Меню

Что такое здоровье сбережение детей

Здоровьесбережение дошкольников
статья

“Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.

В.А.Сухомлинский

Скачать:

Вложение Размер
zdorovesberezhenie.doc 60 КБ

Предварительный просмотр:

“Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.

“Здоровье – это не всё, но всё без здоровья — ничто” — повторяет человечество вслед за мудрецом Сократом уже более двух тысяч лет. Современное общество, колоссальные темпы его развития, информационные технологии настоятельно предъявляют с каждым днем всё более высокие требования к человеку и его здоровью.

Произошедшие в нашем обществе перемены отразились на состоянии здоровья всех возрастных групп. Наибольшую тревогу вызывает здоровье детей и подростков. По официальным данным ежегодно общий уровень отклонения в здоровье возрастает на 6,7%. Это, не считая хронических заболеваний. У каждого ребенка в возрасте до года можно определить не менее трех различных заболеваний. Новая социально-экономическая действительность диктует необходимость формирования культа здоровья в сознании подрастающего поколения.

В России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения. Такой тип воспроизводства населения не отмечался ни в одной стране мира, даже во время войны. Этот пример говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения России.

В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписание В.В.Путиным Постановления “О повышении роли физической культуры спорта в формировании здорового образа жизни населения” показывает беспокойство государства за будущее страны.

Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать [11, 4]? Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Исследования М.Д.Маханевой, В.Г.Алямовской свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т.е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением [25, 73].

В последние десятилетия все большее внимание ученых привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы – это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском учреждении из-за “заорганизованности” воспитательно-образовательного процесса, отсутствия гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями, отдыхом и т.д. Стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов и неизбежно ведут к ухудшению здоровья ребенка [25, 75].

Серьезным барьером, осложняющим жизнь ребенка, является тревожность. Причинами тревожности могут быть, во-первых, недостаток эмоциональной поддержки в семье и детском саду, во-вторых, недостаток информации (либо ее недостоверность), которая порождает эмоциональное заостренное ощущение предстоящей угрозы. Тревожность у детей может появляться по отношению к сверстникам, взрослым, к самому себе. Если взрослые невнимательно относятся к этой проблеме, она не исчезает бесследно, возникают эмоциональные комплексы, препятствующие полноценному общению с другими людьми [25, 76].

В настоящее время возрастает необходимость активной разработки и использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений, стимулирующих приобретение опыта ценностного отношения к своему здоровью уже в дошкольные годы.

С этих позиций разработана программа “Здоровый ребенок”. Она ориентирована на педагогов-практиков, осуществляющих повседневную работу с дошкольниками и их родителями. Ни у кого не вызывает сомнения, что в одиночку педагогу добиться решения всех задач, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое воспитание, практически невозможно. Поэтому, одним из основных направлений оздоровительной работы с детьми является совместная работа с семьей в решении вопросов укрепления здоровья.

Материалы, представленные в программе, ориентированы на организацию работы с детьми, посещающими дошкольные учреждения с двух до семи лет. Программа основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях и составлена с учетом документов: программ развития и воспитания детей в детском саду “Детство” В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, “Как воспитать здорового ребенка” В.Г.Алямовской, “Мой мир” С.А.Козловой, оздоровительных технологий Ю.Ф.Змановского “Здоровый дошкольник”, М.Д. Маханевой “Воспитание здорового ребенка”, Н.Н.Авдеевой “Безопасность”.

Программа “Здоровый ребенок” направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.

Цель программы: приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

Для достижения поставленных целей необходимо:

— создать здоровьесберегающую и развивающую среду, предусматривающую осуществление закаливающих и оздоровительных мероприятий, обеспечивающих комфортное пребывание ребенка в детском саду в соответствии с его индивидуальными особенностями и состоянием здоровья. Желательно оборудовать специальное помещение для физкультурных занятий, разместив в нем необходимое оборудование, спортивный инвентарь и игрушки; ( Приложение 2 )

— особое внимание уделить подбору и расстановке кадров на группы с учетом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что результаты физического развития детей зависят, прежде всего, от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний, необходимо продумать систему всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей в сочетании с контролем за организацией воспитательно-образовательного процесса;

— специально организованное обучение детей на занятиях;

— организовывать рациональное распределение нагрузки на детей в течение дня;

Принципы создания программы

— адаптированность материала к возрасту ребенка.

2. Систематичность и последовательность:

— постепенная подача материала от простого к сложному;

— частое повторение усвоенных правил и норм.

— интеграция программы в разные виды деятельности.

4. Опережающий характер обучения:

— учет уровня развития ребенка;

— перенос освоенной ребенком информации в незнакомые условия.

Программа “Здоровый ребенок” включает четыре раздела, которые представлены в перспективно-тематическом планировании для каждого возрастного периода на весь учебный год. Это такие разделы:

  • “Я открываю себя”;
  • “Я осваиваю гигиену и этикет”;
  • “Я среди опасных предметов”;
  • “Я двигаюсь”.

Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, имеют свою специфику, свою воспитательно-образовательную ценность и цели.

Согласно возрастным особенностям ребенка разработаны требования к уровню усвоения программы.

Основные направления программы

1. Валеологическое образование детей

Организованные виды деятельности с детьми направлены

в младшем дошкольном возрасте:

  • на развитие представлений о своем внешнем облике, знакомство со схематическим изображением тела;
  • на развитие умения понимать эмоции других людей, ориентируясь на мимику и пантомимику;
  • на развитие способности к сопереживанию, умению проявлять сочувствие, жалость, другие формы положительного отношения к людям через переживания;
  • на развитие представлений о групповом помещении ДОУ, принадлежности к нему; освоение правил поведения в детском саду, доброжелательного отношения к другим людям;
  • на развитие положительного отношения к себе и к своему имени;
  • на развитие представлений детей о принадлежности к женскому или мужскому полу, особенностях поведения мальчиков и девочек.

в среднем дошкольном возрасте:

  • на развитие представлений о своем теле:

а) знакомство с условным изображением строения человеческого тела;

б) органы чувств;

в) дыхательная и пищеварительная системы;

  • на развитие представлений о себе и своей семье.

в старшем дошкольном возрасте:

  • на приобщение к нормам здорового образа жизни;
  • обогащение представлений о здоровье, об организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливании.

во всех возрастных группах:

  • на занятиях по физической культуре и ритмике беседы и пояснения о пользе и влиянии на организм физических упражнений.

2. Комплексное исследование здоровья дошкольников

2.1. Исследование состояния здоровья детей специалистами здравоохранения, выделение “группы риска”, выявление других функциональных нарушений.

2.2. Отслеживание успешности обучения воспитанников в период их пребывания в ДОУ с целью динамичного наблюдения за их развитием.

2.3. Определение соответствия образовательной среды (материально-техническое обеспечение образовательного процесса, характеристика педагогического коллектива, организация образовательного процесса) состоянию здоровья ребенка и своевременное выявление факторов риска для его здоровья и развития.

3 . Физкультурно-оздоровительная работа .

3.1. Занятия по физкультуре всех типов: традиционные, тренировочные, занятия-соревнования, занятия-зачеты, самостоятельные, интегрированные, музыкально-ритмические занятия, праздники, развлечения,

3.2. Система эффективных закаливающих процедур.

3.3. Активизация двигательного режима дошкольников.

3.4. Профилактическая работа с детьми.

4. Реабилитационная и коррекционная работа с детьми:

4.1. реабилитация детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей;

4.2. индивидуальная коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в здоровье.

5. Консультативно-информационная работа:

5.1. сотрудничество с участниками педагогического процесса по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольника

  1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. – М.: Линка-пресс, 1993.
  2. Быкова Н.Г. Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «открытого типа»: Дис. . канд.пед.наук / Н.Г. Быкова. — Ставрополь, 2005.- 182 с.
  3. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях мегаполиса /И.М. Новикова. Современные тенденции теории и практики воспитания детей, имеющих проблемы в развитии: Матер.науч.-практ.конфер. — Киров, 2007. — С. 52-55.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты вопроса о работе ДОУ с родителями воспитанников в решении общей задачи сохранения и укрепления детского здоровья.

Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет д.

Консультация для воспитателей«Хромотерапия в здоровьесбережении дошкольников».

Перспективный план по здоровьесбережению дошкольников направлен на становление устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни.

Технология направлениа на формирование у дошкольников основ здоровьесбережения через использование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих .

Статья посвещена проблеме сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей дошкольного возраста посредством инновационного метода — танцевальной терапии.

Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути ряд.

Источник

Здоровьесбережение детей дошкольного возраста «Будь здоров малыш»

Наталия Кравченко
Здоровьесбережение детей дошкольного возраста «Будь здоров малыш»

Здоровьесбережение детей дошкольного возраста «Будь здоров малыш»

Давно известно, что дошкольный возраст один из самых важных периодов в процессе формирования личности человека. В этом возрасте особенно развиваются особенности и разносторонние способности, вырабатываются черты характера, формируются нравственные качества. Именно в этом возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, так необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. В последнее время одним из главных направлением дошкольного образования стала физкультурно-оздоровительная деятельность.Это вызвано целым рядом объективных причин: недостаточная организация профилактики различных заболеваний, слабое здоровье детей, отсутствие положительного примера по соблюдению здорового образа жизни для детей со стороны родителей и других окружающих людей.

Основная задача нашего детского сада, в принципе, как и любой другой образовательной организации – охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Так же задачей педагога является индивидуально подготовить каждого ребенка дошкольного возраста к его самостоятельной жизни, предоставив ему все необходимые знания и развив у него все необходимые навыки и умения, воспитав определенные положительные привычки. В настоящее время проблема здоровья ребенка дошкольного возраста достаточно актуальна и очень распространена и вызывает волну тревожности. Для того чтобы любой человек был абсолютно здоровым, ему необходимо научиться прежде всего сохранять и укреплять свое здоровье. Именно этому процессу мы в нашем детском саду и стараемся уделять как можно больше внимания. Не забывая о том, что именно в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек.В процессе нашей деятельности мы стремимся к реализации следующие задачи: обеспечивать определенные условия для физического и психологического комфорта участников воспитательного и образовательного процесса; формировать доступные знания о пользе занятий физической культурой, об основных гигиенических правилах; реализовывать комплексный подход в использовании всех методов и форм образовательной работы с детьми дошкольного возраста для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей; формировать основы безопасности жизнедеятельности; оказывать помощь семье в сохранении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Здоровьесбержение детей в дошкольном образовании.

Здоровьесбережение в дошкольном образовании – это технологии, которые в первую очередь направлены на решение одной из самой главной задачи современного дошкольного образования, а именно задачи сохранения, поддержания, укрепления и обогащения здоровья всех участников педагогического процесса в детском саду.

Главная цель, которую ставит перед собой коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения — это сохранение, укрепление и обогащение здоровья детей, улучшение их двигательной активности с учётом их индивидуальных способностей и возможностей.

В нашей дошкольной образовательной организации разработана технология здоровьесбережения для детей дошкольного возраста.Главными задачами которой являются:

1. Укрепление, обогащение и сохранение детского здоровья на основе системного использования доступных для нашего детского сада средств физического воспитания, организации двигательной активности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активного участия детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Сотрудничество конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья.

К основным направлениям оздоровительнойдеятельности в нашем детском саду мы относим:

— организацию санитарного режима и создание гигиенических условий для детей;

— организацию здорового сбалансированного питания; обеспечение психологического комфорта и безопасности детей во время пребывания их в нашем детском саду;

— организацию профилактической работы с детьми и сотрудниками.

Чтобы здоровьесберегающие технологии были успешно воплощены в жизнь, необходимо обучить детей элементарным моментам здорового образа жизни, используя в своей работе оздоровительную гимнастику, различные игры-релаксации, разные виды массажа, короткие физкультминутки во время занятий, специально подготовленные занятия оздоровительной физкультуры, упражнения для глаз, массовые оздоровительные мероприятия, также прививать детям гигиенические навыки.

Так же при реализации здоровьесберегающих технологий большую роль играет работа с семьей. Для сотрудничества с родителями, для формирования здорового образа жизни у их детей нами разработана и уже прекрасно реализуется комплекс мероприятий,к которым можно отнести: родительские собрания, консультации, конференции, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, беседы, нетрадиционные формы работы с родителями.

Типы здоровьесберегающих технологий,используемые в нашей дошкольной организации.

Здоровьесберегающаядеятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих направлениях:

— Медико-профилактическая технология. Профилактическая деятельность обеспечивает сохранение, обогащение и укрепление здоровья детей под руководством медицинского персонала дошкольного учреждения в соответствии с медицинскими требованиями и нормами.Задачи данной деятельности:

— организация и контролируемость сбалансированного питания детей, их физического развития, закаливания;

— проведения мониторинга здоровья детей, а также разработка рекомендаций по укреплению детского здоровья; — организация контроля в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов.

— организация профилактических мер.

— организация среды здоровьесбережения в дошкольной образовательном учреждении.

Технологии просвещения родителей.

Безусловно, важно насколько правильно организован режим дня ребенка, какое внимание родители уделяют здоровью своего ребенка. Ведь от этого зависит его настроение, состояние эмоционального и психологического комфорта. Если здоровый образ жизни ребенка, к которому его учат в детском саду, находит поддержку и дома, то он закрепляется в сознании ребенка. В противоположном случае, когда ребенок дома не получает необходимого понимания и поддержки, то полученная информация в дошкольном учреждении будет лишней и неинтересной для ребенка.

Технологии обеспечения психологического комфорта ребенка. Задача данной деятельности – обеспечение психологического комфорта и позитивного психологического благополучия ребенка в процессе общения со взрослыми и сверстниками в детском саду; обеспечение социально-эмоционального комфорта ребенка дошкольного возраста, ведь эмоциональное настроение, психологический комфорт, бодрое настроение ребенка является важным составляющим его здоровья.

Физкультурно-оздоровительная работа направлена на физическое развитие ребенка, также на укрепление его здоровья.

Задачи физкультурно-оздоровительной работы:

— развитие физических качеств детей-дошкольников;

-профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки;

— воспитание привычки физической активности;

— контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;

оздоровление детского организма средствами закаливания. Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому развитию, а также педагогами — в форме различных физкультминуток, гимнастик.

Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Этот вид деятельности предполагает воспитание культуры здоровья дошкольников. Задача это деятельности сформировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и жизни, приумножение знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.

Образовательная работа предполагает проведение бесед и игровых занятий с дошкольниками о том, как необходимо соблюдать режим дня, о важности гигиенических процедур, о здоровье и способах его укрепления, о функционировании детского организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают необходимые навыки здорового образа жизни и культуры, знания о безопасном поведении и разумных действий в сложных ситуациях. Главным направлением в деятельности каждого образовательного дошкольного учреждения должна стать подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий.

Презентация «Будь здоров, малыш!» Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Будь здоров малыш» Муниципальное образовательное дошкольное учреждение «Детский сад №87» Педагогический проект для детей группы №6 старшего дошкольного.

Проект «Будь здоров, малыш» во второй младшей группе Проект «Будь здоров, малыш!» во второй младшей группе[/b] Автор: Феденко Светлана Владимировна воспитатель МДОУ ДСКВ №20 п. Степной. Продолжительность.

Проект на тему «Будь здоров, малыш!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 31» Проект на тему «Будь здоров, малыш!» (младше –.

Проект по здоровьесбережению во второй младшей группе «Будь здоров, малыш!» Информационная карта проекта Полное название проекта: «Будь здоров, малыш!» Автор: воспитатель Швыркова Ирина Владимировна. МДОУ ЦРР «Искорка».

Проект по здоровьесбережению «Будь здоров, малыш!» для детей дошкольного возраста 3–4 лет Проект по здоровьесбережению для детей дошкольного возраста 3-4 лет «Будь здоров, малыш!» Описание материала: Предлагаем Вашему вниманию.

Проект в первой младшей группе «Будь здоров, малыш!» Муниципальное учреждение «Управление образования» администрации МОГО «Ухта» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Проектная деятельность «Будь здоров, малыш!» Тип проекта: По доминирующему методу: практико-ориентированный. По характеру участия ребёнка в проекте: участник и исполнитель. По характеру.

Развлечение «Будь здоров, малыш» в разновозрастной группе Конспект развлечения в разновозрастной группе «Будь здоров!» провела воспитатель гкп Низамутдинова О. В. Программное содержание: Закрепить.

Источник

Читайте также:  Можно ли просить у бога здоровья для себя
Adblock
detector