокойно, тем самым снижая напряжение.
вторая проба: бумажные полоски, заменив на ниточки, начинаем вдыхать и выдыхать, стараясь оставлять ниточки на месте и неподвижными…Удачи.
Данное упражнение снимает напряжение, восстанавливает дыхание и эмоциональный фон стабилизируется.
Упражнение 9. “Гнев – на милость”
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Пособия: игра “Дартц”, фотографии, листы альбомные. Фломастеры.
— Освоить приемы релаксации.
— усвоить профилактические способы управления нервной системы в критических условиях.
Практические психологи рекомендуют в подобных ситуациях, когда происходит (срыв, невроз, ситуация приближенная к риску и т. д. ) использовать пособие “Дартц”.
— Участник может набирать очки, кидая стрелы (дротики) в мишень;
— участник может заменить мишень – на фото, рисунок.
— участник может “наказать” условно своего обидчика и тем самым выйти из критического состояния, снять эмоциональное напряжения. Психолог предлагается участникам сделать по 3 – 4 пробы.
Упражнение 10. “Позитив”
Цель: Активизация педагогов в творческой деятельности.
— “Погружение” в творческую работу;
— Отработка навыков общения;
Пособия: 10 альбомных листов, кисти, краски, баночки с водой.
Ведущий: Объясняет ход действий. По команде все педагоги начинают выполнять творческую работу, наносят на чистый лист бумаги только один значок (набросок), и по команде ведущего, все участники передают свою работу сидящему справой стороны. Так по кругу работа дорисовывается всеми участниками и возвращается хозяину.
Творческая работа готова. Обмен впечатлениями. Спасибо всем!
Упражнение 11. Игра “Чаепитие”
Цель: Развитие умений конструктивного общения.
Ведущий психолог: Какая теплая и дружеская встреча у нас состоялась!
Самое время угостить друг друга чем – ни будь вкусным. В нашей мастерской
есть место, где можно присесть и испить чашечку ароматного чая. Но есть главное условие: никто не ест и не пьет, только угощают другого!
Команды (группы) садятся парами и угощают друг друга. Каждый может высказываться, делиться впечатлениями за чашкой чая… Данное упражнение позволяет принять других людей такими, какие они есть. Поднять настроение себе и другим, разрядить напряженную обстановку. Пожелать творческих успехов коллегам, психологического здоровья.
Все участники подходят к плакату “ЗДОРОВЬЕ” и вывешивают карточку – цветок на плакат.
Спасибо всем участникам! Удачи!
Рекомендации и советы от психолога “Делайте это правильно”
Как избежать профессиональных заболеваний или хотя бы свести до минимума вредное воздействие самых разных видов труда?
1. Частая смена деятельности позволяет снять эмоциональное напряжение учителя;
2. Умейте в работе находить больше позитива.
3. Знайте: не будет здоровья – все остальное будет мало нужным.
4. Старайтесь высыпаться, иначе недосыпание ведет к нервным срывам.
5. Обратите внимание на эффективность лечебного массажа.
6. “Владеть собой среди толпы смятенной…”
Применяйте данное упражнение, и вы сумеете справиться с отрицательными эмоциями. И так, сложите руки в “замок” за спиной. Так как отрицательные эмоции “Живут” на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
7. Слушайте гармоничную музыку. Музыка успокаивает мысли, стабилизирует внутреннее состояние. (Попробуйте послушать пение птиц, шум леса, звуки природы…).
8. Помните: Досуг – это зеркало работы.
9. Почаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Он может подсказать вам, в каких мероприятиях не следует участвовать, чтобы предупредить стресс.
10. Время от времени вносите в вашу жизнь что – то новое: переставляйте мебель в квартире, на рабочем месте, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом… И тогда стресс будет “приставать” к вам реже.
11. Каждому педагогу приходиться испытывать нервное напряжение, попадать в стрессогенную обстановку, чувствовать внутреннее волнение и смятение. В таком случае, для того чтобы сохранить психологическое здоровье в нашем современном мире, разработаны эффективные практические способы.
— если вы любите чай, то в случае стресс можно провести переход на травяные чаи, которые хорошо восстанавливают силы, снимают нервозность, успокаивают (мелиса, мята, душица и др. );
12. Добавка лимона в рацион, защищает организм от простудных заболеваний, снижает общую усталость, головную боль;
13. Фруктовые напитки стабилизируют иммунную систему, укрепляют физическое и психологическое здоровье;
14. Практические психологи утверждают, что на 75% снижается нервное напряжение, если вы возьметесь за рисование, вязание, вышивание и т. д.;
15. Прогулка на свежем воздухе (30 – 40 минут) восстанавливает НС.
16. Внимание! Криотерапия – нахождение на холоде, т. е. прогулки, игры, сон. Достаточно низкие температуры для организма — хорошая психопрофилактика для каждого человека.
Исцеление душевных “ран”, благотворно влияет на детей, семью, на здоровье в целом.
Желаю всем коллегам крепкого здоровья и творческих успехов!
1. Л. Г. Федоренко. Психологическое здоровье в условиях школы. Санкт-Петербург. 2005 год.
2. Н. Г. Ланина, К вопросу о коррекции личностных особенностей педагогов – психолого-педагогические условия развития личности учащихся. – г. Воронеж, 2002год.
3. В. П. Захаров, Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. – М. 1999год.
4. Т. В. Форманюк. “Синдром профессионального выгорания” как показатель профессиональной дезадаптации педагогов. Вопросы психологии. М. — 2004год.
5. А. П. Панфилова. Коммуникация в профессиональной деятельности – М. 2003 год.
6. О. А. Колядинцева Личность учителя: постижения себя на пути к успеху: Методическое пособие. – Омск: ООИПКРО, 2002 год.
Источник