Подходы к определению здоровья
1. Нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации: организма, органов, клеточных, генетических структур; нормальное течение физиологических и биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.
2. Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
3. Способность к полноценному выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно-полезном труде.
4. Способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде (адаптация).
5. Отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
6. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Этот признак созвучен с тем определением здоровья, которое было приведено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения в 1948г. С тех пор прошло не мало времени, но эта формулировка и на сегодняшний день является наиболее универсальной и общепринятой.
7. Примерами различного акцентирования при определении понятия «здоровья» человека могут служить следующие трактовки:
1) под здоровьем понимается состояние человека, обеспечивающее ему возможность жить и трудиться в различных условиях окружающей среды и противостоять её неблагоприятным факторам и утомлению с выделением нескольких «переходных» состояний от здоровья к болезни (А. В. Коробов, 1972);
2) здоровье представляется как важнейшая ценность человека, как предпосылка к высокоэффективному труду, творческой активности, полному самовыражению и как необходимое условие реализации жизненных программ (Б. И. Новиков, 1987).
Здоровье –это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков (ВОЗ).
Безопасный уровень здоровья —
для оценки здоровья человека, если рассматривать его как «взаимосвязанную систему отдельных состояний», важны пять характеристик:
1)уровень и гармоничность физического развития,
2)функциональное состояние систем организма,
3)уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности,
4)наличие заболеваний и специфика дефектов развития,
5)характер морально-волевых и мотивационных установок, особенно в условиях занятий оздоровительными видами физических упражнений [15, 17, 24, 32, 46, 60 и др.].
Методика оценки и диагностика состояния здоровья личности в конкретной ситуации может иметь разную направленность:
— на определение общих показателей, характеризующих резервы энергетического, пластического и регуляторного обеспечения организма и позволяющих дать общую оценку состоянияздоровья человека;
— на определение возможностей отдельной «ведущей»функциональной системы организма в условиях конкретной деятельности, например, дыхательной системы в условиях выполнения упражнений «дыхательной гимнастики»;
— на распознавание «донозологических состояний» нафоне общей оценки здоровья для особых категорий людей, объединенных по характерным признакам, например для людей с определённым типом «реактивности» функциональных систем организма.
В настоящее время в практике реализации различного рода социальных программ часто используется мониторинг различных категорий населения с оценкой отдельных сторон оздоровительного процесса. Результаты подобных наблюдений выявили, в частности:
1) определённую «факторную структуру» некоторых условий, которые оказывают влияние на состояние здоровья людей: образ жизни (50 — 55 %), генетические факторы (15-20 %), состояние окружающей среды (20 — 25 %), система здравоохранения (как жизнеобеспечивающая) (10 — 15 %);
2) для детей школьного возраста, при оценке их здоровьявыделяются два генеральных фактора (из восьми наблюдаемых):физическая активность (15,9 %) и конкретная мотивация при выборе занятий физическими упражнениями (7,7 %);
3) типичными показателями и характеристиками состояния здоровья россиян являются резкое падение рождаемости на фонеповышенной «общей смертности», что в 1,5 раза выше по сравнению с другими экономически развитыми странами; расширениеперечня заболеваний, влияющих на продолжительность жизнилюдей; резкое сокращение продолжительности жизни мужскогонаселения и увеличение «разрыва» данного показателя по сравнению с женщинами до 10 лет [6, 12,29, 30, 35, 53, 56, 59 и др.].
Данные закономерности носят устойчивый характер, а общее снижение иммунного статуса населения и дифференциация негативных реакций людей на внешние воздействия определяют оздоровление населения как важную и социально значимую задачу. Поэтому понятно повышенное внимание специалистов, учёных и практиков к поиску и внедрению новых систем физических упражнений оздоровительной направленности. При этом социально-педагогический мониторинг может быть полезен для рационализации деятельности человека в разных областях: профессиональной, образовательной, физическом воспитании, в частности, для создания рекреационно-оздоровительных систем и заня-тий физическими упражнениями в целом.
Таким образом, здоровье представляет собой сложное, системное понятие, включающее в себя несколько компонентов, или составляющих.
Дата добавления: 2016-01-18 ; просмотров: 2585 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Значение здоровья и подходы к его определению
«Здоровью цены нет», «Болезнь человека не красит» — гласит народная мудрость. Пожалуй, особенно точно оценил роль здоровья в жизни человека известный русский врач и писатель В. Вересаев:
С ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять — значит потерять все; без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно — высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно! (Записки врача. — М., 1936. — С. 31).
В ряду приоритетных ценностей человека здоровью безоговорочно отводится первостепенное значение. И жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было (богатства, карьеры, науки, славы, преходящих наслаждений) есть величайшее безумие, как заметил А. Шопенгауэр 1 . Напротив, говорит философ, всем другим следует поступиться ради здоровья.
В целом проблема здоровья человека ставится сегодня в ряд с такими фундаментальными науками, как физика, химия, биология. По своей практической значимости и актуальности она считается одной из сложнейших проблем современной науки, не уступающей таким направлениям, как проблема охраны природы, окружающей среды.
Обобщая мнения специалистов относительно феномена здоровья,-можно сформулировать ряд аксиоматических по своей сущности положений:
1. В абсолютном смысле здоровья не существует. Абсолютное здоровье — идеал.
2. Каждый человек здоров условно. Ни один человек не бывает на протяжении всей жизни вполне здоровым.
3. Каждый человек может быть здоров в определенных условиях (климат, пища, труд). Есть подходящие (нормальные) и неподходящие (вредные) жизненные условия для конкретного человека. Условия, нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого.
1 Шопенгауэр А. Афоризмы о житейской мудрости. — СПб., 1901. |
При всей важности понятия здоровья не так просто дать ему исчерпывающее определение. Количество попыток справиться с этой задачей увеличивается, но устроившее бы всех решение пока не найдено. Вопросом самостоятельной научной значимости стала возможная классификация и анализ уже предложенных определений. В связи с этим привлекает к себе внимание работа П. И. Калью [4]. Автор рассматривает 79 определений здоровья человека, сформулированные представителями различных научных дисциплин в разное время в различных странах мира. Приведенный перечень далеко не полный, но даже он, пишет автор, уже поражает как многообразием трактовок, так и разнородностью признаков, используемых при дефиниции этого понятия. Несомненное теоретическое и практическое значение имеет выделение наиболее типичных, чаще всего встречающихся признаков — сущностных элементов определения здоровья. Опираясь на выводы, сделанные Калью, посмотрим, какие же в этом плане доминируют подходы.
1. Нормальная функция организма на всех уровнях его организации: организ-
ма; органов; гистологических, клеточных и генетических структур; нормальное
течение физиологических и биохимических процессов, способствующих индиви-
дуальному выживанию и воспроизводству.
При данном подходе нормальное функционирование организма в целом — один из основных элементов понятия «здоровье». Для всех характеристик человеческого организма (анатомических, физиологических, биохимических) вычисляются среднестатистические показатели нормы. Организм здоров, если показатели его функций не отклоняются от известного среднего (нормального) их состояния. Колебания в пределах верхней и нижней границы нормы расцениваются как допустимые. Соответственно уклонение от нормы, нарушающее структуру органа или ослабляющее его функционирование, можно рассматривать как развитие болезни. Однако не всякое отклонение от нормы есть обязательно болезнь. Граница между нормой и ненормой (болезнью) не носит жесткого, разделительного характера. Она расплывчата и достаточно индивидуальна. То, что для одного является нормой, для другого уже болезнь. Поэтому вводится понятие «предболезнь» — состояние, переходное от здоровья к болезни. Состояние «предболезни» имеет уже какие-то патологические признаки, но, тем не менее, еще не нарушает здоровья, а только несет в себе объективные предпосылки для этого. Сами же представления о норме постоянно уточняются в связи с новейшими достижениями медицины, биологии. Индивидуальная норма не может быть постоянной, жестко фиксированной в течение длительного времени. На разных этапах онтогенеза ее значение не является неизменным и должно уточняться соответственно возрасту.
2. Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей сре-
дой. Надо заметить, что признак равновесия в определении здоровья встречается
довольно часто, начиная с давних времен. Например, Пифагор, древнегреческий
философ, математик и врач, определял здоровье как гармонию, равновесие, а бо-
лезнь как их нарушение. Причем одни авторы обращают внимание на поддержа-
ние внутреннего равновесия в организме, а другие делают акцент на его равнове-
сии с окружающей средой. Так, по мнению Гиппократа, здоровым можно считать
того человека, у которого имеется равновесное соотношение между всеми органа-
ми тела. А Г. Спенсер определяет здоровье как результат установившегося равно-
весия внутренних отношений к внешним.
3. Способность к полноценному выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде. Этот признак встречается во многих определениях здоровья. Авторы, использующие его, хотят тем самым подчеркнуть, что социально здоровым человеком следует считать того, кто содействует развитию общества.
4. Способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность и сохранение живого начала в организме.
Это тоже очень распространенный признак в дефинициях здоровья. В данном случае делается акцент на адаптацию как одно из самых главных и универсальных качеств биосистем, их ведущий признак здоровья.
5. Отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений, т. е.
оптимальное функционирование организма при отсутствии признаков заболева-
ния или какого-либо нарушения.
Обращение к этому признаку в силу его очевидности наиболее традиционно. В основе его лежит простая логика: здоровыми могут считаться те люди, которые не нуждаются в медицинской помощи.
6. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие,
гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организ-
ма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.
Этот признак созвучен с тем определением здоровья, которое было приведено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения в 1948 г. В нем говорится, что здоровье — это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. С тех пор прошло немало времени, но эту формулировку, как правило, не обходит стороной ни один из специалистов, занимающийся проблемой здоровья человека. При этом чаще всего она подвергается критике, в том числе за ее слабую практическую направленность, однако взамен ничего более универсального и общепринятого на сей счет пока так и не появилось.
Завершая анализ сущностных признаков здоровья, используемых разными авторами, П. И. Калью говорит, что все их многообразие может быть распределено в соответствии с рядом концептуальных моделей определения понятия здоровья.
Медицинская модель здоровья. Она предполагает такое определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья. Здоровьем считают отсутствие болезней, их симптомов.
Биомедицинская модель здоровья. Здоровье рассматривается как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья. Внимание акцентируется на природно-биологической сущности человека, подчеркивается доминирукадее значение биологических закономерностей в жизнедеятельности человека и в его здоровье.
Биосоциальная модель здоровья. В понятие здоровья включаются биологические и социальные признаки, которые рассматриваются в единстве, но при этом социальным признакам придается приоритетное значение.
Ценностно-социальная модель здоровья. Здоровье — ценность для человека, необходимая предпосылка для полноценной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности. Этой модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья, сформулированное ВОЗ.
П. И. Калью обращает внимание на одно принципиальное обстоятельство. Он пишет, что в определении понятия здоровья одни авторы трактуют его как состояние, другие как динамический процесс, а третьи вообще обходят этот вопрос стороной. Автор отмечает, что здоровье рассматривается как состояние в более ранних определениях этого понятия. В последние десятилетия отечественные и зарубежные ученые все чаще склоняются к тому, что здоровье есть динамический процесс. Поэтому уместно сделать следующие пояснения, связанные с психологией.
Все психические явления процессуальны по своей сути. Нет психического вне процесса. Психология, как говорил еще И. М. Сеченов, должна вывести все стороны психической деятельности из понятия о процессе. Категория состояния, как известно, была введена в психологию Н. Д. Левитовым (О психических состояниях человека. — М. 1964). Ей, по мысли автора, предназначена роль «заполнения разрыва» между психическими процессами и свойствами личности. Автор понимает под состоянием целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, в которой отражается все своеобразие протекания психических процессов. Вне психических процессов, правильно подчеркивает Левитов, нет и не может быть никаких психических состояний. В отличие от психических процессов состояния характеризуются большей целостностью и устойчивостью.
Возвращаясь к феномену здоровья, мы полагаем, что более правильную позицию занимают те авторы, которые не пытаются, интерпретируя его, абсолютизировать причастность к нему либо только категории состояния, либо процесса. Так, например, поступает академик В. П. Казначеев, согласно которому здоровье индивида есть динамическое состояние, процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни (Очерки теории и практики экологии человека. — М., 1983).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник