Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров.
Нравственное здоровье личности.
Слагаемые нравственного здоровья. Нравственность — важнейший субъектный фактор полноценного физического и психологического состояния людей. Есть немало фактов, свидетельствующих об эффективности взаимосвязи телесного и душевного здоровья и определяющей роли этой взаимосвязи в их индивидуальной и общественной деятельности.
Нравственное здоровье личности — это своеобразная единица измерения духовного состояния коллектива и общества. Духовного в том смысле, что оно выступает как результат проявления глубоких чувств и сознания людей в конкретных поступках. Оно непосредственно определяет состояние духа людей как концентрированного проявления готовности и способности человека действовать активно и смело.
Основными компонентами нравственного здоровья личности являются:
— нравственные чувства выражают субъективные переживания в виде восхищения, гордости, честолюбия, презрения, они были и остаются матрицей гражданского общежития людей;
— моральная позиция — нравственная ориентация личности, ее основополагающие этические взгляды и моральная направленность жизненных целей, ведущими детерминантами которых выступают совесть и долг;
— нравственные привычки — деятельные способы нравственного поведения личности, показатель реальной ее воспитанности;
— нравственный самоконтроль: самооценка, самообладание (моральная закаленность) и самоотверженность вплоть до самопожертвования.
Эти четыре компонента устойчивы и характеризуют моральные принципы и нормы, которые личностью освоены. Их знание позволяет руководителю собирать соответствующую информацию, проводить по ним мониторинг состояния нравственного здоровья личного состава, а потому иметь достаточно объективную информацию о «боеспособности» своих подчиненных, определяя технологию общения с ними и распределения деловых поручений.
Нравственное здоровье способствует выполнению личностью своих социальных ролей в различных жизненных сферах. Например, родителя в семье, члена трудового коллектива, гражданина страны.
Нравственная бескомпромиссность личности в каждой из социальных ролей — лучшее подтверждение ее нравственного здоровья.
Чем полноценнее нравственное здоровье личности, тем благороднее ее отношение к людям, активнее проявляется ее социальная солидарность в обществе. И, наоборот, ее нравственная ущербность неизбежно ведет к размыванию человеческих отношений, к моральной эрозии в духовной обстановке семейного, школьного, студенческого, трудового социумов.
Экономическую и социальную ценность нравственного здоровья людей в настоящее время осознают многие менеджеры. Отсюда их повышенный деловой интерес к овладению знаниями и навыками диагностирования состояния нравственного здоровья работнике к рекомендациям по принятию эффективных мер для устранения его «недугов». Нравственное здоровье целесообразнее поддерживать и укреплять посредством превентивных мер.
Адам Смит в «Теории нравственных чувств» писал о нравственной сущности человека: «сочувственной» — симпатической и эгоистической — своекорыстной. По его мнению, человеческие симпатии являются основой нравственных чувств, которые призваны сбалансировать хозяйственный эгоизм людей посредством проявления ими сочувствия друг к другу в виде справедливости и человеколюбия.
Источник
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Нравственное здоровье
Нравственное здоровье целесообразнее поддерживать и укреплять посредством превентивных мер, а не после того, когда уже зафиксированы те или иные отклонения или вообще отсутствие нравственного здоровья. Об этом свидетельствуют многочисленные жизненные факты. [1]
Нравственное здоровье нуждается в постоянном обогащении нравственных чувств, в упрочении моральной позиции, совершенствовании нравственных привычек. Всем этим должна заниматься сама личность, осуществляя повседневный нравственный самоконтроль. Его суть состоит в том, что личность самостоятельно регулирует свое поведение, контролирует свои мотивы и мысли. [2]
Нравственное здоровье общества , духовный климат, в котором живут люди, в немалой степени определяются состоянием литературы и искусства. Наша литература, отражая рождение нового мира, вместе с тем активно участвовала в его становлении, формируя человека этого мира — патриота своей Родины, подлинного интернационалиста. Тем самым она верно выбрала свое место, свою роль в общенародном деле. Но это и критерий, с которым народ, партия подходят к оценке работы писателя, художника, да и сама литература, советское искусство — к собственным задачам. [3]
Нравственное здоровье личности имеет не только субъективное, но и объективное значение. [4]
Нравственное здоровье общества , духовный климат, в котором живут люди, в немалой степени определяются состоянием литературы и искусства. Наша литература, отражая рождение нового мира, вместе с тем активно участвовала в его становлении, формируя человека этого мира — патриота своей Родины, подлинного интернационалиста. Тем самым она верно выбрала свое место, свою роль в общенародном деле. Но это и критерий, с которым народ, партия подходят к оценке работы писателя, художника, да и сама литература, советское искусство — к собственным задачам. [5]
Чем полноценнее нравственное здоровье личности , тем благороднее ее отношение к членам коллектива, активнее проявляется ее социальная солидарность в обществе. И наоборот, нравственная ущербность людей неизбежно ведет к размыванию коллективистских взаимоотношений, к моральной эрозии в общественном мнении, в духовной обстановке семейного, школьного, студенческого, трудового коллективов. [6]
В утверждении нравственного здоровья заинтересована не только сама личность, но и коллектив, в котором она трудится, все общество. Поэтому система социализации, воспитания и самовоспитания, имеющая место в обществе, призвана работать на утверждение полноценного здоровья в каждой личности. [7]
Представленные выше четыре компонента нравственного здоровья личности практически полезны для его изучения. Они устойчиво характеризуют нравственные принципы и нормы, освоенные личностью. Нравственное здоровье способствует выполнению личностью социальных ролей в различных жизненных сферах, в коллективной и общественной деятельности, например родителя в семье, члена трудового коллектива, гражданина страны. [8]
Ориентация руководителя в слагаемых нравственного здоровья трудового коллектива имеет практический смысл. Зная их, систематически собирая по каждому из них соответствующую информацию и осмысливая ее, руководитель получает представление об одном из важнейших показателей управляемости коллектива — нравственной зрелости его общественных отношений. Чем полнее и достовернее эта информация, тем больше у руководителя шансов разумно использовать социальные возможности коллектива в производственных целях, в организации воспитательной работы, принять превентивные меры по его нравственному оздоровлению. [9]
Что нужно делать, чтобы постоянно укреплять нравственное здоровье коллектива . [10]
Во многом люди сами ответственны за состояние своего нравственного здоровья , но многое зависит от руководителя трудового коллектива. [11]
Во-вторых, осуществление морального стимулирования предполагает учет реального состояния нравственного здоровья личности и трудового коллектива. [12]
Физическое и психическое здоровье человека является фундаментом, на котором возводится нравственное здоровье , имеющее свои слагаемые и специфические условия воспроизводства. [13]
Самоконтроль — постоянная работа человека над совершенствованием внутреннего духовного мира, нравственного здоровья , что способствует формированию у него способности и умения самостоятельно регулировать свое поведение, его мотивы и побуждения. Все это имеет огромное значение в упорядочении нравственных отношений, для нравственной свободы и морального выбора личности. [14]
Необходимо создавать условия для проявления указанных закономерностей, что будет способствовать нравственному здоровью каждого производственного подразделения ( бригады, цеха) и предприятия в целом. [15]
Источник
Дайте определение нравственному здоровью
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Октябрь 2011 № 4 (61) – март 2012 № 1 (62)