Меню

Что важнее знания или здоровье

Психолог расскажет, что важнее: хорошие оценки или здоровье

Психолог расскажет, что важнее: хорошие оценки или здоровье. Многим из нас известно, как тяжело порой даются хорошие оценки в школе и как, не смотря ни на что, дети стремятся их получить, чтобы заслужить похвалу родителей.

— Повторяю: делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать «как там, в школе?» не надо. Вы и отношения портите и результат только отрицательный. Вам что, с ним больше поговорить не о чем?

— У ребенка обязательно должно быть личное свободное время, когда он НИЧЕГО не делает: от 2 до 4 часов в день. Тревожные амбициозные родители детей заорганизовывают. Кружки, секции, языки… И получают неврозы и все, что к ним прилагается.

— В отношениях со школой и педагогами вы должны быть на стороне своего ребенка. Берегите детей. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь довести до отвращения к школе и учебе вообще.

— Российские родители ориентированы на оценки. Это еще с советских времен. Например, в моем классе учились два чеха и один поляк. После одной серьезной контрольной на собрании все НАШИ родители спрашивали про оценки, и только чехи и поляки спрашивали что-то вроде: «Как он себя чувствовал? Он волновался?» И это правильно.

— Трудно сказать у кого больше психологических проблем – у отличника или у двоечника.

Отличники, которые берут усердием и «высиживают» свои пятерки – тревожные дети с пониженной самооценкой.

— Если ваш ребенок не в состоянии делать уроки сам – у этого всегда есть причина. Лень тут не при чем. Такой категории как лень в психологии вообще не существует. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и воли.

— Среди причин, по которым ребенок не делает уроки сам, может быть что угодно: повышенное внутричерепное давление, гипертонус, психологические проблемы, СДВГ (синдром дефицита внимания и геперактивность). И вместо того, чтобы тратить свои вечера на совместное сидение над учебниками – лучше попробовать определить эту причину и работать над ее устранением.

— Есть родители, которые хотят вырастить ответственных, самостоятельных, успешных детей.

И бывают родители, цель которых – тотальный контроль над ребенком, а уж каким он там вырастет не так и важно – главное, чтобы не срывался с поводка.

— Как часто из-за тревоги по поводу оценок буквально рушатся семьи, крушатся отношения, родители и дети оказываются разъединены, иногда навсегда.

Психика у подростков и без того обострена, а месяцы подготовки к ГИА и ЕГЭ становятся по-настоящему черными временами для семьи: всех преследуют неврозы и депрессии, они провоцируют истерики, болезни, чуть ли не суициды.

Как избежать всего этого кошмара или хотя бы минимизировать последствия?

Я думаю, сосредоточиться на любви и вечных ценностях.

Подумать о том, что довольно скоро, когда все оценки и экзамены сотрутся из памяти, будет важно только одно — не утратили ли вы близость, доверие, понимание, дружбу со своим ребенком…

Ведь можно получить пятерку и потерять дочь. Сдать ЕГЭ, «поступить сына в институт», но уже не восстановить отношений.

Источник

Знания о здоровье, кому они нужны?

Здоровье это то, без чего все остальное кажется незначительным. Именно поэтому важно стремиться к сохранению здоровья. В данном контексте будет полезно обладать знаниями о здоровье. Соответственно знания о здоровье нужны всем, а значит, есть смысл их получить. В первую очередь каждый человек должен самостоятельно интересоваться своим здоровьем, для того чтобы его сохранить. Знания о здоровье должны получаться еще в детстве, поэтому уроки о здоровье проводятся еще на начальных этапах образовательного процесса.

В процессе получения знаний о здоровье, необходимо учитывать какую информацию необходимо усвоить. Зная о своем здоровье больше, вы сможете справиться с любой проблемой, так как геморрой лечение (http://proktolog.be) и многое другое. На самом деле обучающий процесс касательно здоровья должен происходить поэтапно, и состоит он из разных целей. Знания о здоровье помогут вам во всех случаях касательно вашего здоровья:

— Обладая знаниями, вы можете вести правильный образ жизни и сможете предотвратить возникновение некоторых заболеваний. Таким образом, знания обладают профилактической функцией и оградят вас от ошибок, которые могут привести к заболеваниям.

— Знания о здоровье помогут вам эффективно лечить определенные заболевания, а также своевременно определить их наличие и возможный диагноз. Конечно, всегда нужно обратиться к врачу, но нужно знать, когда это сделать. Если начинать лечение на первых этапах возникновения болезней, больше шансов вылечиться.

— Обладая знаниями о здоровье можно убедиться в эффективности лечения, которого вам пропишет врач. Выбор врача влияет на качество лечения.

— Знания о здоровье позволяют вам помогать своим родным и близким, когда есть подобная необходимость. Люди будут чувствовать рядом с вами в безопасности, зная, что всегда можно на вас рассчитывать. В свою очередь вы можете быть спокойны, и уверены, что вы полезны для своих близких.

— Если случается, что у вас какое-то хроническое заболевание, будет проще жить, если знать как себя вести, чтобы не провоцировать обострения.

Существует много плюсов, которые указывают на то, что нужно о здоровье беспокоиться. Вы определите насколько это важно для вас и берегите свое здоровье и здоровье близких.

Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

Источник

Зачем человеку нужны знания о здоровье

Ответ на этот вопрос дает руководитель краевого Центра медпрофилактики Ирина Трубицына.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. А не только отсутствие болезней и физических дефектов, как принято считать.

Читайте также:  Здоровье населения как фактор безопасности страны

Жизнь бесценна

Здоровье можно считать даром природы. От человека и общества зависит: сохранится, умножится или растратится этот бесценный дар. Непонимание значимости здоровья, целостного подхода к его восстановлению и поддержанию – признак не только низкой культуры и медицинской неграмотности, но и социальный инфантилизм.

Растрачивание здоровья, потребительское отношение к нему, пропаганда «культа болезней» ведут к утрате не только личного, но и общественного богатства. Сохранение и восстановление здоровья, позволяющие улучшить качество жизни и избавиться от заболеваний, в значительной степени определяют не только личное благополучие человека, но и национальную, в том числе экономическую, безопасность страны.

Здоровье это то, без чего все остальное кажется незначительным. Именно поэтому важно стремиться его сохранить. Соответственно, знания о здоровье нужны всем, а значит, есть смысл их получить.

Зная о своем здоровье больше, вы сможете справиться практически с любой проблемой. Обладая знаниями, вы можете вести правильный образ жизни и сможете предотвратить возникновение некоторых заболеваний. Таким образом, знания обладают профилактической функцией и оградят вас от ошибок, которые могут привести к заболеваниям.

Знания о здоровье помогут эффективно лечить определенные заболевания, а также своевременно определить их наличие и возможный диагноз. Конечно, всегда необходимо обращаться к врачу, но надо знать, когда это сделать. Если начинать лечение на первых этапах возникновения болезни, больше шансов вылечиться.

Обладая знаниями о здоровье, можно убедиться в эффективности лечения, которое вам пропишет врач. Выбор врача влияет на качество лечения.

Знания о здоровье позволяют вам помогать своим родным и близким, когда есть подобная необходимость. Люди будут чувствовать себя рядом с вами в безопасности, зная, что всегда можно на вас рассчитывать. В свою очередь, вы можете быть спокойны и уверены, что вы полезны для своих близких.

Если случится, что у вас есть какое-то хроническое заболевание, будет проще жить, зная, как себя вести, чтобы не провоцировать обострения.

Понять себя

Известно, что уровень здоровья человека, сопряженный с наличием/отсутствием хронических заболеваний, зависит от многих факторов.

По данным ВОЗ, здоровье человека лишь на 10 процентов связано с деятельностью системы здравоохранения (в том числе медикаментозной терапией). На 20 процентов оно обусловлено наследственными факторами, на 20 процентов его определяют экологические факторы и на 50 процентов – образ жизни человека и соблюдение правил гигиены.

Человек как саморегулирующаяся система может управлять своим состоянием: физическим, социальным, психологическим. Может «навести порядок» в своем организме, в своей жизни. Для того чтобы суметь привести в нормальное гармоничное состояние свой организм и все стороны своей жизни, необходимо владеть системой знаний.

Законы природы

Простому человеку необходимы знания не столько о способах лечения болезней (это задача врача), а о методах устранения причин заболеваний, поддержания, укрепления здоровья и сохранения его на долгие годы. Эти знания представляют собой свод принципов. Они сформулированы Российской академией медицинских наук (РАМН) и министерством здравоохранения России и базируются на работах величайших ученых современности.

Человек неотделим от окружающей его среды обитания.

Основные факторы (составляющие) среды обитания, влияющие на состояние здоровья человека:

физические (электромагнитное, рентгеновское и другие виды излучений, гравитационная составляющая, температура окружающей среды и т. д.);

химические (все вещества, с которыми так или иначе контактирует наш организм, в первую очередь, в составе пищи, воздуха и воды);

биологические (микроорганизмы – вирусы, простейшие, бактерии и т. д.);

социальные (материальная обеспеченность, семья, окружающие люди, работа, обстановка в стране в целом).

Со всеми этими составляющими среды обитания организм постоянно взаимодействует и вынужден приспосабливаться к их влиянию. Быть здоровым можно только при условии соответствия состояния внутренней среды организма требованиям, предъявляемым к нему факторами окружающей среды.

Организм способен извлекать пользу из всех составляющих окружающей среды и бороться с негативными ее проявлениями только при полноценном обеспечении всех своих физиологических потребностей, активном обмене веществ.

Наиболее важными факторами, обеспечивающими само существование живого организма, а также влияющими на возникновение (устранение) нарушений здоровья, являются дыхание, прием пищи и воды. Не менее важный фактор – своевременное и полноценное удаление из внутренней среды организма чужеродных веществ и продуктов обмена.

Любое хроническое заболевание является следствием неспособности организма справиться с действующими на него неблагоприятными факторами. Существующее заболевание само по себе становится неблагоприятным фактором, постоянно влияющим на организм. При этом повышаются количество и перечень веществ, которые необходимы организму для того, чтобы успешно бороться с болезнью; повышаются и требования к интенсивности обменных процессов.

Здоровье человека зависит от уровня его образованности, наличия у него знаний о действительных причинах заболеваний и существующих методах борьбы с ними.

Важнейшим условием формирования высокого потенциала здоровья является социальное благополучие человека, в том числе материальная обеспеченность. В случае отсутствия социального благополучия для человека становятся недоступными те мероприятия, средства, образ жизни, следование которым является неотъемлемой частью системы восстановления здоровья и профилактики заболеваний.

Необходимо осознание ответственности за свое здоровье и благополучие. Недопустимо перекладывать заботу о своем здоровье на плечи государства, правительства, здравоохранения.

Принятие этих правил за отправную точку позволяет современному человеку определить весь путь возвращения здоровья, способы возрождения и сохранения гармонии его внутренней среды с окружающим миром, повышения качества жизни во всех ее проявлениях.

Читайте также:  Неизгладимые повреждения лица тяжесть вреда здоровью

Неизлечимых болезней нет, есть невежество в диагностике, непонимание причин их возникновения, незнание средств и способов устранения. Поэтому каждый человек должен быть грамотным в вопросах здоровья. Это поможет ему жить творческой, интересной жизнью, используя достижения современной науки, опыт свой и других людей, а также собственные умственные, духовные и физические силы для реализации своих способностей.

Организм человека – это великолепная, самообновляющаяся, самовозрождающаяся, самосовершенствующаяся система, но даже она не может нормально функционировать, если эксплуатировать ее неверно, варварски и не по назначению. Наше здоровье и благополучие зависят только от нас.

Источник

Что важнее знания или здоровье

С середины ХIХ века, когда в России возникла и стала развиваться педагогическая психология, исследователей занимали вопросы научного обоснования обучения; исследования проводились по следующим направлениям:

  • изучение умственного труда обучающихся и его правильная организация (гигиена умственного труда);
  • психологические основы дидактики.

Основной интерес приобретал в те годы анализ деятельности учителя с точки зрения гигиены труда и исследование его личностных качеств (Ви-рениус А.С.,1888). Анализируя систему образования, Ф. Ф. Эрисман (1898) показал, что неправильная организация учебной деятельности сводится к следующим факторам: обширные учебные программы не соответствовали возрасту и возможностям обучающихся; нерациональное распределение разных по трудностям учебных предметов по дням недели; недостаточное внимание уделялось физической культуре и физическому воспитанию. При этом задача воспитания гармонически развитого человека определялась как первостепенная. В предложенных программах доминировали: физическое развитие ребенка и состояние его нервной системы; знания о перенесенных заболеваниях, ослабляющих умственную работоспособность, а также знание определенных параметров здоровья (рост, масса тела, цвет лица, мышечная сила и другие). Необходимым считалось изучение семейного анамнеза учащихся (алкоголизм в семье, туберкулез, душевные и нервные болезни). (9,20).

Сегодня произошли значительные изменения в постановке и содержании учебного процесса. Изменилось его содержание, введены новые формы и способы подачи учебной информации (технические средства обучения, программированное обучение и т. д.), направленные на повышение активности обучения и усиление мыслительной деятельности учащихся, что повлекло за собой значительную интенсификацию учебной деятельности школьников. В связи с чем, возникла необходимость изучать влияние учебной нагрузки на организм учащихся с целью ее валеологической рационализации (16).

Высокая учебная нагрузка, нерациональное распределение учебного времени неблагоприятно сказывается на уровне здоровья детей. Число детей с нормальным уровнем физического развития снижается к окончанию учебного года с 17 до 8%; у 39,8% детей не завершена адаптация к школе по показателю эмоционально-поведенческих реакций, при этом астено-невротические жалобы документированы у 12,4% обучающихся от 3-го до 10 класса; жалобы соматического характера выявлены у 21,5% детей на фоне снижения эмоционального тонуса и дискомфортности, соответственно у 13,8 и 16,6% обучающихся; а заболевания органов дыхания встречаются у 45- 58% детей. (6,7,8,10,17).

Исследование умственной работоспособности выявило ухудшение ее показателей к концу учебного дня и недели, свидетельствуя о развитии утомления, что объясняется высоким уровнем учебной активности учащихся и повышенной трудностью специализированных предметов.

Учитывая низкий уровень работоспособности учащихся, устанавливающийся уже с 4-го урока, и продолжающееся снижение к 6-му уроку, следует считать 4-е и 6-е уроки малоэффективными для учебных занятий и учитывать это при составлении расписания занятий.

Анализ показателей работоспособности 6-классников показал, что после уроков географии, истории, математики и литературы отмечается низкая работоспособность по всем показателям. У учащихся 7-х классов наиболее низкий уровень работоспособности отмечен после уроков физики; в 8-м — после уроков географии, химии и зоологии; в 9-м классе — после уроков химии; в 10-м — после уроков географии, литературы, химии и математики; в 11-м — после литературы и химии.(11,12).

Важным показателем хорошей учебы школьников является соблюдение режима дня. Правильный режим дня школьника — это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям, распорядок суточной деятельности, предусматривающий повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов. При этом чрезвычайно важно, чтобы все элементы режима проводились строго последовательно и в одно и то же время, что способствует образованию устойчивых условных рефлексов, причем каждый предыдущий этап дневного ритма является условным сигналом для выполнения последующего.

В процессе обучения возможно переутомление. Чаще всего оно бывает следствием неправильной организации учебного процесса. Известный русский физиолог Введенский Н. Е. считал, что достигнуть высокой работоспособности и предотвратить переутомление можно, соблюдая несколько обязательных условий:

  • начиная любую работу, нужно входить в нее постепенно;
  • в любом виде деятельности нужно соблюдать определенную последовательность и систематичность;
  • следует правильно чередовать разные виды труда, работу и отдых;
  • обязательно должно быть благоприятное отношение к труду как того, кто работает, так и окружающих.

К организации школьного учебного процесса можно применить все эти пункты, немного переформулировав их, а именно:

При составлении расписания занятий вся трудность состоит в том, что степень утомляемости учащихся зависит и определяется множеством социальных и психологических факторов, совместное влияние которых может как усилить, так и ослабить ее, или оставить на прежнем уровне.

Серьезное влияние на уровень утомляемости учащихся в течение учебного дня имеет чередование уроков разного содержания и разных типов. Два урока одного предмета или даже уроки двух близких предметов быстрее вызовут утомление, чем те же уроки, но разделенные уроком другого предмета, не близкого им.

То же самое относится и к чередованию уроков одного и того же предмета в течение недели. Оно должно быть равномерным по дням недели, что особо относится к предметам с малым количеством часов .

Кроме этого, следует учесть, что снижению утомляемости способствует и правильное чередование так называемых «трудных» и «легких» уроков. Хотя, надо сказать, что понятия эти относительны, а в ряде случаев субъективны. Нельзя утверждать с полной определенностью, что данный предмет для всех учащихся данного класса является «трудным» или «легким». Здесь многое зависит от психики ученика, его познавательных интересов и способностей, от возраста, при этом большое значение имеет и методическое мастерство учителя, характер его взаимоотношений с классом в целом и каждым учеником в отдельности. «Трудность» и «легкость» предмета не исчерпывается только его названием, ибо внутри каждого предмета , есть как «трудные», так и «легкие» темы.(1,4,11,16,19).

Читайте также:  Проект кмс по здоровью

Общеизвестно, что развитие познавательного интереса, активизация мыслительной деятельности учащихся, атмосфера благожелательности и внимания со стороны учителя на уроке, высокий эмоциональный фон — все это способствует тому, что даже самый «трудный» предмет становится понятным и доступным для его усвоения даже в неблагоприятный день и на непродуктивном уроке. Следует учитывать также, что для каждого конкретного ученика трудность или легкость усвоения учебного предмета зависит в значительной степени от способностей и склонностей этого ученика .

Таким образом, при составлении расписания необходим учет степени профессионального мастерства учителя, стиля и методов его работы, микроклимата, складывающегося на каждом уроке, «направленности» конкретного класса на предметы гуманитарного или естественно-математического цикла .

Гигиенические требования к составлению расписания занятий в школе сводятся к обязательности учета динамики изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении рабочего дня и недели, а также «трудности» учебных предметов и преобладания статического или динамического компонентов во время занятий. Динамический компонент преобладает на уроках физкультуры, трудового и производственного обучения, музыки и изобразительного искусства.

И еще следует остановиться на использовании технических средств обучения в учебном процессе. Их применение, с одной стороны, способствует повышению работоспособности учащихся, так как нарушает монотонность урока, придает занятиям эмоциональность; с другой стороны, способствует утомляемости учащихся, ибо создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему и вызывает частую переадаптацию учащихся к меняющимся условиям внешней среды.

Расписание занятий должно обеспечить выполнение следующих требований:

Необходимо создать наилучшие условия для обеспечения высокоэффективного труда учащихся, для чего необходимо:

  • обеспечить строгий учет гигиены умственного труда учащихся разных возрастных групп, дневной и недельной динамики их работоспособности;
  • учесть сложность учебных предметов для восприятия обучаемыми при одновременном учете эффективности их работоспособности в течение каждого отдельного рабочего дня и рабочей недели в целом. Необходимо создать оптимальные условия для обеспечения единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся.

Необходимо обеспечить высокий уровень эффективности труда учителя, недопущения снижения его работоспособности, как в пределах одного рабочего дня, так и в течение рабочей недели, для чего необходимо:

  • предусматривать в расписании «окна» для рационального использования сил педагогов, организации взаимопосещения уроков преподавателями с целью обмена педагогическим опытом, для работы учителя в качестве классного руководителя, на случай замены заболевшего учителя;
  • предоставлять по возможности учителю методический день для повышения его педагогического мастерства;
  • учитывать психологический настрой учителя при чередовании параллелей и классов в течение дня и всей рабочей недели;
  • обеспечить единство работы учителя-предметника и учителя — классного руководителя, учителя-предметника и воспитателя групп продленного дня.

Необходимо учесть материально-технические условия:

  • предоставить всем учащимся и учителям равные возможности для занятий в соответствующих учебных кабинетах образовательного учреждения, спортивном зале, учебных мастерских, кабинете музыки и т. д.;
  • создать условия для активного использования на занятиях технических средств обучения, в том числе учебного телевидения и ЭВМ.

Необходимо учесть требования нормативных документов, регулирующих работу образовательного учреждения (как собственных, так и вышестоящих организаций), особенно в части норм, регулирующих учебную нагрузку, ибо превышение временных норм ведет к неоправданной перегрузке учащихся как уроками, так и домашними заданиями.(1,11,19).

В конечном счете, необходимо помнить, что расписание уроков преследует цель оптимизации условий обучения учащихся и создания комфортных условий для ученика и учителя и составляется только исходя из требований организации нормального режима работы образовательного учреждения.

Таким образом, правильная организация учебного процесса (соблюдение привычного режима, чередование труда и отдыха, полноценное питание, спокойная и доброжелательная обстановка) значительно снизит утомляемость учащихся, повысит их работоспособность и приведет к успешному усвоению знаний и сдаче экзаменов.

Здоровье человека есть способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров традиционного потока сенсорной, вербальной и структурной информации (14). Здоровье определяет возможности выполнения основных функций с учетом способности организма к адаптации и саморегуляции, в основе которой лежат физическое и духовное, природное и социальное, наследственные и приобретенные начала. Соматический компонент здоровья подразумевает совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде, а социально-психологический компонент определяет систему ценностей, установок и мотивов адекватного поведения в социальной среде (14).

В таблице 1 представлена характеристика учебной деятельности учащихся школ.

По мнению учителей, проводимых вместе с нами обследование установлено, что 7.7% школьников не готовы к обучению в школе, слабо подготовлены к обучению 29.2% обучающихся, причем из этого числа 36.4% -учащиеся 7 класса, а 22.0% -учащиеся 10 класса; удовлетворительную подготовку к обучению в школе имели 36.9% школьников, тогда как из всего числа тестируемых школьников лишь 28.1% — подготовлены хорошо, из этого числа учащихся 37.7% обучались в 10-м классе, а 18.5% — в 7 -м классе; при этом плохая успеваемость по основным предметам отмечена у 42.2% школьников, этот процент выше у учащихся 7 класса (61.4), против обучающихся в 10-м классе ( 22.9% р

Источник

Adblock
detector