Что значит победи врага уровень здоровья которого превышает элементный
«Сципион Африканский обычно говорил, что врагу не только надо оставить дорогу для бегства, но даже укрепить ее. Когда некоторые говорили, что он мало участвовал в боях, Сципион заявил: «Мать родила меня повелителем, а не рубакой»
Секст Юлий Фронтин «Стратегемы»
Готовы ли вы подставить ударившему вас другую щеку? Нет, если это любимая женщина, которая разволновалась от ревности и которую больше ничем не успокоить — это не считается. Готовы ли вы относиться к врагам как к любимым женщинам, видеть в их нападках — слабость и ревность, испытывать чувство вины за то, что достали их, и желание утешить? Если не готовы, не стоит подставляться. Чтобы убедить врага в своем миролюбии, нужно доказать ему искреннюю любовь, в противном случае вы только распалите его, показав трусость и слабость. Враги, увидев, что вы трусливы и слабы, могут прийти насчет себя в заблуждение. Они могут подумать, что по праву сильнейшего должны колонизировать вас и брать дань. Хотите ли вы регулярно платить дань своим врагам? Если нет, отбросьте миролюбие в сторону. Мир заключается только по взаимному согласию сторон, а если ваш противник не согласен, если он хочет войны, доставьте ему (и себе) такое удовольствие.
Война — это большое удовольствие, вы не знали? Древние, не извращенные оружием массового истребления, отлично понимали, что такое радость войны. В пятом столетии до нашей эры мудрец Гераклит говорил: «Война — отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других — людьми, одних она творит рабами, других — свободными». Для Гераклита война — это не только фаланги на поле битвы, но и борьба весны и зимы, дня и ночи, мужского начала с женским, жизни со смертью. «Гомер, молясь о том, чтобы вражда сгинула меж богами и людьми, — писал Гераклит, — сам того не ведая, накликает проклятие на рождение всех живых существ». Искусство войны предоставляет человеку возможность стать искусным во всем, с чем он имеет дело. Сила и воля к жизни закаляется в ежедневном бою с внутренними и внешними врагами. Внушив людям отвращение к войне с противником, цивилизация сделала их слабыми по отношению к проблемам и обстоятельствам. Если человек не умеет и не хочет воевать, он не способен преодолевать препятствия, пасует и, столкнувшись с опасностью, занимает положение щенка, переворачивающегося на спину при виде взрослого пса — судьбы.
Война считается уродливой, но уродливой ее делают люди. Об искусстве красивой войны сейчас мало кто знает. Врожденный интерес к войне людям заменяет страсть к спортивным состязаниям. Но спорт — это выродившаяся ветвь войны, потерявшая интеллектуальное значение. В настоящей войне побеждает не самая сильная армия, а армия, во главе которой стоит мудрейший полководец. «Сто раз сразиться и сто раз победить — это не лучшее из лучшего, — писал в пятом веке до нашей эры автор „Сунь-цзы“ — знаменитого китайского трактата. — Лучшее из лучшего — покорить чужую армию, не сражаясь». Это трактат посвящен обучению военной хитрости. Чем хитрее полководец, тем меньше потерь для армии, не только своей, но и чужой. «Самая лучшая война — это разбить замыслы противника, на следующем месте — разбить его союзы, на следующем месте — разбить его войска». «Сунь-цзы» — наиболее раннее произведение о военном искусстве, поэтому более образное. Оно касается общих принципов тактики и стратегии, в отличие от поздних трактатов, например, написанной через пару веков индийской «Артхашастры», где много внимания уделяется правилам ведения боя, организации военных колесниц и подготовке оружия. «Сунь-цзы» сравнивают с «Наукой о любви» Овидия, но тактика и стратегия, описанная в «Сунь-цзы», применима не только в любовных баталиях, но везде, где речь идет о борьбе за место под солнцем.
Лао-цзы говорил: «Когда устранили великое Дао, появились человеколюбие и справедливость. Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие». Лао-цзы имеет в виду, что о человеколюбии начинают думать только тогда, когда перестают любить друг друга. Только тогда возникает сама мысль о том, что людей нужно любить. Об этих словах Лао-цзы стоит вспоминать каждый раз, имея дело с нравственностью. Доброта, над которой приходится размышлять — лицемерие. Любовь — естественное состояние души, присутствие Дао, то есть гармонии, а если возникает ярость и обида, нужно думать не о справедливости и человеколюбии, а о том, как избавиться от своих деструктивных ощущений и вернуть гармонию. Иногда, для того, чтобы избавиться от ненависти, есть только один способ — вступить в поединок.
Я приведу основные правила «Сунь-цзы» со своими комментариями, для того, чтобы ленивый читатель мог освоить практическую сторону, не размышляя над глубокомысленной сутью, а читатель неленивый, взяв с меня пример, занялся собственной интерпретацией сакральных символов.
«Сунь-цзы сказал: война — это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять»
Нужно понять, что война — естественная борьба всего живого за жизнь, нельзя стесняться своего права на жизнь, нельзя отказываться защищать свои интересы. Это ведет к предательству себя и гибели.
«Тот, кто хорошо сражался, прежде всего, делал себя непобедимым и в таком состоянии выжидал, когда можно будет победить противника. Непобедимость заключена в себе самом, возможность победы заключена в противнике. Поэтому и сказано: победу знать можно, сделать ее нельзя»
Человек должен думать о том, как не допустить поражения. Он должен заботится о защите своих слабых мест. Возможность победы над противником заключается не в собственной силе, а в его слабости, поэтому вступать в бой, не зная уязвимых мест противника, — это растрачивать понапрасну силы.
«У того, кто умеет нападать, противник не знает, где обороняться; у того, кто умеет обороняться, противник не знает, где ему нападать. Тончайшее искусство! Тончайшее искусство! — нет даже формы, чтобы его изобразить. Божественное искусство! Божественное искусство! — нет даже слов, чтобы его выразить».
Чтобы быть защищенным, нужно уметь делать маски. Маска делается для обмана: сильные стороны показываются слабыми, а слабые — сильными. Так вводится в заблуждение противник и обеспечивается непобедимость. Чтобы победить нужно уметь вычислять слабые и сильные стороны противника, не забывая, что он тоже может носить маски. Искусство, которым так восхищается «Сунь-цзы» состоит в разгадывании чужих загадок и в изобретении своих, которые никто не сумеет разгадать.
«Война — это путь обмана. Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его; если у него все полно, будь наготове; если он силен, уклоняйся от него; вызвав в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если у него дружны, разъедини; наступай на него, когда он не готов, выступай, когда он не ожидает».
Показывая противнику слабое место, вы провоцируете его напасть именно с этой стороны, поэтому хороший полководец заранее знает, чего ему ждать. Но противника нельзя недооценивать: он может разгадать провокацию и отказаться глотать наживку. Наполеон любил отступать, чтобы заманить врага в ловушку, и проигрывать небольшие сражения, чтобы потом ударить. Нужны некоторые жертвы, чтобы убедить противника, что он действительно знает вас. В войне есть два главных пути: обмануть врага и вычислить его обман. Третий путь — нарушить его эмоциональное равновесие.
«Двигаются тогда, когда это соответствует выгоде; если это не соответствует выгоде, остаются на месте. Гнев может опять превратиться в радость, злоба может опять превратиться в веселье, но погибшее государство снова не возродится, мертвые снова не оживут».
«Сунь-цзы» называет выгодой шансы на победу. Ярость — не повод начинать сражение. Такое сражение можно легко проиграть. Сражение нужно начинать тогда, когда произведены все необходимые расчеты и победа обеспечена. До этого момента нужно ждать и изучать противника.
«Если согласно науке о войне выходит, что непременно победишь, непременно сражайся, хотя бы государь и говорил тебе «не сражайся». Если согласно науке о войне, выходит, что не победишь, хотя бы государь и говорил тебе «непременно сражайся»
Действиями полководца руководит его разум. Он должен оградить разум от влияния не только своих эмоций, но и чужих. Чтобы победить, нужно руководствоваться холодным и спокойным расчетом.
«Кто является на поле сражения первым и ждет противника, тот исполнен сил; кто потом является на поле сражения с запозданием и бросается в бой, тот уже утомлен. Поэтому тот, кто хорошо сражается, управляет противником и не дает ему управлять собой».
Если противник неожиданно бросает вызов, на него не нужно отвечать. Нужно вступать в сражение тогда, когда вы к этому готовы. Управлять противником, значит вызывать его сражаться тогда, когда это выгодно вам, и не идти у противника на поводу, когда он подготовлен, а вас застал врасплох.
«Самое худшее — это осаждать крепости. Полководец, не будучи в состоянии преодолеть свое нетерпение, посылает своих солдат на приступ, словно муравьев; при этом одна треть офицеров и солдат оказывается убитыми, а крепость не взятой. Таковы гибельные последствия осады».
Если противник не нападает, не отвечает на вызовы, если он закрылся неприступной стеной и занял оборонительную позицию, такого противника лучше оставить в его крепости до того момента, пока ему не надоест. Чтобы победить, нужно быть не только хитрым, но и терпеливым.
«Тот, кто хорошо обороняется, прячется в глубины преисподней; тот, кто хорошо нападает, действует с высоты небес».
Если вам нужны силы, чтобы восстановиться и сделать нужные расчеты, лучше, чтобы ваш противник считал, что вы провалились сквозь землю. Если вам нужно напасть, лучше делать это внезапно, как гром среди ясного неба. Нельзя хорошо напасть с близкого расстояния. Невозможно защититься, оставшись у противника перед глазами.
«Тот, кто хорошо пускает в ход маневр, безграничен подобно небу и земле, неисчерпаем подобно Хуанхэ и Янцзы».
Маневр — это изменение тактики. Нельзя давать противнику возможность изучить ваши ходы. Ваши ответы на его вызовы должны быть разными, ваше поведение непредсказуемым. Победить можно, только постоянно сбивая противника с толку, относительно ваших намерений.
«У воды нет неизменной формы. Кто умеет в зависимости от противника владеть изменениями и превращениями и одерживать победу, тот называется божеством».
Божественный полководец не просто разделяет разум и эмоции, он заставляет свои эмоции служить разуму. Лучшая возможность ослабить противника — это демонстрировать не те эмоции, которых он ожидает. Смейтесь, когда вы проиграли, и плачьте, когда проиграл он. Ваш враг в страхе побежит от вас как от демона.
«Если знаешь его и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение».
Без комментариев.
© Марина Комиссарова
© 2009—2017 Марина Комиссарова
Источник
Сунь-Цзы. «Искусство войны»(извлечения).
Война — это великое дело государства, основа жизни и смерти, Путь к выживанию или гибели.
Это нужно тщательно взвесить и обдумать.
Война — это путь обмана.
Поэтому, даже если ты способен, показывай противнику свою неспособность.
Когда должен ввести в бой свои силы, притворись бездеятельным. Когда цель близка, показывай, будто она далеко; когда же она действительно далеко, создавай впечатление, что она близко.
Изобрази выгоду, чтобы завлечь его. Сотвори беспорядок в его силах и возьми его.
Если он полон, приготовься; если он силен, избегай его.
Если он в гневе, беспокой его; будь почтителен, чтобы он возомнил о себе.
Если враг отдохнувший, заставь его напрячь силы.
Если он объединен, разъедини его.
Нападай там, где он не приготовился.
Иди вперед там, где он не ожидает.
Таковы пути, которыми военные стратеги побеждают. Но о них нельзя говорить наперед.
Когда оружие притупилось, а дух — угнетен, когда наши силы истощены, а запасы — израсходованы, тогда удельные князья воспользуются нашей слабостью и поднимутся. Даже если у тебя есть мудрые полководцы, они не смогут ничего достичь.
Поэтому я слышал об успехе быстрых военных походов и не слышал об успехе затяжных. Ни одно государство не извлекло выгоды из длительной войны.
Те, кто недостаточно понимают опасности войны, не могут понять и выгоду от войны.
Тот, кто преуспел в использовании армии, не набирает людей дважды и не перевозит провиант трижды. Если получаешь снаряжение из своего государства и опираешься на захват провианта у врага, то запасов будет достаточно.
Метод использования войск следующий: наилучшее — сохранить столицу государства врага, на втором месте — разрушить его столицу. Наилучшее — сохранить его армию, на втором месте — разбить ее.
Наилучшее — сохранить соединения врага, на втором месте — уничтожить их. Наилучшее — сохранить подразделения врага, на втором месте — уничтожить их.
Наилучшее — сохранить «пятерки» врага, на втором месте — уничтожить их.
Поэтому одержать сто побед в ста сражениях — это не вершина превосходства.
Подчинить армию врага, не сражаясь, — вот подлинная вершина превосходства.
Поэтому высшее пресуществление войны — разрушить планы врага; затем — разрушить его союзы; затем — напасть на его армию; и самое последнее — напасть на его укрепленные города.
Поэтому тот, кто преуспел в военном деле, подчиняет чужие армии, не вступая в битву, захватывает чужие города, не осаждая их, и разрушает чужие государства без продолжительного сражения. Он должен сражаться под Небом с высшей целью «сохранения». Тогда его оружие не притупится и плоды победы можно будет удержать. В этом стратегия наступления.
Стратегия ведения войны такова: если сил в десять раз больше, чем у врага, окружи его; если в пять раз больше, атакуй его; если в два раза больше, раздели свои силы. Если силы равны, можешь с ним сразиться. Если сил меньше, перехитри его. Если тебя превосходят, избегай его. Поэтому упорствующий с малым, станет пленником большого.
Вот пять признаков, из которых можно узнать о победе: Тот, кто знает, когда можно сражаться, а когда нельзя, одержит победу.
Тот, кто понимает, как использовать большие и малые силы, одержит победу.
Тот, у кого верхи и низы горят одним и тем же желанием, одержит победу.
Тот, кто, будучи полностью готов, ждет неподготовленного, одержит победу.
Тот, у кого полководец способный, а правитель не мешает ему, одержит победу.
Таковы пять путей узнать победу.
Поэтому сказано, что тот, кто знает врага и знает себя, не окажется в опасности и в ста сражениях. Тот, кто не знает врага, но знает себя, будет то побеждать, то проигрывать. Тот, кто не знает ни врага, ни себя, неизбежно будет разбит в каждом сражении.
В древности те, кто преуспел в войне, прежде всего делали непобедимыми себя, чтобы ждать момента, когда можно покорить врага.
Непобедимость заключена в самом себе; возможность победы зависит от врага.
Поэтому тот, кто преуспел в войне, может сделать непобедимым себя, но не обязательно может заставить врага покориться.
Поэтому сказано, что стратегию победы над врагом можно познать, но не всегда можно применить.
Поэтому победоносная армия сначала осознает условия победы, а затем ищет битвы; проигравшая армия сначала сражается, а затем ищет победу.
Тот, кто преуспевает в войне, ищет опоры в стратегической мощи, а не в людях. Поэтому он может выбирать воинов и использовать их стратегическую мощь.
Когда грабишь какую-либо местность, раздели добычу с войсками. Когда расширяешь свою территорию, раздели выгоду. Держи под контролем стратегическое равновесие сил и продвигайся. Тот, кто первым поймет тактику обходного и прямого, одержит победу. Такова стратегия боевого сражения.
Пребывая в порядке, ожидай беспорядка; в спокойствии ожидай шумного. В этом путь управления разумом.
Стратегия ведения войны такова: не приближайся к высоким горам; не сталкивайся с теми, позади которых холмы. Не преследуй мнимо отступающих. Не нападай на воодушевленные войска. Не заставляй армию быть приманкой. Не препятствуй армии, идущей домой. Если окружаешь армию, должен оставаться выход. Не дави на изнуренного врага. Такова стратегия ведения войны.
Тот, кто говорит почтительно, но усиливает приготовления, будет наступать.
Тот, кто говорит воинственно и продвигается поспешно, отступит.
Тот, чьи легкие колесницы первыми развертываются веером в стороны, готовится к битве .
Тот, кто ищет мира, не ставя никаких предварительных условий, следует стратагеме.
Тот, чьи войска мечутся, но кто располагает свою армию в боевой порядок, выполняет заранее намеченное.
Тот, чьи войска то наступают, то отходят, заманивает.
Тот, у кого воины постоянно собираются малыми группами то здесь, то там, перешептываясь между собой, утратил власть над армией.
Тот, кто часто раздает награды, находится в глубоком затруднении.
Кто часто накладывает наказания, находится в сложном положении.
Тот, кто вначале жесток, а потом боится людей, являет собой образец глупости.
Тот, кто направляет посланников с предложениями, хочет передышки.
Если накладываешь наказания на войска до того, как они стали преданы тебе, они не будут подчиняться.
Если они не подчиняются, их будет трудно использовать.
Если не накладываешь наказания после того, как войска стали преданы тебе, их нельзя использовать.
Упреждающее знание нельзя получить от демонов и духов, нельзя получить из явлений или небесных знамений; оно должно быть получено от людей, ибо есть знание подлинного положения противника.
Существует пять видов использования шпионов: местные шпионы, внутренние шпионы, обращенные двойные шпионы, мертвые невозвратимые шпионы и возвратимые шпионы. Когда использованы все пять видов и никто не знает их пути, это называется «таинственным методом». Они — сокровище для правителя.
Если еще до начала миссии она была раскрыта, шпион и те, кому он передал сведения, должны быть казнены.
Источник