Меню

Что такое здоровье созидательные технологии

Здоровьесозидающие приёмы и методы в работе с дошкольниками.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка.

Поэтому, в работе с детьми применяют здоровьесозидающие технологии — системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей.

Скачать:

Вложение Размер
referat_1.2_nikitina_s.i._2016_god.docx 21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесозидающие приёмы и методы в работе с дошкольниками.

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка.

Поэтому, в работе с детьми применяют здоровьесозидающие технологии — системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей.

Для достижения целей здоровьесозидающих технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие методы и приёмы:

1. Сохранение и стимулирование здоровья.

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся динамические паузы — это физминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика. Систематическое использование динамических пауз приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.

Ежедневно включаем подвижные и спортивные игры, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой со средней степенью подвижности, что способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности.

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы используем тренажёры.

2. Обучение здоровому образу жизни.

С целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья мы проводим массаж и самомассаж (сеансами, либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы). В преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды , как профилактика простудных заболеваний рекомендуется точечный массаж (упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие).

Ежедневно с детьми делаем утреннюю гимнастику; гимнастику после сна (в её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание); оздоровительную гимнастику босиком под музыку ( главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола ).

Один раз в неделю проводим игровые занятия по теме: «Здоровье», где у дошкольников формируются представления о здоровом образе жизни. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.

По технологии обучения здоровому образу жизни используем так же и следующие формы, как: физкультурные занятия (регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета); спортивные развлечения, праздники; день здоровья ; СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)

При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.

Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. С детьми, имеющих дефекты звукопроизношения, занимается логопед.

«Музыкотерапия» применяется для укрепления здоровья детей. Мелодии можно использовать на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время игровой деятельности. Так, прослушав запись “Колыбельной мелодии”, дети успокаиваются, расслабляются, затихают и засыпают. Ребёнка успокаивает ласковое обращение, монотонность пения. Звуки флейты расслабляют детей, звуки “шелеста листьев”, “шума моря” и других природных явлений заставляют детей вслушиваться в звуки природы и погружаться в них. Для этого мы широко используем кассету “Волшебство природы”.

Релаксация-это один из приёмов музыкотерапии, используется для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя детей.

Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.

В группе имеется картотека музыки разного характера.

Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой, имеет психологический терапевтический и развивающий эффект. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту.

На занятиях по сказкотерапии мы с ребятами учимся составлять словесные образы. Вспоминаем старые и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Коррекцию поведения мы реализуем через сюжетно — ролевые игры. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.

Изучаем правила поведения в стихотворной форме, по красочным иллюстрациям из печатного издания «Главные правила поведения для воспитанных детей» Островской Елены Николаевны. Данное пособие сочетает приятное с полезным: это и урок поведения, и игра. Правила поведения можно проиграть, как этюды.

Для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей в группе оборудован «Уголок здоровья».

Уголок оснащён как традиционными пособиями, так и нетрадиционным оборудованием:

  • «Сухой аквариум» (способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса);
  • Коврики (для массажа стопы ног и развития координации движений);
  • Салфетки, трубочки, вертушки ( для развития речевого дыхания и увеличения объема легких);
  • Массажеры, шарики (для развития мелкой моторики — общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма);

Ароматерапия (положительно воздействует на нервную систему и головной мозг). Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы – улучшает работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт. Еженедельно в группе, в спальне можно сжигать небольшое количество кусочков древесины, коры. Этим мы уничтожаем вирусы и микробы.

  • Губки, бумага (для снятия стресса);
  • Книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы (для проявления интереса к своему здоровью). Все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь этими предметами незаметно для себя оздоравливаются.
  • Дидактические игры: «Структура человеческого тела”; “Спорт – это здоровье”; “Чистим зубы правильно”; “Бережём уши” и т.д. Все эти игры научат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепят культурно – гигиенические навыки, заставят задумываться о здоровье.

В процессе организации единого здоровьесозидающего пространства ДОУ и семьи, используются разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями — общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; папки передвижки.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесозидающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием родителей медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога – психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

Источник

Технологии здоровьесозидания как фактор повышения культуры здоровья детей дошкольного возраста.

Марина Кравченко
Технологии здоровьесозидания как фактор повышения культуры здоровья детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного физического развития организма.

Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача. И решается она совместными усилиями педагогов, медицинских работников и семьи.

На сегодняшний день в России отмечается низкий уровень общественного здоровья, поэтому одной из главных задач отечественного образования является формирование личности, обладающей духовным, психическим и физическим здоровьем, адекватным условиям современного социокультурного информационного общества.

В последнее время большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. «Сберегать» — это сохранить, не дать пропасть, следовательно «здоровьесбережение — это сохранение здоровья на заданном уровне (в частности на том на котором ребенок пришел в ДОУ).

Мы считаем, необходимы поиски новых подходов для формирования здоровой личности. Такими и являются здоровьесозидательные технологии.

Здоровьесозидание (от «созидать» — сделать существующим, произвести, основать) — содержит смыслы созидания здоровья как качественно новой характеристики. Поэтому слово близко по смыслу здоровьетворчеству, творчески создавать, творение, сотворение, становиться лучше, совершеннее, доводить до лучшей степени превосходства.

Здоровьесозидательная деятельность (ЗСД) заключается в использовании принципов и способов, позволяющих сохранять и развивать как собственное здоровье, так и здоровье воспитанников, творчески дополнять содержание образовательной деятельности знаниями, умениями, навыками с целью формирования поведения, ориентированного на здоровый образ жизни.

В условиях значительного снижения уровня здоровья, именно педагоги должны решать проблему обеспечения здоровья. Выступая в качестве субъекта здоровьесозидающей деятельности (ЗСД, педагог обязан представлять рациональные образы и нормы поведения, позволяющие без ущерба для здоровья обеспечить высокое качество обучения, воспитания и развития, давать конкретные рекомендации по сбережению индивидуального здоровья, направлять на ведение здорового образа жизни.

Основополагающими приоритетами в решении проблемы здоровьесозиданияв современном образовательном процессе являются:

1) целостный подход к здоровью, в котором физическое и психологическое здоровье представляется связанным с высшими ценностями, целями и потребностями человека в контексте гуманистической психологии и гуманистической парадигмы образования;

2) здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития и необходимый ресурс «человеческого капитала»;

3) здоровьесозидание – не совокупность лечебно-профилактических мер, а сложный и динамичный процесс развития потенциалов здоровья с учетом его индивидуального уровня;

4) готовность к здоровьесозидающей деятельности – основное средство и условие здоровьесозидания личности участников образовательного процесса.

Учитывая необходимость создания здоровьесберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника, психолого-педагогическими условиями созидания здоровья выступают:

— формирование в образовательном учреждении (в образовательной деятельности, совместной деятельности с педагогом и самостоятельной деятельности детей)

здоровьесозидающей среды, транслирующей ценности здоровья и обеспечивающей взаимодействие «педагоги — дети — родители»; а также перенос участниками образовательного процесса в повседневную практику способов сохранения, укрепления и приращения здоровья;

— опора процесса здоровьесозидания на систему личностно значимых духовно-нравственных ориентиров, которые обусловливают содержание жизнедеятельности.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – ведущее направление деятельности нашего детского сада.

Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий.

В нашем дошкольном учреждении разработана программа по оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста «Здоровье с детства», которая реализуется в течение всех лет пребывания ребёнка в ДОУ.

Программа нацелена на реализацию направлений созидания и развития здоровьяподрастающего поколения:

-физкультурно-оздоровительное (сохранение и развитие здоровья детей, средствами физической культуры);

-лечебно-реабилитационное (сохранение и развитие здоровья);

— гигиено-профилактическое (сохранение здоровья через организацию учебной деятельности);

— эколого-сохраняющие (развитие здоровья при формировании экологически целесообразных отношений участвующих с окружающей средой);

-обеспечение безопасности жизнедеятельности (обучение методом сохранения здоровья и жизни в чрезвычайных обстоятельствах).

Каждое направление реализуется одной или несколькими подпрограммами.

Физическое здоровье — единство физического и психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка.

Пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Принцип рационального сочетания интеллектуальных нагрузок, организованной двигательной деятельности и целесообразного двигательного режима. На улучшение здоровья детей, их благоприятное развитие влияет весь уклад жизни,то есть полная реализация следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.

Принцип индивидуального подхода, способствующий успешному поиску адекватных медико-педагогических методов и приемов. Необходимо своевременно корректировать содержание медико-педагогических приемов с учетом индивидуальных особенностей ребенка, применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений

Принцип естественной двигательной активности с учетом региональных и климатических условий.

Социально-нравственное здоровье— постепенное усиление осознанности социально-нравственных представлений:

— понимание красоты и смысла нравственных поступков;

— необходимости выбора той или иной линии поведения в зависимости от обстоятельств;

— осознания последствий положительных или отрицательных поступков;

— установление причинно-следственной связи между отношениями;

— чувствами к поступкам людей;

— усиление роли самооценки в поведении.

Психическое здоровье — сохранение и улучшение нервно-психического здоровья с помощью психолого-педагогических средств.

Психолого-педагогические средства направлены на развитие ребенка и коррекцию его негативных индивидуальных особенностей в условиях ДОУ.Коррекционно-развивающие мероприятия и вспомогательные средства общения направлены на:

формирование навыков общения;

гармонизацию отношений ребенка в семье и со сверстниками;

коррекцию некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;

коррекцию самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной.

В рамках обновления содержания работы по физическому воспитанию в ДОУ постоянно повышается профессиональная компетентность педагогов в области здоровьесозидания и здоровьесбережения, проводится мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности дошкольников.

Одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ выступает создание здоровьесозидающей среды. В групповых помещениях созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности детей. Для приобщения детей к ценностям здорового образа жизни созданы «центры здоровья», оснащенные наглядно-демонстративным материалом, книгами, дидактическими играми, материалами по ОБЖ. В каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур.

В детском саду созданы оптимально возможные условия для реализации оздоровительной деятельности. Однако, учитывая широту и разнообразие поставленных задач, возникла необходимость привлечения к работе более узких специалистов, в связи с чем, нами организовано взаимодействие с Водно-оздоровительным комплексов «Волна».В рамках сотрудничества организованы:

— группа оздоровительного плавания, в которую вошли дети 7года жизни;

— спортивная секция по хоккею и фигурному катанию.

В работе педагогов широко применяются технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы подвижные спортивные игры, релаксация, игровой час во вторую половину дня,гимнастики: пальчиковая, дыхательная, бодрящая, для глаз, корригирующая;

технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурно-оздоровительная деятельность, игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, точечный самомассаж, арттерапия, сказкотерапия,

Здоровье ребенка зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье.Этот раздел программы рассматривает взаимосвязь двух основных социальных структур: семьи и детского сада, ребенок не эстафета, которую детский сад и семья передают друг другу, в

работе нужно поддерживаться не принципа параллельности, а взаимопроникновение двух социальных институтов. Ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается вместе с семьей. Взаимодействие с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья детейосуществляется по следующим направлениям: просветительское, культурно-досуговое, психофизическое.

Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.

Обязательная полная информированность родителей о здоровье ребенка, о питании детей в детском саду, о проведении закаливающих и оздоровительных мероприятиях, антропометрических данных, о вакцинации, о психофизической подготовленности ребенка.

С этой целью регулярно проводятся совместные с родителями оздоровительные мероприятия: «Дни здоровья», «Красота в движении – здоровье с детства», «Семейные старты», в которых используется нетрадиционное спортивное оборудование.Проведены акции: — «Подвижные игры с мамой и папой»; «Мы любим спорт»; «Изготовление нестандартного оборудования с целью повышения двигательной активности дошкольников».

Таким образом, создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительное отношение между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, то есть обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.

1. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей. — М., 1986.

Здоровый малыш: Программа оздоровления детей ДОУ. Под. ред. З. И. Бересневой. — М. : ТЦ Сфера, 2003. — 32 с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ».).

2. Маджуга А. Г. Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования: автореф. дис на сосискание ученой степени д-ра пед.наук: спец. 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» / А. Г. Маджуга. – Владимир, 2011. – 52 с.

3. Орел В. И., Агаджанова С. Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. СПб. : Детство – Пресс, 2008.

4. Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Волгоград «Учитель», 2009.

Применение нестандартного спортивного оборудования для повышения двигательной активности детей дошкольного возраста Семинар-практикум для воспитателей «Применение нестандартного спортивного оборудования для повышения двигательной активности детей дошкольного.

Музыкально-театрализованная деятельность как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста И в настоящее время активно реализуются образовательные стандарты – это документ направленный на организацию социализации и индивидуализации.

Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста Несудимова С. В – заместитель директора по ДО СПДО МАОУ ООШ с. Комсомольское Балаковского района Саратовской области Аннотация. В статье.

Педагогические условия формирования основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в семье и детском саду Важным условием формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры здоровья является овладение системой понятий о своем организме,.

Практикум «Формирование у детей дошкольного возраста здорового образа жизни и повышения мотивации к сохранению здоровья» Цель: создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов, формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих.

Проблемный семинар «Профессиональное сотрудничество педагогов как фактор повышения качества дошкольного образования» Форма работы: проблемные группы Метод работы: кейс-стади (решение ситуаций – проблем) Вступление. В связи с повышением качества образования.

Консультация для воспитателей «Социальное партнёрство ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования» Современное дошкольное образование ставит перед собой цель: воспитание гармонично развитой личности ребенка. Совершенствуются стандарты.

Создание эстетической развивающей среды как фактор формирования нравственных начал у детей дошкольного возраста Для полноценного развития детей необходимо обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное проживание в детском саду. Поэтому необходимо.

Использование мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста Тема: «Использование мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста». Цель: развитие связной речи дошкольников.

Вечер встреч с родителями по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям культуры здоровья» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 17 «Ладушки» Вечер с родителями.

Источник

Читайте также:  Социальное здоровье детей литература
Adblock
detector