Определение здоровья
«По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье: «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946г.). Опубликовано много исследований с критикой или коррекцией этих представлений существуют десятки концепций, основанных на различном понимании и определениях, что такое здоровье… «Девять ступеней к здоровью», статья «Как обычно понимают здоровье?» с. 22-23 (Москва Бином, 1997г.)…
… В 1984 году рабочая группа ВОЗ обсуждая «Концепции и принципы обеспечения здоровья», составила итоговый документ, в котором уже дана новая концепция здоровья как: «степени способности индивида или группы с одной стороны реализовывать свои стремления и удовлетворять потребности, с другой – изменять или кооперироваться со средой. Здоровье поэтому рассматривается как ресурс каждодневной жизни, а не цель жизни.»
«По определению, принятому в 1948 г. Всемирной организацией здравоохранения, здоровье — это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений.
В последние годы (девяностые) Институтом гигиены детей и подростков МЗ СССР предложено более конкретное определение здоровья. «Здоровье — отсутствие болезни и повреждения, гармоничное физическое развитие, нормальное функционирование органов и систем, высокая работоспособность, устойчивость к неблагоприятным воздействиям и достаточная способность адаптироваться к различным нагрузкам и условиям внешней среды» [Сердюковская Г.Н., 1979]. Были предложены для детей 5 групп здоровья, но по существу только 1-я группа характеризовала здоровых, а 2—5-я группы говорили о болезни. Это доказывает, что развитие отечественной педиатрической науки было направлено, главным образом, на изучение различных заболеваний и сейчас учение о многих, сложнейших проблемах патологии детского возраста, о заболеваниях, иногда исключительно редких, не определяющих общего уровня здоровья детского населения, ушло далеко вперед и мы знаем о каждом детском заболевании существенно больше, чем о здоровом ребенке в целом.»
(Детская спортивная медицина под редакцией С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева –М.: медицина. – 1991.-560с.)
«Здоровье следует рассматривать как процесс адаптации к социальной и внешней среде. Это возможность адаптироваться в изменяющейся внешней среде, приспосабливаться к росту и старению, к лечению при нарушениях, к страданиям и мирному ожиданию смерти» (Illich. I., 1977).
«Здоровье, по определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Не следует путать понятия «здоровье индивидуума» и «здоровье населения».
Здоровье индивидуума (человека) — это динамический процесс приспособления к окружающей среде.
Анализируя здоровье индивидуума и его изменчивость под влиянием внешней среды и физического воспитания надо смотреть на адаптацию организма, его выносливость и его реакции.
Критериями оценки здоровья могут явиться: 1) уровень физической работоспособности и морфологического развития на данном этапе; 2) наличие хронических заболеваний, физических дефектов, ограничивающих социальную дееспособность; 3) социальное благополучие, возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни и сохранение определенной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, реакции организма на воздействие внешней среды.
Следует отметить, что сильный внешний раздражитель для детренированной клетки (организма) вводит ее в патологический режим, то есть в болезнь, а для тренированной — это нормальная интенсивная работа. Какую клетку (или орган) мы считаем больной? Клетка больна, если она не справляется со своими функциями — осуществлять движение, выделять гормоны, продуцировать нервные импульсы и т.д.
Одной из возможных причин возникновения патологии клетки (органа или функциональной системы) является детренированность (гиподинамия). Если клетка периодически не получала достаточных нагрузок, она детренируется и на нормальный раздражитель дает пониженную реакцию. Если раздражитель превышает предел достигнутой тренированности, клетка вступает в патологический режим, при котором химические реакции идут не до конца, и в ней накапливаются продукты распада.
Еще одна причина — недостаточное (плохое) питание. В крови не хватает энергетических или строительных материалов (аминокислот, витаминов, микроэлементов, кислорода и пр.), и нарушается микроциркуляция (циркуляция крови).
Следующая причина — нарушение гормональной регуляции со стороны эндокринной системы, накопление метаболитов, микробных токсинов и др., которые тормозят действие ферментов.
Кроме того, причиной могут стать прямые повреждения клеток (генов) из-за радиации, отравлений и др. Это самая тяжелая патология.
Изменение внешней среды также меняет функцию клетки (органа, функциональной системы). Клетки многоклеточного организма составляют органы (функциональные системы) пищеварения, размножения, движения, восприятия раздражений, регулирования и пр.
Особое внимание следует уделить органам регуляции (ЦНС), которые в процессе эволюции получили дальнейшее развитие, усовершенствование.
Условно можно выделить первую регулирующую систему (I PC) — кровеносную систему, кровь и лимфу; вторая регулирующая система (II PC) — эндокринные железы; третья (III PC) — вегетативная нервная система; четвертая (IV PC) носит название анимальной нервной системы и отвечает главным образом за связи организма с внешней средой. В IV PC представлены также «датчики» — рецепторы кожи, мышц, суставов и, в меньшей степени, внутренних органов, доставляющих в сознание информацию о теле.
В функциональном отношении все регулирующие системы (PC) связаны между собой прямыми и обратными связями.
Следует отметить, что всякая схема живых организмов условна. Анатомически органы четко отделены, физиологически же они участвуют в совершенно разных функциях.
Патология — это то, что происходит в органе (или организме), когда функция подсистемы серьезно нарушена.
Важным фактором в возникновении болезней является психика. Значение нервного фактора в возникновении болезней к концу XX в. резко возросло, особенно в больших городах и у людей, занимающихся умственным трудом. Поэтому есть все основания рассматривать «систему напряжения» как важнейшую по своему влиянию на здоровье и болезни.
Болезнь организма — это взаимодействие функций органов, которые сами меняются во времени, так как болезни свойственна динамика, нестабильность.
Первая фаза болезни характеризуется углублением изменений в клетках и органах, снижением характеристик, так что обычные нагрузки (физические и психические) становятся слишком большими и ведут к нарастанию болезни.
В возникновении болезней виновата не сама по себе «система напряжения», а только ее «перетренировка» в результате интенсивной и чаще неприятной деятельности без должного отдыха.
Мышцы и система газообмена объединены, так как они детренируются вместе из-за отсутствия достаточных нагрузок. В системе «питание» вред приносят два фактора: переедание и недоедание. В терморегуляции — отсутствие закаливания. Система соединительной ткани и иммунитета не имеет прямой связи с психикой и поражается вторично: стрелки со знаком (-) идут к ней от всех других четырех систем.
В ряде болезней с левой стороны перечислены поражения почти всех внутренних органов, которые названы инфекционно-аллергическими. Это означает, что в основе их лежит не только внешняя инфекция, но главным образом — не соответствующая ей реакция иммунной системы и соединительной ткани. В качестве «дополнительного входа» для органов, зависящих от физической работы, служит детренированность (это касается сердца, легких, суставов, мышц), а для других (печени и в меньшей степени почек) — неправильное (нерациональное) питание. Инфекция присутствует во всех этих болезнях, и если у большинства людей они не развиваются, то лишь благодаря правильному функционированию защитной системы.
Факторами риска склероза являются повышение холестерина, связанное с избыточным и неправильным питанием, гипертония, которая, видимо, вызвана стрессами, курением и гиподинамией (детренированностью).
Следует помнить, что переедание, физическая детренированность, психические перенапряжения (стрессы) и отсутствие закаливания являются главными причинами болезней.» [Валеология профессор В.И.Дубровский Москва, 1999г.]
Источник
Часто задаваемые вопросы
Как ВОЗ определяет здоровье?
Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Это определение приводится в Преамбуле к Уставу Всемирной организации здравоохранения, принятому Международной конференцией здравоохранения, Нью-Йорк, 19-22 июня 1946 г.; подписанному 22 июля 1946 г. представителями 61 страны (Официальные документы Всемирной организации здравоохранения, Nº 2, стр. 100) и вступившему в силу 7 апреля 1948 г. С 1948 г. это определение не менялось.
Дополнительная информация об Уставе ВОЗ
Публикации: где можно найти информацию о публикациях ВОЗ?
В верхнем меню веб-сайта ВОЗ есть ссылка Публикации, которая ведет к странице о публикациях ВОЗ. Здесь можно найти онлайновый книжный магазин, новости, информацию о подписке и информацию об основных публикациях и журналах.
Могу ли я дать на моем веб-сайте ссылку на веб-сайт ВОЗ? Как получить разрешение на размещение на веб-сайте ВОЗ ссылки на мой сайт?
В принципе любой внешний веб-сайт может добавлять гиперссылку на веб-сайт ВОЗ, не запрашивая на это разрешение. Однако такое использование не должно нарушать права интеллектуальной собственности ВОЗ, в частности, относящиеся к ее названию, эмблеме, авторскому праву или правам авторов. Обычно ВОЗ не дает ссылки на внешние веб-сайты, за исключением тех случаев, где очевидна связь с деятельностью ВОЗ. Для дополнительной информации, пожалуйста, обратитесь к страницам Разрешения и лицензии.
Где можно найти информацию о возможностях работы в ВОЗ?
На сайте Работа в ВОЗ можно найти список имеющихся на текущий момент вакантных должностей и типы контрактов по найму на работу. Чтобы подать заявление на указанную в списке должность, введите ваши данные в онлайновую систему по трудоустройству.
Я ищу информацию об интернатуре. Где ее можно найти?
Полную информацию об интернатуре можно найти на следующей странице:
Предоставляет ли ВОЗ стипендии и гранты для проведения исследований?
ВОЗ не имеет самостоятельной программы стипендий или грантов, однако некоторые специальные программы и департаменты ВОЗ финансируют исследования. Посетите страницу о возможностях для получения грантов на веб-сайте TDR (Исследования в области тропических болезней) или страницу о грантах на исследования на веб-сайте RHR (Репродуктивное здоровье и исследования). Вы также можете посетить веб-сайт регионального бюро ВОЗ, к которому относится ваша страна. Региональные бюро имеют программы стипендий, которые проводятся при сотрудничестве с министерствами здравоохранения стран.
Я провожу исследования. Где начинать поиск информации?
Если вы проводите исследования по определенным вопросам здравоохранения, начните поиск со списка вопросов здравоохранения. Каждая страница, посвященная определенному вопросу здравоохранения, содержит список соответствующих сайтов, ссылок и документов. Если вы ищете информацию по конкретной стране или конкретному региону ВОЗ, посетите веб-сайт соответствующего регионального бюро ВОЗ. Информацию о конкретной стране можно также найти с помощью ссылки Страны в верхнем меню. На странице Данные и статистика перечислены ресурсы, которые можно использовать при исследованиях. Это статистические и библиотечные базы данных.
Веб-сайты региональных бюро ВОЗ
Как можно запросить информацию о ВОЗ?
ВОЗ предоставляет сведения в соответствии со своей политикой раскрытия информации. Эта политика направлена на увеличение объема доступной информации и полностью вступит в силу в течение двухлетнего периода. Специальный электронный адрес для запросов [email protected] заработает к ноябрю 2017 года.
Почему используются именно такие названия государств?
Официальные названия государств-членов ВОЗ и их соответствующее положение в списках, составленных в алфавитном порядке, основаны на информации, полученной от самих государств-членов и Организации Объединенных Наций.
Почему на некоторых картах границы проведены пунктирными линиями?
Приводимые границы и названия и используемые на картах обозначения ни в коем случае не выражают мнения ВОЗ о юридическом статусе какой-либо страны, территории, города или района, их правительствах или их границах. Пунктирными линиями на картах показаны приблизительные границы, в отношении которых пока еще не достигнуто полного согласия.
Скоро я еду заграницу. Где можно найти информацию и/или советы в отношении рисков для здоровья?
Вы можете найти информацию о требуемой вакцинации, рисках для здоровья и мерах предосторожности во время поездки в интересующую вас страну на веб-сайте Международные поездки и здоровье.
Источник
Всемирная организация здравоохранения о здоровом образе жизни
Здоровье человека в понимании ВОЗ — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Физическое здоровье определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.
Душевное здоровье определяется тем, насколько человек доволен собой и как успешно справляется со своими ежедневными функциями. Если человек душевно здоров, он удовлетворен своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Для поддержания душевного здоровья необходимо уделять достаточное время отдыху и увлечениям, иметь возможность получать новый опыт и делиться своими чувствами и переживаниями с другими людьми, которые могут его понять.
Социальное здоровье определяется тем, насколько человек умеет контактировать с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения в обществе, он уважает права людей, умеет оказывать помощь и способен сам принять ее, поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.
При таком понимании здоровья можно сказать, что основная цель школьного образования — научить детей быть здоровыми в течение всей жизни.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья; индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения личных проблем и запросов; система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне.
Образ жизни формируется обществом или группой в которой живет человек. Поэтому формирование ЗОЖ — задача не медицинская, а прежде всего воспитательная.
Образ жизни реализуется в четырех сферах: 1. Трудовой. 2. Общественной. 3.Семейно-бытовой. 4. Досуговой. Все составляющие образа жизни интегрированы между собой следующими элементами: 1. Межличностные связи. 2. Нравственные отношения в обществе, выступающие как регулятор поведения человека.
Всемирная организация здравоохранения к наиболее распространенным факторам, отрицательно влияющим на здоровье современного человека при неправильной организации жизни, относит:
- Психоэмоциональные перегрузки.
- Недостаточную физическую активность.
- Нерациональное питание и связанную с этим избыточную массу тела.
- Вредные привычки — курение, злоупотребление алкоголем, наркоманию.
Эффективным мерами по предупреждению преждевременной смертности населения являются:
- совершенствование медико-гигиенического образования и воспитания населения;
- создание эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками (злоупотребление алкоголем, табакокурение, наркомания и др.);
- создание системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях;
- мотивирование работодателей к участию в охране здоровья работников;
- профилактика факторов риска неинфекционных заболеваний;
- мотивирование руководителей учреждений системы школьного образования к участию в охране здоровья и формированию здорового образа жизни школьников.
Какова же роль самого человека? Всемирная организация здравоохранения подчеркивает, что не существует никакого «оптимального образа жизни», который должен быть всем предписан. Задачи государства — обеспечить гражданам свободный информированный выбор здорового образа жизни, сделать здоровый образ жизни доступным для каждого. Если эти задачи выполнены, на гражданина накладываются определенные обязательства для предупреждения расходов здравоохранения.
Источник