Меню

Что такое здоровье сберегающий потенциал

Здоровьесберегающий потенциал технологий дошкольного образования
методическая разработка

Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть :

  • соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям,
  • использующего адекватные технологии развития и воспитания,
  • способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Скачать:

Вложение Размер
zdorovyesberezhenie_v_dou.ppt 468.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Здоровьесберегающий потенциал технологий дошкольного образования Методическая разработка Автор: старший воспитатель ГБДОУ№17 Кузьмина Светлана Николаевна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 комбинированного вида Санкт-Петербурга

Характеристика здоровьесберегающего педагогического процесса Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть : соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, так и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. Понятие «здоровьесберегашие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, Н.К. Смирновым: 1. Медико-гигиенические технологии. К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет -элементы этой технологии. 2.Физкультурно-оздоровительные технологии. Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии. Направленность этих технологий — создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. 4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. 5. 3доровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на 3 подгруппы: — организационно-педагогические технологии (определяющие структуру учебного процесса, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и т.д.); — психолого-педагогические технологии (воздействие педагога на детей в ходе НОД); — учебно-воспитательные технологии (формирование представлений о грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников).

Физкультурно-оздоровительные технологии Здоровьесберегающее физическое воспитание предполагает интегрированный подход. Примером интегрированного подхода может быть включение в различные формы работы решения задач: речевого, математического, экологического, музыкального воспитания детей. В этом случае средства и методы физической культуры могут быть использованы не только для развития двигательных способностей, но и для совершенствования познавательной преобразующей деятельности (проблемные, занимательные образовательные ситуации, стимулирующие творческий потенциал ребенка).

При организации предметно-развивающей среды соблюдаются следующие принципы: Принцип активности, самостоятельности, творчества, так как среда должна провоцировать возникновение и развитие интереса к занятиям спортом, формированию волевых качеств, эмоций и чувств детей; Принцип стабильности – динамичности; Принцип комплексирования и зонирования Принцип эмоциогенности, комфортности и целесообразности. Предметно-развивающая среда должна содержать стимулы, способствующие качеству выполнения заданий, упражнений, развитию двигательной активности каждого ребёнка.

Формы (методы и приёмы) способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников в ДОУ: Форма Результативность Стретчинг Общее физическое развитие и оздоровление детей, профилактика утомляемости, нарушений осанки и болезней позвоночника. Повышается эластичность мышц, снижается мышечное напряжение. Развитые, гибкие мышцы меньше подвержены травмам. Ритмопластика Способствует раскрепощению личности ребёнка и поведения. Ориентирует на позитивное восприятие окружающего мира. Обучение красивой походке, жесту, позе, поклону. Способствуют свободе самовыражения, пробуждению творческих сил, активизации понимания, работе на уровне интуиции, архетипов, первого впечатления.

Релаксация Обеспечивает формирование психологического здоровья дошкольников, снятие физического и психического напряжения, увеличение периодов работоспособности детей; Гимнастика пальчиковая Коррекция эмоционального состояния, двигательной расторможенности, развитие внимания, памяти и мышления, обучение совместной деятельности. Гимнастика для глаз Активизируют моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Гимнастика дыхательная Расслабляет и восстанавливает организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулирует процесс дыхания концентрирует на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

Подвижные, народные и спортивные игры Способствуют использованию двигательных умений и навыков, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества — быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др. Учат подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, что организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность. Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

Гимнастика бодрящая Настраивает организм на активную деятельность после сна. Гимнастика корригирующая Профилактика нарушений осанки и плоскостопия Коммуникативные игры Обучение умению сотрудничать. Самомассаж Повышает защитные свойства организма. Психогимнастика Психофизическая разрядка и профилактика. Методика игрового обучения С. и Е.Железновых Двигательные игры под музыку, облегчают процесс адаптации ребенка к детскому саду, позволяют быстро усваивать материал по развитию речи.

В дошкольных учреждениях в качестве оздоровительных средств используются: закаливание с помощью как босохождения, так и специальных средств спелеотерапии (создание кабинетов «Горный воздух», «Соляная пещера»); электронные воздухоочистители; кислородные коктейли; водные процедуры; солнечные ванны; полоскание горла и полости рта; прием гомеопатических средств.

Социальный компонент здоровьесберегающей среды К социальному компоненту здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении относятся: педагогический персонал, осуществляющий в практической деятельности здоровьесберегающие технологии, в том числе физкультурно-оздоровительную работу, медицинский персонал, призванный обеспечивать контроль в состоянии здоровья дошкольников; Семья. Сочетание всех подходов возможно только при тесном взаимодействии всех педагогов, специалистов и семьи.

Работа с семьёй Планирование работы с семьей предусматривает: целенаправленную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость режима, полноценного питания, закаливания и т. д.; формирование основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы; знакомство с основными методами профилактики детской заболеваемости (закаливания, дыхательной гимнастики, массажа, фитотерапии и т. д.). Кроме традиционных форм работы с семьей, большое влияние оказывают открытые показы занятий и праздников с использованием указанных техник, совместная двигательная деятельность детей и родителей типа «Папа, мама, я – спортивная семья», которые организуются в детском саду.

Источник

Здоровьесберегающий потенциал современных образовательных технологий как условие оптимизации обучения и воспитания
статья

Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с детства. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 7 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к факторам окружающей среды.

Скачать:

Вложение Размер
zdorovesberegayushchiy_potentsial_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy_kak_uslovie_optimizatsii_obucheniya_i_vospitaniya.doc 59 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающий потенциал современных образовательных технологий как условие оптимизации обучения и воспитания.

Выступление на педагогическом совете, май 2018 г. Тишина В. П. учитель

Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с детства. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 7 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к факторам окружающей среды. Поэтому первостепенной задачей образовательного учреждения является создание здоровьесберегающей среды для полноценного и всестороннего развития обучающегося. Для этого – каждый учитель должен быть знаком с основными правилами, критериями, принципами создания здоровой образовательной среды. Задача каждого учителя — изучить основы здоровьесберегающих технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения здоровьесбережения своих воспитанников.

«Здоровье формирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, — это:

  1. условия обучения и воспитания ребенка в школе-интернате (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  3. соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим

Здоровьесберегающий урок – это урок, на котором педагог обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание, и интерес детей с УО (ИН) отбирает, рационально использует и чередует формы, методы, приемы и способы обучения, что позволяет учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья. Дети с нарушением интеллекта с трудом включаются в процесс урока: поверхностно воспринимают учебный материал, не всегда выполняют самостоятельные задания без специальной помощи, быстро утомляются, их словарный запас на 20-30% ниже, чем у детей нормы. Отставание от сверстников особенно заметно в их мышлении: они затрудняются анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать. Они остро реагируют на неудачи, отличаются неустойчивостью эмоционально-волевой сферы, перепадами настроения. Только правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и их работоспособность.

Структура урока должна быть гибкой, виды деятельности — разнообразными.

Факторы обеспечения здоровьесберегающей среды на уроке:

  • оптимизация учебного процесса;
  • рациональная организация учебной деятельности (распределение контрольных работ в течение недели, за исключением понедельника и субботы, после выходных и праздничных дней; дозировка домашнего задания);
  • соблюдение санитарно-гигиенических условий (температура и свежесть воздуха, обязательное проветривание учебного кабинета на переменах рациональность освещения кабинета и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.);
  • благоприятный психологический фон во время уроков;
  • учёт физиологического состояния ребёнка;
  • реализация индивидуально-дифференцированного подхода на всех этапах урока;
  • обеспечение охраны здоровья детей во время уроков и внеурочное время;
  • соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

Положительным моментом в проведении урока является применение разнообразных педагогических методов и приёмов обучения :

1.Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, оригинальных заданий и задач, введение в урок виртуальных экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку обучающихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

2. Создание благоприятного психологического климата на занятии
Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт обучающихся во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

3. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной и воспитательной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

4. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда относятся технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

С первых минут урока, с приветствия стремлюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.

  • Проведение на уроке разнообразных динамических пауз, дыхательной гимнастики, упражнений, направленных на поддержание у учащегося высокого уровня работоспособности.
  • Упорядочение системы разноуровневых домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер, соизмерение объёма домашних заданий и степени их сложности с возможностями каждого ученика.
  • Учёт индивидуальных психофизических способностей и особенностей ребенка.
  • Включение в содержание уроков «анатомических» текстовых задач, упражнений, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.
  • Организация рефлексии.
  • Игровые методы психокоррекции (на развитие внимания, памяти и восприятия, наблюдательности, мышления, речи).

Обязательным условием является использование на уроках различных видов учебной деятельности: опрос обучающихся, работа с тетрадью (письмо), работа с учебником (чтение), слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.

Для создания рабочей обстановки в самом начале урока предлагаю учащимся выполнить упражнения для регулирования дыхания. Например:

  • Медленно поднять руки, держа их напряженными до тех пор, пока кисти рук не будут над головой.
  • Встать прямо, руки вдоль туловища.
  • Сделать полный глубокий вдох.
  • Держа руки над головой, задержать дыхание на 2-3с. Медленно вдыхая, опустить руки в исходное положение.

Включение в физкультминутки упражнений для глаз служит профилактикой нарушения зрения. Упражнения для профилактики нарушений зрения, для расширения зрительно-двигательной активности:

  • Глазами рисовать какие-либо фигуры (слева – направо и наоборот).
  • Глазами написать число, месяц, год рождения.
  • Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.

Для учащихся особую важность имеет спокойное завершение урока: обучающиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать их работу на уроке, задание на дом, попрощаться с обучающимися. Интегральным показателем эффективности проведенного урока можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока: на одном полюсе спокойно – деловое, удовлетворительное, умеренно-возбужденное состояние школьников; на другом – утомленное, растерянное, агрессивное, «взвинченное».

Применение упражнений на релаксацию способствует стабилизации психоэмоционального состояния учащихся в течение всего урока. Например, игра «Роняем руки» расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд, снимая напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.

Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности:

  • Круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
  • Потягивание за мочки сверху вниз.
  • Потягивание ушной раковины вверх.

В начале учебного дня, на первом уроке, провожу точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.(Катание суджога, карандаша в ладошках)

Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Разноуровневые задания способствуют повышению здоровья. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок, позволяют избежать монотонности на уроке.

Создание условий, в которых уютно и комфортно заниматься, также способствуют сохранению здоровья детей. К их числу можно отнести оформление и озеленение класса, так как цветы повышают настроение в группе через восприятие подростками красоты и жизненной силы этих растений, поглощают отрицательную энергию, углекислый газ, вырабатывая при этом кислород, необходимый для дыхания участников образовательного процесса.

Организация учебной деятельности с позиций здоровьесбережения является весьма результативной и позволяет снизить процент заболеваний, повысить успешность обучающихся, уровень удовлетворенности.

1. Мальгавко Н.В. Здоровьесберегающие технологии в работе с

детьми с ОНР – ж. Логопед, №1, 2012.

2.Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления

Источник

Читайте также:  Как здоровье населения связана с социальной безопасности общества
Adblock
detector