Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить практическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимает воспитательный потенциал уроков. В этой статье остановимся лишь на способах изучения состояния здоровья, т.е. самодиагностике.
Здоровье – это состояние физического, психологического и социального благополучия. Здоровье – состояние организма, отвечающее его оптимальной саморегуляции, согласованной работе органов во взаимодействии с окружающей средой. Самодиагностику состояния здоровья принято проводить по состоянию физического здоровья. Физическое здоровье – это определенный уровень функциональной активности (работы) основных систем органов.
Совокупность методов изучения состояния здоровья, основанных на определении строения или функциональных признаков, называется антропометрией. Различают методы соматометрические (длина и масса тела и т.д.), физиометрические (мышечная сила, жизненная емкость легких и т.д.), соматоскопические (например, состояние опорно- двигательной системы).
Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным
Измерение роста с помощью ростомера. Для определения роста надо встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Рассчитайте свой рост (для среднего типа телосложения) для своего возраста и пола по формуле (рост в см, возраст в годах).
Для девочек от 3 до 14 лет: рост = 6 х возраст + 76 Для мальчиков от 3 до 16 лет: рост = 6 х возраст + 77
Оценка результатов: отклонение от средних величин не должно превышать 3 – 3,5 см для девочек и 2,5 см для мальчиков. Если результаты измерений отличаются от расчетных более чем на 20%, то это может указывать на эндокринные нарушения.
Измерение массы тела с помощью медицинских весов. Среднюю массу тела подростков рассчитайте по формуле: М = 10 + 2В, где М – масса тела (в кг), В – возраст подростка (в годах).
Расчет можно произвести по-другому:
Сравните полученные теоретические данные со своими измерениями.
Измерение окружности грудной клетки. Испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает сантиметровую ленту так, чтобы она проходила по нижним углам лопаток сзади и по среднегрудинной точке спереди. Окружность измеряется в трех фазах: во время паузы при обычном спокойном дыхании, при максимальном вдохе и максимальном выдохе. Экскурсия грудной клетки – это разница между величинами окружностей на вдохе и выдохе. У здоровых молодых людей экскурсия должна быть 6–9 см. Теоретический расчет окружности грудной клетки (ОГ, в см) для лиц 13–17 лет, не занимающихся спортом, проведите по формулам:
для мальчиков ОГ = 4,1 х возраст + 20, для девочек ОГ = 2,2 х возраст + 45.
Сравните расчетные данные с результатами ваших измерений.
Определение пропорциональности телосложения.
Вариант 1. Воспользуйтесь формулой:
где А – показатель пропорциональности телосложения.
Оценка полученных результатов: 87–92% – пропорциональное физическое развитие, меньше 87% – относительно малая длина ног, более 92% – большая длина ног.
Оценка полученных результатов: при нормальном телосложении величина А составляет 50–55%. При А 55% – сильное.
Весо-ростовой индекс(ВРИ) – это соотношение между ростом человека (Р) и его весом (М). Он рассчитывается по формуле:
Норма упитанности составляет 220–260 г/см. Рассчитайте свой весо-ростовой индекс, сравните с нормой.
Проба по Бутейко. Сядьте удобно, расслабьтесь, сделайте спокойный вдох и неполный выдох, зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы можете не дышать. Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит, проба проведена неточно.
Оценка состояния: задержка дыхания более 40 с – здоров, 20–40 с – здоровье ослаблено, менее 20 с – человек болен.
Уровень здоровья (по Н.М. Амосову). Если вы не болели в течение учебного года – высокий уровень здоровья, если болели во время эпидемии – средний уровень здоровья, если болели во время обычных учебных нагрузок – уровень низкий.
Оценка образа жизни (проводится по пятибалльной системе).
– Достаточно ли внимания вы уделяете физической нагрузке? – Правильно ли питаетесь? – Есть ли у вас какие либо вредные привычки? – Умеете ли вы уменьшать проявления болезни?
Средняя оценка равна полученной сумме баллов, разделенной на 4. Сделайте вывод, что нужно изменить, чтобы быть здоровым.
Степень физической подготовки (пробы Купера). Среди всех видов физических упражнений Купер наилучшими по оздоровительному эффекту считает ходьбу на лыжах, плавание, бег и езду на велосипеде.
Пробы Купера проводятся по бегу. Если во время бега вы можете разговаривать, то нагрузка допустимая. Максимально допустимая частота пульса = 220 – возраст. Наиболее благоприятная частота пульса при физической нагрузке – 130 ударов в минуту. Результаты (в км) 12-минутного теста – ходьбы и бега в любых сочетаниях – оцениваются следующим образом.
Превосходно Отлично Хорошо Удовлетворительно Плохо Очень плохо
больше 3,0 2,75–3,0 2,5–2,75 2,2–2,5 2,1–2,2 меньше 2,1
больше 2,4 2,3–2,4 2,1–2,3 1,9–2,1 1,6–1,9 меньше 1,6
Оценка состояния иммунитета. Симптомы снижения иммунитета: частые вирусные инфекции, простуды (4 и более раз в год), периодическое появление герпеса, бородавок, фурункулов, папиллом, грибковых заболеваний, нагноение царапин, вялое течение воспалительных процессов, наличие хронических заболеваний (тонзиллит, отит, гайморит и т.д.).
Определение состояния здоровья по ногтям.
Состояние ногтей связано с состоянием здоровья. Не все приведенные ниже признаки одинаково значимы, но они могут служить поводом для объективной проверки состояния здоровья.
Бледный цвет ногтей свидетельствует о малокровии. Желтизна ногтей – болезни печени. Синие ногти – сердечная недостаточность. Вогнутые ногти – признак недостатка железа. Выпуклые ногти – сердечная и легочная недостаточность. Длинные продольные линии на ногтях – плохая всасываемость в системе пищеварения. Белые пятна на ногтях – признак стресса. Поперечные борозды – плохое питание или запущенные болезни.
Суточная двигательная активность (регистрируется с помощью шагомера).
Двигательная активность в 30 тыс. шагов и выше считается очень высокой (максимальной), 21–30 тыс. шагов – высокой, 10–20 тыс. шагов – умеренной, ниже 10 тыс. шагов – недостаточной. Помните, «движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движений» (Тиссо).
Оценка состояния опорно-двигательного аппарата
Оценка гибкости позвоночника. Школьник становится на кушетку или на стул и руками старается дотянуться до сиденья, которое принимают за нулевую отметку. Ноги сгибать нельзя. Расстояние от нулевой отметки до кончиков пальцев рук измеряется линейкой и служит мерой гибкости. Если человек не может дотянуться до нулевой отметки, то гибкость имеет отрицательное значение. Благоприятным считается результат с положительным значением.
Проверка на равновесие (проба Ромберга). Испытуемый встает на одну ногу, закрывает глаза, вторую ногу сгибает в колене и упирает в бедро другой ноги. Хорошим считается результат, когда испытуемый сохраняет равновесие около 30 с.
Прыжок в длину с места. Длина прыжка должна быть не менее 90 см.
Проверка координации движений. С расстояния 3 м надо ударить теннисным мячом о стенку и поймать отскочивший мяч 3 раза правой и 3 раза левой рукой. Кидая мяч правой рукой, надо поймать его правой, кидая левой – левой. Отличный показатель – 6 раз, хороший – 5 раз.
Определение степени развития мускулатуры плечевого пояса. Окружность плеча определяют дважды: при напряженных мышцах и при расслабленной мускулатуре руки. Вначале руку в супинированном (развернутом ладонью кверху) положении сгибают до горизонтального уровня предплечья и накладывают сантиметровую ленту в месте наибольшего утолщения двуглавой мышцы (а). Затем испытуемого просят сжать кулак и с максимальной силой согнуть руку в локтевом суставе – производят первое измерение (б). После этого, не снимая ленты, делают второе измерение при свободно опущенной руке (в). Измерения проводятся на обеих руках.
где А – показатель развития мускулатуры плеча. Если полученная величина менее 5%, это указывает на недостаточное развитие мускулатуры, ее ожирение. Значение 5–12% показывает нормальное развитие. Выше 12% – сильное развитие мускулатуры плеча.
Правильность осанки. Для вычисления показателя измеряют расстояние между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевым суставами. Измерение спереди характеризует ширину плеч, а сзади – величину дуги спины.
где А – показатель состояния осанки. В норме этот показатель колеблется в пределах 100–110%. При значениях А менее 90% и более 125% имеется выраженное нарушение осанки.
Соотношение между окружностью талии и ростом в норме составляет 45%.
Определение наличия плоскостопия. Испытуемый встает мокрыми ногами на лист чистой бумаги. Получившийся отпечаток обводится карандашом. С помощью линейки измеряется (в см) ширина плюсневой части ноги (Р) и ширина стопы в ее средней части (К). Расчет производится по формуле:
Источник
Группы здоровья у детей: комплексная оценка состояния здоровья
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Комплексную оценку состояния здоровья детей проводят с 3-летнего возраста.
Система комплексной оценки состояния здоровья основана на четырёх притих критериях:
наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учётом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
уровень функционального состояния основных систем организма;
степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Основной метод получения характеристик, позволяющих комплексно оценить состояние здоровья, — профилактический медицинский осмотр.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка или подростка с формализацией результата в виде определения группы здоровья происходит с обязательным учётом всех перечисленных критериев.
[1], [2], [3], [4]
Основные группы здоровья детей
В зависимости от состояния здоровья детей можно отнести к следующим группам:
1-я группа здоровья — здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
2-я группа здоровья — дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенёсшие тяжёлые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее М-1σ) или избыточной массой тела (масса более М+2σ). Также в данную группу включают детей, часто и/или длительно болеющих острыми респираторными заболеваниями; детей с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранно соответствующих функций;
3-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Так в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, причём степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребёнка, в том числе подросткового возраста;
4-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсации функциональных возможностей, с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии. Также в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определённой мере ограничивает возможность обучения или труда ребёнка;
5-я группа здоровья — дети, страдающие тяжёлыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличии осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Отнесение больного ребёнка или подростка ко 2-, 3-, 4- или 5-й групп здоровья осуществляет врач с учётом всех приведённых критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребёнка, медицинской карте ребёнка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований выносит (по своей специальности) точный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний либо заключение «здоров».
Комплексную оценку состояния здоровья ребёнка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.
Детям с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями (а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, (появление осложнений) по результатам профилактического медицинского осмотра комплексную оценку состояния здоровья не дают. В таких случаях необходимо проведение диагностического обследования в полном объёме. После получения результатов обследования выносят уточнённый диагноз и дают комплексную оценку состояния здоровья.
Все дети, независимо от группы здоровья, ежегодно проходят скрининговое исследование, по результатам которого уточняют необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесённые к 1-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объёме в сроки, определённые действующими нормативно-методическими документами.
Контроль состояния здоровья детей, отнесённых ко 2-й группе здоровья, осуществляет врач-педиатр при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно.
Дети, отнесённые к 3-4-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль состояния их здоровья и оценку эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляют на основании результатов диспансерного наблюдения.
Результаты комплексной оценки состояния здоровья в качестве скрининга могут сыграть роль в решении прикладных задач поддержания здоровья детей — отнесение к определённым группам для занятия физической физкультурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении их профессионального выбора, военной службы и др.
Комплексная оценка состояния здоровья детей до 3 лет жизни происходит в соответствии с приказом М3 СССР № 60 от 19.01.1983 г. и дополнениями 2002-2003 гг. При этом учитывают:
особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического.
социального анамнеза);
физическое развитие;
нервно-психическое развитие;
уровень резистентности;
функциональное состояние организма;
аличие или отсутствие хронических заболеваний или врождёнж пороков развития.
Генеалогический метод — сбор родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей меж членами родословной.
Для скрининговой количественной оценки отягощённости генеалогического анамнеза используют показатель, называемый индексом отягощённости наследственного анамнеза (Jor), который можно рассчитать по формуле Jor = общее число больных родственников (о заболеваниях которых есть сведения, включая пробанда) / общее число родственников (о состоянии здоровья которых есть сведения, включая пробанда).
Дети с выраженной и высокой отягощённостью относятся к группе риска по предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Биологический анамнез включает сведения о развитии ребёнка в различные периоды онтогенеза.
Антенатальный период (раздельно течение 1-й и 2-й половины беременности):
токсикозы 1-й и 2-й половины беременности;
угроза выкидыша;
экстрагенитальные заболевания у матери;
о профессиональные вредности у родителей;
отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител;
хирургические вмешательства;
вирусные заболевания во время беременности;
посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
Интранатальный и ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):
характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды);
пособие в родах;
оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);
оценка по шкале Апгар;
крик ребёнка;
диагноз при рождении и выписке из родильного дома;
срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;
срок вакцинации БЦЖ;
время отпадения пуповины;
состояние ребёнка при выписке из родильного дома;
состояние матери при выписке из родильного дома.
Поздний неонатальный период:
родовая травма;
асфиксия;
недоношенность;
гемолитическая болезнь новорождённого;
острые инфекционные и неинфекционые заболевания;
поздний перевод на искусственное вскармливание;
пограничные состояния и их длительность.
Постнатальный период:
повторные острые инфекционные заболевания; наличие рахита;
наличие анемии;
расстройства питания тканей в виде дистрофии (гипотрофия или паратрофия);
наличие диатезов.
Сведения о биологическом анамнезе участковый врач-педиатр получает из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.
При наличии одного и более факторов риска в каждом из пяти перечисленных периодов онтогенеза следует говорить о высокой отягощённости биологического анамнеза. Наличие факторов риска в 3-4 периодах свидетельствует о выраженной отягощённости (группа высокого риска по биологическому анамнезу); в двух периодах — об умеренной отягощённости (группа риска по биологическому анамнезу); в одном периоде — о низкой отягощенности (группа внимания по биологическому анамнезу). Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребёнка, то биологически анамнез считают неотягощённым.
Степени неблагополучия в периодах внутриутробного развития ребёнка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. К стигмам дизэмбриогенеза относятся малые аномалии развития соединительной ткани (МАР), не приводящие к органическим или функциональным нарушениям определенного органа. В норме количество стигм составляет 5-7. Превышение порога стигматизации следует расценивать как фактор риска ещё не проявившейся патологии.
полнота семьи;
возраст родителей;
образование и профессия родителей;
психологический микроклимат в семье, в том числе в отношении к ребёнку;
наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;
жилищно-бытовые условия;
материальная обеспеченность семьи;
санитарно-гигиенические условия воспитания ребёнка.
Данные параметры могут быть использованы для выделения социально неблагополучных семей и детей групп социального риска.
В форме 112/у в случае благополучного анамнеза следует писать кратко «Социальный анамнез благополучный». В случае неблагополучного aнaмнеза следует указать параметры, имеющие отрицательную характеристику. Неблагополучный социальный анамнез негативно сказывается на нервно-психическом развитии ребёнка, в дальнейшем может привести к неправильному формированию личности человека.