7 показателей хорошего духовного здоровья христианина
Вы думали когда-нибудь, как можно оценить духовное здоровье христианина? Какие признаки покажут, что духовная жизнь христианина находится в отличном состоянии? Во 2-ом Послании Коринфянам 13:5 написано: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть». Библия призывает нас испытывать свою веру и исследовать свое духовное состояние.
Когда человек заболевает физически, он приходит к доктору, который проверяет здоровье. Врач просматривает, прослушивает, меряет температуру, измеряет давление. Затем он посылает вас сдать разные анализы, сделать флюорографию. Очень важно, чтобы нам поставили правильный диагноз, и тогда можно будет увидеть, как болезнь можно вылечить. Чем раньше начать лечиться, тем легче победить болезнь, гораздо сложнее иметь дело с запущенными заболеваниями. Обычно люди и врачи очень серьезно относятся к своему физическому здоровью, потому, что от него может зависеть жизнь.
Духовное здоровье христианина
Насколько серьезно мы относимся к нашему духовному здоровью? Если я чувствую, что духовно заболеваю, стараюсь ли я как можно быстрее получить помощь? Пытаюсь ли я правильно поставить диагноз, и поскорее приступить к лечению? Интересно, что духовные болезни и грехи в Библии часто сравниваются с физическими болезнями. Но духовные болезни более опасны, так как могут привести к духовной смерти.
Мы посмотрим на семь показателей хорошего духовного здоровья христианина, чтобы нам было легче понимать, где мы находимся, и куда нам надо двигаться.
Растущая вера Божья
«Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, будет ему, что ни скажет. Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша» (Евангелие от Марка 11:23; 2Фессалоникийцам 1:3).
Мы поверили во Христа, стали Его учениками, мы видели много чудес в нашей жизни. Но чем дольше мы живем во Христе, мы проходим много испытаний, трудностей, мы сталкиваемся с нашими грехами и с грехами других людей. В нашу жизнь могут прийти разочарования, и наша вера может упасть.
В Евангелии от Матфея 14:26-31 написано: И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» Часто наша жизнь похожа на христиан в лодке. Сначала мы тревожимся и боимся, но затем слышим ободряющий голос Иисуса, и успокаиваемся. У нас появляется невероятное желание верить, и сделать что-то невероятное для Бога. Мы начинаем делать великие вещи, но затем видим ветер, проблемы и трудности, наша вера падает, и мы начинаем тонуть. Но Иисус всегда дает нам Свою руку, и поддерживает. Иисус призывает нас, маловеров, никогда не сомневаться, и всегда смотреть на Него.
Возрастает ли сегодня моя вера? Вижу ли я чудеса Бога в своей жизни, и могу ли я поделиться с другими, как Бог проявляет Себя. Мне нравится, когда мы на наших небольших собраниях делимся хорошими новостями и чудесами Бога. Интересно, что есть люди, у которых всегда есть чем поделиться, но есть и те, которые никогда или очень редко чем-то делятся.
Если у нас есть вера, и еще она возрастает, мы увидим чудеса Бога несмотря ни на что. У нас всегда будет повод воздать Богу невероятную славу!
Умножающаяся любовь к Богу и людям
«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. Потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами» (1 Послание Иоанна 4:16-17, 2Фессалоникийцам 1:3).
Мы познали любовь Бога, но продолжаем ли мы пребывать, чувствовать эту любовь, возрастаем ли мы в нашей любви и познании Бога? Если мы будем поступать как Христос, наша любовь достигнет совершенства, и мы с невероятной радостью будем ждать долгожданной встречи с нашим Отцом.
Также Бог хочет, чтобы мы любили наших братьев и сестер, и эта любовь становилась все сильнее и сильнее.
Могу ли я сегодня сказать, что я стал больше любить Бога и моих братьев, и еще продолжаю в этой любви расти?
Возрастающая радость спасения
«Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Псалом 50:12-14, Иоанна 15:11).
Когда Бог меня спас, простил и очистил, я чувствовал невероятную радость. Но со временем мне необходимо очищение, обновление, и действие Святого Духа в моем сердце. Бог хочет меня утвердить в уверенности моего спасения, чтобы моя радость была совершенна.
Иисус Христос учил: «Однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Евангелие от Луки 10:20). Самая большая радость идет от понимания того, что наши имена записаны на небесах.
Мы не умрем, но будем жить вечно с нашим любящим Отцом, и дорогими братьями и сестрами!
Успешный духовный рост
«И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Евангелие от Марка 4:26-29, Ефесянам 4:11-16).
Проростают ли семена Слова Бога в моей жизни, продолжаю ли я возрастать духовно или я уже всего достиг и остановился? Бог подарил нам церковь и наставников, чтобы мы не оставались духовными младенцами, но становились совершенными духовно взрослыми людьми. Когда церковь взрослая, в ней будет много любви, и она будет расти и в количестве, и в качестве.
Меня вдохновляют слова апостола Павла, который уже находился в хорошей духовной «форме»: Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Послание Филиппийцам 3:12-14). Павел не останавливался, не жил прошлыми победами, но он стремился вперед, и всегда старался духовно расти.
Жажда Бога
«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие! Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «где Бог твой?» Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной, чтобы видеть силу Твою и славу Твою. Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои, когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи, ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь; к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня» (Псалом 41:2-4, 62:2-9).
Есть ли у меня такая же жажда по Богу, как у Давида? Стремлюсь ли я находить время для молитвы и изучения Библии? Чувствую ли я духовный голод как и раньше, или я уже насытился: «Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас» (1 Послание Коринфянам 4:8).
Павел всегда имел духовный голод, он просто не мог жить, не познавая Христа: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Послание Филиппийцам 3:8).
Наше общение с Богом – это то, ради чего стоит жизнь на земле и на небесах.
Торжество во Христе
«Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем. При звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом. Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих. Но вы приступили к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (2 Послание Коринфянам 2:14, Псалом 31:11, 97:6, 149:5, Евреям 12:23).
Апостол Павел использует образ пышной Римской церемонии, называемой Триумфом, когда победоносный начальник со своей армией проходил торжественным маршем по улицам Рима. Мы уже победили вместе с Христом, но как мы себя чувствуем, как победители, или как побежденные?
Могу ли я сказать, что я всегда торжествую во Христе, и Бог через меня распространяет познания о Себе на всяком месте. Веселюсь ли я и радуюсь о Господе? Чувствую ли я радость, что могу быть в торжествующем соборе, в церкви с братьями и сестрами, имена которых тоже записаны на небесах?
Торжество во Христе – это состояние, в котором Бог хочет, чтобы мы находились постоянно.
Постоянное духовное бодрствование
«Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». (Евангелие от Марка 13:35-37, Матфея 24:42).
Иисус просил своих учеников, чтобы он не засыпали духовно, но всегда бодрствовали, и всегда готовы были к встрече с Христом.
В Евангелии от Луки 12:35-36 написано: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему». Наши одежды всегда должны быть готовы, а наши светильники должны всегда гореть. Огонь и действие Святого Духа в наших жизнях должна проявляться не время от времени, а постоянно!
Когда у нас хорошие духовные «показатели», и мы будем духовно здоровы, мы сможем принести невероятную славу Богу. Наше духовное здоровье зависит не только от Бога, но и от нас: «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петра 1:10-11).
Даже если мы заболеваем, Бог всегда хочет нас вылечить: «Я обложу тебя пластырем и исцелю тебя от ран твоих» (Иеремия 30:17). Бог нас очень любит, и хочет нас видеть здоровыми и счастливыми!
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Источник
Что такое духовное здоровье и как за него бороться?
Необходимым условием для существования, жизни и развития любого народа, является определенный уровень его духовного и физического здоровья. Если с критериями физического состояния нации, современная наука в принципе определилась, то проблема духовного здоровья и его влияния на физическую и общественную жизнь общества, находится только в стадии разработки. Между тем, оно является главенствующим фактором, определяющим развитие или деградацию с последующим ранием целых народов.
В последние годы все чаще обращают внимание на вопросы воспитания подрастающего поколения и духовно-нравственного становления личности. Так на 2-м Международном конгрессе “Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в 21 веке” была озвучена весьма неблагополучная статистика о состоянии здоровья нашего молодого поколения. Согласно этой статистике 60% учащихся в целом в РФ имеют ту или иную патологию. 60% детей были отнесены к категории “нервные дети”. Причем у 64,8% старшеклассников в РФ зафиксированы пограничные нервно-психические расстройства: асоциальное поведение, курение, употребление алкоголя, психоактивных веществ, рискованные формы сексуального поведения, компьютеро-зависимость. Последнее явление — новая нозологическая единица. О ее реальности говорят следующие цифры: из общего числа компьютерных клубов Москвы 23% работают круглосуточно, при этом 80% постоянных клиентов круглосуточного посещения — подростки. Педиатры проинформировали общественность о том, что 70%-ая патология беременности и родов дает 70%-ое снижение адаптационного ресурса у детей. И еще одна страшная цифра. В 2003 г. 7,8 тысяч подростков покончили жизнь самоубийством. Статистические материалы о социально-демографической характеристике населения Государственной областной думы 2004 г. свидетельствуют, что среди юношей призывного возраста самая распространенная патология — нервно-психические расстройства, которым подвержен каждый 20-й молодой человек, причем каждый 9-й из этого числа страдает алкогольной, наркотической или токсикологической зависимостью.
Но какая связь между перечисленными выше пороками человека, болезнями психическими и духовным здоровьем? Что же вообще такое духовное здоровье?
С точки зрения иеромонаха Иова (Гумерова): «Духовным здоровьем является свобода от духовных недугов – греховных страстей.» Т.е здоровье духовное определяется как свобода, не подверженность порокам, таким как алкоголизм, наркомания, игромания, беспорядочные половые связи (ведь это тоже является формой зависимости, когда человек не может себя удержать в рамках дозволенного).
С точки зрения психологии духовное здоровье – это:
— Быть устойчивым к стрессам
— Уметь управлять своими мыслями и эмоциями
— Иметь доброжелательное отношение к людям и видеть в них особенности, а не недостатки
— Быть мудрым, понимать окружающих людей и происходящее
— Быть спокойным и собранным и т.д.
При обобщении этих понятий получается – если человек старается поддерживать свое духовное состояние в норме, то он свободен от зависимостей социальных и психологических, следовательно человек умеет держать себя в обществе, имеет умиротворенное расположение души. Спокойный, уравновешенный и умный человек всегда вызывает уважение.
На одном из интернет-форумов, где обсуждались вопросы духовного здоровья было высказано мнение о том, что: «… духовного здоровья сложно достичь не имея здорового образа жизни. Разделять эти два понятия почти не возможно, важны для человека оба».
Многие говорят, что “В здоровом теле — здоровый дух”, т.е. психическая стабильность человека ставится в зависимость от состояния его телесности., если человек физически крепкий и здоровый, значит и с духовным миром его все в порядке. Данное выражение является искажением строки Х сатиры римского поэта Ювенала, которая звучит так: ”Orandum est utsit mens sana in corpore sano”, что в переводе с латинского означает: “Надо молить, чтобы в здоровом теле был здоровый дух”. Очевидно, что смысл этой строки прямо противоположен популярной в недавнем прошлом идеологической установке.
В традиции нравственной христианской, в частности, русской философии противоположная позиция. Моральные ценности и принципы Библейского Декалога (10 заповедей) — имеют абсолютное значение потому, что несоблюдение этих моральных правил приводит к разрушению психо-эмоциональной жизни, затем к потере физического здоровья и в итоге жизни в целом. Моральные нормы, даже, несмотря на их видимую чуждость индивидуальным склонностям и потребностям человека, не случайно воспринимаются в обществе как культурные ценности. Духовно-нравственные ценности ориентируют индивидуальное человеческое существование. Посредством моральных норм мы понимаем, оцениваем, организуем нашу жизнь. Абсолютная мера их ценности задана тем, что они — необходимое условие не только социального практического существования человека, но и его жизни.
Какое же состояние духовного здоровья русского народа на сегодняшний день?
На протяжении практически тысячи лет, русское государство формировалось под воздействием православных идеалов, христианских морально-нравственных ценностей. Вся культурно-историческая судьба русского народа неразрывно связана с православным вероисповеданием. Это нашло свое выражение и в области литературы, архитектуры, живописи, педагогике, в народном быту и даже в форме политического управления страной.
Русская Церковь стала для Руси основой ее церковного и культурного единства. Еще не сложившиеся в единое целое племена восточных славян стали объединяться через христианство и Церковь, через культуру и единый литературный язык. Христианство оказало влияние на различные стороны как государственно-правового, так и социального строя Киевской Руси. Принятие в качестве законодательной основы церковного византийского права, и в частности Номоканона, преобразовало наше гражданское, уголовное, имущественное, семейное и брачное право. Христианство перестроило семью на началах Евангельской нравственности. Православные идеалы любви, мира, терпения, сострадания все глубже и глубже входили в душу народа.
Христианство определило основу культуры нашей страны и тем связало славянский мир и Киевскую Русь с просвещенными кругами христианских народов Востока. Культура, пришедшая на Русь с принятием православия из Византии, получила новый творческий импульс и развитие на основании самобытной русской культуры. Русская душа оказалась онтологически готовой к принятию Евангельского Благовестия. Душевная чистота, искренность открытость, мужество, свободолюбие, справедливость, внутренняя устремленность к высшим идеалам бытия — делала наших предков благодарной почвой, приносящей богатые духовные плоды своему Творцу.
С течением времени христианский идеал нравственности все более и более укреплялся в душе, быту и традициях народа.
В результате октябрьского переворота 1917, произошла коренная ломка всех духовно-нравственных ценностей христианской Руси. На смену пришла идеология марксизма-ленинизма, которая в результате своей ложной духовной направленности, прервала тысячелетнюю культурно-историческую традицию, оторвала народ от живительных истоков православной веры.
Современное состояние общества
В настоящий период, в результате краха коммунистической идеологии, большая часть народа отошла от ложных идеалов, но и не вернулась к своим прежним историческим духовным ориентирам. Та проповедь оккультизма, порнографии, насилия, культа доллара, которые проводится в нашей стране, к духовности никакого отношения не имеют. Они не являются ни проявлением Божественного света, ни лучших душевных человеческих начал. То, что насаждается средствами массовой информации сегодня, является порождением самых темных сторон падшей человеческой личности. Можно с уверенностью констатировать, что в отечественной культуре происходят ныне опасные процессы, ставящие под вопрос исходные ценности русского бытия. Какой бы род познания-творчества мы не взяли, всюду увидим настойчивое — и с каждым годом все более откровенное — стремление к отходу и даже разрушению таких традиционно христианских моральных ценностей как вера в Бога, любовь к Родине, людям, идеалы самопожертвования собою ради ближних, целомудрия, чистоты, верности отеческим заветам.
Подойдите к любому книжному развалу — и вы увидите проповедь агрессии, насилия, разврата, сребролюбия, славолюбия и гордыни. Проповедь оккультизма, сектантства, ложной, особенно восточной мистики, экстрасенсорики, а то и колдовства в неприкрытом виде. Включите любой канал ТВ, особенно ближе к ночи — вы окажитесь на «балу у сатаны». Реклама — это торжество пошлости — внедряет в подсознание миллионов образ вседоступного рая. За профессиональным блудословием «спичрейтеров» и «имиджмейкеров» встает прямая угроза для души нашего народа и языка — с газетных страниц и экранов врываются в нашу культуру иноязычные, чуждые русскому сознанию мыслеобразы. Распадается самобытность, уничтожаются остатки культурно-исторической традиции нашего народа. Даже на буквы русской азбуки — создание святых Кирилла и Мефодия — ведется наступление. Латиница вытесняет их с городских улиц. Делается попытка вытеснить из богослужения церковнославянский язык — этот духовный стержень живого Великорусского языка! — современным газетным жаргоном. Новый «общечеловеческий» жаргон, гипнотизирующий наши глаза и уши, давно перерос проблемы филологии. Пороки, обозначаемые льстиво звучащими американизмами, скрывают свою разбойничью природу. Рэкетир звучит куда приятнее, чем бандит, а интердевочка — красивее, чем продажная девка.
Истинная культура происходит от культа, она начинается непосредственно в храме и пронизывает все бытие личности и народа. Культура вбирает в себя лучи, исходящие из Церкви Божией, и передает их дальше, по мере своих нравственных, умственных, эстетических и хозяйственных сил. Культура — это и литература, и музыка, и миропонимание, и устроение быта, и устроение души. По существу своему культура, как творческая, созидательная деятельность человека, предполагает стремление к свету Божественной истины, или наоборот, отказ от этого света, вплоть до сознательного союза с нечистой силой.
Небывалое количество преступлений, самоубийств, самого грязного разврата, наркомании, сокращение рождаемости и рост смертности на сегодняшний день — свидетельствуют о вырождении русской нации, которое происходит именно в результате потери верной духовной ориентации подавляющего большинства нашего народа. Разрушаются те основные компоненты, которые народ делает народом.
Как мы уже говорили, из душ большинства людей, вытравлена православная вера, разрушено и доразрушается христианское мировоззрение и мироощущение, над умами большинства людей господствуют противоречивые и часто антагонистичные идеи. Русский язык искажается, делается примитивным, блатным, теряет свою духовную, небесную направленность. Жизненная энергия нации подавляется массой негативной информации, человеческая душа подводится к бездне отчаяния, проповедью безысходности и бесперспективности грядущих событий.
По словам Гундарова, если рассматривать каждую причину ранней смертности в отдельности, то можно сделать вывод, что влияние их велико, но не является главным. Табака мы потребляем не больше чем в других странах, это же утверждение справедливо и относительно алкоголя. Количество холестерина в крови из-за избыточного питания для нас тоже не является решающим фактором, так как калорийность рациона за последние годы упала в среднем от трети до половины. Большую опасность сейчас для людей, особенно для детей, скорее представляет неполноценное питание и недоедание. Дискинезия нам пока не грозит – россияне, сплошь и рядом, трудятся в нескольких местах. Экология. Она и раньше у нас была лучше, чем в большинстве стран Западной Европы, а с падением производства и вовсе может считаться достаточно благополучной. Дальнейшие исследования ученого показали, что все перечисленные факторы и связанные с ними заболевания являются причиной преждевременной смерти лишь 25 человек из 100. Так в чем же дело, почему русские умирают в расцвете сил?
Оказывается необычайно важно для жизни такое психическое, духовно-нравственное состояние человека при котором он ощущает себя счастливым, имеет твердую надежду на завтрашний день и веру в благополучное будущее. Уровень вышеуказанных душевных составляющих и определяет так называемое «качество жизни», от которого главным образом и зависит жизнеспособность нации.
В дореволюционной России большинство людей верили в Бога, в вечную жизнь, в справедливое загробное воздаяние каждому человеку за праведно или греховно прожитую жизнь. Такая вера и благодать, даруемая свыше, давала неистощимую внутреннюю энергию народу, готовность жить, страдать, а если надо и умереть во имя высших идеалов. В послереволюционный период, когда православная вера активно вытравлялась из души русского человека, ее место стала занимать вера в «светлое коммунистическое будущее». Несколько поколений русских людей жило еще на старом, генетически заданном, христианском морально-нравственном потенциале. Суррогаты, подменившие православную веру, позволили в течение семидесяти лет поддерживать необходимый для существования народа уровень качества жизни.
Материальный уровень жизни на самом деле значит немного. Возьмите к примеру пресловутую Америку, которую нам все время подсовывают как образец для подражания. Да, страна богатая. Каковы же ее показатели? Самое большое (из числа стран с либеральной экономикой) удельное количество заключенных, неоспоримое лидерство по числу наркоманов, сумасшедших, самоубийц. Стоит ли стремится к такому счастью нашему обществу?
Пути духовного возрождения России
Сейчас много говорится о необходимости решительной борьбы с наркоманией, пьянством, проституцией. Но опускается главное. Надо бороться не столько с этими пороками общества, сколько с причинами их порождающими. Прежде всего, необходима профилактическая духовно-воспитательная работа. Нужно, чтобы человек с детства воспитывался так, чтобы при виде пороков у него возникало естественное отвращение ко всем разновидностям греха. Чтобы высокие духовные идеалы, занимали главенствующее положение в его жизни. Чтобы общественное мнение всегда поддерживало высокие моральные и нравственные требования и было непримиримо ко злу. При таком воспитании молодой человек с негодованием отвергнет предложенный ему наркотик или стакан вина, будет искать спутницу жизни, а не «путану» для развлечений.
Хорошим обнадеживающим примером является то, что немало молодых людей нашего времени, приходят к православной вере, выбирают чистоту и целомудрие, вопреки царящей вокруг и усиленно навязываемой им пошлости. Происходит это во многом благодаря православной жизни родителей, обучению в воскресной школе, домашней молитве, частой исповеди и причастию святых Христовых Тайн. Видя благочестивый пример родителей, получая ответы на недоуменные вопросы в воскресной школе, общаясь там с такими же верующими детьми, ребенок начинает понимать, что он живет правильно, а греховная жизнь царящая вокруг, далеко не является нормой. Частая исповедь и причастие порождают у ребенка ненависть ко греху, пробуждают и укрепляют совесть, способствуют укреплению навыков правильной духовной жизни. Очень важным моментом в жизни школьников является отношение к православной вере со стороны педагогов того учебного заведения, где они учатся. Если большинство учителей верующих и в школе царит духовно-нравственный климат православных отношений, а также проводятся факультативные занятия по изучению основ христианской веры, то учащиеся такой школы, разительно отличаются от своих неверующих сверстников. В таком учебном заведении, как правило, отсутствуют проблемы наркотиков, хулиганства, нецеломудренного поведения учащихся. Поведение на уроках и уровень усвояемости проходимого материала гораздо выше обычного.
Восстать, возродиться, наш народ может, только прильнув к живительному источнику православной веры, на основах которой и строилась вся жизнь нашего некогда могучего христианского государства. Православие вселяло веру в будущее, учило жертвенной любви, давало энергию для великих свершений своим носителям.
Источник