Значение здоровья и подходы к его определению.
В ряду приоритетных ценностей человека здоровью безоговорочно отводится первостепенное значение. И жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было (богатства, карьеры, науки, славы, преходящих наслаждений) есть величайшее безумие как говорил А.Шопенгауэр. напротив, говорит философ, всем другим следует поступаться ради здоровья.
В целом, проблема здоровья человека ставится сегодня в один ряд с такими фундаментальными науками, как физика, химия, биология. По своей практической значимости и актуальности она считается одной из сложнейших проблем современной науки, не уступающей таким направлениям, как проблема охраны природы, окружающей среды.
Обобщая мнения специалистов относительно феномена здоровья, можно сформулировать ряд аксиоматических по своей сущности положений:
1.В абсолютном смысле здоровья не существует. Абсолютное здоровье – идеал.
2.Каждый человек здоров условно. Ни один человек не бывает на протяжении всей жизни вполне здоровым.
3.Каждый человек может быть здоров в определенных условиях (климат, пища, труд). Есть подходящие (нормальные) и неподходящие (вредные) условия для конкретного человека. Условия нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого.
Здоровье человека как комплексное социально-биологическое понятие является основным критерием активной жизнедеятельности человека и базовой ценностью социально-общественного значения.
Здоровье человека следует рассматривать не только как структуру факторов, определяющих нормальное функционирование органов и систем его организма при отсутствии «жалоб» и болезненных проявлений, но и как процесс приспособления этих систем к различным требованиям окружающей среды и условиям выполнения биологических и социальных функций.
Не останавливаясь на подробной оценке состояния здоровья современного человека (по данным Всемирной организации здоровья, мониторингов мирового и регионального характера, научным исследованиям), его характерных особенностей, можно заключить, что:
1) оздоровление населения является важной социальной задачей, во многом определяющей тенденции общественного развития и особенности развития человека как личности;
2) необходимо усиление мер профилактического воздействия на состояние здоровья человека, предупреждающих возможность проявления заболеваний и опережающих вероятность негативного влияния окружающей среды, и формирования надежной,«защиты» человека;
3) поскольку для повседневной деятельности человека характерна слабая двигательная активность, особую важность представляет устранение двигательного дефицита путем увеличенияобщей двигательной составляющей в деятельности человека иизбирательного двигательного воздействия, адекватного индивидуальным особенностям личности и ! мотивированности двигательной деятельности;
4) организация специальной двигательной деятельности человека должна быть направлена не только на удовлетворение общей биологической потребности человека в движении как естественного стимулятора жизнедеятельности, но и на его гармоническое развитие на фоне общей рекреации и улучшения самочувствия.
В этой связи физическая культура, являясь неотъемлемой частью общей культуры человека, призвана обеспечивать активную жизнедеятельность человека, поддерживать его психофизическое состояние в конкретных условиях, развивать и совершенствовать его физические способности, формировать здоровый образ жизни отдельной личности или типологической группы населения.
Бытовая и профессиональная дееспособность человека и его социально-личностный статус формируются сложной структурой целенаправленных оздоравливающих и развивающих воздействий, объединенных специфической областью деятельности — физическим воспитанием.
В системе физического воспитания выделяется особое оздоровительное направление, решающее вышеперечисленные задачи, формирующее привычку к занятиям физическими упражнениями и постоянную заботу о собственном здоровье.
При всей важности понятия здоровья не так просто дать ему исчерпывающее определение. Количество попыток справиться с этой задачей увеличивается, но устроившее бы всех решение так и не найдено. Рассмотрим доминирующие подходы к определению этого понятия.
Источник
Различные подходы к определению понятия «здоровья».
Существует 6 основных подходов к определению «здоровья»: 1. Традиционный. Здоровье – отсутствие болезни, нормальное физическое состояние, т. е. состояние целостности и свободы от физических и психологических заболеваний или болезней. 2. Биологический подход. Здоровье – как нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальное течение физиологических и биохимических процессов способствует индивидуальному выживанию и воспроизводству. Здоровье – функциональное состояние организма, обеспечивающая продолжительность жизни, физической и умственной работоспособности, хорошее самочувствие, воспроизводство здорового потомства. 3. Собирательный подход: социальные и биологические компоненты. Здоровье – это динамическое равновесие организма, его функций и факторов окружающей среды. Здоровье – это состояние динамического равновесия внутри каждой из следующей подсистем: орган, организм, личность, соц.группа и общество. 4. Социальный подход. Здоровье как способность к полноценному выполнению основных социальных функций. Здоровье – жизнерадостное и охотное выполнение социальных обязательств, которое жизнь возлагает на человека. 5. Адаптационный подход. Здоровье как способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в среде. Здоровье – это взаимосвязь индивида с социальной ситуацией через факторы успешной или не успешной адаптации. 6. Данный подход определен Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ). Здоровье – полное физическое, психическое и психологическое, социальное, духовное благополучие, гармоничное развитие физических и духовных сил организма, их единство, саморегуляции, гармоничное взаиморазвитие всех органов и систем. Здоровье – универсальный феномен, включающий математические и духовные аспекты.
Определение «здоровья» кафедры здоровья ЮФУ:
Здоровье – единство трех составляющих. Во – первых, внутренней гармонии и согласованности личности, во – вторых, социальной адаптированности и социальной зрелости, в – третьих, всестороннего развития своего творческого и духовного потенциала. Возрастная периодизация в развития разных составляющих здоровья. Это условно. С рождения до 3 лет закладывается физическое здоровье, с 3 до 7 – психическое и психологическое, с 7 до 12 – социальное, с 12 и старше – духовное.
Медицинский и валеологический подходы к понятиям «здоровье» и «оздоровление».
Несмотря на огромные успехи медицины, позволяющие победить заболевания, развитие медицины привело к нарушению баланса микроорганизма. Современный человек гибнет и страдает от психосоматических болезней, т.е. болезнь обусловлена неспособностью адаптироваться к стрессам в современной жизни. Ученые доказали, что человек умирает не от болезни, а от снижения жизнеспособности. Болезни взаимосвязаны механическим устранением одной болезни без повышения жизнеспособности органов приводит к появлению новой болезни. Т.о. стратегия оздоровления предполагает не борьбу с болезнями, а повышение жизнеспособности органов, что требует индивидуального подхода к каждому человеку и обучения его здорового образа жизни. Современный человек слепо доверяет медицине, избегая собственных усилий и ответственности за свое здоровье. Особенности медицинского подхода: 1. Медицина не способна дать целостного представления о человеке, она выделяется из биологии и разделяется на несколько дисциплин. 2. Медицина использует фармакологические препараты, отличающиеся консервативностью и игнорируя психические и духовные аспекты выздоровления. 3. Уровень развития современной медицины соответствует уровню развития чел. – техноген. Эпохи. 4. Медицина ориентирована на борьбу с болезнями, а не на формировании здоровья. Медицине, как социальному институту необходим больной, а не здоровый человек. Использование фармакологических препаратов вызывают зависимость, потому что снижает саморегуляцию организма.
Сущ. 2 основные стратегии заб. о здоровье: 1. Формирование и развитие сохранение всего позитивного. 2. Устранение всего негативного, т. е. путь борьбы.
Альтернативным традиционному подходу является валеологический подход. Валеология – наука о здоровье здорового человека. Автор ее И. Брехман, изучал адаптогены, пришел к мысли переориентирования человека борьбы с болезнями на заботу о здоровье. Валеология сформирована на стыке медицины, биологии, экологии, истины, социологии и психологии. В отличии от медицины валеология не лечит болезнь, а обучает человека быть здоровым, т.о. в задачи валеологии входят обучение человека пониманию самого себя, а также исследование различных способов саморегуляции и организации здоровья на всех уровнях психического, физического, социального, духовного. Валеология предлагает взять человеку ответственность за свое здоровье в свои руки и научиться подходить к нему и оздоравливаться активно, сознательно и творчески. В соответствии с валеологией только осознанный подход к себе и своему здоровью позволяет управлять здоровьем, а не просто снимать симптомы и быть объектом медицины. Валеология в отличии от медицины использует целостный и системный подход к человеку, использует не фармакологические, а естественные способы оздоровления, учитывая все уровни здоровья, а не только биологические. Методологические основания валеологии: 1. Валеология рассматривает здоровье как самостоятельную категорию, которая может быть количественно и качественно охарактеризована и показателями которой можно управлять. 2. Между здоровьем и болезнью существуют переходные состояния, при этом состоянии является общей категорией, а болезнь ее частный случай. 3. Валеология исповедует интегративный или целостный подход к человеку, который позволяет учить здоровье, а не лечить болезнь. Методы воздействия не медикаментозные, а естественные.
Источник
Подходы к определению здоровья
1. Нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации: организма, органов, клеточных, генетических структур; нормальное течение физиологических и биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.
2. Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
3. Способность к полноценному выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно-полезном труде.
4. Способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде (адаптация).
5. Отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
6. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Этот признак созвучен с тем определением здоровья, которое было приведено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения в 1948г. С тех пор прошло не мало времени, но эта формулировка и на сегодняшний день является наиболее универсальной и общепринятой.
7. Примерами различного акцентирования при определении понятия «здоровья» человека могут служить следующие трактовки:
1) под здоровьем понимается состояние человека, обеспечивающее ему возможность жить и трудиться в различных условиях окружающей среды и противостоять её неблагоприятным факторам и утомлению с выделением нескольких «переходных» состояний от здоровья к болезни (А. В. Коробов, 1972);
2) здоровье представляется как важнейшая ценность человека, как предпосылка к высокоэффективному труду, творческой активности, полному самовыражению и как необходимое условие реализации жизненных программ (Б. И. Новиков, 1987).
Здоровье –это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков (ВОЗ).
Безопасный уровень здоровья —
для оценки здоровья человека, если рассматривать его как «взаимосвязанную систему отдельных состояний», важны пять характеристик:
1)уровень и гармоничность физического развития,
2)функциональное состояние систем организма,
3)уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности,
4)наличие заболеваний и специфика дефектов развития,
5)характер морально-волевых и мотивационных установок, особенно в условиях занятий оздоровительными видами физических упражнений [15, 17, 24, 32, 46, 60 и др.].
Методика оценки и диагностика состояния здоровья личности в конкретной ситуации может иметь разную направленность:
— на определение общих показателей, характеризующих резервы энергетического, пластического и регуляторного обеспечения организма и позволяющих дать общую оценку состоянияздоровья человека;
— на определение возможностей отдельной «ведущей»функциональной системы организма в условиях конкретной деятельности, например, дыхательной системы в условиях выполнения упражнений «дыхательной гимнастики»;
— на распознавание «донозологических состояний» нафоне общей оценки здоровья для особых категорий людей, объединенных по характерным признакам, например для людей с определённым типом «реактивности» функциональных систем организма.
В настоящее время в практике реализации различного рода социальных программ часто используется мониторинг различных категорий населения с оценкой отдельных сторон оздоровительного процесса. Результаты подобных наблюдений выявили, в частности:
1) определённую «факторную структуру» некоторых условий, которые оказывают влияние на состояние здоровья людей: образ жизни (50 — 55 %), генетические факторы (15-20 %), состояние окружающей среды (20 — 25 %), система здравоохранения (как жизнеобеспечивающая) (10 — 15 %);
2) для детей школьного возраста, при оценке их здоровьявыделяются два генеральных фактора (из восьми наблюдаемых):физическая активность (15,9 %) и конкретная мотивация при выборе занятий физическими упражнениями (7,7 %);
3) типичными показателями и характеристиками состояния здоровья россиян являются резкое падение рождаемости на фонеповышенной «общей смертности», что в 1,5 раза выше по сравнению с другими экономически развитыми странами; расширениеперечня заболеваний, влияющих на продолжительность жизнилюдей; резкое сокращение продолжительности жизни мужскогонаселения и увеличение «разрыва» данного показателя по сравнению с женщинами до 10 лет [6, 12,29, 30, 35, 53, 56, 59 и др.].
Данные закономерности носят устойчивый характер, а общее снижение иммунного статуса населения и дифференциация негативных реакций людей на внешние воздействия определяют оздоровление населения как важную и социально значимую задачу. Поэтому понятно повышенное внимание специалистов, учёных и практиков к поиску и внедрению новых систем физических упражнений оздоровительной направленности. При этом социально-педагогический мониторинг может быть полезен для рационализации деятельности человека в разных областях: профессиональной, образовательной, физическом воспитании, в частности, для создания рекреационно-оздоровительных систем и заня-тий физическими упражнениями в целом.
Таким образом, здоровье представляет собой сложное, системное понятие, включающее в себя несколько компонентов, или составляющих.
Дата добавления: 2016-01-18 ; просмотров: 2584 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник