Меню

Дать определение культуры здоровья

Культура Здоровья

Падмасана во взвешенном состоянии в воде. Виктор Скумин

Культура здоровья — важнейшая составляющая общечеловеческой культуры, мультидисциплинарная отрасль знания, которая изучает и решает теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека духовного.

Термин Культура Здоровья (англ. — Culture of Health) предложил в 1968 году Виктор Скумин. Он же дал развёрнутое определение этой научной дисциплины. Она включена в учебные курсы и программы вузов, общеобразовательных школ, детских садов.

Содержание

Определение понятия [ править | править код ]

По мнению профессора В. А. Скумина, Культуру Здоровья следует рассматривать как неотъемлемую составляющую культуры духовной, культуры труда и отдыха, культуры личности и культуры взаимоотношений. [1]

В научном исследовании, посвящённом анализу современных подходов к изучению феномена культуры здоровья, на Восьмой Международной научно-практической интернет-конференции «Научный потенциал — 2012» приведено определение культуры здоровья, данное В. А. Скуминым в 1995 году:

Культура Здоровья — фундаментальная наука о человеке и его здоровье, интегральная отрасль знания, разрабатывает и решает теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека, его оптимальной биосоциальной адаптации к среде обитания. [2]

Как и любая культура, культура здоровья представляет собой совокупность достижений человечества в таких сферах, как наука, образование, воспитание, идеология, искусство, литература и пр. Культура здоровья — это социальная наследственность, она аккумулирует творческую деятельность в сфере здоровья, определяет систему ценностей и приоритетов каждого человека и всего человеческого сообщества. [3]

Составляющие культуры здоровья [ править | править код ]

Опираясь на концепцию В. А. Скумина, профессор О. В. Верхорубова выделила 9 основных cоставляющих культуры здоровья человека:

  1. Культура здорового образа жизни. Использование всех его составляющих: рациональная организация трудовой и учебной деятельности; правильно организованный режим труда и отдыха; рациональное питание; соблюдение правил личной и общественной гигиены; закаливание; сексуальная культура; рациональное планирование семьи; отсутствие вредных привычек.
  2. Культура использования опыта, накопленного человечеством. Это стремление и умение сделать лучшие достижения мирового опыта в области здоровья тела, души и духа личным достоянием в самосовершенствовании, наградой за которое будет не только физическое здоровье, но и ясность ума.
  3. Культура познания самого себя. Это умения определять собственный уровень физического развития, физической и функциональной подготовленности; применять рекомендации для восстановления и релаксации организма с помощью традиционных и нетрадиционных методов оздоровления.
  4. Культура учета общественных отношений и экологии, природной и социальной среды. Это понимание и осознание здоровья и здорового образа жизни как личной и общественной ценности. Это понимание того, что здоровье является глобальной проблемой современности, а дальнейшая эволюция возможна только в здоровой природной и социальной среде.
  5. Культура установления согласованности и гармонии в триедином естестве: теле, уме и эмоциях Правильное соотношение и согласованная работа тела, ума и эмоций. Желательно, чтобы их соотношение было равноценным.
  6. Культура общения с «врачевателями» При посещении врача не следует перекладывать заботу о здоровье на плечи доктора. Лучше обратиться с просьбой: «Доктор, что ещё я могу сделать для своего здоровья?»
  7. Культура реализации генетического потенциала организма. Это овладение теорией и практикой оптимизации жизнедеятельности, направленной на адекватную реализацию генетического потенциала организма и развития его резервных возможностей.
  8. Культура физическая и культура занятий современными видами спорта. Это стремление составлять индивидуальные программы в целях физического самосовершенствования личности, в соответствии с интересами и потребностями личности.
  9. Культура включения в исследовательскую деятельность. Это включение в исследовательскую деятельность в области развития здоровьесберегающих педагогических технологий, развитие отношений сотрудничества. [4]

Источник

Культура здоровья: что это такое?

В Советском Союзе было распространено проведение гимнастических упражнений перед началом рабочего дня, во время перерывов. К сожалению, многими людьми такие обязательные мероприятия выполнялись неохотно и считались ненужными. В действительности же зарядка позволяла укрепить организм, улучшить мышечный тонус и подарить заряд бодрости.

В настоящее время получил распространение малоподвижный образ жизни, что стало следствием работы за компьютером либо письменным столом. Закономерным следствием становятся проблемы с опорно-двигательным аппаратом, включая сколиоз, возникновение избыточного веса, радикулита, остеохондроза и иных заболеваний.

Если посмотреть на данные ВЦИОМ за 2010 год, то всего 11% россиян оценивают состояние своего здоровья как хорошее. А 23% считают, что их здоровье находится на низком уровне. Соответственно, большинство жителей РФ не удовлетворены состоянием своего здоровья.

От чего зависит культура здоровья?

На его состояние напрямую влияют уровень социального благополучия, образа жизни, загрязненности окружающей среды и морального состояния.

Культура здоровья состоит из вышеперечисленных компонентов, которые гармонично сочетаются друг с другом. Если человек абсолютно здоров, то он ощущает себя здоровым не только физически, но и морально. Недаром есть поговорка, что в здоровом теле – здоровый дух.

Если человек уверен в завтрашнем дне, у него на душе спокойно, то он является здоровым с точки зрения культуры. Однако у человека нет возможности отвечать за состояние окружающей среды, экономическую обстановку в стране и иные внешние факторы, которые неизбежно влияют на моральное состояние.

Читайте также:  Составьте 3 правила сохранения хорошего психологического здоровья

Несмотря на это, можно вносить свой вклад в улучшение экологической ситуации, пусть он будет и небольшой. Например, выбрасывать мусор только в урну, избавиться от привычки курения, экономно расходовать водные ресурсы и пр. Как писал Марк Аврелий, «приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью».

Весомое значение имеет умение управлять собственным внутренним состоянием: стоит научиться радоваться мелочам, воспринимать своих близких как есть, достигать поставленных целей. Если у человека нет цели, то у него не возникает ощущения радости жизни, а в душе царит опустошение.

Если рассматривать государственную политику в плане физического здоровья, то оказывается, что основной комплекс мероприятий направлен на лечение болезней. А вот профилактическим мероприятиям уделяется мало внимания.

В этой связи очень важно, чтобы человек сам стремился исключить вероятность возникновения заболеваний. В этом поможет избавление от вредных привычек, в том числе алкоголя, курения, чрезмерного потребления еды, малоподвижного образа жизни. Следует внимательно следить за артериальным давлением, уделять время выполнению физических упражнений, своевременной постановке профилактических прививок. Для поддержания здоровья настоятельно рекомендуется проходить профосмотры на регулярной основе.

Как свидетельствуют данные российской и международной систем здравоохранения, если рано выявить болезнь, то вылечить ее намного проще и быстрее. Нужно помнить, что хорошее здоровье является следствием здорового образа жизни и раннего выявления нарушений в работе организма.

Если следить за своим здоровьем, то это и будет самой ценной профилактикой заболеваний, что позволит улучшить качество и продолжительность жизни.

Источник

Лекция: Анализ понятий «здоровья и культуры здоровья»

специалист в области арт-терапии

Педагог дополнительного образования

Лекция: Анализ понятий «Здоровья и культуры здоровья» во внеурочной деятельности.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением в том числе и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

улучшить условия для развития ребенка;

учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

Внеурочная деятельность даёт возможность формировать культуру здоровья.

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав личности. Здоровье человека также является одним из основных показателей успешного социального и экономического развития общества (Енокаева С.С., 2011).

В научной и учебно-методической литературе встречаются различные трактовки, дающие содержательные и процессуальные характеристики этого понятия. Согласно формулировке ВОЗ, «здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» (Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. — М.: Флинта: Наука, 2001. — 416 с.).

По мнению И.И. Брехмана, здоровье – это способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.

В.П. Петленко рассматривает понятие здоровья как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды.

Чумаков Б.Н. полагает, что здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни [Чумаков, Б.Н. Валеология : учебное пособие [Текст] / Б.Н. Чумаков. – М. : Педагогическое общество России, 1999. – 407 с.)].

По мнению академика Ю.П. Лисицына: «. здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие» ( Лисицын, Ю.П. Концепция формирования здорового образа жизни [Текст] //Сб. научных трудов. – М., 1991. – С. 3-27.).

Читайте также:  Сообщение спорт для здоровья человека

Здоровье — это комплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции. (Макаренко В. К)

Петленко В.П. и Давиденко Д.Н. в ыделяют несколько компонентов (видов) здоровья.

1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, в основе которого лежат морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Противоположностью этого вида здоровья является инвалидность. Иногда соматический и физический виды объединяют, добавляя к ним ещё один вид – биологическое здоровье.

Для оценки физического здоровья детей и подростков используют три основных критерия:

— соответствие процесса роста и развития биологическим законам и социальным потребностям;

— достигнутый уровень физической работоспособности, отражающий функциональные возможности организма;

— наличие хронический заболеваний и физических дефектов, степень сопротивляемости организма.

3. Психическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. Отметим, что содержание понятия психического здоровья не исчерпывается только медицинскими психологическими критериями, в нём отражены также общественные и групповые нормы и ценности.

Для оценки психического здоровья используют следующие критерии:

— осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического Я;

— чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

— критичность к себе, своей деятельности и её результатам;

— адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

— Способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

— способность планировать свою собственную жизнь и реализовывать её;

— способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Экспертами ВОЗ отмечено, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с определёнными социальными условиями, с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику. Экспертами ВОЗ также показано, что нарушения психического здоровья в детстве имеют важные характерные черты:

во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития;

во-вторых, многие проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации.

Ковалько В.И. (2004) вводит понятие психологического здоровья, относящееся к личности в целом и выделяющее собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличии от медицинского, социологического, философского и других аспектов. По мнению автора, психологическое здоровье делает личность самодостаточной, но мы из вне задаём ей рамки, нормы, вооружая при этом средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими людьми в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.

4. Социальное здоровье – это определённых уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определённых уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовать это взаимодействие. Антиподом социального здоровья является состояние социальной запущенности.

Критериями социального здоровья детей и подростков могут служить:

— адаптация в референтных общностях (семья, группа детского сада, класс);

— овладение ведущим и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная);

— уравновешенность процессов социализации и индивидуализации;

— выработка индивидуального стиля поведения (деятельности);

— наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств;

— общая средовая адаптация, т.е. интеграция в общество.

5. Духовно-личностное здоровье – комплекс нравственных характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивидуума в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Традиционно культура здоровья разными авторами рассматривается как часть общей культуры человека, которая связана с его отношением к своему здоровью и здоровью других людей, ведением здорового образа жизни и включает в себя многочисленные компоненты.

В частности, Л. Волошина (2006) отмечает, что культура здоровья – это не только информированность в области здоровьесбережения, достигаемая в процессе обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих.

Профессор В. Скумин настаивает на том, что культуру здоровья следует рассматривать как неотъемлемую составляющую культуры духовно-моральной, культуры труда и отдыха, культуры личности и культуры взаимоотношений. По мысли учёного, культура здоровья — это не только механическая связь двух понятий, но и синтез, создающий новое качество, новое особое содержание. Она рассматривается им как интегральная отрасль знания, которая разрабатывает и решает теоретические и практические задачи гармонического развития духовных, психических, физических сил человека , формирования оптимальной биосоцальной среды, которая обеспечивает высший уровень жизнетворчества. Таким образом , В. Скумин не только подчёркивает то, что культура здоровья — это отдельное самостоятельное понятие, создающее новое содержание, но и раскрывает её задачу, состоящую прежде всего в развитии духовных, психических, физических сил человека .

Читайте также:  Рисунки ко дню всемирного дня здоровья

По мнению З.И. Тюмасевой с соавторами: «Культура здоровья – сознательная система действий и отношений, в значительной мере определяющих качество индивидуального и общественного здоровья, слагающихся из отношения к своему здоровью и здоровью других людей, а также ведения здорового образа жизни» [Тюмасева 2004:206].
О.Л. Трещева (2003) считает, что культура здоровья личности характеризуется: наличием позитивных целей и ценностей; грамотным и осмысленным отношением к своему здоровью, природе и обществу; организацией здорового образа жизни, позволяющего активно регулировать состояние человека с учетом индивидуальных особенностей организма, реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития, приводящих к гармоничному единству всех компонентов здоровья и целостному развитию личности.

Рассматривая культуру здоровья с социальных позиций, З.И. Колычева (2002) полагает, что она является составной частью общей культуры человека, определяющей социализацию и социальную успешность личности в процессе жизнедеятельности. В качестве элементов культуры здоровья автор выделяет: знания валеологического характера, валеологические умения, мировоззрение и мышление, имеющие валеологическую направленность, культуру чувств, благоговение перед жизнью, эмпатию и рефлексию, умение понимать себя и других, оценивать свое состояние и поведение, здоровый образ жизни, понимание сути и основных составляющих здорового образа жизни, следование ему повседневно, то есть это определенный уровень, качество, режим и стиль жизни.
Как считает С.Н. Горбушина, «феномен культуры здоровья, включающий исторически закрепленную человечеством программу организации безопасной жизнедеятельности и преемственности воспитания здорового поколения, содержит в себе бесконечное множество смыслов и значений здорового образа жизни, в диалоге с которыми человек самоорганизует собственную деятельность, поведение и общение в русле безопасности жизни, охраны и укрепления здоровья» [Горбушина 2005:8].

В.В. Кожанов (2006) определяет культуру здоровья как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, к организации здорового образа жизни, валеологического мышления, накопления опыта применения валеологических знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни, развития всех компонентов валеологического сознания. Автор отмечает, что содержание культуры здоровья включает в себя три компонента: интеллектуальный – знания в области валеологии, организации здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья; эмоционально-ценностный – активное, положительное отношение к своему здоровью, к организации здорового образа жизни; действенно-практический – применение валеологических знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни.

В определении О.С. Васильевой звучит мировоззренческий аспект: «Культура здоровья – это интегральное понятие, складывающееся из таких разнородных составляющих, как культура отношения к собственному телу, к своему социальному окружению, значимым другим, семье, профессии, к миру и жизни в целом» [Васильева 2003:24].

В исследуемой литературе (Маджуга А.Г., 2005) встречается также такое понятие, как «валеологическая культура личности», что синонимично понятию «культура здоровья личности», так как валеология – это наука о здоровье. И.И. Новоселова (2000) рассматривает «валеологическую культуру» как составную часть общей культуры, отражающую приверженность к общечеловеческим здоровье-сохраняющим ценностям, как новый качественный уровень саногенных знаний, ориентаций, умений и навыков, ведущих к самосовершенствованию и активному долголетию.

Разумов А.Н. полагает, что культура здоровья – это комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления (Разумов А.Н., 1996). Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, а также способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности.

Таким образом, авторы сходятся в том, что культура здоровья личности представляет собой многоуровневое образование, входящее в состав общей культуры человека, характеризующее эмоционально-ценностное отношение человека к своему здоровью, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни (через глубину освоения валеологического опыта), заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих.

Исходя из структуры личности, К.К. Платонов выделяет следующие компоненты культуры здоровья: мотивационно-личностный, включающий совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте культуры здоровья в системе общественных отношений, развитие мотивации здорового образа жизни и повышения уровня здоровья, совершенствование свойств и качеств личности, обеспечивающих активную жизненную позицию по отношению к здоровью; когнитивный, представляющий собой целостную практико-ориентированную систему валеологических знаний и умений физического и психического саморазвития; деятельностный компонент, обеспечивающий достижение определенного уровня здоровья через личностно-значимый и индивидуально-ориентированный здоровый образ жизни.

Источник

Adblock
detector