Ребенок безобразничает? Значит, обделен витаминами А, В, С, D …
Что такое гиповитаминоз?
В повседневной жизни витаминную недостаточность мы привычно называем авитаминозом, и это глубокое заблуждение.
В действительности авитаминоз тяжелейшее и редкое заболевание, когда витамины и минеральные вещества не поступают в организм вовсе или по каким-либо причинам не усваиваются.
Его страшные последствия:
Чаще всего мы имеем дело с гиповитаминозом. По данным института питания РАМН, от 10 до 70 процентов детей страдают от недостатка тех или иных витаминов и микроэлементов.
Пик витаминной недостаточности приходится на весну. Самый распространенный из них — дефицит витамина С, его не хватает 70-80 процентам детей.
Не стоит удивляться, что на теплые дни и ласковое солнышко детский организм отзывается слабостью:
- длинные темные вечера в зимнюю пору
- простудные заболевания
- отсутствие свежих овощей и фруктов
и дефицит витаминов не заставит себя ждать. Коварен он тем, что симптомы в большинстве случаев так называемые неспецифические, то есть встречаются и при других болезнях.
А некоторые сигналы:
- слабость
- раздражительность
- быстрая утомляемость
- нарушения аппетита
- снижение умственной и физической работоспособности
порой родители и вовсе не принимают всерьез, списывая все на лень или внезапно испортившийся характер.
Есть и более конкретные признаки. Так, например:
Симптомы | Нехватка витамина |
раздражительность, головная боль | говорят о недостаточности тиамина (B1), пиридоксина (B6) |
кровоточивость десен | аскорбиновой кислоты © |
сухость и вялость кожи | витаминов А и B2 |
Определить, есть ли в организме ребенка недостаток витаминов, может только врач-педиатр. Главное и основное лекарство — это повседневное сбалансированное меню.
Чаще всего специалисты рекомендуют ежедневно давать ребенку пять овощей и фруктов разного цвета. Например:
Нужны ли детям поливитамины?
Но как бы нам того ни хотелось, полного объема витаминов и микроэлементов, в которых нуждается детский организм, в пище все-таки нет. В первую очередь, там не хватает витамина С — он быстро разрушается при:
- приготовлении пищи
- и теряется при хранении продуктов.
Поэтому врач может порекомендовать продукты, специально обогащенные витаминами и микроэлементами. Допустим:
- соль с повышенным содержанием йода
- муку, богатую витаминами B1, B2, РР
- молоко и кефир, обогащенные витамином С.
Популярно в последнее время стало использование витаминно-минеральных премиксов — смесей из нескольких веществ, которые можно добавить в сок или кашу.
Как утверждают специалисты, всем поголовно детям пить поливитамины совсем не обязательно. В дополнительной подпитке нуждаются:
- карапузы до трех лет
- малыши в период высоких темпов роста (5-6 лет)
- подростки
- а также дети, которые занимаются спортом или недавно перенесли болезнь.
Чаще всего врач советует принимать препараты зимой и весной курсами по одному месяцу с перерывом в одну или две недели.
Часто мы думаем, зачем советоваться со специалистом по поводу приема витаминов, если многочисленные пилюли, сиропы и пастилки продаются на каждом углу? И покупаем тот препарат, чья реклама убедительней и красочней.
Из-за такой самодеятельности мам и пап малыш может получить серьезный вред здоровью, от:
- различных аллергий
- до тяжелых нарушений в работе органов и систем.
К слову, к аллергиям чаще всего приводят дополнительные компоненты поливитаминных препаратов:
Чем больше включено в состав таких добавок, тем меньше должно быть желания его купить.
Для детей до 5 лет лучше всего подходят поливитаминные комплексы на водной основе или в виде сиропов, которые содержат набор самых необходимых витаминов А, D3, С, B1, B2, B6, B12 и РР, но их количество в каждом препарате разное.
Лучше всего это видно на примере витамина А: в некоторых препаратах он составляет всего 1 процент от суточной нормы, в других — 100 процентов. Большинство специалистов сходятся во мнении, что самый удачный вариант — половина или немного больше от ежедневной потребности. Этого вполне хватит для профилактики и не вызовет передозировки.
Читайте также:
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Источник
Дефицит витаминов у школьников
Витамин А, он же ретинол – жирорастворимый витамин, выполняющий в организме человека, в том числе, и ребенка, ряд важных функций: обеспечение адекватного сумеречного зрения (входит в родопсина – структурного белка палочек сетчатки), развития костей кожи, волос, костей, правильной работы иммунной системы.
При дефиците данного витамина в организме, развиваются симптомы страдания именно перечисленных выше органов и систем.
Каковы же причины дефицита витамина А в организме ребенка?
Прежде всего, это экзогенные причины – нехватка либо полное отсутствие данного вещества в детском рационе, как вследствие непосредственного недополучения определенных продуктов, так и вследствие их неправильного приготовления или хранения. К эндогенным причинам относятся: гельминтозы, заболевания ЖКТ, ведущие к мальабсорбции, онкологические заболевания, врожденные нарушения обмена веществ, нарушение синтеза и выделения желчных кислот, прием антибиотиков и др.
На стадии сниженного количества данного витамина, при так называемом прегиповитаминозе, симптомы неспецифичны, однако может появиться незначительное нарушение суточного зрения. При более выраженном гиповитаминозе А, и тем более, при авитаминозе, гемералопия усугубляется, к ней присоединяется сухость и помутнение конъюнктивы с образованием на ней белых непрозрачных пятен (пятна Бито), размягчение и изъязвление роговицы. Со стороны кожи и слизистых у детей отмечается нарушение процессов ороговения в сторону гиперкератоза, повышенного шелушения, атрофии потовых и сальных желез, эпителиальная метаплазия верхних дыхательных путей (образование участков многослойного эпителия на месте секреторных бокаловидных клеток). Вследствие снижения резистентности организма отмечается склонность к гнойничковым заболеваниям кожи, инфекционным заболеваниям ЖКТ, дыхательной и мочеполовой системы. Поскольку витамин А необходим для нормального роста и развития костной ткани, дети, испытывающие его дефицит, отстают от своих сверстников в росте.
Лечение гиповитаминоза и авитаминоза А заключается в нормализации диеты, коррекции эндогенных причин, приводящих к дефициту, а также в назначении терапевтических доз витамина А.
Суточная потребность витамина А для детей от 3 до 7 лет составляет 400 мкг. Мультивитаминные комплексы для детей «Мультивит Форте» полностью перекрывают эту потребность.
Из клинических случаев вспоминается пришедшая на прием к участковому педиатру девочка 5 лет. Внимание на себя обратила относительная низкорослость ребенка (95 см) при нормальном среднем росте родителей. Девочка состояла на диспансерном учете как часто и длительно болеющий ребенок на протяжении полутора лет, а в последнее время стала жаловаться на снижение зрения, особенно в темное время суток. Объективно отмечалась сухость кожных покровов, гиперемия конъюнктивы, трещины в углах рта.
В общем анализе крови – анемия (гемоглобин 98 г/л), эозинофилия (14%). При обследовании на гельминтозы выявлен аскаридоз.
Девочка прошла курс лечения антигельминтными препаратами, начала принимать витаминный комплекс, включающий витамины А и Е, и в течение нескольких недель состояние ее кожных покровов значительно улучшилось, жалобы на снижение зрения полностью прекратились. Также участковый педиатр отмечает снижение частоты простудных заболеваний у ребенка и ускорение темпов физического развития.
Витамин Е
Витамин Е, или токоферол, также является одним из жирорастворимых витаминов, выполняющих в организме человека важнейшие функции. Является мощнейшим антиоксидантом (участвует в защите клеточных мембран от действия свободных радикалов), обмене селена и аминокислот, содержащих в своем составе серу (цистин, метионин). Также данный витамин участвует в процессах тканевого дыхания и синтезе гема.
Суточная норма витамина Е для ребенка составляет 7 мг. Мармеладные пастилки с витаминами «Умкавит» содержат комплекс жизненно важных витаминов для укрепления иммунитета.
Дефицит данного витамина бывает первичный и вторичный. Первичный гиповитаминоз Е развивается в связи с недополучением данного вещества с пищей (часто встречается у грудных детей на искусственном вскармливании, а при нехватке белка в рационе). Вторичный гиповитаминоз развивается вследствие наличия эндогенных причин, а именно, различных заболеваний, проявляющихся нарушениями пищеварения, синдромом мальабсорбции: целиакия, муковисцидоз, хронический панкреатит, онкологические заболевания, нарушения перистальтики, вирусные, бактериальные инфекции, сахарный диабет.
Для клинической картины у детей наиболее характерно их отставание в росте и развитии, мышечная слабость, снижение тонуса мышц. Вследствие свободнорадикальной атаки на клеточные мембраны, происходит разрешение периферических нервных волокон, что приводит к нарушениям кожной чувствительности, координации движений. Лабораторно отмечается гемолиз эритроцитов, креатинурия.
У взрослых дефицит данного витамина проявляется нарушением деятельности репродуктивной системы.
Как видим, симптомы данного гиповитаминоза малоспецифичны и часто остаются без внимания родителей и даже врачей-педиатров, списывающих данные проявления на основное заболевание. Однако в случае, когда дефицит данного витамина подтвержден лабораторно (у детей – менее 0,4 мг/мл, у взрослых – менее 0,8 мг/мл в плазме крови) необходимо скорректировать диету и назначить терапевтические дозы витамина Е, причем при наличии заболеваний, проявляющихся синдромом мальабсорбции, допускается его парентеральное введение.
Источник
Значение витаминов и минеральных веществ в рационе питания школьника. Профилактика витаминной недостаточности
Витамины и минеральные вещества (микро/макроэлементы) — обязательные компоненты питания растущего, постоянно изменяющегося, организма школьника. Их основные функции — регулирование физиологических и метаболических процессов, построение структурных компонентов организма, укрепление иммунитета.
Витамины относятся к незаменимым пищевым веществам, без которых организм существовать не может. Организм человека не синтезирует витамины и минеральные вещества и должен получать их с пищей, поэтому питание школьников должно быть достаточным, разнообразным и содержать все пищевые вещества в необходимом количестве и в легкоусвояемой форме.
В период школьного времени на детей оказывается постоянная умственная нагрузка. Это время активного роста и процесс созревания физиологических и психологических сторон гармоничной личности и индивидуума. Поэтому, несмотря, на то, что общие принципы здорового питания школьника остаются такими же, как и для взрослого, все же есть существенные различия. Потребность детей в витаминах по сравнению с суточными нормами для взрослых при расчете на 1 кг массы значительно выше.
Количество витаминов и микроэлементов, необходимое для употребления школьниками, определены суточными нормами. Если витамины поступают в организм в количествах, ниже суточной нормы, то развивается такие состояния, как гиповитаминоз или авитаминоз. Недостаточно «витаминизированная» пища может привести к отставанию в физическом и умственном развитии школьника. Дополнительный вклад в дефицит витаминов детских рационов вносит употребление большого количества рафинированной, калорийной пищи: белого хлеба, кондитерских изделий, некоторых жиров и т.д.
В подавляющем большинстве случаев возникновение авитаминозов и гиповитаминозов происходит в зимнее и весеннее время, характеризующимся недостаточным потреблением свежих овощей, фруктов, зелени, богатых витаминами С, Е, группы В, фолиевой кислотой, бетта-каротином, витамином Р и др.
Снижению содержания витаминов в продуктах способствуют хранение, транспортировка и процесс приготовления пищи. Витаминная недостаточность может быть обусловлена также нарушением усвоения витаминов организмом из-за различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, обменных нарушений. Повышенная потребность в витаминах при целом ряде состояний, когда организму требуется больше витаминов, чем обычно. К таким состояниям относятся и период интенсивного роста и развития у ребенка, и интенсивная нервно-психическая нагрузка (например, подготовка к экзаменам).
Минеральные вещества необходимы для роста и развития скелета. Они входят в состав клеток нервной ткани, многих ферментов, секретов, гормонов, участвуют в процессах обмена, поддерживают неизменным состав крови, придают крепость костям.
Приведем примеры симптомов авитаминозов вследствие нехватки некоторых витаминов и минеральных веществ:
• Рахит у детей, быстрая утрата стройной фигуры во взрослом состоянии, боли в костях – вот следствие неправильного питания, дефицита кальция в сочетании с витамином Д.
• Остеопороз — заболевание, возникающее при дефиците кальция и витамина Д. Заболевание приводит к размягчению костей, болям в суставах, судорогам. Для профилактики недостаточности кальция в рацион школьников необходимо включать: молоко и молочные продукты, рыбу — это здоровье костной системы, а морская рыба — это еще источник йода.
• С дефицитом витамина А значительно снижается острота зрения в сумерках, появляется сухость и высыпание на коже.
• Недостаток витамина С приводит к снижению иммунитета, вялости, болям в мышцах.
• Пеллагра связана с острой нехваткой в организме витамина РР — никотиновой кислоты. Ведущим симптомом этого заболевания является дерматит, осложненный трофическими язвами.
• Дефицит витамина К проявляется геморрагическим симптомом.
• Дефицит йода у младших школьников сопровождается нарушением возрастного развития, ростом заболеваемости, снижением успеваемости, ведет к психологическим срывам. В подростковом возрасте гормоны щитовидной железы играют чрезвычайно важную роль, так как обеспечивают созревание всех органов и систем. Поэтому потребность подростка в йоде существенно возрастает.
Витамины довольно неустойчивые соединения, велики их потери при приготовлении пищи. Витамины надо всячески щадить при приготовлении пищи, хранении продуктов, транспортировке.
Говоря о витаминной ценности детского питания путем увеличения потребления овощей и фруктов, нельзя забывать, что в них содержится далеко не все витамины. Овощи и фрукты богаты главным образом витамином С, каротином, фолиевой кислотой и биофлавоноидами (витамин Р). Всеми другими витаминами овощи фрукты бедны, и мы получаем их из продуктов животного происхождения.
Профилактика витаминной недостаточности базируется на следующих принципах:
• Рацион питания школьника должен быть разнообразным, сбалансированным, с обязательным включением большого количества овощей, фруктов, зелени.
• Рациональная кулинарная обработка продуктов, правильная транспортировка и условия хранения продуктов;
• Дополнительное снабжение детей и подростков витаминами.
Указанные профилактические мероприятия существенно улучшат витаминное обеспечение и здоровье школьника.
Рациональное питание детей и подростков определяет их полноценное развитие и здоровье в будущем.
Заботиться о правильном питании собственного ребенка—обязанность родителей.
Источник