Определение статуса «ребенок с ОВЗ»
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденное психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
С целью определения образовательного маршрута ребенка, имеющего недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, родители или организация, в которой находится данный ребенок, должны обратиться в центральную или территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию по Липецкой области (далее — ЦПМПК, ТПМПК).
ЦПМПК, ТПМПК являются структурным подразделением государственного (областного) бюджетного учреждения Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, расположенного по адресу: 398059, Липецкая область, г. Липецк, ул. Неделина, дом 40, в здании Центра дистанционного образования детей-инвалидов Липецкой области, 3 этаж.
Свою деятельность ЦПМПК, ТПМПК осуществляют в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
Выбор маршрута образования для детей с ОВЗ
Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, осуществляется в ЦПМПК, ТПМПК:
— по письменному заявлению родителей (законных представителей);
— по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).
Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия.
Специалисты ЦПМПК, ТПМПК информируют родителей (законных представителей), о месте, времени и порядке обследования, а также документах необходимых для обследования детей.
Обследование детей проводится в помещениях, где размещается комиссия. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.
Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.
Информация о проведении обследования детей в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной .
Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно .
На комиссии обязательно присутствие ребенка, родителей (законных представителей) ребенка.
Родители (законные представители) детей имеют право:
— присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания; детей;
— получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей.
По итогам обследования ЦПМПК, ТПМПК устанавливает наличие или отсутствие особенностей в развитии и отклонений в поведении ребенка. В рекомендациях указывается образовательная программа, по которой должен обучаться ребенок, форма и специальные условия получения образования.
Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер .
Родителям (законным представителям) выдается один документ: копия заключения ЦПМПК, ТПМПК с рекомендациями.
Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.
Для образовательной организации заключение комиссии, предоставленное родителями, носит обязательный для исполнения характер, то есть образовательная организация должна будет создать все условия, прописанные в рекомендациях.
Кроме проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей ЦПМПК, ТПМПК оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.
Документы, предоставляемые в ЦПМПК, ТПМПК с целью обследования детей, в том числе дошкольников, школьников и учащихся выпускных классов для определения специальных условий при сдаче государственной итоговой аттестации.
Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК детей дошкольного возраста:
— направление образовательной или другой организации;
— паспорт родителя (законного представителя) — оригинал и копия;
— свидетельство о рождении ребенка — оригинал и копия;
— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;
— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);
— выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);
— для формирования ортопедических групп — справка от врача-ортопеда с предоставлением рентгенограммы и/или плантограммы;
— психолого-педагогическое представление, заверенное руководителем ДОУ;
— справка медико-социальной экспертизы (при наличии) — оригинал и копия;
— результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (рисунки, аппликации и др.).
Для дошкольников, поступающих в 1 класс, дополнительно справка от врача-психиатра.
Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК детей школьного возраста:
— направление образовательной или другой организации;
— паспорт родителя (законного представителя) — оригинал и копия;
— свидетельство о рождении ребенка — оригинал и копия;
— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;
— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);
— выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);
— справка от врача-психиатра;
— для формирования ортопедических классов — справка от врача-ортопеда с предоставлением рентгенограммы и/или плантограммы;
— психолого-педагогическое представление, заверенное директором;
— копия личной карты обучающегося, заверенная директором;
— заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);
— справка медико-социальной экспертизы (при наличии) — оригинал и копия;
— выписка текущих и четвертных оценок, заверенная директором;
— тетради письменных работ по русскому (родному) языку, математике — оригинал и копия.
Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК о бучающихся, для зачисления в Центр дистанционного образования детей-инвалидов:
— направление образовательной или другой организации;
— паспорт родителя (законного представителя) — оригинал и копия;
— свидетельство о рождении ребенка — оригинал и копия;
— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;
— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);
— выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);
— справка от врача-психиатра;
— справка от врача-ортопеда (при наличии нарушений);
— психолого-педагогическое представление, заверенное директором;
— копия личной карты обучающегося, заверенная директором;
— заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);
— справка медико-социальной экспертизы (при наличии) — оригинал и копия;
— выписка текущих и четвертных оценок, заверенная директором;
— тетради письменных работ по русскому (родному) языку, математике — оригинал и копия;
— справка о надомном обучении на текущий учебный год (ВКЭК);
— справка о работе на компьютере.
Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей:
— направление или другой организации;
— заявление родителей (законных представителей);
— свидетельство о рождении или паспорт (на ребенка старше 14 лет) — оригинал и копия;
— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;
— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);
— выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);
— справка от врача-психиатра;
— решение суда о признании недееспособным (для детей старше 14 лет) – копия;
— решение органов опеки и попечительства о помещении в учреждение психоневрологического профиля;
— выписка из амбулаторной медицинской карты или из истории болезни (при наличии);
— справка медико-социальной экспертизы — оригинал и копия;
Для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, дополнительно предоставляются следующие документы:
— решение органа опеки и попечительства об определении ребенка на полное государственное обеспечение, о назначении опекуна;
— документы, определяющие статус родителей (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав и другие необходимые документы) — копии.
Для детей дошкольного возраста — рисунки, психолого-педагогическое представление.
Для детей школьного возраста — сведения об обучении в образовательном учреждении (копия личной карты обучающегося, ведомость или табель успеваемости, психолого-педагогическое представление, тетради по русскому языку и математике, заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии)).
Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК учащихся выпускных классов для определения специальных условий при сдаче государственной итоговой аттестации:
— направление образовательной или другой организации;
— паспорт родителя (законного представителя) несовершеннолетнего (оригинал и копия);
— паспорт ребенка (оригинал и копия);
— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;
— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);
— выписка из медицинской (санаторно-курортной) карты. Справка должна содержать:
— развернутый диагноз, код по МКБ -10, описанные клинические симптомы, жалобы, анамнез заболевания, статус пациента, разъяснения врача, в чем должен заключаться щадящий режим для данного ребенка в период сдачи экзамена;
— психолого-педагогическое представление, заверенное директором школы;
— копия справки о надомном обучении (КЭК);
— справка медико-социальной экспертизы — оригинал и копия (при наличии);
— копия личной карты обучающегося, заверенная директором.
Для детей, находящихся на длительном санаторно-курортном лечении дополнительно: копия санаторно-курортной карты и направление на санаторно-курортное лечение.
399580, Липецкая область, Воловский район, с. Волово, ул. Советская, 122
Источник
Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья». Классификации нарушений развития
Людмила Кудряшова
Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья». Классификации нарушений развития
Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья», Классификации нарушений развития.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.
К этой группе детей относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или отдельных разделов образовательной школы вне специальных условий воспитания и обучения.
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным.
Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии. В соответствии с этим, понятие «дети с ограниченными возможностями» позволяет рассматривать данную категорию лиц как имеющих функциональные ограничения, неспособных к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе.
Нарушение развития. Классификации нарушений развития.
Нарушение, недостаток развития может возникнуть внезапно (после несчастного случая, а может развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени (вследствие хронического заболевания).
Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) педагогическими средствами или уменьшаться в своем проявлении, поэтому универсальной классификации нарушений развития человека нет, в связи с множественностью их вариаций.
В соответствии с разными профессиональными подходами к данному предмету и разными основаниями для систематики существуют разные классификации.
Наиболее распространенные основания:
1. Причины нарушений;
2. Виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;
3. Последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.
В основе последней педагогической классификации (М. Варнок, 1979) лежат характер особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и степень ограничения возможностей.
В педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также в соответствии с системой предметных областей специальной педагогики в основу классификации положен характер нарушения, недостатка.
Классификация В. В. Лебединского. Категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Классификация нарушений психического развития у детей, созданная В. В. Лебединским (1985) в русле патопсихологической науки, является так же наиболее распространенной.
Она построена на базе идей Л. С. Выготского, исследованиях Г. Е. Сухаревой (1959, Л. Канера (1955, В. В. Ковалева (1995). В ее основу положены представления отечественных и зарубежных ученых о направлениях нарушений психического развития человека: ретардации — как запаздывания или приостановки всех сторон психического развития; дисфункции созревания — что связано с морфофункциональной возрастной незрелостью ЦНС; повреждении развития — изолированное повреждение начавшей развиваться структуры или системы; асинхронии — диспропорциональности развития.
Классификация по причинам нарушений имеет значение для планирования индивидуальной программы специальной педагогической помощи. Свои, частные классификации имеет каждая предметная область специальной педагогики.
Ограниченные возможности здоровья человека связаны не только с первичным физиологическим неблагополучием, но и с так называемым «социальным вывихом» (термин Л. С. Выготского).
Ограничение возможностей не является чисто количественным фактором (т. е. человек просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и пр.). Это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком.
Диапазон различий в развитиидетей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей.
1. Дети с нарушением слуха.
Дети с нарушениямислуха подразделяются на 4 группы:
— глухие без речи (ранооглохшие);
— глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);
— слабослышащие с развитой речью;
— слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.
Глухота – стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи у ушной раковины. Глухота бывает врожденная и приобретенная. Дети с приобретенной глухотой – это рано оглохшие дети (ранняя глухота, безречевые дети, а также позднооглохшие (потерявшие слух после 3-х лет, у которых речь сформирована, в той или иной степени.
Тугоухость – стойкое понижение слуха, при котором возможно овладение речью с опорой на остаточный слух. Тугоухие – это слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи, и слабослышащие дети с достаточно развитой речью.
2. Дети с нарушением зрения.
Слепые (незрячие) дети – подкатегория детей с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение (до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками, а также дети с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения (до 10-15°) с остротой зрения до 0,08.
По степени нарушения зрения различают детей с абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, при которой полностью утрачиваются зрительные восприятия, и детей практически слепых, у которых имеется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать свет, цвет, контуры (силуэты) предметов.
Слабовидящие – подкатегория детей с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето- и светоощущение, периферическое и бинокулярное зрение).
3. Дети с тяжелыми нарушениями речи.
Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.
4. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В зависимости от характера заболевания и степени выраженности дефекта детей условно подразделяют на 3 группы. К первой относят детей, страдающих остаточными проявлениями периферических параличей и парезов, изолированными дефектами стопы или кисти, легкими проявлениями сколиоза (искривлениями позвоночника) и т. п. Ко второй группе относят детей, страдающих различными ортопедическими заболеваниями, вызванными главным образом первичными поражениями костно-мышечной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной нервной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной нервной и периферической нервной системы, а также детей, страдающих тяжелыми формами сколиоза. Особую группу составляют дети с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата связаны с патологией развития или подтверждением двигательных механизмов ЦНС.
5. Дети с нарушением интеллектуального развития (умственно отсталые, с задержкой психического развития).
Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т. е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него.
6. Дети с расстройством аутистического спектра.
Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий.
7. Дети со сложными дефектами развития.
К детям со сложным (комбинированным) дефектом относятся дети, имеющие аномалии развития сенсорных функций (зрения, слуха,в сочетании с интеллектуальной недостаточностью:
1. Дети с умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха;
2. Дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения;
3. Дети глухие слабовидящие;
4. Слепоглухонемые дети;
5. Дети с задержкой психического развития, которая сочетается с дефектами зрения или слуха;
6. Глухие дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта);
7. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи или интеллектуальной недостаточностью.
Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.
Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.
Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.
Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.
Источник