Меню

Дайте определение нравственному здоровью

Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров.

Нравственное здоровье личности.

Слагаемые нравственного здоровья. Нравственность — важнейший субъектный фактор полноценного физического и психологического состояния людей. Есть немало фактов, свидетельствующих об эффективности взаимосвязи телесного и душевного здоровья и определяющей роли этой взаимосвязи в их индивидуальной и общественной деятельности.

Нравственное здоровье личности — это своеобразная единица измерения духовного состояния коллектива и общества. Духовного в том смысле, что оно выступает как результат проявления глубоких чувств и сознания людей в конкретных поступках. Оно непосредственно определяет состояние духа людей как концентрированного проявления готовности и способности человека действовать активно и смело.

Основными компонентами нравственного здоровья личности являются:

— нравственные чувства выражают субъективные переживания в виде восхищения, гордости, честолюбия, презрения, они были и остаются матрицей гражданского общежития людей;

— моральная позиция — нравственная ориентация личности, ее основополагающие этические взгляды и моральная направленность жизненных целей, ведущими детерминантами которых выступают совесть и долг;

— нравственные привычки — деятельные способы нравственного поведения личности, показатель реальной ее воспитанности;

— нравственный самоконтроль: самооценка, самообладание (моральная закаленность) и самоотверженность вплоть до самопожертвования.

Эти четыре компонента устойчивы и характеризуют моральные принципы и нормы, которые личностью освоены. Их знание позволяет руководителю собирать соответствующую информацию, проводить по ним мониторинг состояния нравственного здоровья личного состава, а потому иметь достаточно объективную информацию о «боеспособности» своих подчиненных, определяя технологию общения с ними и распределения деловых поручений.

Нравственное здоровье способствует выполнению личностью своих социальных ролей в различных жизненных сферах. Например, родителя в семье, члена трудового коллектива, гражданина страны.

Нравственная бескомпромиссность личности в каждой из социальных ролей — лучшее подтверждение ее нравственного здоровья.

Чем полноценнее нравственное здоровье личности, тем благороднее ее отношение к людям, активнее проявляется ее социальная солидарность в обществе. И, наоборот, ее нравственная ущербность неизбежно ведет к размыванию человеческих отношений, к моральной эрозии в духовной обстановке семейного, школьного, студенческого, трудового социумов.

Экономическую и социальную ценность нравственного здоровья людей в настоящее время осознают многие менеджеры. Отсюда их повышенный деловой интерес к овладению знаниями и навыками диагностирования состояния нравственного здоровья работнике к рекомендациям по принятию эффективных мер для устранения его «недугов». Нравственное здоровье целесообразнее поддерживать и укреплять посредством превентивных мер.

Адам Смит в «Теории нравственных чувств» писал о нравственной сущности человека: «сочувственной» — симпатической и эгоистической — своекорыстной. По его мнению, человеческие симпатии являются основой нравственных чувств, которые призваны сбалансировать хозяйственный эгоизм людей посредством проявления ими сочувствия друг к другу в виде справедливости и человеколюбия.

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Нравственное здоровье

Нравственное здоровье целесообразнее поддерживать и укреплять посредством превентивных мер, а не после того, когда уже зафиксированы те или иные отклонения или вообще отсутствие нравственного здоровья. Об этом свидетельствуют многочисленные жизненные факты. [1]

Нравственное здоровье нуждается в постоянном обогащении нравственных чувств, в упрочении моральной позиции, совершенствовании нравственных привычек. Всем этим должна заниматься сама личность, осуществляя повседневный нравственный самоконтроль. Его суть состоит в том, что личность самостоятельно регулирует свое поведение, контролирует свои мотивы и мысли. [2]

Нравственное здоровье общества , духовный климат, в котором живут люди, в немалой степени определяются состоянием литературы и искусства. Наша литература, отражая рождение нового мира, вместе с тем активно участвовала в его становлении, формируя человека этого мира — патриота своей Родины, подлинного интернационалиста. Тем самым она верно выбрала свое место, свою роль в общенародном деле. Но это и критерий, с которым народ, партия подходят к оценке работы писателя, художника, да и сама литература, советское искусство — к собственным задачам. [3]

Нравственное здоровье личности имеет не только субъективное, но и объективное значение. [4]

Нравственное здоровье общества , духовный климат, в котором живут люди, в немалой степени определяются состоянием литературы и искусства. Наша литература, отражая рождение нового мира, вместе с тем активно участвовала в его становлении, формируя человека этого мира — патриота своей Родины, подлинного интернационалиста. Тем самым она верно выбрала свое место, свою роль в общенародном деле. Но это и критерий, с которым народ, партия подходят к оценке работы писателя, художника, да и сама литература, советское искусство — к собственным задачам. [5]

Читайте также:  Какие кислоты полезны для здоровья

Чем полноценнее нравственное здоровье личности , тем благороднее ее отношение к членам коллектива, активнее проявляется ее социальная солидарность в обществе. И наоборот, нравственная ущербность людей неизбежно ведет к размыванию коллективистских взаимоотношений, к моральной эрозии в общественном мнении, в духовной обстановке семейного, школьного, студенческого, трудового коллективов. [6]

В утверждении нравственного здоровья заинтересована не только сама личность, но и коллектив, в котором она трудится, все общество. Поэтому система социализации, воспитания и самовоспитания, имеющая место в обществе, призвана работать на утверждение полноценного здоровья в каждой личности. [7]

Представленные выше четыре компонента нравственного здоровья личности практически полезны для его изучения. Они устойчиво характеризуют нравственные принципы и нормы, освоенные личностью. Нравственное здоровье способствует выполнению личностью социальных ролей в различных жизненных сферах, в коллективной и общественной деятельности, например родителя в семье, члена трудового коллектива, гражданина страны. [8]

Ориентация руководителя в слагаемых нравственного здоровья трудового коллектива имеет практический смысл. Зная их, систематически собирая по каждому из них соответствующую информацию и осмысливая ее, руководитель получает представление об одном из важнейших показателей управляемости коллектива — нравственной зрелости его общественных отношений. Чем полнее и достовернее эта информация, тем больше у руководителя шансов разумно использовать социальные возможности коллектива в производственных целях, в организации воспитательной работы, принять превентивные меры по его нравственному оздоровлению. [9]

Что нужно делать, чтобы постоянно укреплять нравственное здоровье коллектива . [10]

Во многом люди сами ответственны за состояние своего нравственного здоровья , но многое зависит от руководителя трудового коллектива. [11]

Во-вторых, осуществление морального стимулирования предполагает учет реального состояния нравственного здоровья личности и трудового коллектива. [12]

Физическое и психическое здоровье человека является фундаментом, на котором возводится нравственное здоровье , имеющее свои слагаемые и специфические условия воспроизводства. [13]

Самоконтроль — постоянная работа человека над совершенствованием внутреннего духовного мира, нравственного здоровья , что способствует формированию у него способности и умения самостоятельно регулировать свое поведение, его мотивы и побуждения. Все это имеет огромное значение в упорядочении нравственных отношений, для нравственной свободы и морального выбора личности. [14]

Необходимо создавать условия для проявления указанных закономерностей, что будет способствовать нравственному здоровью каждого производственного подразделения ( бригады, цеха) и предприятия в целом. [15]

Источник

Дайте определение нравственному здоровью

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Октябрь 2011 № 4 (61) – март 2012 № 1 (62)

Нравственное здоровье
в системе этического
образования

Нравственное здоровье
в системе этического
образования

Нравственное здоровье
в системе этического
образования

Д. Ю. Михайлов,
директор Центра нравственного
развития, заведующий лабораторией
нравственного образования
Российского Гуманитарного Союза

П онятие «нравственное здоровье» в последнее время всё чаще возникает на устах большинства граждан нашей страны. Можно услышать различные высказывания, предположения и рассуждения о «нравственном здоровье людей», «нравственном здоровье общества», «государственном благе». Но далеко не всегда люди осознают, в чём же состоит смысл данных понятий.

Само понятие «здоровье» означает нормальную, правильную деятельность организма, его психическое благополучие (из словаря С. И. Ожегова).

В древности выражение «хороший человек» было связано с представлениями о человеке гармоничном, т. е. развитом физически и психически, уравновешенном, знающем и следующим законам нравственности, готовым к жизни во благо общества.

Нравственное здоровье складывается в процессе формирования нравственности человека, его нравственного развития и накопления им своего нравственного опыта. Этот процесс предполагает нравственное образование и его постоянную модернизацию. «Результатом» нравственного развития можно считать полноценную нравственную личность. Но это, говоря точнее, не результат, а процесс, хотя в нём есть как относительно стационарные составляющие, так и динамичные. К первым относятся нравственные ориентиры и ценности, нравственные качества, общие жизненные принципы и идеалы. Наиболее динамичной частью морального сознания человека является его нравственный опыт. Личная нравственность этически зрелой личности находится в соответствии с правилами и нормами поведения, общепринятыми в социуме.

В основе нравственного здоровья лежит позитивное восприятие окружающего мира. Это – позиция достойного гражданина своей страны, обладающего развитым нравственным сознанием, осознающим свои действия и поступки. Такая личность ориентирована на созидание, творчество, на стремление к самосовершенствованию и творение добра.

Можно говорить как о нравственном здоровье отдельной личности, так и о нравственном здоровье общества в целом. В основе нравственного здоровья государства лежит нравственное здоровье народа. Народ, который, как говорили наши предки «духом силён», перенесёт любые испытания, выпавшие на его долю. Нравственное здоровье общества основывается на братских взаимоотношениях людей, взаимоуважении, сознательном отношении к труду, человеколюбии, уважении к другим народам и их культурам. Таким образом, нравственное здоровье общества и нравственное здоровье человека базируются на общих нравственных принципах, принятых во всех цивилизованных обществах. Человек живёт и действует не только для себя, но и во благо общества отдаёт свои дарования и энергию развитию и укреплению общества. Нравственный человек – это счастливый человек, он способен получать полное удовлетворение от своего труда, стремится к творчеству и самосовершенствованию.

Само человеческое здоровье содержит многие составляющие: здоровье физическое, психическое, нравственное, интеллектуальное, социальное, экологическое, эстетическое. Из Древней Руси к нам дошла формула полноценного, т. е. физически и нравственно здорового человека: «В здоровом теле – здоровый дух». Нравственное здоровье – это внутренняя человеческая красота. Здоровье – характеристика комплексная. Ведь хорошо физически развитый и психически уравновешенный человек, если он идёт против нравственных принципов, если он может равнодушно пройти мимо чужой беды – человек аморальный, т. е. нравственно нездоровый.

Современная школа призвана обеспечить нравственное здоровье подрастающего поколения. Школа является наилучшим учреждением для подготовки будущих граждан своей страны, обладающих знанием и воспитанностью, необходимыми для плодотворной деятельности во благо общества.

Программа светского нравственного образования в школе, которая является частью общей стратегии подготовки достойных граждан страны, формирует полноценное нравственное здоровье учащихся. В процессе нравственного образования даются и формируются: необходимые нравственные знания, нравственные качества, нравственные принципы и убеждения, нравственное поведение, нравственная рефлексия (осознание своих действий и поступков).

Нравственность есть «золотая оправа образования». Задача нравственного образования – способствовать формированию полноценной человеческой личности, достойного человека – настоящего гражданина своей Родины, то есть формирование нравственного здоровья учащихся.

Болезни человека и общества вытекают в первую очередь дефицита добра и, соответственно, возрастания негатива, который выливается в психическое перенапряжение людей, их неуравновешенность, способную переходить в агрессию, деструктивное поведение по отношению к обществу и окружающим людям. До сегодняшнего дня в русском языке сохранилось понятие «худой человек», то есть человек больной (ему худо), но этот человек больной именно тем, что в нём отсутствует нравственность. Народная мудрость гласит: «Худого человека ничем не уважишь».

В древности человека, запятнавшего себя, изгоняли из общества. Это было самым страшным наказанием для провинившегося человека – стать изгоем; такой человек отделялся от общества, от всех общественных взаимоотношений.

Если мы говорим о нравственном здоровье, то каковы антонимы этого выражения, каковы болезни, способные подорвать нравственное здоровье? Это такие явления, как равнодушие, жестокость, зависть, ненависть, злоба и др. Соответственно на школу ложится задача способствовать искоренению этих болезней, недопущение их в школу, выработка грамотного подхода и бережного отношения к ранимой и тонкой психике подростков. В свете нравственного образования большое значение имеет ещё одна важная задача – привить школьникам определённую нравственную культуру.

Понятия «нравственное здоровье» и «нравственная культура» нужно рассматривать как взаимосвязанные. Показатель нравственного здоровья есть выработанные человеком нравственные качества. Как определить нравственно здорового человека? Это не просто тот, кто желает другим людям добра, а тот, кто способен на сострадание, дружбу, любовь, добрый поступок, кто умеет понять другого человека, оказать помощь в трудной ситуации, защитить других в трудных ситуациях.

Нравственно здоровый человек в первую очередь должен быть достойным гражданином общества, вызывать чувство уважения у окружающих, обладать важным нравственным качеством – достоинством. Достоинство – особое чувство, которое называют «чувством собственного достоинства». Это осознание индивидом своей свободы и ответственности, это готовность к созиданию добра и его защите. Переживание собственной гражданской и нравственной ценности и ответственности, их практическое подтверждение возможно вопреки обстоятельствам. Достойный человек – это человек, обладающий добродетелями, соответствующий общепринятым нравственным образцам. Другими важными чертами нравственно зрелой личности являются стойкость и мужество. Человек, умеющий противостоять низменным влечениям, человек, умеющий стойко и мужественно встречать выпадающие на его долю испытания, достоин уважения, и он получает право на самоуважение.

Нравственно здоровый человек – это внутренне свободный человек, который осознаёт, принимает и добровольно следует нравственным законам. Такой человек должен думать не только о себе, он не унижается сам и не унижает других, в каждом индивиде видит человека, а не врага или жертву, партнера, а не соперника.

Таким образом, нравственно здоровый человек соответствует определённым нравственным требованиям. Эти требования в полной мере распространяются на учителей и педагогов российской школы. На учителей и школу ложится огромная задача. У учащихся, пришедших в школу, только начинают формироваться навыки поведения, нравственные убеждения, нравственные ориентиры развития. В полном смысле их ещё нельзя назвать «моральными людьми», их нравственность только ещё формируется, ребёнок проходит стадии морального становления. Этот процесс длится в течение многих лет и называется процессом нравственного становления и развития. Учитель призван направлять детей на путь нравственного развития умными, отнюдь не лобовыми и назидательными методами. Главное, чтобы школьники научились осознавать свои действия и поступки, задумывались бы над тем, каков моральный смысл их решений и поступков, чтобы они вырабатывали навыки анализа своих ошибок и способы их исправления.

Как отмечалось, в основе нравственного здоровья общества лежит нравственное здоровье его членов. Если моральный дух нации сломлен, то никакая гуманитарная или иная помощь не спасёт страну от развала, а народ от гибели. Народ здоровый, духовно богатый не развалится никогда, выдержит любые испытания, выпавшие на его долю. Русский народ прошёл многовековой путь развития, перенёс лишения, огромные трудности и тяжелейшие страдания. Достаточно лишь упомянуть Ледовое побоище, Куликовскую битву, Смутное время, Отечественную войну 1812 г., Великую Отечественную войну.

Болезни общества заключаются в нарастании в нём негативных процессов. Их признаки легко видеть в росте преступности, распространении социально обусловленных болезней: алкоголизма, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, наркомании и др. Показателем нравственной деградации становятся коррупция, рост социального расслоения, появление бездомных, бродяг и нищих, разгул порнографии и сексуального рабства, ультранационализма, правого и левого экстремизма и т. д. Общественные пороки – не абстракции, за каждым из них стоят пороки отдельных людей. На путь нравственного падения могут подтолкнуть социальная несправедливость, бюрократический произвол, неправедный суд, зависть, жестокость, ненависть к инакомыслящим, равнодушие и т. д.

Самым крепким бастионом на пути нравственной деградации должна быть семья. Семья для ребёнка – исходная ячейка общества. Семья как таковая может существовать только на основе доверия, уважения, любви, взаимопомощи и взаимопонимания. Основные моральные качества человека – любовь, забота, доброжелательность, долг, сострадание, ответственность, честность и многие другие – формируются в семье.

Коварным качеством индивида и общества является равнодушие. Внешне оно кажется не столь отрицательным. Но именно равнодушие становится зелёным светом для многих аморальных поступков. Равнодушие как нельзя лучше раскрывается в выражении: «Моя хата с краю», что означает: всё, что не задевает моих собственных интересов, меня не касается. Равнодушные люди порождают равнодушие в обществе, оно становится апатичным, уязвимым для всякого рода преступников. Равнодушие лежит у истоков многих человеческих пороков: эгоизма, жестокости, жадности, черствости, трусости, бессердечия, предательства и др.

Только жизнь в трудовом, созидательном сообществе людей, в нравственно здоровом коллективе обеспечивает необходимое условие достойного выживания человека. Жизнь в коллективе – это не просто существование людей друг возле друга, она накладывает на человека массу обязательств. Коллектив – это группа людей, объединённых решением конкретных задач. Когда коллектив является единым целым, когда люди сплочены, то общество развивается и совершенствуется.

Нравственное здоровье общества в своём идеале должно быть основано на принципах человеколюбия, согласия, взаимного доверия, взаимопонимания и взаимопомощи.

Источник

Про здоровье и витамины © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector