Здоровье школьника: режим дня и питания для успешной учебы
Как помочь своему ребенку стать более организованным?
Роспотребнадзор напоминает, что в повседневной жизни школьника большую роль играет режим дня. Это дисциплинирует, помогает быть собранным. Особую актуальность это приобретает в нынешней эпидемиологической обстановке, когда дети могут учиться дистанционно. Крайне важно в такой ситуации правильно сочетать отдых и учёбу.
Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня. Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.
Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность. Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, потому что в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность.
Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.
Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия:
· Ложиться спать и вставать в одно и то же время. Не стоит даже на время дистанционного обучения сдвигать привычные часы сна.
· Ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов).
· Сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение.
· Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.
Примерные нормы ночного сна для школьников:
В 1–4 классе — 10–10,5 часа, в 5–7 классе — 10,5 часа, в 6–9 классе — 9–9,5 часа, в 10–11 классе — 8–9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.
Организация рабочего места школьника
Правильно организованное рабочее место школьника и условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.
Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.
Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.
Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.
Немаловажную роль играет и организация рабочего места школьника, в том числе с использованием компьютера, поскольку проведение занятий с применением персональных электронно-вычислительных машин является неотъемлемой частью учебного процесса.
Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране видеодисплейного терминала, на уроке не должна превышать:
· для обучающихся в 1-4 классах — 15 мин.;
· для обучающихся в 5-7 классах — 20 мин.;
· для обучающихся в 8-9 классах — 25 мин.;
· для обучающихся в 10-11 классах на первом часу учебных занятий — 30 мин., на втором — 20 мин.
Оптимальное количество занятий с использованием компьютеров в течение учебного дня для обучающихся 1-4 классов составляет 1 урок, для обучающихся в 5-8 классах — 2 урока, для обучающихся в 9-11 классах — 3 урока.
При работе на компьютере для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических упражнений.
Во время перемен следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом обучающихся из класса (кабинета).
Внеучебные занятия с использованием компьютеров рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
· для обучающихся в 2-5 классах — не более 60 мин.;
· для обучающихся в 6 классах и старше — не более 90 мин.
Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 мин. для учащихся 2-5 классов и 15 мин. для учащихся более старших классов. Рекомендуется проводить их в конце занятия.
Игры и прогулки
Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.
Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.
Питание школьника — это тоже часть режима дня. От него зависит гармоничное развитие молодого организма. Во время пандемии лучше минимизировать посещение магазинов и запастись полезными продуктами длительного хранения. Это могут быть фрукты – замороженные или консервированные (последние лучше выбирать в собственном фруктовом соку, а не в сиропе); замороженные овощи, зерновые (например, «необработанные» овес или гречка — они хранятся дольше, чем обработанные). В детском рационе стоит уменьшить количество молочных продуктов, которые содержат большое количество жиров, например, плавленых сыров, несмотря на то что они имеют долгий срок хранения. Эти продукты не обеспечат ребенка кальцием и витамином D, в отличие от натуральных.
© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ , 2021
Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт
Разработка и продвижение сайта – FMF
Почтовый адрес:
Адрес: 350000, г. Краснодар, ул. Рашпилевская, д. 100
Канцелярия +7 (861) 255-11-54
прием посетителей пн., вт., ср., чт. с 10.00 до 16.00
ПТ. и предпраздничные дни с 10.00 до 13.00
перерыв с 13.00 до 13.48
Источник
Состояние здоровья школьника как фактор успешности обучения в школе
статья по зож
Здоровье ребёнка часто определяет его успешность в школе. Мы, родители и педагоги, должны неустанно укреплять здоровье детей, чтоб успешно справляться с нарастающей учебной нагрузкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostoyanie_zdorovya_kak_faktor_uspeshnosti.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Состояние здоровья учащихся как фактор успешности обучения в школе.
Состояние здоровья учащихся напрямую связано с успешностью обучения. Педагог, работающий с детьми, знает, насколько результат обучения зависит от работоспособности ученика, поскольку усвоение учебного материала происходит только в тот момент времени, когда ребёнок имеет хороший психомоторный тонус и может внимательно слушать, запоминать, обдумывать и воспроизводить учебный материал. Среди причин, которые могут снижать уровень продуктивной активности ребёнка, — соматическое неблагополучие, влияющее на работоспособность, результативность и успешность обучения.
Обучение должно вести за собой оптимальное развитие, а ребёнок оставаться здоровым и жизнерадостным. В связи с этим, хочется обратить внимание на фактор успешности обучения, который часто остаётся в тени – на физическое здоровье ребёнка, определяющее его устойчивость к предъявляемой нагрузке.
Физическое здоровье – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Отсюда возникает такое понятие, как физическая активность – естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении. Физическая активность в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребёнка.
Исследования педиатров отмечают высокий уровень поведенческих нарушений у часто болеющих детей. Это позволяет относить частую заболеваемость к психосоматическим расстройствам. Для часто болеющих детей характерен высокий уровень тревожности, превалирование отрицательных эмоций. Из отклонений в эмоционально-поведенческом статусе детей наиболее часто выявляются нарушения сна, аппетита, проявления двигательной расторможенности, гиперактивности, патологические привычные действия (тики, подергивания, грызение ногтей …), страхи, нервно-психические нарушения преимущественно невротического уровня. Наблюдается также замедление темпов нервно- психического развития, отмечается прежде всего задержка наиболее информативных и более поздно формирующихся функций – активной речи, сенсорики, конструирования, являющихся основой для последующего формирования логического и наглядно образного мышления, страдает мелкая моторика, что проявляется в трудностях с одеванием, застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, изобразительной деятельности, письме. Многие дети не достигают в показателях развития возрастного уровня. Страдают прежде всего высшие корковые функции, мышление, память (прежде всего речеслуховая), нарушается сенсомоторное развитие, снижается работоспособность.
Физически ослабленный ребёнок не обладает достаточным арсеналом «рабочих характеристик» для того, чтобы справиться с нагрузкой, предлагаемой в процессе обучения. Он устаёт, не успевает отдохнуть за перемену, накапливающееся утомление, отсутствие своевременного отдыха приводит к формированию хронической усталости или переутомлению. Длительно сохраняющееся переутомление приводит к формированию астенического синдрома. Астенический синдром – это состояние нервно-психической слабости, быстрой истощаемости от любой деятельности, неспособности к длительному напряжению. У ребёнка повышается чувствительность к громким звукам, яркому свету, он становится раздражительным, плаксивым, нетерпеливым, ухудшаются внимание и память, нарушается чувствительность глаз. При повышенной утомляемости глазных мышц ребёнок не способен длительно фиксировать текст при чтении, буквы сливаются, содержание прочитанного не усваивается. Этому сопутствует, как правило, падение мышечного тонуса, ослабление мышечной силы. В результате ребёнок плохо удерживает ручку, у него искажается почерк. Сон становится поверхностным, тревожным, с частыми пробуждениями. По утрам ребёнок испытывает чувство усталости, угнетённости. Нарушаются отношения с детьми из-за легко возникающих раздражения и гнева. Особенно тяжёлая ситуация складывается для ребёнка при несовпадении его достижений с ожиданиями взрослых. Ребёнку постоянно приходится выслушивать порицания, ощущать на себе недовольство. В результате у него возникает и поддерживается высокий уровень тревожности. Формируется психологический синдром хронической неуспешности – представление о себе как о безнадёжно плохом ученике, заслуживающем порицания учителя и собственных родителей. Иногда учебная несостоятельность ребёнка достигает такой степени, что он производит впечатление отстающего в умственном развитии. То, что нередко оценивается взрослыми как капризы и лень, связано с тем, что ребёнок не может сосредоточить внимание на задании, сконцентрироваться, при этом дополнительные занятия лишь усиливают утомление. Нередко наблюдается снижение учебной мотивации, появляется негативное отношение к школе и учению.
Астенические состояния, трудности поведения, снижение успеваемости могут возникать у детей, перенесших различные инфекционные заболевания (грипп, корь, скарлатина…). Особенно неблагоприятно сказывается на состоянии нервной системы ребенка несколько заболеваний, перенесенных подряд. У этих детей в течении довольно длительного времени после заболевания отмечается низкая работоспособность, повышенная утомляемость, плаксивость, раздражительность, снижается успеваемость. У этих детей резко отличная от здоровых учащихся динамика работоспособности в процессе учебных занятий: нет подъема после 1 урока (врабатывания). При астеническом состоянии работоспособность детей уже до начала занятий крайне низка и неустойчива, показатели ее снижаются уже к концу первого урока. ( Резко на короткое время могут повышаться и столь же резко падать.) Утомление наступает намного раньше и более ярко выражено. Фактически у такого ребенка нет сил для серьезной и напряженной учебной работы. Чем больше такой ребенок занимается, чем больше старается и переживает, тем хуже здоровье и меньше успехи. Главной помощью для таких детей является организация щадящего режима, полноценного отдыха, снижение учебной нагрузки, рациональная организация учебных занятий. Целесообразно организовывать для них разгрузочный день или дополнительный выходной.
Особенно часто данные неблагоприятные факторы встречаются у детей с ЗПР.
Исследуя детей, которым рекомендовано обучение в 1 классе выравнивания, где практически все дети имеют диагноз ЗПР ЦОГ, мы выявили существенное отставание или отклонение от нормы в физическом развитии , так как ранние нарушения в ЦНС вызывают нарушения в общем соматическом состоянии и психическом развитии и довольно часто встречаются различного вида хронические заболевания.
Приступая к работе с данным классом, в целях здоровьесбережения , нами были выделены две основные задачи :
1) сохранение и укрепление физического здоровья,
2) развитие нарушенных психических процессов. Первоначально была проведена диагностика здоровья учащихся и уровня сформированности психических процессов.
Диагностика здоровья учащихся включала в себя:
1) исследование медицинских карт,
в результате было выявлено, из 15 учащихся:
Источник
Важна ли успеваемость школьника и чем поможет репетитор?
Многих родителей, волнует вопрос: что надо сделать, чтобы ребенок стал успешным в учёбе. Прежде чем дать несколько рекомендаций по этому вопросу, давайте подумаем, а для чего нужна хорошая успеваемость и успешная учеба?
Вот некоторые аргументы:
- Хорошая успеваемость нужна для повышения самооценки ребёнка. Безусловно, это очень важно, ведь часто неуспевающий ученик страдает комплексом неполноценности. Ребенок убеждён, что он хуже остальных, потому что у него ниже оценки
- Высокая успеваемость — синоним успешности, а успех нужен, чтобы обрести уверенность в себе, упрочить свои личностные позиции, приобрести авторитет среди сверстников. А если к успеху в учёбе добавляются и личные качества, то такой ученик становится лидером.
- Уверенность и прочная позиция в отношениях «ученик-учитель». Что греха таить, зачастую неуспевающий ученик, будь он даже трижды прекрасным и воспитанным ребёнком, испытывает негативное или предвзятое отношение к себе со стороны учителей. Что негативно влияет на положение среди сверстников и личностную самооценку.
Это основные, самые «болевые» моменты. Список можно было бы продолжить. Но давайте задумаемся над вопросом, как помочь ребенку добиться успехов и отличных результатов.
Нужный настрой и мотивация
Прежде всего нужно повышать общую культуру: стимулировать чтение, проявление интереса ребёнка к окружающему миру, развивать эрудицию. Общаться с ребенком на интересующие его темы, поощрять любознательность, стремление узнать новое.
Это важно для создания общей атмосферы, которая вызовет у ребенка желание стать успешным в учёбе. Данные моменты можно отнести к, так скажем, идейной мотивации. Но есть и чисто технический «инструмент» — занятия с преподавателем. Рассмотрим этот инструмент.
Необходимость репетиторства
Многие высказывают достаточно обоснованные сомнения.
- Репетитор занимает время, тем самым повышая загруженность ребёнка.
- Репетитор может оказаться непрофессиональным, и тогда вы не получите результата или он окажется не таким, как вы ожидали.
- И наконец репетитор — это затратно.
Несомненно, современные дети невероятно загружены. Но всё же лучше посвятить 1−2 часа в неделю эффективным занятиям, чем сталкиваться с проблемами, в том числе и психологическими, вызванными неуспеваемостью ребёнка. Фото: Depositphotos
Оптимальная длительность одного занятия со школьником: 1 академический час, то есть 45 минут. За это время опытный профессиональный репетитор сможет объяснить проблемный материал, отработать его и закрепить.
Речь не идет об особых случаях, подготовке к ЕГЭ за ограниченный срок или к экзаменам по иностранному языку на международный сертификат.
Выбор репетитора
На этапе найма репетитора в обязательном порядке надо узнать, какое у человека образование, соответствует ли его специализация тому предмету, который он преподает. Какой у него профессиональный стаж и, что очень важно, какой у него опыт работы именно в качестве репетитора.
Вопрос цены, конечно, тоже важен. Тут не стоит впадать в крайности. Вас должно насторожить предложение явно дешёвых услуг, ведь действительно высокопрофессиональный репетитор ценит свою работу и не будет выполнять её за низкую оплату. С другой стороны, заоблачная цена — однозначно не гарантия такого же заоблачного качества.
Важность обратной связи
Никто не нанимает репетитора просто так, для галочки. Все ждут результатов. Но результат будет тем эффективнее, чем лучше будет налажена обратная связь с преподавателем.
Остерегайтесь верить в «чудо-методики» и какие-то особые авторские программы. Относитесь к процессу трезво.
Держите контакт с репетитором, высказывайте ему свои пожелания, следите за динамикой прогресса ребёнка, интересуйтесь этим у репетитора и у школьного учителя. Фото: Depositphotos
Онлайн-репетитор
Сейчас все больше и больше родителей прибегают к услугам репетиторов по Skype. В чём же причина такой растущей популярности онлайн-обучения?
Плюсы:
- Во-первых, в большем удобстве в плане доступа к преподавателю. Для того чтобы провести урок, надо просто включить компьютер. Не нужно тратить время на дорогу «к» и «от». Родителям не надо дожидаться и принимать незнакомого человека у себя, подготавливая ещё особым образом комфортные условия.
- Во-вторых, доступность качественных учебных материалов. В Интернете сейчас великое множество разнообразных учебных онлайн-материалов, позволяющих подобрать необходимые задания и иллюстрации для решения любой обучающей задачи.
- В-третьих, глобальная доступность. Для онлайн-репетитора нет границ, он и вы можете проживать в разных регионах и даже странах. Можете как угодно перемещаться в географическом плане, и это не составит никакой помехи процессу обучения.
- Ну и наконец, услуги онлайн-репетитора высокой квалификации всё же дешевле оффлайн-репетитора того же уровня.
Фото: Depositphotos
Минусы:
- Это могут быть проблемы со связью. Однако в подавляющей массе преподаватели, занимающиеся онлайн-репетиторством, имеют очень мощный интернет, так что проблемы со связью возникают редко.
- Ребёнок может отвлекаться на посторонние дела во время занятия, играть в игры
На самом деле опыт показывает, что современным детям гораздо интереснее заниматься онлайн, чем вживую. Мотивированность ребёнка к урокам онлайн выше, чем к таким же занятиям с «живым» репетитором. В случае, если проблемы такого плана всё же возникают, нужно обозначить их и решить совместными усилиями — используем обратную связь.
Надеюсь, что размышления и рекомендации, которые здесь приведены, помогут сделать учёбу вашего ребёнка продуктивной и успешной.
Источник