Витамины для памяти и внимания или как помочь детям стать умнее?
1. Зачем нужны организму ребенка витамины и микроэлементы? 2. Как определить, хватает ли ребенку витаминов, получаемых с продуктами питания? 3. Стимуляция мозга и улучшение памяти 4. Какие продукты содержат максимальное количество витаминов группы В? 5. Восполнение нехватки витаминов
При рождении человеку дается множество способностей мозга, которые можно и нужно развивать. Но также с самого рождения ребенок требует и особого ухода, заботы, питания. Именно пища, богатая витаминами и микроэлементами, является залогом полноценного развития ребенка как в физическом, так и в психоэмоциональном плане.
В наше время вокруг детей возникает масса информации из различных источников. Для маленького человека это значительная умственная нагрузка, и мозг ребенка не всегда способен адекватно справляться с поставленными задачами. Многие родители начинают задумываться о том, как помочь своим детям справиться с подобной работой?
Наиболее простой и правильный способ — подобрать витаминно-минеральный комплекс, исходя из возраста ребенка, эндемического района и сезона. Как правило, это делают с профилактической целью, ведь витамины и минералы помогают улучшить концентрацию, внимание, наблюдательность, память, так же благотворно влияют и на физическое развитие ребенка, укрепляют косно-мышечную систему и иммунитет.
Некоторые витамины внесены в протоколы наблюдения за новорожденными, к примеру, детям, родившимся в осенне-зимний период, с целью профилактики рахита назначают витамин Д.
Зачем нужны организму ребенка витамины и микроэлементы?
Витамины – залог здоровья. Эту прописную истину нам внушают с самого детства. Практически все процессы в организме детей и взрослых протекают с участием катализаторов, некоторых пусковых механизмов. Именно такими стимуляторами и являются витамины и микроэлементы. Они участвуют в обменных процессах, работе эндо- и экзокринных желез, развитии тканей и органов, нормальном функционировании мозга и других жизненно важных систем.
Как определить, хватает ли ребенку витаминов, получаемых с продуктами питания?
К сожалению, наши реалии таковы, что даже при нормальном рационе питания дети не всегда получают достаточное количество витаминов с пищей. Это связано с характеристиками самих продуктов, видом их термической обработки и многими другими факторами. Дети могут не любить какие-то продукты, несмотря на все уговоры и рассказы об их полезных свойствах. На недостаток витаминов в организме указывают следующие признаки:
- У ребенка повышена утомляемость.
- Малыш быстро раздражается.
- Ребенку трудно сконцентрироваться, удержать свое внимание на чем-то одном.
- Малыш капризен, суетлив, совершает много ненужных действий без конкретной цели.
- Школьникам сложно дается обучение, они рассеяны на уроках, страдает память, они не успевают по большинству предметов.
- Ребенок начинает отставать в физическом и психомоторном развитии.
Все эти симптомы должны насторожить родителей. Только врач поможет определить, каких именно витаминов и минералов не хватает малышу, какие детские препараты стоит давать ребенку, возможно ли компенсировать дефицит с питанием.
Стоит помнить, что дети по-разному воспринимают различные витамины, и потребность в них с возрастом отличается!
Стимуляция мозга и улучшение памяти
Лучше всего улучшают память и внимание витамины группы В. Эти активные вещества в первую очередь влияют на головной мозг, любой витамин активизирует обменные процессы, тем самым улучшая память, стимулируя внимание, умственную деятельность, в целом влияя на здоровье детей. Недостаток витаминов группы B выявить проще всего: дети становятся раздражительными, у них значительно снижены память и внимание, возникают нарушения сна, и, мягко говоря, дети не блещут умом в отношении простейших вопросов.
Витамин В1 или Тиамин способен влиять на память. Он также помогает перерабатывать большое количество информации. Улучшая метаболические процессы в организме, тиамин тем самым стимулирует мозг. Его низкий уровень в организме приводит к физическим и психическим дисфункциям.
Рибофлавин (В2) — это вещество является самым мощным поставщиком энергии для мозга. Он очень важен в период активной умственной деятельности. Острый дефицит в нем испытывают школьники, а также студенты в период экзаменов. Кроме того следует обратить внимание на следующие микроэлементы:
- Никотиновая кислота работает непосредственно в нейронах головного мозга, тем самым улучшая память и внимание.
- Пантоненат кальция (В5) является прекрасным антиоксидантом, защищает мозг от внешних токсинов, стимулирует долгосрочную память.
- Пиридоксин (В6) – эндогенный витамин, именно он отвечает за ум в широком понимании.
- Фолиевая кислота (В9) — незаменимый строительный материал для головного мозга и нервной системы в целом. Активизирует процесс запоминания и анализа информации.
- Цианокобаламин или витамин В12 незаменим для долгосрочной памяти, играет важную роль в процессе «бодрствование – сон», вследствие чего помогает конвертировать информацию в долгосрочную память.
Для нормального развития нервной системы и работы головного мозга очень важны витамины C, D, E и P.
Какие продукты содержат максимальное количество витаминов группы В?
Рацион ребенка должен быть разнообразен, в нем должны гармонично сочетаться овощи, фрукты, мясо, рыба, птица, картофель и крупы, хлебобулочные изделия и сладости. О правильном питании школьника должны заботиться не только в школе, но и дома.
Важно помнить, что некоторые витамины полностью разрушаются при термической обработке, поэтому питание ребенка должно содержать достаточное количество сырых овощей и фруктов.
Рыба богата омега кислотами, которые играют важную роль в становлении нервной системы, особенно в подростковом возрасте. Предпочтение лучше отдавать жирным видам рыбы, ее мясо станет прекрасным строительным материалом для мозга малыша.
Не менее 4-5 раз в неделю, если нет никаких противопоказаний, ребенок должен получать красное мясо и бульоны. Лучше отдать предпочтение говядине или телятине, они менее жирные и более аутентичные по белковой структуре. Мясо содержит в себе ряд незаменимых аминокислот, без которых организм не может полноценно функционировать. Не стоит забывать и о птице: курица, утка, индюшка, гусь — прекрасное белковое дополнение.
Основным источником витаминов группы B являются цельнозерновые продукты питания. Именно их ребенок должен получать в максимальных количествах в период активной мозговой деятельности.
Не стоит также забывать о сладком. Помимо того, что глюкоза — это прекрасный стимулятор хорошего настроения, это к тому же необходимые углеводы. Для растущего организма очень полезны орехи, семечки, сухофрукты. Если у ребенка нет аллергии, на десерт дайте ему печенье на основе меда, орехов и сухофруктов, это станет прекрасным заменителем пирожных и шоколада.
Восполнение нехватки витаминов
Обычные продукты в некоторых случаях могут быть не настолько эффективны, как таблетки. Фарминдустрия предоставляет широкий выбор препаратов, выпускаемых в различной форме, разработанных с учетом потребностей и возраста детей. Перед походом в аптеку поищите информацию о витаминах самостоятельно, проконсультируйтесь с педиатром. Не всегда разрекламированное средство — идеальный выбор для вашего малыша.
Источник
Что принимать детям для улучшения памяти и внимания
Отличие препаратов для улучшения памяти у детей от взрослых ноотропных средств и стимуляторов мозговой деятельности – в требованиях повышенной безопасности к лекарствам и биодобавкам для улучшения работы мозга у детей. Здесь принципиальную роль играют не темпы достижения максимального эффекта, а стабильность и мягкость воздействия. Это условие формирует требования к детским препаратам для улучшения памяти и внимания, в составе которых используются природные компоненты растительного происхождения. А дозировка, режим и сроки потребления обеспечивают постепенную и плавную активизацию работы мозга ребёнка.
Увеличьте свою работоспособность, улучшите память, концентрацию и внимание
Достижение целей, прилив сил, выполнение планов на работе, отсутствие депрессии и упадка сил — это не лозунг коуч-специалиста, это твои возможности. Для этого всего лишь нужно 2 раза в день…
Узнай подробности>>
Растительные препараты, улучшающие кровоснабжение и микроциркуляцию
Работа стимулирующей «таблетки» из этой группы, в первую очередь, направлена на улучшение питания мозга и обеспечение его кислородом, витаминами. Стимуляция когнитивных функций мозга (в том числе – памяти и внимания) происходит опосредованно как следствие активизации мозга за счёт повышения микроциркуляции тканей коры. В некоторых случаях в процесс непосредственным образом (в качестве посредников электрохимического импульса) включаются нейромедиаторы. К таким препаратам относится, например, «Brainrush».
«Brainrush» – это сочетание действия аминокислоты, стимулирующей и улучшающей работу гипофиза, витаминного комплекса (в состав которого входят витамины группы A, B, E, C и D) и растительных экстрактов солодки, пустырника, шалфея.
- Глицин, как самостоятельный компонент назначается при снижении умственной работоспособности, психоэмоциональном перенапряжении в стрессовых ситуациях, при нарушениях сна. Однако он знаменит ещё и тем, что усиливает терапевтический эффект других препаратов («Пантогам», «Биотредин» и др.) или компонентов средства, в состав которого он входит.
- Вытяжки и растительные концентраты на основе солодки (восстанавливает обмен веществ), пустырника (обладает седативным действием) и шалфея (стимулятор иммунных процессов) призваны нормализовать общее состояние ребёнка.
- Группа B, представленная фолиевой кислотой (B9), пиридоксином (В6) и кобаламином (В12), – витамины для улучшения памяти. Они способствуют восстановлению нервных клеток, улучшают метаболизм в тканях, нормализуют обмен веществ.
Эта же витаминная группа максимально широко представлена в ещё одном растительном препарате «Optimentis», содержащего целый спектр витаминов В-группы (пиризоксин, биотин, и др.), а также токоферол (витамин E), усиливающий антиоксидантные свойства.
«Optimentis». Если в предыдущем препарате экстракт солодки должен был частично имитировать действие женьшеня, то в составе «Optimentis» использован сам азиатский женьшень, повышающий энергетический уровень клеток, дающий интеллектуальную выносливость. В этом препарате женьшень играет ещё и роль адаптогена, помогающего организму ребёнка адаптироваться в стрессовых ситуациях. Экстракт женьшеня наряду с экстрактом Гинкго Билоба составляет растительную основу этого биостимулятора.
Растения Гинкго проделало многомиллионный эволюционный путь, став в средине 20 века открытием для фармацевтов. При этом в древней восточной медицине (Китай, Япония) о способности Гинкго активизировать кровоснабжение знали, как минимум, с 16 века. В сам экстракт входит порядка 40 компонентов (гинкголиды, флавоноидные гликозиды, билобалид А, терпены, органические кислоты). При бесконтрольном применении и передозировке препаратов на основе Гинкго увеличивается риск возникновения инсультов. Но при соблюдении рекомендаций по применению экстракт способен:
- укрепить сосудистые стенки, улучшив тем самым микроциркуляцию,
- запустить антиоксидантные процессы, что защищает клеточные мембраны нейронов от повреждения свободными радикалами,
- облегчить проведение нервных импульсов по нейронным волокнам,
- улучшить транспортировку глюкозы (основной пищи мозга) и кислорода к тканям.
«HeadBooster». Экстракт Гинкго в сочетании с женьшенем и массой других полезных для мозга компонентов можно найти ещё в одном очень популярном препарате «HeadBooster», дополнительно содержащем в качестве природно-растительных ингредиентов полиненасыщенные жирные кислоты. В составе продуктов питания такие кислоты (Омега-3 и Омега-6) в большой концентрации содержат морепродукты, жирная океанская рыба, семена льна, орехи.
В отличие от других, этот препарат удобен в применении для детей, поскольку представлен в двух вариантах: в виде разноцветных капсул и в виде порошка. В порошке детям препарат дают по следующей схеме:
1-3 года: 2 грамма (мерная ложка прилагается) порошка растворяется в 50 мл воды и принимается за полчаса до еды 1 раз в день. Курс длится полмесяца.
- 3-6 лет: в той же дозировке при той же продолжительности курса «HeadBooster» принимается дважды в день.
- 6-12 лет: двухграммовая дозировка сохраняется, но курс удлиняется до месяца, а количество приёмов увеличивается до трёх.
- 12+ лет: начиная с этого возраста, 5 граммов порошка принимается трижды в день в течение 30 дней. При необходимости спустя полгода курс можно повторить.
Капсулы детьми принимаются по схеме, отличной от схемы, рассчитанной для взрослых:
- 2-5 лет: сначала растворённое в 50 мл воды содержимое бесцветной капсулы принимается по чайной ложке за 30 минут до еды ежедневно на протяжении 5 дней. Затем так же принимается содержимое оранжево-белой и зелёно-бесцветной капсул (по 5 дней на каждую капсулу).
- 5-9 лет: за основу берётся аналогичная схема, но доза разового приёма увеличивается до двух чайных ложек.
- 9-12 лет: выпиваются три капсулы по очереди (бесцветная, оранжевая, зелёная) по одной в сутки на протяжении трёх дней, как и в предыдущих вариантах за полчаса до еды общим курсов в 21 день. Особенность такого разделения в том, что первая, бесцветная, капсула в первый день цикла принимается перед завтраком, вторая капсула на второй день цикла – перед обедом, и третья – на третьи сутки цикла – перед ужином.
- 12+: с 12 лет трёхразовый приём капсул в той же очерёдности производится уже в течение одного дня, а курс длится месяц.
Синтетические ноотропы для улучшения памяти ребёнка
Большинство синтетических препаратов проявляют себя более активно и быстро, что коррелирует с выраженными побочными эффектами и повышенной опасностью передозировки. Среди ноотропов, назначаемых детям, чаще других называют следующие.
«Пантогам» (гопантеновая кислота) с кальцием гопантенатом в качестве действующего вещества. Назначается для увеличения устойчивости мозга к кислородному голоданию, а также для снижения воздействия токсинов на клетки мозга. Выпускается в трёх формах: капсулы, таблетки, сироп, однако таблетированная форма противопоказана детям до 3-х лет.
«Аминалон». Действующее вещество нейромедиатор – гамма-аминомасляная кислота. Используется для активизации обмена веществ, вывода токсинов и улучшения переработки глюкозы. Препарат показан при нарушениях в работе ЦНС и используется для активации интеллектуальной деятельности. Выпускается в форме таблеток.
«Ноотропил». Активное вещество – пирацетам. Детям до 3-х лет препарат противопоказан. При приёме детьми школьного возраста положительно влияет на способность концентрироваться и на функции памяти. Назначается при дислексии – расстройстве, которое сопровождается избирательным нарушением способности к навыкам чтения и письма без утраты общей способности к обучению. В качестве побочных эффектов может давать повышенное возбуждение и раздражительность.
«Фенотропил». Достаточно действенное вещество, эффективность которого заметна даже после однократного приёма, который, однако, рекомендуется производить в первой половине дня во избежание бессонницы. Препарат работает на повышение норадреналина и серотонина в крови и на увеличение содержания кислорода в мозге.
«Фезам». Не назначается беременным и детям до 5 лет. После этого возраста в рекомендованных дозах принимается для повышения умственной работоспособности и нормализации сна. Одновременно с этим устраняет раздражительность, перепады настроения и истеричность. Хорошо показал себя как способ улучшения концентрации внимания и избавления от психоэмоциональных расстройств у детей младшего школьного возраста и подростков.
Компоненты, компенсирующие недостатки рациона
Образ жизни и питания зависит от среды обитания ребёнка и культурно-кулинарных особенностей региона, в котором он живёт. Наиболее здоровой считается кухня южных приморских районов с обилием морепродуктов, растительных жиров, орехов.
Необходимые для активной работы мозга Омега-3 и Омега-6 полиненасыщенные жирные кислоты можно, например, получать из семян льна, где окисление происходит в гораздо меньшей степени, чем в льняном масле при контакте с кислородом и светом. Для восполнения суточной потребности обычно хватает 1 чайной ложки семян. В атлантическом лососе, в консервах сардин в томатном соусе, форели или тунце (перечислены в порядке убывания Омега-3) тоже содержится достаточное количество кислот. В лососе, например, на 100 граммов продукта приходится 1,8 грамма Омега-3, в консервах тунца – 0,7 грамма на 100 г продукта. Однако иногда естественного повседневного питания недостаточно для восполнения всех потребностей мозга и ЦНС. В этом случае ценность рациона увеличивают с помощью пищевых добавок.
Рыбий жир. Продаётся в разных форматах и упаковках. Однако тестовое сравнение, проведённое американской исследовательской группой, показало заметное отличие содержание Омега-3 в рыбьем жире различных фирм-производителей. Процент содержания жирных кислот незначительно, но отличался даже в разных партиях одного и того же производителя. Исследователи отмечают, что на результаты могло повлиять и качество хранения добавки. Поэтому лучше брать продукт авторитетных брендов (например, Доппельгерц), обязательно проверяя дату выпуска.
Поливитаминные комплексы. Эффективнее действуют в растворимых таблетках, помогая повысить тонус и снизить сонливость уже через 2-3 дня после начала курса. Однако сугубо витаминные комплексы (например, «Нейромультивит») необходимо дополнять магниесодержащим минеральным комплексом. Для укрепления памяти внимания ребёнка хорошо сочетать магний с витаминами группы B.
Аминокислоты. К наиболее важным для активности мозга аминокислотам относятся:
- тирозин и фенилаланин (использующийся в качестве строительного материала для дофамина, норадреналина и мелатонина), которые улучшают сон и повышают мотивацию,
- триптофан / 5–НТР, который известен как предшественник серотонина – гормона радости,
- S–аденозил–метионин, прописываемый в этой форме для избавления от депрессивных состояний.
Источник