Меню

Давай вам бог здоровья мистер розуотер

Дай вам бог здоровья, мистер Розуотер, или Не мечите бисера перед свиньями

СИГНАЛ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ 1

Курт Воннегут — Дай вам бог здоровья, мистер Розуотер, — или — Не мечите бисера перед свиньями 5

Курт Воннегут
Дай вам бог здоровья, мистер Розуотер, или Не мечите бисера перед свиньями

СИГНАЛ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ

Крупнейшая промышленная корпорация «Дженерал электрик» избрала для себя звучный и обязывающий девиз: «Прогресс — наша продукция». Курт Воннегут, инженер-химик по образованию, проработал в «Дженерал электрик» восемь послевоенных лет. Отделение концерна, куда он устроился, вернувшись с фронта, находилось в небольшом индустриальном городке Шенектеди, штат Нью-Йорк. Как на всяком уважающем себя американском предприятии, здесь существовал отдел «внешних связей». В его обязанности входили контакты с потребителями, реклама, а главное — забота о репутации фирмы. Сотрудники отдела должны были убеждать публику, что «Дженерал электрик» не просто изготовляет первоклассные моторы, но — тем самым — двигает вперед прогресс.

Воннегут служил в этом отделе. Вечерами он сочинял свою первую книгу «Механическое пианино» (1954, в русском переводе роман озаглавлен «Утопия 14»). Когда она вышла в свет, ее заметили любители научной фантастики, а критика причислила тридцатилетнего дебютанта к когорте литературных футурологов, быстро росшей в те дни. Автор был удивлен. Футурология? Но ведь «я писал… о вещах, которых не мог не замечать и не слышать у себя, в Шенектеди, вполне реальном городе, влачащем безотрадную жизнь в нашем безотрадном настоящем».

В романe этот город называется Илиум. Он стоит на реке Ирокез, чье русло служит демаркационной линией: на правом берегу — грязный поселок рабочих, на левом — роскошный квартал, отведенный для менеджеров, инженеров а также для лабораторий и машин. Преодолеть барьер можно только при условии, что сдашь экзамен, на котором испытываются умственные способности. Экзамен обязателен для всех. Удачливых принимает в свои ряды элита. Провалившихся — Корпус ремонта и реконструкции: он обслуживает машины, а стало быть, и элиту, которая распоряжается этими машинами.

До чего разумно и демократично! Никакого субъективизма — способности устанавливаются по шкале абсолютно безошибочных и беспристрастных показателей. Никаких социальных перегородок — все решают знания и сметливость. Вот он, осуществленный прогресс, «наше главное производство».

Правда, почему-то экзамен выдерживают исключительно выходцы из привилегированных семей. Лишь у них обнаруживается одаренность, понятая вполне однозначно — как наличие данных для того, чтобы стать менеджером или инженером. Каприз природы? Или, может быть, эти данные все же находятся в прямой связи с социальными факторами — с условиями воспитания, возможностями для интеллектуального развития, для технической и административной подготовки?

Это допустимо. И даже вероятно. Только для дела это не имеет решительно никакого значения. Век техники признает лишь голую данность факта. Прогресс требует не эмоций, а трезвого расчета. Его идеальным двигателем служит машинный разум; человеческий — слишком слаб, чрезмерно подвержен эмоциям. Принцип машины — наивозможная простота и стремление к прямой практической эффективности, а ничего иного и не требуется. Политика, общественная жизнь, воспитание, культура — все должно стать компетенцией машин. Чудесных электронно-вычислительных машин наподобие описанной Воннегутом «ЭПИКАК XIV», которая способна на десятилетия вперед рассчитать потребность в дверных ручках и конторских служащих и своей надежностью полностью заслужила право бесповоротно решать судьбы людей, распределяя их по разным берегам Ирокеза.

Впрочем, и обитателям правого берега нет причин сетовать на судьбу. Благодеяния прогресса распространяются и на них. Реальные, зримые благодеяния. Скажем, Цезарю не хватило бы никаких завоеванных им богатств, чтобы купить лампочку, которую они могут в любой момент ввинтить в патрон на кухне. Да что там лампочка — уже налажено массовое производство телевизоров, и «у нас их в 31,7 раза больше, чем у всего остального мира». А электрические пылеуловители? Подумать только, «нам принадлежит 93 процента их мирового потребления». И еще холодильники. И автомобили. И искусственные камины. Поистине «цивилизация еще не знала таких высот».

Читайте также:  Разработка урока по обж 8 класс индивидуальное здоровье человека

Самое интересное, что вся эта демагогия — примитивная демагогия технократов, все активнее заявлявшая о себе на Западе по мере нарастания научно-технической революции, — находит на правом берегу Ирокеза чуть ли не восторженный отклик. Жонглируя статистическими данными о количестве ультрасовременных пылеглотателей, технократам оказывается легко и удобно не только оберегать устраивающую их расстановку общественных сил, но еще и с фактами в руках доказывать, что прогресс уже очевиден, а открывающиеся перспективы ошеломительны. Магия цифр завораживает: смотрите, как растет потребление, какие ощутимые блага принесло развитие техники. И свойством массовой психологии становится поклонение машине. Нет проблемы, с которой она не могла бы справиться. Вся духовная энергия должна быть подчинена ее совершенствованию.

О настроениях той эпохи, когда писалось «Механическое пианино», Воннегут вспоминает: «Казалось, со дня на день кто-то сумеет получить фотоснимок самого господа бога и продаст негатив журналу «Попьюлер мекэникс».

Конечно, Илиум — это не картинка с натуры. Это гротеск. Однако такой гротеск, в котором явственно проступают черты реальности. И прежде всего — приметы философии, этики и социальной практики технократизма, этого зловещего порождения НТР в буржуазных условиях.

Почва для этой философии и практики была подготовлена блистательными успехами точного знания. Но не только. Доктрина технического утопизма прививалась тем быстрее, чем стремительнее росло разочарование во всевозможных понятиях из либерально-гуманистического лексикона, оказавшихся пустыми перед суровой реальностью военных и первых послевоенных лет. Кризис ценностей ощущался в те годы слишком остро. Словно бы выветрилось содержание таких слов, как гуманность, ответственность, духовность.

Пройдет шесть лет после выхода «Механического пианино», известный социолог У. Ростоу опубликует «Стадии экономического развития» — программный документ американской технократии. Здесь уже прямо утверждается: чувство вины и ответственности за ужасы второй мировой войны, так долго преследовавшее интеллигенцию, включая и ученых, лишь парализует всякую деятельность, направленную на построение научно рассчитанного гармоничного миропорядка. Интеллектуальное «сомнение» должно быть изжито во имя «инициативы», конкретные вопросы производства и достижение социальной стабильности куда существеннее вечных проблем бытия. Союз технической элиты и аппарата власти положит конец духовному разброду, создав необходимые предпосылки для всеобщего оптимизма. Безукоризненно налаженная планетарная индустрия — высшее и единственное стремление человечества.

В Илиуме этот идеал уже осуществился. И даже учтены запросы духа и эстетического чувства. Разумеется, и здесь достигнута максимальная простота и эффективность. Музыкальный аппарат работает от специального жетона: клавиши механического пианино приходят в движение и в строго отмеренное время производят несколько строго отмеренных по протяженности мелодий соответственно заранее определенному настроению клиента: веселому или грустному, философическому или разгульному. Раз в год программа меняется с учетом шлягеров, вошедших в моду за истекший срок. Идеальный инструмент массовой культуры. У Воннегута этот ящик, в который упакована художественная информация пяти-шести самых необходимых разновидностей, становится символом духовного содержания современной научно-технической эпохи.

Посетив Илиум, герой другого романа Воннегута «Колыбель для кошки» (1965) философ Боконон почерпнул бы дополнительный материал для четырнадцатого тома своих сочинений. Тема сочинений, вошедших в этот том, обозначена на титульном листе в виде вопроса: «Может ли разумный человек, учитывая опыт прошедших веков, питать хоть малейшую надежду на светлое будущее человечества?» Том очень невелик по объему. Он состоит из одной-единственной страницы, и на этой странице читатель найдет всего одно слово и точку — «нет».

Вокруг этого решительного вывода и развертываются основные коллизии романов Воннегута. Спорят друг с другом его герои, принимающие или отвергающие подобный взгляд на перспективы человечества в эпоху НТР и ее острейших противоречий. Спорит с ними, порой противореча самому себе, и автор, Курт Воннегут, один из первых писателей Запада, попытавшийся всесторонне и глубоко осмыслить природу технократического сознания и парадоксы того прогресса, который оно вознамерилось осуществить, отбросив за ненадобностью категории этической ответственности и принципы гуманизма.

Читайте также:  Заявка летнее многоборье здоровье

И хотя иные его суждения, наверное, тоже спорны, Воннегут своими книгами доказал способность различать изъяны новообретенного рая. Косность его социальной структуры. Механистичность установившихся в нем человеческих отношений. Ничтожество избранных им духовных ориентиров.

Художественный мир Воннегута непривычен. В него надо вникать неспешно и вдумчиво, чтобы понять своеобразие его законов. Его проза производит впечатление фрагментарности. Отношения между героями возникают и обрываются как будто совершенно немотивированно. Связи между бытовым и гротескно-фантастическим планами рассказа кажутся случайными, а финалы рассказываемых историй — неожиданными.

Источник

Рецензии на книгу « Дай Вам Бог здоровья, мистер Розуотер » Курт Воннегут

Воннегут как всегда прекрасен. Давно для себя решила, что это прям мой автор. И вот очередная ещё книга и она не разочаровала. Есть своя прелесть в воннегутовской манере написания, его юморе и взгляде на происходящее.
Сюжет интересный, хочется следить за персонажем, понять его, правда ли он безумен или безумны все остальные.

Издание книги хорошее. Компактный маленький размер позволяет положить книгу даже в большой карман куртки. Текст читабельный, средних размеров.
Роман о добром богаче, который до последнего момента готова помогать нуждающимся.
Фото прилагаются.

«Жизнь и так трудная штука, зачем же людям еще мучиться из-за каких-то денег?»

Эта цитата из “Дай Вам Бог здоровья, мистер Розуотер!”, как мне кажется, как раз и является основным стержнем всего романа. Но отнюдь не идеей.
“Дай вам Бог здоровья, мистер Розуотер!” наиболее приближенное к реальности произведение Воннегута. Если бы мне кто-то рассказал эту историю, начав со слов “Представляешь, в одном городе. ”, я бы даже не нашел повода сомневаться что так действительно могло произойти. Да, человек, обладая всем, в определенный момент сходит с ума и решает заботится обо всех своих ближних, которые соизволят к нему обратиться за помощью. Что? Нужны деньги? Держи 200 долларов. Что? Мучает запор? Вот тебе таблетки слабительного. Что? Решил покончить жизнь самоубийством? Поживи пожалуйста еще один день, чтобы подумать еще над своим выбором.
И я не зря заговорил про сумасшествие. Именно так, скорее всего, охарактеризовал бы этого человека мой мнимый рассказчик. Такая характеристика была бы уместна для него в прошлом, 50 лет назад. Такой диагноз ему бы вынесло общество и сейчас, в 2018. Ведь это не приличная благотворительность: с балами, сбором средств, и показушным перечислением тысячной доли процента своего состояния в какой-то фонд. Нет. Герой, Элиот Розуотер, отдал себя этому целиком, без остатка. И утащил в эту “пропасть” своих близких.
Но можно ли на самом деле считать это девиацией, болезнью, помешательством? В поиске себя, под пеленой алкоголизма и сытой жизни, человек пришел к выводу, что смысл существования в том чтобы помогать людям, всем тем кто жаждет помощи. И даже тем кто попросить ее не посмеет.
Так вот и получается, что к концу ты только и можешь задавать себе вопрос: Розуотер душевнобольной, потому что поступает так, или больно все человечество потому что никто не поступает подобным образом?

А еще у Воннегута мне нравится. я даже не знаю как это сказать. манера ставить себя в произведении. Себя — это автора. Т.е. писатель может вести историю, выступая закулисным голосом, бездушным рассказчиком, как бы одним из персонажей, тысячью других способов. Воннегут же в своих произведениях, ни много ни мало, а сам Бог. Причем очень жестокий и злобный. Его героям никогда не бывает много испытаний. Он как кукловод, который держит героев на нитках и двигает ими, иногда как-будто против их воли. А иногда его герои срываются с этих нитей и пытаются действовать сами. Но лишь для того, чтобы спустя некоторое время самостоятельно же вернуться под его управление с покаянием и мольбой. А он будет на них взирать свысока и произнесет: “Ну всё? Наигрался? Давай ка жить дальше. Давай: шажок. еще шажок. А теперь удар молнией в темечко! Поверь, я лучше знаю, что для тебя хорошо.”. Страшно. Но очень интересно.

Читайте также:  Авария как возместить ущерб здоровью

«У него был вид испуганного, уже немолодого Христа, которому казнь на кресте заменили пожизненным заключением. «

Из всех книг Воннегута это мой самый любимый персонаж. Килгор Траут. Он, как ни странно, тоже писатель. Я же его вижу как альтер-эго самого Воннегута. Такое слегка безумное и безумно талантливое существо человеческого вида, в котором человеческого не так уж и много осталось. Из под пера Траута выходят произведения, которые сам Воннегут никогда бы не написал. Его работы печатают в порножурналах и дешевых второсортных еженедельниках. Многие считают что все его работы чистая литературная порнография. Да и сам он не видит для своего творчества иной доли.
Он для Воннегута. Знаете, вот бывает какая-нибудь глупость приходит в голову и хочется ее высказать. Но вы — человек приличный и всякий бред из ваших уст — это совершенно не комильфо. Так вот у Воннегута, кажется, для этих целей есть Траут. Вот из “Завтрака для чемпионов”:
«Честное слово, Билл, от такой жизни невольно приходит в голову, уж не выдумал ли меня кто-то для книжки про человека, которому все время плохо приходится.»
Или вот совершенно безумная мысль, меж тем поражающая своей здравостью. Из одного из произведений Траута:
«Каго не знал, что идеи могут изничтожать землян не хуже любой чумы. Имуннитета к безумным идеям у землян не было. »
Прекрасный, знаете ли, человек. Мне кажется он единственный в голове Воннегута, который примерно понимает что происходит с людьми и миром вокруг. Или лишь верящий в это. Но верящий искренне!

Источник

Дай вам Бог здоровья, мистер Розуотер (1978)

  • Автор: Курт Воннегут
  • Год выпуска: 1978
  • Серия: Эксклюзивная классика (АСТ)
  • Жанр: зарубежная фантастика, классика фантастики, социальная фантастика
  • Наименование: Дай вам Бог здоровья, мистер Розуотер
  • Страниц: 190
  • ISBN: 978-5-17-083466-2
  • Язык: полностью русский
  • Текст: читать онлайн

Что ни говори, неплохо быть мультимиллионером – устраивать благотворительные собрания, открывать торжественные мероприятия… да просто помогать нуждающимся. Только вот мистер Розуотер явно какой-то странный богач. Он помогает всем и каждому, то есть АБСОЛЮТНО всем, без разбора – только попроси! Впрочем, он раздает деньги даже тогда, когда его об этом не просят. Такое положение, конечно, нетерпимо, и семья, наняв ловкого юриста, пытается признать Розуотера психически неполноценным.

Но так ли он слабоумен, как кажется людям?

Электронная книга, выпущенная в 1978 году, принадлежит жанру Фантастика. Тематику книги можно охарактеризовать по следующим тегам: американская классика, ироничная проза, фантасмагория, философская фантастика. В библиотеке можно начать чтение книги «Дай вам Бог здоровья, мистер Розуотер» (Курт Воннегут) скачать бесплатно в формате fb2 полностью оцифрованную книгу для андроид. Также есть возможность просмотреть другие издания автора Курт Воннегут.

Источник

Adblock
detector