ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗОЖ
консультация по теме
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_zozh.docx | 66.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗОЖ
Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:
забота о здоровье ребёнка –
это важнейший труд воспитания».
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и приобщения к здоровому образу жизни.
Есть одна легенда: давным-давно на горе Олимп жили – были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? В синее море, за высокие горы. Но один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
Поэтому, должно стать нормой жизни и поведения каждого человека сознательное и ответственное отношение к здоровью, как к общественной ценности.
Главным для нас, педагогов должно быть формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитания ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и окружающей среды.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную. Конечном итоге, способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
Занятия физкультурой, прогулки.
Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.
Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.
Следующий фактор здорового образа жизни — закаливание. Практически всем известно изречение: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды — переохлаждению и перегреву. Закаливание — эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:
— учет индивидуальных особенностей.
Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды, бережное отношение к окружающей среде, к природе. Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций. Формирование понятия «не вреди себе сам».
Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:
Создание системы двигательной активности в течение дня:
утренняя гимнастика (ежедневно);
физкультурные занятия (3 раза в неделю);
музыкально — ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);
прогулки с включением подвижных игр;
оздоровительный бег (ежедневно);
пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)
оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
эмоциональные разрядки, релаксация;
ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц).
Формированию основ здорового образа жизни у дошкольников представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.
Алгоритм взаимодействия выглядит следующим образом.
1) Самосовершенствование педагогов: перестройка мышления на здоровый образ жизни; пополнение собственного багажа теоретических знаний (анатомия, физиология, психология, теория и методика физического воспитания, гигиена и др.); овладение оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры; приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни (зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т.п.).
2) Работа с родителями включает: проведение теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т.д.). Практических семинаров; семейных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья»; дней открытых дверей и других мероприятий.
3) Работа со старшими дошкольниками по здоровьесбережению включает: формирование адекватных представлений об организме человека (о строении собственного тела); осознание самоценности своей и ценности жизни другого человека; формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; привитие навыков и гигиены, первой медицинской помощи, умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков; умение сочувствовать, сопереживать.
Только совместная деятельность педагогов, родителей и детей может дать значимый результат.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у детей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста является одной из важных задач воспитания. С первых дней жизни ребенка при формировании культурно-гиг.
Здесь представлена подборка игр, которые могут быть использованы в формировании навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
Игры для детей адаптационных групп для создания положительного эмоционального фона. Предложенные игры позволяют почувствовать воспитанникам свою значимость и телое отношение к себе окружающих.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со.
Цель: совершенствовать культурно — гигиенические навыки детей, приучать следить за своим внешним видом, воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой .
Цель: совершенствовать культурно — гигиенические навыки детей, приучать следить за своим внешним видом, воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небол.
Источник
Жизненные навыки. Принципы формирования здорового образа жизни
Человек, который придерживается здорового образа жизни, способен реализовать свои задатки и способности, достичь избранной цели. Для благополучных, успешных, счастливых людей среди многих ценностей всегда в приоритете было здоровье. Человек, который ценит свое здоровье, не рискует им.
Выдающийся украинский ученый Николай Амосов (1913-2002) утверждал, что для здоровья нужны постоянные личные усилия, которые ничем нельзя заменить.
Быть здоровым хочет каждый. Но не каждому это удается. Не все понимают, что этому нужно учиться так же, как математике, химии или биологии. Вспомни, как ты учил планировать свое время, ухаживать за своим телом, закаляться, правильно питаться, решать конфликты и т. п. На уроках ты получаешь только информацию о полезных жизненных навыках, а развивать и совершенствовать их тебе придется в течение всей жизни. Для сохранения и укрепления здоровья каждый создает свой собственный образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, приобретает необходимые для этого жизненные навыки.
Здоровый образ жизни человек выбирает по собственному желанию и убеждению.
Принципы формирования здорового образа жизни:
- приоритет ценности здоровья;
- понимание его целостности;
- ответственность каждого за собственное здоровье.
Жизненные навыки позволяют эффективно решать ежедневные проблемы и преодолевать повседневные трудности.
К сожалению, некоторые люди не соблюдают правила здорового образа жизни по разным «важным» причинам. Кто-то ходит на работу, болея гриппом: он рискует своим здоровьем и здоровьем окружающих ради заработка или рабочего места. Другому важнее закурить, выпить рюмку в компании ради одобрения «друзей», чем избежать этих рисков для здоровья. Хотя каждый знает, что курение, употребление алкоголя отрицательно влияют на здоровье. Материал с сайта http://worldofschool.ru
Древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н. э.) говорил, что здоровье — не все, но все без здоровья — ничто.
Нужно помнить, что второстепенных рисков для здоровья не существует. На здоровье отрицательно влияют как вредные привычки, так и рискованное поведение. Например, когда ты переходишь дорогу на красный свет светофора, нарушаешь рекомендации относительно двигательной активности, игнорируешь необходимость чередования различных видов деятельности или нарушаешь правила общения, то рискуешь навредить здоровью.
Источник
Программа по созданию здоровьесберегающей среды «Жизненно важные навыки»
рабочая программа по зож (2 класс) на тему
Девиз курса: «Счастлив не тот, у кого нет проблем, а тот, кто умеет их решать».
Необходимость создания программы: отсутствие у младших школьников навыков адекватного поведения в нестандартных и стрессовых ситуациях и способности эффективно действовать в повседневной жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zozh_itog.rar | 199.01 КБ |
Предварительный просмотр:
по созданию здоровьесберегающей среды
Жизненно важные навыки
Необходимость создания программы: отсутствие у младших школьников навыков адекватного поведения в нестандартных и стрессовых ситуациях и способности эффективно действовать в повседневной жизни.
Девиз курса: «Счастлив не тот, у кого нет проблем, а тот, кто умеет их решать».
Автор программы: Новосад Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП»
Номинация: программа – проект.
Информационно-аналитическая справка об ОУ
МОУ «СОШ № 35 с УИОП» в 2010-11 учебном году насчитывает 738 обучающихся. Занятия в школе проводятся в две смены с 8:00 до 18:35. Главная стратегическая цель школы – обеспечение непрерывного повышения качества образования и улучшения условий пребывания обучающихся, поскольку образовательная среда ОУ – это среда жизнеобеспечения и формирования подрастающего поколения, которая затрагивает сферу интересов семьи, местного сообщества, его экономического и социального благополучия. Дать старт компетенциям для адаптации в социуме.
Двенадцать начальных классов школы насчитывают 307 обучающихся (41,6%) и проводят занятия в две смены с 8:00 до 16:20. Учителя начальной школы активно применяют здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе и имеют желание и возможности освоить новейшие педагогические технологии здоровьесбережения и психолого-педагогической поддержки учащихся. В любой современной школе существует риск попадания подростков в алкогольную и наркотическую зависимости. Опрос показал, что 12% младших школьников употребляли хотя бы один раз алкоголь. Не секрет, что за последнее десятилетие намечается тенденция увеличения асоциального поведения подростков. На внутри школьном учёте состоят 7 подростков (1%), в группе риска по поведению (агрессия, пропуски занятий, безответственность) – 17 подростков (2,3%). Ещё 6 лет назад эти цифры были в два раза ниже.
Актуальность и новизна
В Послании Президента России Д.Медведева Федеральному Собранию подчеркивается необходимость сегодня делать всё, чтобы создавать мотивации и условия для здорового образа жизни. Программа формирования универсальных учебных действий чётко даёт модель выпускника, который «должен уметь адекватно понимать причины успешности и неуспешности своей деятельности, а также иметь установку на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках» (« Планируемые результаты начального общего образования» под ред. Ковалёвой Г.С. с.15 ). Для реализации такой концепции разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения, в которых особую роль приобретает внеурочная деятельность в начальной школе.
Современному обществу нужны люди, умеющие легко адаптироваться, адекватно действовать в нестандартных и стрессовых ситуациях, владеющие разными компетентностями, т.е. имеющие комплекс поведенческих навыков. Идея обучения жизненным навыкам в нашей школе связана и с тем, что серьёзно усугубляется социальная ситуация: разрушаются семейные устои, заметна установка на асоциальное поведение у подростков, возрастает риск попадания в наркотическую и алкогольную зависимость, отсутствие способности адекватно вести себя в стрессовых ситуациях. Нам, учителям, кроме необходимости доступно и интересно научить детей учиться, требуется ещё уделить внимание комплексу поведенческих навыков, которые формируются у ребёнка в процессе социализации. В современной литературе этот комплекс навыков объединён общим названием «Life skills», мы назовём его по-русски «жизненно важные навыки».
Жизненно важные навыки – это комплекс поведенческих компетентностей, обеспечивающий способность к социально адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни. Эти компетентности являются универсальными вне зависимости от специфики конкретной культуры, направлены на формирование навыков общения, поэтому и определяются как жизненно важные . Это своего рода фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие навыков социализации.
Принципиально новым элементом курса является активное взаимодействие педагога и психолога с родителями, что соответствует ФГОС. Новой является система занятий для родителей с целями, методами и приёмами развития важных навыков у их детей. Уникальна тренинговая форма проведения занятий, в том числе выездной тренинг.
Развитие у младшего школьника социально значимого комплекса жизненно важных навыков (компетентностей) в условиях школы.
- дать ученикам знания о комплексе жизненно важных навыков;
- обеспечить формирование и развитие жизненно важных навыков;
- создать условия и возможности для систематической и последовательной тренировки
- ознакомить родителей с целями, методами и приёмами развития жизненно важных
навыков у детей.
- развитие психосоциальной компетентности, как основы физического, умственного,
социального благополучия младшего школьника.
- Психолого-педагогическое:
- создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирования их здоровья;
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни,
- формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
- чёткое отслеживание эффективности применения навыков в повседневной жизни;
- Просветительское направление:
- пропаганда здорового образа жизни через тематические классные часы, лекции,
познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции;
- совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по
профилактике вредных привычек;
- организация деятельности с родителями по профилактике вредных привычек.
- Спортивно-оздоровительное:
- организация спортивных мероприятий и выездов на природу с родителями и педагогами;
- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию
здорового образа жизни учащихся;
- Диагностическое направление:
- анализ режима дня, бытовых условий, внешкольной занятости обучающихся;
- проведение мониторинга внутреннего состояния обучающихся;
- проведение мониторинга по формированию адекватных мотиваций в отношении здоровья.
Источник