Меню

Что важно для здоровья школьника

Здоровье школьника
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Здоровье человека, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связано более 70% времени его жизнедеятельности.

Скачать:

Вложение Размер
zdorove_shkolnika.docx 18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Здоровье школьника».

Здоровье человека, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связано более 70% времени его жизнедеятельности.

Среди факторов, негативно влияющих на здоровье и развитие детей в системе образования, выделяют как низкий уровень культуры здоровья в обществе, ведущий к нездоровому образу жизни, так и факторы образовательной среды школы. Во многом, конечно, винить можно образ жизни современных школьников.

Характеризуя образ жизни петербургских школьников , необходимо отметить ряд негативных изменений за анализируемый период (данные за последние 10 лет).

Т енденции, характеризующие образ жизни школьников Санкт-Петербурга :

  • в настоящее время у 70% детей школьного возраста отмечается недостаточная двигательная активность, более половины учащихся вообще не занимаются физической культурой;
  • нарушения структуры и режима питания (43,6% старшеклассников питаются без режима, когда захотят; 68,3% из них не едят в школе);
  • нарушения структуры досуга, в том числе преобладание малоподвижных видов занятий (компьютер и ТВ), нарушение продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе во всех возрастных группах;
  • возрастание риска употребления психоактивных веществ (о результатам анкетирования у 42,9% большинство сверстников курят, у 36,2% — употребляют алкоголь, у 8,4% — пробовали наркотики);
  • снижение с возрастом готовности к здоровому образу жизни. И что немаловажно, зачастую здоровый образ жизни среди подростков просто считается немодным.

Характеризуя проблемы участников образовательного процесса, необходимо отметить проблему профессионального здоровья и образа жизни педагогов школ Санкт-Петербурга.

По результатам исследований СПбАППО на выборке 1207 педагогов Санкт-Петербурга в 2000-2007 гг. средний возраст педагогов 42,3 лет, средний педагогический стаж 19,0 лет; из них с высшим образованием 89,7%. Только 46,2% из них имеют высокий уровень эмоциональной устойчивости, 28,7% имеют высокий уровень нейротизма, 66,3% педагогов имеют высокий уровень личностной тревожности. Наблюдается значительное снижение эмоциональной устойчивости с увеличением педагогического стажа и возраста (за первые 10 лет стажа – почти в два раза). 75% педагогов считают свое здоровье удовлетворительным или плохим.

Как показывают результаты исследования, проведенного кафедрой психологии СПбАППО в ноябре 2009 — январе 2010 года на выборке из 3312 педагогов ОУ города, 69% педагогов испытывают чувство усталости на работе, 54% — нарушения сна, 45% — подавленное настроение, 42% — повышенное артериальное давление, аритмию.

В то же время мало кто систематически и целенаправленно занимается своим здоровьем, оправдывая это необходимостью больших материальных затрат (19% опрошенных), отсутствием времени (16%), нехваткой силы воли (13%), наличием более важных дел (11%), отсутствием соответствующих условий (11%).

Среди способов поддержания крепкого здоровья 29% педагогов просто избегают вредных привычек, лишь 8% самостоятельно занимаются физическими упражнениями, 6% посещают врача с профилактическими целями, 4% практикуют специальные оздоровительные системы.

Такое отношение педагогов к своему здоровью определяет и их отношение к здоровью учащихся: по данным мониторинга РСОКО, в котором участвовали 448 педагогов, 78% из них считают здоровье учащихся удовлетворительным или плохим; 63,6% считают, что здоровье детей ухудшается по мере обучения в школе. В то же время только 25,7% педагогов осознают необходимость собственного повышения квалификации в области здоровья; 24,5% — проведения внеклассной работы в этой области, 43,8% — создания службы здоровья. Подавляющее большинство считают уместными в школе массовые мероприятия (75,3%).

Тем не менее, по статистике на сегодняшний день проблемы со здоровьем у каждого пятого первоклассника, а 40 % выпускников имеют более 2 диагнозов. По данным РАМН, сегодня среди выпускников российских школ только 3% здоровых детей. Три человека из ста! А до 70% старшеклассников страдают хроническими заболеваниями. Причем здоровье ребят резко ухудшается именно за годы обучения.

Более 30% детей имеют отклонения в физическом развитии. И этот показатель постоянно растет. Отмечается снижение физической силы у подростков. К примеру, лишь 50% из них в состоянии выполнить возрастные нормативы физической подготовки.

За последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, а детей в возрасте 15-17 лет — на 65%. Нарушения здоровья у 30% школьников средних и старших классов приняли хронический характер. Наиболее часто встречаются заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы, зрения, возросло число психических расстройств.

Отмечается, что в течение последних 15 лет число школьников, имеющих проблемы со здоровьем, постоянно увеличивается. Это крайне тревожная тенденция.

По мнению экспертов, «дети испытывают колоссальные нагрузки в школе и дома», при этом их двигательная активность постоянно снижается из-за массового увлечения компьютерами.

Кроме того, серьезной проблемой является неправильная организация питания. Половина школьников не завтракают ни дома, ни в школе. Около 17% детей имеют лишний вес, в то время как у 20% ребят наблюдается дефицит массы тела.

Чтобы этого избежать, родителям нужно внимательно следить за здоровьем ребенка с самых первых дней учебы. А в то время, когда дети находятся в школе, эта ответственность автоматически перекладывается родителями на нас – педагогов.

В продолжение разговора о здоровьесбережении школьников хочу поговорить о проблемах медицинского обслуживания в школах. Известно, что медицинское обслуживание в школах, мягко говоря, идет не в ногу со временем. Во многих школах медицинская деятельность осуществляется «приходящими» мед. работниками из лечебно-профилактических учреждений. Соответственно медицинские работники находятся в школах эпизодически, а не в течение всего учебного дня, поэтому не выполняют в полном объеме работу в соответствии с перечнем обязанностей медицинских работников, обслуживающих детей в школах. Основная цель медицинского обслуживания в школе – это контроль состояния здоровья обучающихся, оказание первой медицинской и врачебной помощи. Как все мы хорошо понимаем, помощь такого рода может потребоваться внезапно. Но как можно быть уверенным в своевременном ее оказании (речь идет и об учителях и о родителях), если работники медицины в школах в большинстве своем «приходящие».

Реализация Закона «Об образовании» требует наличия медицинского персонала во всех образовательных учреждениях. Но за последние пять лет наблюдается резкий спад количества медицинского персонала в школах и детских садах. Во многих образовательных учреждениях один специалист обслуживает 3-4 учреждения, что не позволяет обеспечить медицинский контроль в течение всего дня.

Исходя из сложившейся ситуации, я считаю, что единственное (но немаловажное), что мы (педагоги) можем сделать, это проявить повышенное внимание к уровню культуры здоровья наших учеников и максимально привлечь родителей к этому процессу. Ведь многие родители даже не подозревают, как много они могут сделать для поддержания и сохранения здоровья своих детей.

Помимо всех известных нам методов работы в этом направлении (в начальной школе – зрительные физминутки, смена видов деятельности, поддержание осанки и т.д.) можно найти много интересных форм работы в оздоровительном направлении школьников. Сейчас многие из нас получили часы внеурочной деятельности, в рамках которой можно проводить специальные мероприятия в этом направлении. Если таких часов нет, можно проводить классные часы или включать эту работу в сами уроки (в физ.паузы или в отдельные упражнения). Это могут быть беседы с детьми о зрении, осанке, компьютерах, телевизорах, правильном питании, словом, обо всем, что сможет повысить уровень их знаний о собственном здоровье.

Сейчас, в век компьютерных технологий, появились даже специальные электронные приложения, направленные на обучение детей культуре здоровья. Большинство из них, к сожалению, на английском языке

Современные дети много времени проводят за компьютерными играми, почему бы не сделать их увлечение чуть более полезным.

Источник

Советы родителям «Формирование здорового образа школьника»
консультация на тему

Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед школой и родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_zozh_shkolnika.docx 25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни у учащихся

Формирование здорового образа жизни школьников является одной из важнейших задач воспитания.

Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Оно помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас хочет быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Здоровье надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка.
Вот уже на протяжении целого десятилетия в России складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. Эти цифры с каждым годом растут.

Все родители хотят обеспечить своим детям счастливое детство, дать хороший старт во взрослую жизнь. Но современного школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее здоровье и успеваемость на уроках. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами, ильное питание – все это является негативными факторами, постепенно разрушающими здоровье детей.

Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед школой и родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.

Здоровый образ жизни школьника включает:

  • правильное питание
  • занятие физическими упражнениями
  • закаливание
  • соблюдение режима дня
  • соблюдение норм гигиены
  • отсутствие вредных привычек

Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности.

Правильное питание школьника должно быть:

  • соответствующим возрасту;
  • желательно четырехразовым;
  • сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу;
  • полностью обеспечивать энергетические затраты организма.

Здоровый образ жизни школьника – это условие не только здоровья, но и дальнейшей успешной работы, семейной жизни.
У большинства неуспешных учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-либо заболевание, чаще всего малозаметное, но поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, докторов и школы. Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени удовлетворенности потребности) но и от образа жизни ( как он относится к своему здоровью ). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50 % . Вот почему сейчас возрастает роль гигиенического обучения и воспитания школьников, которые должны воздействовать прежде всего на общую культуру детей. Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства.

Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить. И пусть эта мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным « формулам»: беречь здоровье, не вредить здоровью. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого школьника. То есть этому надо учить. Почему санитарно-гигиеническое просвещение оказывается не всегда эффективным? Дело в том, что вести здоровый образ жизни, чтобы не болеть, способны не все. Самих по себе знаний о пользе здорового образа жизни недостаточно: важны соответствующие мотивы. Но у взрослого человека такие мотивы сформировать очень сложно. Кроме того, вредные для здоровья особенности поведения людей имеют важную черту: будучи вредными на перспективу, в каждый данный момент они связаны с определенным удовольствием. Переедаем, потому что приятно съесть побольше, двигаемся мало, т. к. хочется полежать и т. п. Болезненные нарушения в организме, связанные с неправильным образом жизни, возникают лишь постепенно и накапливаются незаметно. Таким образом, отказ от вредных привычек связан с сиюминутным отказом от привычных удовольствий, а польза от этого отказа прогнозируется только в далеком будущем.

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:

  1. Физиологически зрелыми рождаются не более 16 % детей.
  2. 25–30 % детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
  3. Только 80– 85 % выпускников средних школ имеют основную группу здоровья.

Необходимо сопровождать, а не направлять развитие ребёнка, не решать проблемы за детей, а учить их принимать верные решения самостоятельно. Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов деятельности в течение суток.

Биологической основой режима дня является цикличность всех физиологических функций организма.

Значение режима дня состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма. В конечном счете соблюдение режима дня способствует и укреплению здоровья.

Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.

Режим дня школьников включает следующие компоненты :

  1. учебные занятия в школе;
  2. учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);
  3. сон;
  4. питание;
  5. занятия физическими упражнениями;
  6. отдых;
  7. занятия в свободное время.

Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим».
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:

  • снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал;
  • повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
  • рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
  • изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.

Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить правильно режим дня школьника.

  • Продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности.
  • Должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе).

Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5-2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня.

Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.

Нужно предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные и спортивные занятия – круг интересов детей весьма широк. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время. Обычно, к сожалению, таким «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер.

Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна.

Потребность в сне составляет:

в 10-12 лет – 9-10 часов,

в 13-14 лет – 9-9,5 часов,

в 15-16 лет – 8,5-9 часов.

Внимание к питанию школьников важно потому, что именно в этом возрасте наиболее часты ошибки в его организации.

Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма.

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать.
Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.
Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.
По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное — это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?

Отсутствие вредных привычек

Воспитывая ребенка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка».
К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое.
Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вы-шеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.

Привычка не прививается в семье, в школе и поэтому у будущего взрослого не формируется положительный образ здорового человека.
Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать, — заболеешь! Не будешь тепло одеваться — простудишься!» и т. д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку — не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом — трудно будет достигать успехов в учении! и т. д.
Научно-технический прогресс привел к тому, что человек все, меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребенок и подавно.
За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94 до 1 процента. Главными пороками XXI века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия.

По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не дает.
Часто можно слышать от родителей: «Моему ребенку и уроков физкультуры хватит, чтобы подвигаться». А хватит ли? Родители, видимо, не догадываются о том, что уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11 процентов. Два-три урока в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье, себя самого и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.

В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации активно поднимают вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодого поколения. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников.

Сегодня очень часто можно слышать слова руководителей школ об изменении культурного пространства школы. По их мнению, культурное пространство школы — это те обычаи и традиции, которые живут в коллективе. Я думаю, что изменение это должно начинаться с формирования у педагогов, учащихся и их родителей культуры сохранения собственного здоровья и осознания значимости данного вопроса для жизни в этом мире.

Источник

Читайте также:  Вид ответственности работодателя за причинение тяжкого вреда здоровью работника
Adblock
detector