Меню

Что значит учитель здоровья

Я — учитель здоровья
методическая разработка на тему

В данной статье представлена система работы учителя начальных классов по созданию комфортного пространства в школе, направленного на формирование творческой личности обучающихся, стремление к сохранению физического, психического здоровья и развитие навыков культурного и безопасного образа жизни.

Скачать:

Вложение Размер
ya_-_uchitel_zdorovya.docx 21.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Я – учитель здоровья»

представление педагогического подхода к работе с детьми учителя начальных классов

МОУ «Гимназия имени В.В. Талалихина г. Вольска Саратовской области»

Саратовцевой Елены Владимировны.

Здоровье – не всё,

но всё без здоровья – ничто.

Понятие «здоровье» — это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. Поэтому здоровье школьника представляет собой критерий качества современного образования.

В связи с этим возникла необходимость создания образовательного пространства в школе с учетом психологического комфорта и ценности здоровья личности.

МОУ «Гимназия имени В.В. Талалихина г. Вольска Саратовской области» имеет положительный опыт в реализации школьной программы «Школа — территория здоровья», по формированию здорового и безопасного образа жизни.

Моя работа по формированию у детей бережного отношения к своему здоровью направлена на совместное творчество школьников, родителей, социально-психологической службы, медицинского работника.

Целью моей педагогической деятельности является создание комфортного пространства, которое направлено на формирование творческой личности обучающегося, стремящуюся к сохранению физического, психического здоровья с развитыми навыками культурного и безопасного образа жизни.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи :

  1. Создание системы мотивации обучающихся на сохранение и укрепление здоровья.
  2. Использование здоровьесберегающих технологий, оптимальной нагрузки, мероприятий по формированию навыков здорового образа жизни.
  3. Внедрение современных методов мониторинга здоровья.

Сохранение физического и психического здоровья — одна из важных задач учителя.

Я считаю, что если материал урока вызывает перенапряжение младших школьников, то весь процесс обучения становится бессмысленным. Во избежание усталости обучающихся, учитываю факторы, которые противостоят стрессу и усталости:

— позитивный и доброжелательный настрой на работу,

— учёт индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся,

— чередование видов деятельности в течение урока (индивидуальная работа, работа в парах, группах)

— положительная мотивация, создание ситуации успеха для каждого ученика,

— динамическая пауза и физминутка.

— пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз,

— создание условий для поисковой и исследовательской деятельности.

Считаю, что перемены необходимы для восстановления двигательной активности, поэтому на переменах организую игровую деятельность обучающихся.

Физкультурно-оздоровительная работа является одним из важных направлений моей деятельности, т. к. она способствует реализации сил и возможностей ребенка, через участие его в спортивных соревнованиях, конкурсах, фестивалях, а также способствует сплочению коллектива.

Во внеурочной деятельности (праздники, классные часы) школьники реализуют свои способности.

Для определения результативности всей совместной деятельности по сохранению здоровья детей ежегодным является проведение мониторингов состояния здоровья совместно с медицинским работником.

Занимаясь вопросами формирования у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни, я активно принимаю участие в педагогических конкурсах, семинарах.

Совместно с обучающимися и их родителями занимаемся активным отдыхом, который стал традиционным – туристические походы в лес, поездки на турбазу, горнолыжную базу. Это помогает лучше узнать детей, сплотить их в дружный коллектив, улучшить настроение и самочувствие, прибавить бодрости и жизненной энергии. Классные часы и праздники вызывают положительные эмоции, способствуют раскрытию детских талантов, формируют бережное отношение к своему здоровью «Правила дорожного движения», «За здоровый образ жизни», «Овощи и фрукты – витаминные продукты», «Плох обед, если хлеба нет»,. Ежегодно в нашей школе проводятся общешкольные мероприятия «Дни здоровья», «Весёлые старты».

С целью выявления эмоционального отношения ребенка к школе использую методику «Рисунок школы» . Она проводится как индивидуально, так и в групповой форме. Подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод поданному показателю.

Методика « Незавершенные предложения», которая нравятся детям., помогают получить очень важные данные о психологическом комфорте обучающихся в школе. Приведу примеры таких предложений. « Больше всего мне школа нравится зато, что. », « Я не люблю школу зато, что. », «Мне радостно, когда в школе. », « Я боюсь, когда в школе..» « Я хотел бы, чтобы в школе. ».

Методика «Радости и огорчения» (методика незаконченных предложений) выявляет характер и содержание переживаний обучающихся. Возможно использовать варианты методики:

1. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой — об огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.

2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения.

При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с жизнью класса, собственной жизнью. Полученные результаты дают представление о свойствах личности ребенка, преобладающих мотивах поведения и действий.

Я занимаюсь любимым делом своей жизни – я педагог, получаю удовольствие от каждого дня, проведённого в школе рядом с детьми. Я со своими коллегами создаю будущее, ведь во многом зависит от нас, какое оно будет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной презентации вы найдете исползование на уроках и внеурочной деятельности здоровьесберегающие технологии.

Проблему сохранения здоровья, считаю первоочередной в образовании и воспитании подрастающего поколения.

КОНКУРС, РАЗРАБОТКА УРОКА.

Презентация, показывающая как сохранить и приумножить здоровье учащихся начальной школы. Фото отчёт и методические рекомендации.

В данной статье представлена система работы учителя начальных классов по созданию комфортного пространства в школе, направленного на формирование творческой личности обучающихся, стремлен.

Творческая импровизация о культуре здоровья. От чего зависит здоровье? Компоненты здоровья.Описание классного часа по программе М. М. Безруких, Т. А. Филипповой «Разговор о правильном пита.

Источник

«Я — учитель Здоровья». Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Светлана Мошкова
«Я — учитель Здоровья». Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

(Слайд №3) Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.

Сохранение и укрепление здоровья детей на сегодняшний день является приоритетным направлением деятельности всего общества.

ФГОС также направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

(слайд №4) Одно из современных определений здоровья вводится, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.

По уставу ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) здоровье – состояние физического и социального благополучия человека

Здоровьесберегающие образовательные технологии — это психолого-педагогические приемы, методы, технологии которые направлены на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка в различных видах деятельности.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

(слайд №5) Я считаю, что здоровье ребенка в норме,если:

в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

в интеллектуальном плане – ребенок проявляет хорошие умственные

способности, наблюдательность, воображение, самостоятельность.

(слайд №6) Здоровый образ жизни включает в себя:

— благоприятное социальное окружение;

— оптимальный двигательный режим (культура движений);

(слайд №7) Целью моей педагогической деятельности является формирование потребности в здоровом образе жизни. Поэтому, в течение всего дня, стараюсь использовать элементы здоровьесбережения.

(слайд №8) Этапами внедрения здоровьесберегающих технологий являются:

• Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, здоровье сберегающей среды ДОУ.

• Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.

• Освоение методик и приёмов здоровьесбережения детей.

Например, каждый ребенок способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому мне необходимо помочь ребенку преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Я стараюсь, чтобы каждое занятие было для детей интересным.

Во время образовательной деятельности, которая осуществляется в течение дня, я стараюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т. к. у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой педагога.

• Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

• Работа здоровьесберегающей направленности с родителями.

(слайд №9) Каждый день уделяю достаточное внимание вопросам сохранения здоровья: решаю задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах».

(слайд №10) Начинаю день с утренней гимнастики. Регулярно провожу в режиме дня «Минутки здоровья». Например, напоминаю детям о правильной осанке, как правильно мыть руки и т. д.

(слайд №11) Беседуем о пользе режима питания, который соблюдаем в детском саду.

Для диагностики эмоционального состояния детей предлагаю заполнить листы в уголке настроения, как в начале дня, так и перед уходом домой. На листе изображены эмоции (грустные и веселые). Дети закрашивают цветными карандашами ту эмоцию, которая соответствует их настроению.

(слайд №12) Соблюдаю режим двигательной активности в течение дня.

(слайд №13) Активно сотрудничаю с медицинским работником детского сада.

(слайд №14) В своей практике использую гимнастику для глаз, дыхательные упражнения, бодрящую гимнастику.

Придя с физкультурного занятия, дети обычно перевозбужденные, я провожу с ними упражнения «Надуваем воздушный шарик» или «Сдувать пушинку с ладони» (упражнение на «выдох»).

Если группа вялая, «спящая», обычно это бывает с утра или после сон часа, мы делаем упражнения «Нюхать что-то приятное» — упражнение на «вдох».

(слайд №15) Организуется просветительская и методическая работа с родителями по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, через семинары, консультации, памятки, родительские собрания; привлечение родителей к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом.

Внедрение вышеуказанных методов и приемов ведет к положительной динамике по снижению отклонений состояния здоровья детей.

Главный принцип моей педагогической тактики состоит в том, что я, как воспитатель стараюсь никогда не «навязывать» ребенку информацию, а ребенок должен запросить её у меня и получить требуемый ответ (это касается уже старших, подготовительных групп, где у детей уже более развита речь).

Таким образом, моя задача как воспитателя — научить детей спрашивать. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задавать вопрос.

Считаю, что умение задавать вопросы напрямую связаны со здоровьесберегающими образовательными технологиями. Задание вопросов –это:

— проявление и тренировка познавательной активности, а она тесно связана с адаптационной способностью, умением и готовностью находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях, включая и те, которые представляют риск для здоровья.

— показатель включённости ребенка в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности (в состоянии утомления, безразличия и т. п., дети вопросов не задают).

— показатель адекватно развитых коммуникативных навыков: застенчивый, «закомплексованный», боящийся воспитателя ребёнок вопросов задавать не будет, в результате возрастает багаж непонятного учебного материала, что ведёт к переутомлению и снижению интереса к обучению.

Таким образом, можно заключить, что количество и качество задаваемых ребенком вопросов служит одним из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренирует его успешность в учебной деятельности.

1. Созданы условия для полноценного проживания ребенком

детства за счет применения современных образовательных технологий.

2. Каждый ребенок ощущает себя личностью с присущими только ему индивидуальными особенностями и способностями, чувствует себя успешным человеком.

3. Сохранено и укрепляется в процессе образовательной деятельности интеллектуальное, нравственное, психологическое, физическое здоровье дошкольников.

Источник

Читайте также:  Памятки буклеты по здоровью детей
Adblock
detector