Приложение N 2. Правила комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних
Приложение N 2
к Порядку проведения
профилактических медицинских
осмотров несовершеннолетних,
утвержденному приказом Министерства
здравоохранения Российской Федерации
от 10 августа 2017 г. N 514н
Правила комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних
1. Комплексная оценка состояния здоровья несовершеннолетних осуществляется на основании следующих критериев:
1) наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний (состояний) с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса;
2) уровень функционального состояния основных систем организма;
3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
4) уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
2. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим группам:
1) I группа здоровья — здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений;
2) II группа здоровья — несовершеннолетние:
у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;
реконвалесценты, особенно перенесшие инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести;
с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;
часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;
3) III группа здоровья — несовершеннолетние:
страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);
с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда;
4) IV группа здоровья — несовершеннолетние:
страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;
с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;
с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда;
5) V группа здоровья — несовершеннолетние:
страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений, требующими назначения постоянного лечения;
с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Источник
Приложение N 2. Правила комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних
Приложение N 2
к Порядку прохождения
несовершеннолетними
медицинских осмотров, в том числе при
поступлении в образовательные
учреждения и в период обучения в них,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 декабря 2012 г. N 1346н
Правила
комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних
1. Комплексная оценка состояния здоровья несовершеннолетних осуществляется на основании следующих критериев:
1) наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний (состояний) с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса;
2) уровень функционального состояния основных систем организма;
3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
4) уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
2. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим группам:
1) I группа состояния здоровья — здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений;
2) II группа состояния здоровья — несовершеннолетние:
у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;
реконвалесценты, особенно перенесшие инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести;
с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;
часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;
3) III группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии
клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);
с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда;
4) IV группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;
с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;
с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда;
5) V группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения;
с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда;
Источник
Комплексная оценка состояния здоровья. Профилактические рекомендации.
Комплексная оценка состояния здоровья включает разделы:
исследование состояния здоровья по определённым критериям;
определение группы здоровья;
оформление записей в учётную документацию.
Все критерии, по которым оценивают состояние здоровья, делятся на две группы: определяющие (или обусловливающие) и характеризующие здоровье. К первой группе относят анамнез (социальный, биологический, генеалогический), ко второй группе: ФР, НПР, уровень резистентности, уровень функционального состояния организма, наличие или отсутствие хронических заболеваний или пороков развития.
1) Характеристика полноты семьи;
2) образовательный уровень семьи;
3) психологический климат семьи;
4) жилищно-бытовые условия;
материальная обеспеченность семьи;
6) уровень санитарно-гигиенических условий ухода за ребёнком и квартирой;
Оценка:1. Благополучный социальный анамнез;
2. Неблагополучный социальный анамнез.
1) Особенности антенатального периода;
2) особенности интранатального и постнатального периодов;
3) воздействия, ухудшающие здоровье в последующем.
Оценка: 1. Биологический анамнез благополучный.
2. Биологический анамнез неблагополучный.
Выясняет наследственные болезни.
Оценка: 1. Генеалогический анамнез отягощён.
2. Генеалогический анамнез не отягощён.
Определяется по кратности за прошедший год и зависит от возраста ребёнка.
Она может быть: — высокой (нет заболеваний);
— средней (более 1-3 раза в год);
— низкой (кратность заболеваний 4-7);
— очень низкой (кратность заболеваний 8 и более).
Уровень функционального состояния организма.
Определяют по: — частоте сердечных сокращений;
1. Настроение ребёнка.
4. Характер бодрствования.
5. Отрицательные привычки.
6. Индивидуальные особенности.
Оценка: 1. Нормальное поведение.
2. Начальные или незначительные отклонения в поведении.
3. Выраженные или значительные отклонения в поведении.
На основе комплексной оценки представленных выше критериев выделяются четыре группы здоровья.
I группа – здоровые дети без отклонений по всем вышеуказанным критериям, а также с незначительными отклонениями (аномалии ногтей, незначительные аномалии ушных раковин, единичные стигмы и т.д.), не влияющие на состояние здоровья и не требующие коррекции
IIА группа ─дети с минимальной степенью риска формирования хронических заболеваний, т.е. с факторами риска в биологическом, социальном и генеалогическом анамнезе
IIБ группа -дети, имевшие факторы риска в период внутриутробного и антенатального развития, т.е. тех состояний плода и новорождённого, которые могут в дальнейшем повлиять на рост, развитие и формирование здоровья ребенка (появление хронических заболеваний), а также дети с пограничными состояниями и функциональными отклонениями
III группа ─дети с хроническими заболеваниями
Источник
Тема 11. Комплексная оценка состояния здоровья детей
Она включает в себя 6 показателей (критериев) здоровья.
I. Изучение факторов риска в генеалогическом, биологическом и социальном анамнезе. Выявляются наследственные заболевания, составляется родословная семьи (генетика), здоровье отца и матери до зачатия, токсикозы матери, заболевания матери, профессиональные вредности, вирусные инфекции, длительность родов, вредные привычки родителей, заболевания ребенка в период новорожденности, в грудном возрасте и первые 3-4 года, характер вскармливания, закаливание, психологический климат в семье (при плохом климате – неврозы), материально-бытовые условия.
II. Физическое развитие ребенка – это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела) и биологического созревания в том или ином периоде детства.
Определение физического развития включает
1. Измерение и оценка роста проводится по центильным нормативным таблицам (соответствует ли рост возрасту).
2. Измерение массы тела и оценка (по двуцентильным таблицам соответствия массы росту ребенка).
3. Измерение окружности груди и оценка (по нормам).
— длина туловища, рук, ног, окружности, конечностей;
— состояние п/ж слоя;
— развитие мышечной системы;
— развитие костей позвоночника;
— развитие стоп (плантометрия);
— развитие грудной клетки (форма);
5. Половое развитие (определяется по количеству прорезавшихся постоянных зубов, длине и массе тела, развитию вторичных половых признаков).
Оценка физического развития:
— отставание в физическом развитии;
— опережение в физическом развитии.
III. Определение уровня нервно-психического развития с учетом возраста (по таблицам сравнивают все навыки, показатели, которые имеет ребенок в этом возрасте и которые у него имеются). Кроме того, оценивают психическое здоровье: эмоции, настроение (до 2-6 лет), сон, аппетит, особенности личности, отрицательные привычки.
— отстает в нервно-психическом развитии;
— опережает по нервно-психическому развитию.
IV. Резистентность. Она считается:
— высокая – число острых заболеваний в год 0-3 раза;
— сниженная – число острых заболеваний в год 4-7 раз;
— резко снижена – число острых заболеваний в год больше 8.
Нормальное количество острых заболеваний в год:
1 год – до 4 заболеваний;
2-3 года – до 6 заболеваний;
4 года – до 5 заболеваний;
5-6 лет – до 4 заболеваний;
старше 6 лет – до 3 заболеваний.
Часто болеющие дети (ЧБД)
1 год – 4 и больше раз;
2-3 года – 6 и больше раз;
4 года – 5 и больше раз;
5-6 лет – 4 и больше раз;
старше 6 лет – 3 и больше раз.
Для определения резистентности (иммунитета) по числу ОРВИ используют индекс резистентности (ИР)
ИР (%) = число заболевании ОРВИ х 100 число месяцев жизни с начала рецидивирования ОРВИ
Пример. Ребенок 2 лет имел 6 обострений ОРВИ за 12 месяцев
ИР = 6/12 х 100 = 50%
Если ИР = 33-40 % — относительно ЧБД;
Если ИР = 41-50 – часто болеющие дети;
Если ИР = 51 % и больше – очень часто болеющие дети.
V. Функциональное состояние органов и систем. Оценивается ЧСС, ЧД, АД, Hb и Er, ЖЕЛ, минутный объем крови.
Оценка функционального состояния:
— нормальное (функциональные показатели равны норме);
— ухудшенное (1 или несколько показателей на грани нормы и патологии);
— плохое (функциональные показатели резко отличаются от нормы).
VI. Наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития. Оценка: «здоров», «пограничное состояние», «болен». При оценке состояния здоровья используют одновременно все 6 критериев (показателей) здоровья. Ни один из критериев в отдельности не может характеризовать состояние ребенка в целом. В результате комплексной оценки дети делятся по состоянию здоровья на 3 группы:
1 группа – здоровые дети с нормальным развитием, нормальными функциями и иммунитетом;
2 группа здоровья – здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость организма;
3 группа – дети, больные хроническими заболеваниями, в состоянии компенсации, субкомпенсации (4) и декомпенсации (5).
Источник
Тема Комплексная оценка состояния здоровья
Комплексная оценка состояния здоровья включает:
1. Исследование состояния здоровья по определённым критериям.
2. Определение группы здоровья.
3. Назначение рекомендаций.
4. Оформление записи в учётную документацию.
Комплексную оценку проводят:
— Неонотолог в роддоме.
— Участковый врач (фельдшер) с учётом заключений специалистов в декретированные сроки.
Критерии, по которым оценивают состояние здоровья делятся на две группы:
1 группа: определяющие или обуславливающие здоровье.
2 группа: характеризующие здоровье.
1 группа: это анамнез:
2 группа: — физическое и нервно-психическое развитие
— резистентность (сопротивляемость) организма к инфекции
— уровень его функционального состояния
— наличие или отсутствие хронических заболеваний и пороков развития
Параметры социального анамнеза
Параметры | Краткие варианты благополучия |
1. Характеристика полноты семьи | Есть мать, отец и родственники (ближайшие) |
2. Образовательный уровень семьи | Среднее специальное образование |
3. Психологический климат семьи | Отношение к ребёнку ровное, ласковое, дружелюбное. Отношения между родителями такие же, нет вредных привычек |
4. Жилищно-бытовые условия | Наличие у семьи отдельной квартиры, S=6 м² на 1ого человека |
5. Материнская обеспеченность в семье | 60 % от минимального потребительского бюджета семьи из 4ёх человек |
6. Уровень социально-гигиенических условий ухода за ребёнком и квартирой | Минимальный-оптимальный |
ОЦЕНКА: Благополучный социальный анамнез или неблагополучный.
Биологический анамнез
Факторы анамнеза | Перечень неблагоприятных факторов |
1. Особенности антенатального периода (беременность) | — Токсикозы беременности 1ой и 2ой половины — угроза выкидыша — экстрогенитальная патология матери — профессиональные вредности у родителей — хирургические вмешательства и вирусные заболевания во время беременности |
2. Особенности интранатального периода (роды) | — Длительные или стремительные роды — кесарево сечение — асфиксия — родовая травма — недоношенность — гемолитическая болезнь новорождённого — инфекционные и неинфекционные заболевания новорождённого |
3. Воздействия ухудшения здоровья в постнатальном периоде | — Повторные острые заболевания любой этиологии — ранний перевод на искусственное вскармливание |
ОЦЕНКА: благополучный биологический анамнез или неблагополучный.
Генеалогический анамнез
При первой встречи с ребёнком врач или фельдшер выясняет состояние здоровья родителей, братьев и сестёр, других близких родственников и составляет родословную семьи, в которой число поколений должно быть не менее трёх.
Поколения обозначаются римскими цифрами сверху вниз. При оценке генеалогического анамнеза определяются:
1. Есть ли наследственные болезни.
2. Определяется общая отягощённость анамнеза с подсчётом индекса отягощённости.
Общее число заболеваний на всех известных родственников
И= Общее число родственников пробанда
И более 0,7 свидетельствует об отягощённости анамнеза.
Определяем отягощённость анамнеза по нозологической группе заболеваний.
Подсчитываем индекс отягощённости по нозологической группе.
Общее число заболеваний ЖКТ на всех известных родственников
И = Общее число родственников пробанда
Индекс более 0,4 свидетельствует об отягощённости анамнеза по данной нозологической группе.
Резистентность оценивается по количеству острых заболеваний за прошедший год, может быть:
— высокая (не болели в течение года или болевшие 1-3 раза в год
— сниженная – болели 4-7 раз в день
— очень низкая – болели 8 и более раз в год.
Уровень функционального состояния организма
-нормальное – показатели соответствуют возрастной норме, поведение без отклонений;
-ухудшенное – уровень показателей на высшей или низшей границе возрастной нормы, есть значительные отклонения в поведении
— плохое – уровень показателей высокий или низкий, выраженные отклонения в поведении
Проанализировав критерии, определяющие и характеризующие здоровье, врач делает заключение с определением группы здоровья.
1 группа: здоровые дети без отклонений по всем критериям здоровья, а так же дети с незначительными отклонениями, с единичными морфологическими: аномалии ногтей, ушных раковин, не влияющих на состояние здоровья и не требующих коррекции. Относят детей с неблагополучным социальным анамнезом.
2 А группа: здоровые дети с факторами риска в биологическом, социальном и генеалогическом анамнезе, напр.:
— экстрогенитальные заболевания матери,
— профессиональные вредности и алкоголизм родителей,
— острые заболевания во время беременности, — возраст матери,
— низкое или высокое АД.
В интронатальном периоде:
— быстрые или затяжные роды,
— длительный безводный период,
— патология плаценты либо пуповины и др.
Отягощённый генеалогический анамнез: индекс менее 0,7 и 0,4.
2 Б группа: здоровые дети с факторами риска во внутриутробном и постнатальном периоде, т.е. с теми состояниями плода и новорожденного, которые могут повлиять на развитие заболевания в дальнейшем, а также детей с пограничными состояниями и функциональными отклонениями.
— дети от многоплодной беременности,
— дети с массой тела более 4 кг,
— дети с внутренним инфицированием,
— перенёсшие родовую травму,
— перенёсшие гемолитическую болезнь новорождённых,
— другие тяжёлые заболевания в неонатальном периоде.
— дети с рахитом 1ой степени,
— дети с аллергической предрасположенностью,
— дети с неопущением яичек в мошонку,
— с гипертрофией миндалин и аденоидами 1ой и 2ой степени,
— с искривлением носовой перегородки,
— дети с повторными заболеваниями бронхов, пневмонией, частыми ОРЗ,
— с понижением гемоглобина до нижней границы нормы,
— с кариесом (6-8 зубов),
— с аномалиями прикуса,
— с задержкой нервно-психического развития,
— с миопатией слабой степени,
— выраженными туберкулиновыми пробами.
3 группа: дети с хроническими заболеваниями.
4 группа: дети инвалиды.
Дети 3-ей и 4-ой группы находятся на диспансерном учёте, заполняется форма №30/У.
После определения группы здоровья врач пишет заключение о комплексной оценке состояния здоровья:
1. Уровень физического развития.
2. Группа нервно-психического развития.
3. Клинический диагноз:
4. Группа здоровья.
5. Даются рекомендации:
Дети, отнесённые к 1ой группе здоровья, нуждаются в назначении профилактических мероприятий:
— соблюдение режима дня
— проведение профилактических прививок
— профилактика пограничных состояний (рахита, анемии)
— проведение календарной диспансеризации
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник