Физкультура и здоровье
Здоровье — это такое состояние организма, при котором функции всех его органов и систем находятся в динамическом равновесии с внешней средой. Здоровье это важная характеристика производительных сил, это общественное достояние, имеющее материальную и духовную ценность. Главным признаком здоровья является высокая работоспособность и приспосабливаемость организма к различного рода воздействиям и изменениям внешней среды. Всесторонне подготовленный и тренированный человек легко сохраняет постоянство внутренней среды, которое проявляется в поддержании постоянной температуры тела, химического состава крови, кислотно-щелочного баланса и т.д. Огромную роль в этом играют занятия физкультурой.
Физическая культура формировалась на ранних этапах развития человеческого общества, однако ее совершенствование продолжается и в настоящее время. Особенно возросла роль физкультуры в связи с урбанизацией, ухудшением экологической ситуации и автоматизацией труда, способствующей гипокинезии.
Способ достижения гармонии человека один — систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения
Целью самостоятельных занятий физкультурой является сохранение и укрепление здоровья, полезное проведение времени, воспитание личностных качеств, освоение физкультурных навыков и умений. Самостоятельные занятия физической культурой также призваны для решения конкретных проблем конкретного человека и разрабатываются в этом случае строго с учетом индивидуальных особенностей личности и причин, порождающих проблему.
Занятия физкультурой очень важны для человека. Они улучшают обмен веществ и кровообращение, укрепляют сердце, сосуды и легкие, развивают мышцы, избавляют от многих болезней, положительно влияют на психоэмоциональную сферу, делают человека стройнее и красивее, помогают нам всегда быть активными, работоспособными, сохранять интерес к жизни до конца своих дней. При этом необходимо придерживаться основных принципов самостоятельных занятий физической культурой.
1. Принцип систематичности. Соблюдение его предусматривает регулярные занятия физическими упражнениями. Эффект от занятия физкультурой наступает только при регулярном и длительном их применении.
2. Принцип индивидуальности. Выбор видов занятий физической культурой зависит от физкультурно-спортивных интересов человека. Необходим также учёт состояния здоровья. Эмоциональная насыщенность занятия физкультурой должна быть непременно. Ведь наибольшие удовлетворение и эффект мы получаем от того, что нам нравится и интересно делать.
3. Принцип рациональности физических нагрузок. Соблюдение этого принципа предусматривает постепенное увеличение физических нагрузок и их оптимальное сочетание с отдыхом. Частота занятия физкультурой также строго индивидуальна. Необходимо рассчитывать нагрузку и частоту занятий в зависимости от тренированности человека. Слишком большие нагрузки каждый день могут только ухудшить состояние, привести к сильной усталости и даже к физическим травмам. А маленькие нагрузки не дадут ожидаемого эффекта. Следует строить занятия физкультурой по следующему правилу: от простого к сложному, от легкого к трудному.
4. Принцип всестороннего физического развития. В самостоятельных занятиях физкультурой следует целенаправленно развивать основные физические качества — выносливость, силу, гибкость, ловкость и др. Для этого необходимо использовать различные циклические упражнения, гимнастику, игры, упражнения с отягощениями.
5. Принцип уверенности в необходимости занятий. Трудно переоценить психологический настрой на занятия физкультурой. С древнейших времен известны теснейшие взаимоотношения психического и физического здоровья. Уверенность в необходимости и пользе занятия физической культурой являются мощным подспорьем организму. Эффект от занятия физкультурой несравнимо увеличивается в тех случаях, когда физические упражнения сочетаются с самовнушением. Сознание стимулирует биоритмы мозга, а тот отдает приказы всему телу. Поэтому старайтесь всегда не только верить в результат, но обязательно продумывайте, каким именно будет этот результат. Визуализируйте в сознании здоровые органы и их функционирование.
6. Принцип врачебного контроля и самоконтроля. Консультация с врачом поможет любому человеку выяснить, какие виды физкультуры лучше всего использовать в самостоятельных занятиях, с каких физических нагрузок начинать тренировку.
Физические нагрузки различаются количественным и качественным влиянием на организм. Они интенсифицируют обмен веществ, расход энергетических ресурсов. От степени их расходования зависит утомление, субъективно выражаемое чувством усталости. Без утомления функциональные возможности организма не повышаются. После выполнения физической нагрузки работоспособность обычно снижается и для её восстановления нужен отдых. При мышечном утомлении в организме уменьшаются запасы гликогена, находящегося в печени и мышцах, а в крови увеличивается содержание недоокисленных продуктов обмена веществ, поэтому при активных занятиях физкультурой следует в рацион питания включать больше овощей и фруктов, помогающих поддерживать кислотно-щелочное равновесие в организме.
Выполнение оптимальных физических нагрузок является важнейшим моментом при самостоятельном занятии физкультурой. Согласно принципу Арндта — Шульца малые нагрузки не оказывают заметного влияния на организм, средние наиболее благоприятны, а сильные могут принести вред. Для ориентировки можно использовать классификацию Г. С. Туманяна, основанную на реакции сердечно — сосудистой системы на нагрузку. Если сразу после выполнения физических упражнений частота пульса не более 120 ударов в минуту, то нагрузка считается малой, 120—160 — средней, более 160 — большой. Максимальной является физическая нагрузка, после которой частота пульса равна числу, определяемому вычитанием из числа 220 своего возраста в годах.
Физическая культура оказывает благотворное влияние на нервно-эмоциональную систему, продлевает жизнь, омолаживает организм, делает человека красивее. Пренебрежение же к занятиям физкультурой приводит к тучности, потере выносливости, ловкости и гибкости. Физическая культура является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства. Физкультура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
Источник
Курс лекций по физической культуре
Н. Е. Ветков, 2015
В пособии рассмотрены основные понятия, средства, формы и методы физической культуры и спорта. Теоретический материал изложен как формирующий мировоззренческую и научно-практическую основу знаний о физической культуре и спорте. Пособие отражает значительную потребность общества к вопросам формирования, сохранения и укрепления здоровья. Данное пособие соответствует учебной программе «Физическая культура» и отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта. Предназначено преподавателям физической культуры и спорта, а также студентам всех специальностей для изучения теоретических основ физической культуры.
Оглавление
- Тема 1. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
- Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры
- Тема 3. Основы здорового образа жизни
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Курс лекций по физической культуре предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Тема 3. Основы здорового образа жизни
1. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие.
2. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни.
3. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни.
4. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни.
5. Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные требования к организации здорового образа жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни.
6. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни.
1. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие
Здоровье — состояние полного физического, психического и социального благополучия, обеспечивающего полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций (а не только отсутствие болезней).
Физическое здоровье это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.
Психическое здоровье — состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием психических отклонений и обеспечивающее адекватную регуляцию поведения в окружающих условиях.
Социальное здоровье — это система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
Здоровый образ жизни единство всех форм и способов жизнедеятельности личности, ее условий и факторов, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Здоровье — это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам (В. И. Дубровский).
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье является основным условием и залогом полноценной жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
К факторам, определяющим здоровый образ жизни, можно отнести следующие: режим труда и отдыха, рациональное питание, здоровый сон, активная мышечная деятельность, закаливание организма, профилактика вредных привычек, знание требований санитарии и гигиены, учет экологии окружающей среды, культура межличностного общения, сексуального поведения, психофизическая регуляция.
Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия — производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном — в конечном счете, определяются уровнем здоровья.
Существуют различные подходы к определению понятия «здоровье», которые можно классифицировать следующим образом: 1) здоровье — это отсутствие болезней; 2) «здоровье» и «норма» — понятия тождественные; 3) здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант. Общее для этих определений в том, что здоровье понимается как нечто противоположное болезни, отличное от нее, как синоним нормы.
Какие содержательные характеристики используются при рассмотрении здоровья? Наиболее широкое распространение в настоящее время получил функциональный подход. Его особенность заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, в частности, выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность. Их утрата является наиболее распространенным и наиболее значимым для человека, семьи, общества социальным последствием болезней человека.
В связи с функциональным подходом к здоровью возникло понятие «практически здоровый человек», поскольку возможны патологические изменения, которые существенно не сказываются на самочувствии и работоспособности человека. Однако при этом чаще всего не учитывается, какую цену организм платит за сохранение работоспособности. В ряде случаев цена может быть настолько высокой, что грозит серьезными последствиями здоровью и работоспособности в будущем, поскольку изменения в организме до определенного уровня могут не сказываться на субъективных ощущениях и даже не отражаться на функции того или иного органа и системы.
Поэтому, качественные и количественные характеристики, как здоровья, так и болезни имеют довольно широкий диапазон толкования. В пределах его различия в степени выраженности здоровья определяются по многим критериям — признакам: уровню жизнеустойчивости организма, широте его адаптационных возможностей, биологической активности органов и систем, их способности к регенерации и др.
Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности.
Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его «качественных» характеристик, которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха.
В то же время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту, особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья.
Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. Уровень здоровья и физического развития — одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей: оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности.
Поэтому уже на этапе выбора специальности и вида профессионального обучения объективно возникает, ставится и решается проблема психофизиологического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности.
Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности — все это показатели общей культуры человека.
Источник
Здоровье — это важно.
статья по физкультуре на тему
Физическая культура является неотъемлемой частью школьной образовательной среды и играет важную роль в формировании культуры здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zdorove_2017.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье — это важно.
«Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие». [8] Од нако, по данным различных авторов, вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), растет число детей, страдающих ожирением. Большие учебные нагрузки, гиподинамия, отсутствие полноценного питания, наряду с вредными привычками, приводят к увеличению количества больных детей и подростков, росту депрессивных и суицидальных настроений, к ухудшению успеваемости школьников и снижению социальной адаптивности в обществе. Тем самым истощаются внутренние ресурсы личности. Наличие определенных ресурсов, потенциалов, возможностей расширяет поле деятельности личности, делая более достижимыми значимые цели в жизни. [1,2,3,7]
Одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования – здоровье школьников.
Но, несмотря на улучшение демографической ситуации в стране, существует четко выраженная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях.
Накопление этих ресурсов происходит при определенной двигательной активности человека, которая реализуется в школе в рамках образовательной программы в курсе физическая культура и во внеурочной деятельности. Физическая культура является неотъемлемой частью школьной образовательной среды и играет важную роль в формировании культуры здорового образа жизни.
Понятие «физическая культура» мы рассматриваем как совокупность физического развития ребенка, состояния его здоровья и психики и собственно «физической культуры» как составляющей культурного развития личности. [4,5,9]
Неотъемлемой частью физической культуры является физическое воспитание. В оздоровительные задачи физического воспитания входят: охрана и укрепление здоровья учащихся, достижение полноценного физического развития, гармоничного телосложения, повышение умственной и физической работоспособности. Неотъемлемой частью образовательного процесса являются уроки физической культуры. Но уроки физической культуры в школе некоторой частью общества воспринимаются как нечто второстепенное, имеющее не такое большое значение для успешного обучения в школе, как математика, физика, литература и др.
Поддавшись сложившемуся в окружении ребенка стереотипу второстепенного отношения к урокам физкультуры, ученики часто пренебрегают ими. К тому же, родители, порой, не имея на то достаточно веских причин, стараются освободить своего ребенка от посещения уроков физкультуры. Но мы считаем, что благодаря включению школ в реализацию государственной программы Санкт-Петербурга, направленной на сохранений и укрепление здоровья обучающихся наступил переломный момент в переосмыслении роли этих уроков не только в физическом, но и интеллектуальном развитии учащихся. [6]
Распространено общественное мнение, что в первую очередь физическая культура направлена, в основном, на развитие физических качеств учащихся (силы, быстроты, выносливости, прыгучести и ловкости), а оздоровительный эффект, при этом, не имеет большого значения. Поэтому родители считают, что главное – оборудовать спортивный зал в соответствии с современными требованиями.
В новых школах спортивные залы оснащены всем необходимым инвентарем, часто, при школе имеется бассейн. У многих школ появилась возможность использовать нестандартное оборудование на уроках: фитбол, степ-платформа, а учителям предоставили возможность включить в уроки, элементы аэробики, фитнеса, единоборств, использовать на уроках и компьютерные технологии. Но наличием нового оборудования невозможно решить все проблемы, связанные с оздоровлением подрастающего поколения.
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры тесно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.
Формирование культуры здорового образа жизни у всех субъектов образовательного процесса определяется потребностью в укреплении своего здоровья, наличием интереса и стремления к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, приобретением новых умений и навыков в овладении приемами и методами восстановления сил. Кроме этого, важно воспитание эстетического отношения к занятиям физической культурой, знание и соблюдение гигиенических правил, умение контролировать свое физиологическое состояние.
В первую очередь, среди вышеперечисленных компонентов необходимо обратить внимание на эстетику выполнения упражнений и овладения каждым новым двигательным действием. Для повышается эффекта от выполнения упражнений необходимо четкое знание техники и правильное выполнение упражнения. Неправильное выполнение физкультурных упражнений приводит лишь к потере лишней энергии, а, следовательно, и жизненной активности, ухудшению настроения, снижению работоспособности на уроках по другим учебным предметам.
Повышение мотивации школьников к формированию здорового образа жизни, изменение безразличной позиции родителей к занятиям их детей физической культурой в школе требует системного подхода. Для актуализации потребности в двигательной активности у всех субъектов образовательного процесса в соответствии с районной и городской государственной программой по совершенствованию и укреплению здоровья обучающихся разработана школьная программа «Здоровое поколение».
В рамках этой программы:
— Организован постоянно действующий педагогический круглый стол «Сохранение здоровья ученика и учителя в образовательном процессе».
— В начальной школе ежедневно проводится динамическая пауза, во время которой ученики с классными руководителями проводят время на свежем воздухе.
— Расширена теоретическая база, предоставленная в учебнике за счет дополнительных знаний, которые даются ученикам на уроках и во внеурочной деятельности. Раскрытие и детализация теоретических знаний о выполнении конкретного упражнения, показ видеоматериалов, для лучшего понимания и овладения техникой выполнения упражнения учащимися.
— Ученики вовлечены в проектную деятельность, в ходе которой у них есть возможность поделиться с семьей своими знаниями и навыками, полученными во время урочных и внеурочных занятий в школе.
— Проводятся динамические перемены, флэш-мобы, которые организованы старшеклассниками — спортсменами или учителями физической культуры.
— В помощь учителям начальной школы разработаны видео физкультминутки.
— Педагоги школы активно включились в сдачу нормативов ГТО.
— Проводятся соревнования по волейболу между учителями и учащимися.
— Совместно с Советом отцов организован футбольный турнир.
— Поводится систематическая просветительская работа с родителями на классных родительских собраниях перед каждым новым разделом физической культуры (легкая атлетика, подвижные или спортивные игры, гимнастика, лыжная подготовка).
Учителя физической культуры систематически рассказывают родителям, что входит в каждый раздел учебной программы, требования образовательной программы, какие ожидаются результаты, чему должны научиться школьники. Помимо плюсов каждого раздела, учителя освещают и проблемы, возникающие при овладении навыками и умениям данного комплекса упражнений. Какие бывают сложности, на что стоит обратить внимание родителям, какие домашние задания их ожидают. Также рассказывают о преимуществах занятий на улице, как правильно подобрать одежду для занятий лыжной подготовкой и легкой атлетикой (знание и соблюдение гигиенических правил), как правильно выбрать обувь, лыжи, чем отличаются крепления. То есть, дают ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у родителей в процессе обучения детей физической культуре. И действительно, по мере освещения проблем и их решений, родители начинают пересматривать свое отношение к уроку физической культуры.
Учителя выступают также на общешкольных родительских собраниях, собраниях родителей будущих первоклассников.
После каждого выступления поступает большое количество вопросов от родителей на самые различные темы, связанные со здоровьем детей.
На первом общешкольном родительском собрании родители знакомятся со среднероссийскими статистическими данными динамики здоровья школьников на протяжении учёбы в школе. Эти данные вызывают тревогу у родителей, поступает много вопросов и родители начинают поддерживать реализацию программы «Здоровое поколение»[1,2,5].
На родительских собраниях медицинские работники выступают по актуальным вопросам сохранения здоровья детей, привлекается психолог из Центра психолого — педагогической, медицинской и социальной помощи Петродворцового района Санкт-Петербурга и другие педагогические работники. Родители, понимая важность обсуждаемых вопросов, посещают эти собрания с большим интересом.
Важным мотивирующим мероприятием является подведение итогов в конце каждой четверти в виде школьных соревнований, соответствующих определенному разделу физической культуры.
1. Легкая атлетика — кросс или эстафета, где участвуют все желающие представители каждого класса соответствующей параллели. То есть дети, совместно с классным руководителем и учителем физической культуры, формируют команду, согласно условиям проведения соревнований. Важно то, что в команду входят не только дети хорошо физически подготовленные, но и более слабые ученики. Это позволяет повысить социальный статус и самооценку учеников, не обладающих высокими физическими показателями.
2. Гимнастика — «День гимнастики». Проводится на каждой возрастной ступени отдельно и по своим правилам. От каждого класса выдвигаются кандидаты, которым дается комплекс акробатических упражнений для разучивания, дополненный вариативной частью, проводимой как вступление. В состав жюри входят учителя и ученики. На соревнования в качестве зрителей приходят все желающие. Это служит примером для всех, у детей появляется желание принять участие в мероприятии в следующем году, что способствует повышению работоспособности на уроках, повышению мотивации к самосовершенствованию.
В начальных классах проводится открытый урок для родителей, где дети могут продемонстрировать приобретенные на уроках умения и навыки, дисциплину, волевые качества.
3. Лыжная подготовка — соревнования по лыжам «Школьный дуатлон», с горячим чаем, угощением, музыкальным сопровождением, привлечением родителей в жюри.
4. Спортивные и подвижные игры — эстафеты или соревнования между классами.
Посещение спортивных секций и кружков, являющихся частью системы дополнительного образования и спортивного направления внеурочной деятельности в школе, способствует поддержанию физической активности.
Описанные методы работы, принципы их организации составляют часть многоплановой систематической деятельности педагогического коллектива по формированию позитивного отношения к физической культуре в микросоциуме, окружающем школу.
Важнейшим индикатором благополучия современного российского общества является состояние здоровья подрастающего поколения, а совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья детей рассматривается как необходимое условие национальной безопасности государства и успешного формирования гражданской позиции личности школьника.
Баранов А.А., Намазова – Баранова Л.С. и др. Состояние и проблемы здоровья подростков России / Проблемы социальной гигиены. 2014; 6: 10-4.; URL: https://clck.ru/C9VEB ( дата обращения: 30.10.2017 ).
Безруких М.М. Здоровье школьников, проблемы, пути решения / Научная школа – семинар «Здоровье: физиология, психология… » // Сибирский педагогический журнал № 9, 2012.; URL: https://clck.ru/C9VF2 ( дата обращения: 03.11.2017 ).
Макарова Л. П., Соловьёв А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 494-496. URL: https://moluch.ru/archive/59/8450/ ( дата обращения: 30.10.2017 ).
Макарова Л.П., Буйнов Л.Г., Пазыркина М.В. СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4.; URL: https://clck.ru/C9VG3 (дата обращения: 25.10.2017).
Руководство по социальной педиатрии / Составители: В.Г. Дьяченко, М.Ф. Рзянкина,Л.В. Солохина // URL: https://clck.ru/C9VH2 ( дата обращения: 03.11.2017 ).
Смагин Н. И. Физическая культура в жизни студента [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 280-281.
Источник