Меню

Демографические показатели здоровья населения 2020

Общая смертность в России в 2020 году выросла на 17,9%

МОСКВА, 27 апреля. /ТАСС/. Рост показателей общей смертности в РФ с января по декабрь 2020 года составил 17,9% по сравнению с 2019 годом, следует из отчета Минздрава РФ об итогах работы министерства в 2020 году и задачах на 2021 год.

«Январь — декабрь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года в Российской Федерации — 17,9% рост показателя общей смертности, до 14,5 на 1 000 [человек] населения (в 2019 году — 12,3 на 1 000 человек населения). 2 124,5 тыс. человек — число умерших, увеличилось на 323,8 тыс. человек», — говорится в отчете.

Ранее вице-премьер России Татьяна Голикова сообщала, большую долю в приросте смертности составили летальные исходы от коронавируса. Смертность в России в марте 2021 года, согласно оперативным данным Росстата, снизилась на 14% по сравнению с январем 2021 года.

Продолжительность жизни

Ожидаемая продолжительность жизни в стране в 2020 году снизилась на 1,84 года, до 71,5 года, также отмечается в отчете.

«За 12 месяцев 2020 года [наблюдаются] негативные демографические тенденции. 71,5 года [составила] ожидаемая продолжительность жизни (снижение на 1,84 по сравнению с 2019 годом — 73,34 года). Избыточная смертность обусловлена влиянием пандемии новой коронавирусной инфекции, которая явилась одним из сильнейших вызовов для системы здравоохранения за последнее столетие», — следует из отчета.

Отмечается, что необходимо обеспечить устойчивый рост численности населения и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году.

Общая заболеваемость россиян

Общая заболеваемость жителей РФ в прошлом году уменьшилась на 5,3%, приводится в отчете ведомства.

«Общая заболеваемость населения в 2020 году снизилась на 5,3%», — указано в документе.

В 2019 году этот показатель составлял 164 899,4, а в 2020 году — 156 173,3. При этом в 2020 году по сравнению с 2019 годом общая заболеваемость по классу болезней органов дыхания выросла на 2,7%. Общая же заболеваемость населения болезнями системы кровообращения снизилась на 6,7%, а по новообразованиям — на 5,3%.

Кроме того, на 2,8% снизилась заболеваемость с диагнозом, установленным впервые в жизни, — с 78 024,3 в 2019 году до 75 841,4 на 100 тыс. населения в 2020 году.

Распространенность курения

Распространенность потребления табака среди взрослого населения РФ по итогам 2020 года снизилась на 28%, а среди россиян старше 15 лет — на 21,5%, следует из отчета Минздрава.

«В результате принятия комплекса антитабачных мер в РФ в последние годы наблюдается устойчивое снижение потребления табака. Распространенность курения табака среди взрослого населения старше 15 лет снизилась на 21,5% в 2020 году. Распространенность потребления табака (курения сигарет) среди взрослого населения снизилась на 28% в 2020 году», — говорится в тексте.

Отмечается, что на официальном интернет-портале Минздрава России о здоровом образе жизни takzdorovo.ru со среднесуточной посещаемостью более 26 тыс. человек размещено 1 317 статей, 920 авторских колонок, 2 470 новостей, 914 видеороликов. Кроме того, в рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» в 12 субъектах РФ были осуществлены мероприятия по привлечению некоммерческих и волонтерских организаций к реализации региональных программ укрепления здоровья. Совместно с Всероссийским общественным движением «Волонтеры-медики» и автономной некоммерческой организацией (АНО) «Национальные приоритеты» проведено девять совместных акций.

«Задачи на 2021 год: продолжение работы по открытию центров общественного здоровья и медицинской профилактики в субъектах Российской Федерации; разработка проектов нормативных актов: по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в РФ на период до 2035 года и дальнейшую перспективу; по утверждению Концепции сокращения потребления алкоголя в РФ на период до 2030 года и дальнейшую перспективу», — отмечается в отчете.

Разработку нормативных и правовых актов по борьбе с употреблением табака, антиалкогольной политике, а также стратегии здорового образа жизни Минздрав России осуществляет в рамках реализации федерального проекта «Укрепление общественного здоровья», включенного в национальный проект «Демография». Федеральный проект предполагает формирование системы мотивации россиян к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек. Разработка и проведение информационной кампании по укреплению общественного здоровья поручена Минздраву России. В рамках реализации федерального проекта планируется также разработка и внедрение программ укрепления здоровья на рабочем месте, а также формирование групп сопровождения здоровья.

Источник

Демографические итоги-2020: Россия вернулась в 90-е

«Естественная» убыль составила почти 700 тыс. человек

Демографические итоги 2020 года, которые обнародовал Росстат, можно охарактеризовать одним словом: катастрофа. Большая и все увеличивающаяся убыль населения прогнозировалась нами еще год назад, но вряд ли кто-то мог предположить, что она составит почти 700 тыс. человек.

Смертность

К смертности в 2020 году было приковано наибольшее внимание из-за коронавируса. И она действительно очень сильно выросла – на 324 тыс., или 18%. Этот рост превысил даже рост 1993 года и стал наибольшим после голодного 1947 года. При этом из 324 тыс. только 104 тыс. были вызваны коронавирусом как основной причиной – всего лишь 32%. Остальные 68%, или 220 тыс. смертей, вызваны иными причинами. Мы уже писали о том, что признаков занижения смертности от коронавируса не прослеживается. Поэтому 220 тыс. дополнительных смертей, вероятно, связаны с неадекватностью реагирования властей на коронавирус, так как иных причин для резкого роста смертности в прошедшем году не было.

Ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением д.м.н. Гузель Улумбекова в беседе с Накануне.RU отмечала, что минимум половина роста смертности вызвана тем, что медицинскую помощь в условиях ограничений и проведенных губительных сокращений в здравоохранении стало намного труднее получить. Главный научный сотрудник НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Московской медицинской академии им. Сеченова д.м.н. профессор Игорь Гундаров неоднократно заявлял, что власти совершают иррациональные поступки, необоснованно сгоняя всех коронавирусных больных в срочно перепрофилированные стационары, где они заражаются многими другими инфекциями. В результате в стационарах многократно возросла смертность, причем это не объясняется только коронавирусом. Но структура смертности по причинам не публикуется, и до сих пор так и нет никаких данных о том, как изменилась смертность по причинам смерти в 2020 году. Эти данные появятся не раньше лета.

В сухом остатке выходит, что коронавирус, из-за которого страна погрузилась в кризис, вызвал только 32% огромного роста смертности и лишь 5% всех смертей. При этом ежедневная сводка сообщается только по этой инфекции, как будто никаких других болезней нет. Все это имеет признаки манипуляции, призванной отвлечь внимание от реальной демографической катастрофы.

Читайте также:  Что лучше пить водку или виски для здоровья

Кстати, ожидаемая продолжительность жизни при рождении очень сильно сократилась – с 73,3 до 71 года или около того. Точные данные будут обнародованы позже. Это падение стало наибольшим после 1993 года.

Рождаемость

Прогноз годичной давности оказался точным. Мы писали, что «наиболее вероятный показатель – 1,45 млн». Так и произошло. Родилось 1 млн 436 тыс. детей – на 3,3% меньше, чем годом ранее. Можно с уверенностью сказать, что почти все сокращение в 2020 году было вызвано уменьшением числа женщин детородного возраста. Так что Правительство может впервые обоснованно сослаться на ту причину, о которой они всегда упоминают. В прошедшем году суммарный коэффициент рождаемости (СКР), который был 1,50 ребенка на женщину, если и упал, то до 1,49, не больше. Потому что даже при сохранении СКР на одном и том же уровне абсолютное число рождений будет каждый год падать на 2-3% – молодых женщин становится все меньше.

Формально рождаемость на одну женщину в 2020 году почти прекратила падение. Однако что произойдет в 2021 году? Экономический кризис, сокращение доходов, рост безработицы, неуверенность в завтрашнем дне, неопределенность, атмосфера страха, ежедневная накачка негативными новостями о коронавирусе – все это приведет к дальнейшему падению рождаемости. Причин для ее роста нет вообще. По осеннему опросу Аналитического центра НАФИ, почти половина россиян детородного возраста вообще не хотят иметь детей. Весной подобные данные обнародовал РАНХиГС. Росстат еще в 2017 году зафиксировал существенную деградацию репродуктивных установок по сравнению с 2012 годом. То есть россияне все больше сами выбирают вырождение, не желая сопротивляться обстоятельствам.

Убыль населения

Она достигла уже 689 тыс. человек за год, более чем в два раза превысив и без того немалый прошлогодний показатель – 316 тыс., и стала наибольшей после 2005 года. Если брать соотношение смертности к рождаемости, то оно составило почти 1,5 раза против 1,21 годом ранее. В ряде регионов центра России превышение составило 2 раза и более, а в Тульской области – 2,5! То есть за год умерло в 2,5 раза больше людей, чем родилось. Естественный прирост наблюдается только в национальных республиках и автономиях. К слову, абсолютная рождаемость стала наименьшей после 2002 года.

Миграция

Из-за запретов и ограничений миграционный прирост стал наименьшим за многие годы. За 11 месяцев он составил 91 тыс., а за год будет около 100 тыс. Таким образом, чистая убыль населения достигнет почти 600 тыс. – максимум после 2003 года.

Вице-премьер Татьяна Голикова назвала низкий миграционный прирост одной из причин огромной убыли населения, отвлекая внимание от катастрофически низкой рождаемости и резкой возросшей смертности, причем в основном не из-за коронавируса. На это «объяснение» можно было бы не обращать внимания, если бы оно не характеризовало в целом отношение Правительства к демографии. Оно очень простое – ничего не делать, а лишь объяснять причины вымирания. Очень показателен такой вопрос: кто в Правительстве реально занимается демографией или хотя бы говорит о демографии? После обнародования очередных удручающих данных Голикова или иногда Минтруд выступают с комментариями. Вот и вся их «работа». Единственный человек, который говорит о демографии и даже о многодетности, – это президент. Иногда даже он дает поручения, чтобы поддержать семьи с детьми, и это хорошо. Но никакой демографической политики в стране не ведется. Все пущено на самотек. Меры социальной поддержки – это социальная политика. Демографическая политика должна быть направлена на улучшение демографических показателей, то есть количества родившихся и умерших, а ее нет. И эти цели даже не ставятся. Россия вымерла почти на 700 тыс. человек, а во власти никто и не почесался. Правительство озабочено другим: как привлечь на сезонные сельхозработы мигрантов. Эта новость появилась на следующий день после обнародования кошмарных демографических итогов. И это очень символично.

«То, что по этому поводу говорит госпожа Голикова, – отдельный феномен, показывающий не столько то, что социальный блок правительства манипулирует важной статистикой, сколько то, что он, по сути, ничего здесь уже не контролирует. Два года назад она же сама заявляла, что к 2024 году у нас будет устойчивый естественный прирост населения», – сказал «Свободной прессе» по поводу объяснений Голиковой председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.

Прогноз

Рискнем дать несколько конкретных прогнозов в демографии на 2021 год. Главный вопрос: может ли что-то улучшиться? Возможно, немного уменьшится смертность, но к прежнему уровню она точно уже не вернется. Вероятно, за год умрут 1,9-2 млн человек. Рождаемость точно упадет еще больше, поскольку она будет отражать репродуктивное поведение в 2020 году. По итогом года предполагаем 1,2-1,3 млн рождений, то есть сильный спад суммарного коэффициента рождаемости. В результате «естественная» убыль населения составит примерно ту же огромную величину – 700 тыс. человек.

Сегодня можно констатировать, что по рождаемости и смертности Россия почти вернулась в 90-е. Тогда рождаемость тоже составляла 1,2-1,4 млн, смертность превышала 2 млн, а «естественная» убыль доходила почти миллиона в год. Но если тогда на подходе было многочисленное поколение рожденных в 80-е, то сейчас никакого улучшения не предвидится. Без самых решительных мер быстрое вымирание России уже не остановить. Но никаких признаков этого не видно.

В демографии России наступили 90-е, которые могут не закончиться уже никогда.

Источник

Здравоохранение России: 2018–2024гг

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию поставлена общенациональная цель – увеличить продолжительность жизни населения с нынешних 73 до 78 лет к 2024 г. Это сверхзадача для российского здравоохранения, решение которой немыслимо без консолидации усилий всего общества: государства, бизнеса, самих граждан. Для этого сначала необходимо провести объективный анализ текущего состояния здоровья населения и оценить, какие факторы на него влияют и в какой степени. Затем обеспечить созидательную мощь: определить приоритеты, сформулировать стратегические задачи и контрольные показатели, рассчитать необходимые ресурсы. И действовать – точно и быстро, ведь до достижения цели осталось всего 6 лет!

Читайте также:  Подарочные наборы для здоровья

Главные проблемы в состоянии здоровья населения РФ

Главный показатель оценки состояния здоровья – это ожидаемая продолжительность жизни при рождении (ОПЖ). Он рассчитывается на основании повозрастных коэффициентов смертности. Сегодня ОПЖ в России на 6 лет ниже, чем в «новых-8» странах ЕС, имеющих близкий с РФ уровень экономического развития, а в 1987г. эта разница составляла меньше 1 года.

Самая большая проблема – высокая смертность граждан трудоспособного возраста. Она в 3,4 раза выше в расчете на 100 тыс. населения, чем в странах ЕС (расчеты академика РАН А.Г. Аганбегяна). Научные данные свидетельствуют, что в половине случаев это напрямую или косвенно связано с избыточным потреблением алкоголя и табакокурением. Российские мужчины живут на 10,6 года меньше, чем женщины, и на 7,2 года меньше, чем мужчины в «новых-8» странах ЕС. Кстати, в 1987г. эта разница была только 2 года (рис. 1)

Рисунок 1. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин, число лет
«Новые-8» страны ЕС включают Чехию, Эстонию, Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Словению. Источники: Росстат; ЕМИСС; база данных ВОЗ «Здоровье для всех».
Рисунок 2. Смертность детей в возрасте от 0 до 14 лет в 2015 г. или последнем возможном (на 100 тыс. населения соответствующего возраста)
«Новые-8» страны ЕС включают Чехию, Эстонию, Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Словению. Источник: база данных Всемирного банка.

Четвертая проблема – крайне неудовлетворительные показатели смертности от инфекционных болезней. СКС от них в 4 раза выше, чем в «новых-8» странах ЕС, а от туберкулеза – в 8 раз выше (СКС рассчитан по мировому стандарту). Более того, смертность от инфекционных заболеваний за последние 4 года (с 2012 по 2016 г.) выросла на 8%. Причем этот рост произошел за счет смертей от ВИЧ – в 2 раза и от вирусных гепатитов – в 1,4 раза.

Пятая проблема – существенная разница в состоянии здоровья между сельскими и городскими жителями. На селе живут на 1,9 года меньше, чем в городе. В 1995 г. эта разница была почти в 3 раза ниже и составляла 0,7 года.

Какие факторы влияют на состояние здоровья населения РФ

На здоровье населения влияют социально-экономические факторы, образ жизни, условия внешней среды, доступность и качество медицинской помощи (зависящие от уровня финансирования и эффективности работы системы здравоохранения) (рис. 3).

Рисунок 3. Факторы, влияющие на здоровье населения

При оценке воздействия системы здравоохранения на здоровье граждан следует иметь в виду, что в странах, где она хорошо финансируется, влияние будет меньшим по сравнению со странами, где есть резервы роста в этом направлении. Например, в РФ увеличение финансирования и повышение эффективности деятельности системы здравоохранения в большей степени повлияют на улучшение здоровья населения, чем это произойдет в странах ЕС. Это было доказано на примере реализации ПНП «Здоровье» в 2005–2012 гг. и других целевых программ, инициированных руководством страны в этот период.

Исследования ВШОУЗ показали, что для РФ в 2011–2015 гг. доли влияния факторов здоровья распределялись следующим образом: темп роста ВВП определял ОПЖ на 30%, снижение потребления алкоголя – на 35%, увеличение государственного финансирования здравоохранения – на 35%. К сожалению, сегодня напряжение и недовольство здравоохранением среди населения очень высоко. Так, по опросам ВЦИОМ, здравоохранение – это третья по важности проблема, которая беспокоит граждан (после отсутствия роста заработных плат и стагнации экономики). С одной стороны, такое отношение связано с завышенными ожиданиями в части доступности медицинской помощи и недопониманием гражданами существующих ограничений в системе здравоохранения. С другой – с 2012 по 2016 г. в результате непродуманных реформ произошло сокращение мощностей государственной системы здравоохранения, и, как следствие, снизилась ее пропускная способность, т.е. возможность оказать бесплатную медицинскую помощь реально уменьшилась.

Все это крайне отрицательно сказалось на процессе взаимодействия пациентов и врачей, последние стали заложниками неверных решений. Так, с 2012 по 2016 г. число больных в РФ увеличилось на 2% (+4,2 млн человек), а обеспеченность врачами сократилась на 4%. И это при том, что уже в 2012 г. большинство российских врачей работали с существенной перегрузкой (коэффициент совместительства составлял не менее 1,5).

В результате обеспеченность врачами в РФ сегодня установилась на уровне стран ЕС, и это при большем потоке больных и существенно бо’льших расстояниях. Обеспеченность стационарными койками за 2012–2016 гг. в РФ также сократилась на 13%. Как следствие, сократилось число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений (на 12%) и госпитализацций (на 13%).

Дефицит кадровых и материально-технических ресурсов во многом обусловлен недофинансированием. В 2016 г. государственные расходы на здравоохранение в РФ составили 3,1 трлн руб., или 3,6% ВВП. В «новых-8» странах ЕС эта доля в 1,4 раза выше – 5,0% ВВП. Недостаточная ресурсная обеспеченность российского здравоохранения усугубляется неэффективным управлением. Оно проявляется в том, что в отрасли не выделены приоритеты, действует противоречивая нормативная база, сами нормативные требования зачастую не обеспечены необходимыми ресурсами, статистические данные противоречивы или закрыты, не проводится объективный системный анализ деятельности, как следствие, не принимаются правильные решения.

Так, требования обязательных порядков не согласованы с методическими документами, прилагаемыми к Программе государственных гарантий. Требования стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания зачастую не обеспечены ресурсами, а соответственно, не выполнимы. При этом на соответствие требованиям порядков и стандартов проводятся многочисленные проверки контрольно-надзорных органов, но эффективность этих проверок под большим вопросом. Более того, сами контрольные мероприятия и критерии для проверок множатся. Так, в приказе Минздрава России от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» определено около 2400 показателей.

В развитых странах для контроля медорганизаций обычно применяются не более 30–50 результирующих показателей.

Приоритеты в системе охраны здоровья граждан

Из анализа, очевидно, вытекают приоритетные направления для действий по охране здоровья населения РФ. На ближайшие годы ими должны стать охрана здоровья российских мужчин трудоспособного возраста, российских детей и подростков, а также ликвидация различий в состоянии здоровья городских и сельских жителей.

Для этого необходимо реализовать 2 стратегических направления.

1. Добиться снижения потребления алкоголя и табака среди населения. Реализация этого направления должна стать зоной ответственности глав регионов и муниципальных образований. Для этого необходимо срочно приступить к разработке и реализации национальной, региональных и муниципальных комплексных межведомственных программ по снижению распространенности потребления алкоголя и табакокурения, особенно среди молодежи. К его реализации необходимо также подключить работодателей.

Читайте также:  Презентация классный час здоровье главное богатство 3 класс

2. Повышение доступности и качества бесплатной медицинской помощи. Это зона ответственности министра здравоохранения РФ и руководителей региональных органов управления здравоохранением.

И здесь тоже важны приоритеты, одновременно развивать все не получится – просто не хватит ресурсов.

Приоритет 1. Развитие первичного звена здравоохранения

Очевидно, что главным при- оритетом должна стать медицинская помощь, к которой население обращается чаще всего. Например, поликлиники граждане России посещают почти 1,5 млрд раз в год. Лекарства в амбулаторных условиях потребляют практически все. Значит, чтобы повлиять на доступность медицинской помощи и настроения людей, надо развивать первичное звено и поэтапно распространить бесплатное лекарственное обеспечение на все категории населения (а не только на тех, кто имеет специальные льготы, как сейчас).

Особый акцент необходимо сделать на развитии педиатрической службы, а также на охране здоровья женщин репродуктивного возраста в первичном звене. Это тем более важно, поскольку вместе с другими мерами будет спо- собствовать преодолению последствий катастрофического снижения рождаемости, которое вызвано снижением числа женщин детородного возраста и ухудшением социально-экономических условий. Огромная роль в охране здоровья граждан трудоспособного возраста принадлежит работодателям. На всех крупных производствах (от 1000 чел.) должны быть созданы (восстановлены) медико-санитарные части, которые обеспечат оказание первичной медико-санитарной помощи этой группе населения – так, как это было в СССР и как сегодня обстоит во многих развитых странах.

Для обеспечения доступной и квалифицированной помощи в первичном звене нужны дополнительные кадры (минимум на 50% больше врачей, чем имеем сейчас, а среднего медицинского персонала – в 2 раза больше). Сегодня врачам первичного звена приходится мириться с огромными переработками, чтобы обеспечить приемлемый уровень заработной платы. Большинство из них не имеют возможности постоянно повышать квалификацию. Поэтому, возлагая новые задачи на первичное звено, именно на этом уровне необходимо увеличить обеспеченность медицинскими кадрами и создать благоприятные условия для труда медицинских работников.

Приоритет 2. Ускоренное повышение квалификации медицинских кадров

Только введения системы аккредитации (или проведения заключительного экзамена на оценку соответствия компетенций выпускников медицинских вузов определенному уровню) явно недостаточно, чтобы повысить качество их подготовки. Потребуются обеспечивающие меры – повышение оплаты труда и квалификации профессорско-преподавательского состава вузов и медицинских училищ, существенное улучшение их материально-технической базы. Далее, для того чтобы врачи и медицинские сестры могли повышать квалификацию непрерывно (что является критическим требованием для повышения качества медицинской помощи), необходимо создать соответствующие условия.

У медработника должен быть минимум 1 выделенный день в месяц для повышения квалификации, медорганизация должна иметь средства для командирования сотрудников на образовательные мероприятия. Сами программы подготовки и непрерывного медицинского образования должны удовлетворять высоким требованиям и быть аккредитованы. В медорганизациях также должны быть созданы условия – это электронные медицинские библиотеки на рабочих местах врачей с доступом к системам поддержки принятия клинических решений, медицинским словарям, справочникам и другим образовательным и информационным ресурсам.

Приоритет 3. Создание современной службы скорой медицинской помощи с четким зонированием, этапностью, материально-техническим оснащением (оборудование, связь, средства медицинской эвакуации и санитарного транспорта), преемственностью на всех этапах и обучением кадров

Приоритет 4. Развитие центральных районных больниц и межмуниципальных центров

Особый акцент необходимо сделать на обеспечении кадрами и материально-техническими ресурсами ЦРБ и их структурных подразделений (ФАП, врачебные амбулатории) – оплота сельской медицины.

Приоритет 5. В связи с ростом доли населения старше пенсионного возраста (на 3 млн с 2017 по 2025г.) для этой категории граждан потребуется организация медико-социальной службы и реабилитации на дому

Приоритет 6. Потребуется разработать целевую программу по снижению смертности от онкологических заболеваний

Причем акцент в ней должен быть сделан на раннем выявлении новообразований, особенно в молодых возрастах, и на увеличении доступности бесплатной лекарственной терапии и других видов лечения.

Приоритет 7. Потребуется разработать целевую программу по снижению смертности и распространенности инфекционных заболеваний

Для реализации каждого названного приоритетного направления необходимо применить проектный подход: назначить ответственных исполнителей для управления с федерального уровня до регионального, а также определить необходимые ресурсы и обозначить целевые индикаторы для контроля. Дальнейшее увеличение расходов на такие виды помощи, как экстракорпоральное оплодотворение или интенсивное выхаживание маловесных младенцев, которые исчисляются только несколькими тысячами пациентов, придется отложить до лучших времен.

Условия для достижения ОПЖ, равной 78 годам, к 2024г.

Их три: снижение потребления алкоголя и табакокурения, увеличение финансирования здравоохранения и эффективное расходование средств отрасли.

Расчеты ВШОУЗ показали, что при выполнении базовых условий (снижение потребления алкоголя на 40%, рост ВВП на 1,5% ежегодно, как запланировано прогнозами Минэкономразвития) для достижения к 2024 г. ОПЖ, равной 78 годам, государственные расходы на здравоохранение должны поэтапно вырасти в 1,4–1,5 раза в ценах 2016 г. (в 2 раза в текущих ценах).

Эти средства должны пойти на реализацию вышеназванных приоритетов. Следует отметить, что увеличение государственного финансирования здравоохранения – это необходимое условие достижения целей, но далеко не достаточное. Дополнительные средства только в том случае дадут ожидаемый результат, если оперативное управление ими будет эффективным. Даже обоснованные приоритеты не приведут к результату, если руководящие кадры не будут владеть современными управленческими технологиями.

Сегодня здравоохранением РФ руководят врачи. Но успешно управлять лечением одного пациента еще не означает, что также успешно можно управлять потоками сотен и тысяч больных, проходящих лечение в медицинских учреждениях, или десятками миллионов пациентов на уровне системы здравоохранения страны.

Обучение руководящих кадров придется срочно поднять на принципиально новый уровень. Сегодня состояние российского здравоохранения таково, что у отрасли нет запасов прочности, чтобы новые руководители учились на рабочих местах методом проб и ошибок.

Что касается определения выбора конкретных технологий лечения (например, будем ли лечить с помощью робототехники, теми или иными инновационными лекарствами, использовать методы персонифицированной медицины и т.п.), это счетные вопросы, которые можно определить с помощью медико-экономического анализа.

В завершение следует отметить, что успех в лечении пациентов будет достигнут только в том случае, когда мы восстановим доверие и взаимное уважение между врачами и пациентами. Это важнейшая управленческая задача, и для ее решения в обществе необходимо культивировать уважение к медицинским работникам, их тяжелому и высокоответственному труду, а со стороны системы здравоохранения мы должны гарантировать пациентам качественную и безопасную медицинскую помощь.

Источник

Adblock
detector