Современная здоровьесберегающая образовательная среда в ДОУ
Ольга Турусина
Современная здоровьесберегающая образовательная среда в ДОУ
СОВРЕМЕННАЯ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ДОУ
Древние римляне говорили: «Здоровье -наивысшее благо».Здоровье для каждого человека является безусловной ценностью. С давних времен здоровьем считали отсутствие болезней. В современном мире понятием здоровье определяют состояние физического, психического и социального благополучия. Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. При рассмотрении физиологических функций, нельзя не принимать во внимание влияние психики и социального окружения и наоборот.
Идея целостного подхода подчеркивает личную ответственность каждого человека за своё здоровье и благополучие.
Одна из основных задач педагогов, работающих в дошкольных учреждениях – научить каждого ребенка беречь и укреплять свое здоровье, понимая, что это ценность, подаренная природой. Необходимо учить детей нести личную ответственность за состояние своего здоровья, воспитывать осознанное и действенное желание быть здоровым.
В современной концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья ребенка.
Здоровье сберегающая педагогика декларирует — заботу о здоровье, как приоритет всей воспитательной работы. Она включает формирование в ДОУ здоровьесберегающей образовательной среды, представляющей собой совокупность здоровье сберегающих технологий, развивающей предметно-пространственной среды, организационно-педагогическиих ресурсов.
Здоровьесберегающая образовательная средапредставляет особый уклад деятельности образовательного учреждения, поддерживающий здоровый образ жизни участников образовательного процесса и содействующий их саморазвитию в обретении ценности здоровья, его сохранении и укреплении.
Здоровье сберегающие технологии — совокупность методов и форм организации обучения и воспитания детей без ущерба для их здоровья,комплекс принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоро-вьесбережения.
Целью применения здоровье сберегающих технологий является обеспечение дошкольнику высокого уровня реального здоровья, через воспитание у него культуры здоровья, вооружив его необходимым объёмом умений, знаний и навыков для ведения здорового и безопасного образа жизни.
Применительно к дошкольному образованию можно выделить следующие группыздоровьесберегающих технологий:
1. медико-профилактические (решают задачи сохранения и улучшения здоровья детей под руководством медицинского персонала с использованием медицинских средств, включают мониторинг здоровья детей, контроль за питанием, закаливанием, физическим развитием детей, проведение профилактических мероприятий, организуют контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов);
2. физкультурно-оздоровительные (направленына укрепление здоровья и физическое развитиеребенкачерез развитиефизических качеств,двигательную активность, формирование умений и навыков посредством физических упражнений,организациисистемы закаливания, дыхательной, пальчиковой гимнастики, самомассажа и массажа, формирование правильной осанки и профилактики плоскостопия, оздоровительные процедуры с использованием естественных сил природы);
3. образовательные (направлены на воспитание культуры здоровья дошкольников, их осознанного отношения к здоровью и жизни, накопление знаний и развитие умений оберегать и сохранять здоровье, обучение навыкам безопасного поведения, формированию здорового образа жизни, личностно-ориентированное воспитание и обучение);
4. обеспечения социально-психологического благополучияребенка (обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; психолого-педагогического сопровождение развития ребенка в педа-гогическом процессе ДОУ);
5. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направ-ленные на развитие культуры здоровья педагогов, культуры профессионального здоровья, валеологическое образование,потребности в здоровом образе жизни и активном отдыхе, профилактику вредных привычек);
Развивающая предметно-пространственная среда– один из компонентов образовательной среды, представленный специально организованным пространством (групповой комнатой, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития дошкольников в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, сохранения и укрепления их здоровья, учёта личностных особенностей.
Следуя требованиям ФГОС дошкольного образования содержание здоровье сберегающей предметной средыдолжно обеспечивать и гарантировать:
• сохранность и укрепление психического и физического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также уважение к их личности, чувствам и потребностям, формировать положительную самооценку, уверенность в собственных возможностях и способностях;
• максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации, группы, участка и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря;
• построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
• создание условий для ежедневной педагогической деятельности и стремления к профессиональному ростусотрудников образовательной организации;
• открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам воспитания,образования детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
• создание равных условий, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
В ДОУ развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.
Современная здоровьесберегающая предметная средадолжна отвечать следующими требованиями, определенными во ФГОС дошкольного образования: быть содержательно — насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
При создании предметно развивающей среды ДОО, необходимо реализовывать здоровьесберегающийподходчерез соблюдение следующих условий:
• Санитарно — гигиенические требования;
• Возрастные и индивидуальные особенности;
• Федеральные государственные требования;
• Современный дизайн в интерьере детских помещений и т. д;
Предметно-пространственная среда каждой группы должна быть сформирована такимобразом, чтобы детям было достаточно места для удовлетворения двигательнойактивности.
Структура здоровьесберегающегопространства ДОУвключает следующиекомпоненты:
1.Инфраструктура детского сада:
• участки на территории ДОУ
2. Здоровьесберегающая развивающая предметно-пространственная среда:
• Центры здоровья в группах,
• Центры двигательной активности.
• Центры экологического образования в старшей и подготовительной
• Центр познавательной активности (интеллектуального развития и
здоровья,
• Центры обучения ПДД,
• Центры конструктивной деятельности,
• Центр искусства и музыкально — театральной деятельности.
3. Образовательная среда:
• Образовательная программа ОО,
• Банк образовательных методик и технологий,применяемых педагогами
в ходе здоровьесберегающего образовательного процесса,
• Библиотека методической литературы,
• Система работы с родителями,
• Банк интерактивных форм работы с педагогами по
Здоровьесбережению,
• Картотеки оздоровительных технологий, игр и т. п.
4. Здоровьесберегающеепространство для родителей:
• Информационные стенды в группах;
• Наглядно — информационный материал для родителей;
•Родительские собрания;
Организационно — педагогические ресурсы.
Для эффективногоформирования в ДОУ здоровьесберегающей среды необходимо: разработка концепции здоровья сбережения в ДОУ, постановка целей и задач, разработка проекта, обеспечение нормативной базы, разработка научно-методического сопровождения,проектирование и моделирование здоровьесберегающего образовательного процесса,разработка тактики управления, мотивация, консультирование и просвещение педагогов, взаимодействие с родителями дошкольников, соблюдение процедурных и содержательных нормативных актов, мониторингсостояния здоровьесберегающей среды, постоянное включение участников образовательного процесса в деятельность по реализации здоровьесберегающих проектов.
1. Шарафулина Ж. Е. Формирование здоровье сберегающей образовательной среды в школах Крайнего Севера на основе деятельностного подхода. Диссертация. Кострома-2014.- С. 30-32
2. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста М. : Федеральный институт развития образования, — 2014. – С. 5-7.
3. Тверская Н. В. Управление развитием здоровьесберегающей среды учащихся в образовательном процессе школы. Диссертация – 2005.
Квест-игра — современная игровая технология в ДОУ Дайте детству наиграться Вдоволь, досыта, не вкратце, Дайте дождиком умыться, Дайте, как цветку раскрыться. Дайте детству наиграться,.
Консультация «Дети и современная социокультурная среда» Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников,.
Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающая среда в ДОУ» Консультация для воспитателей. «Здоровьесберегающая среда в ДОУ».Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению.
Квест-современная технология в ДОУ Квест — (заимствование англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»; изначально — один из способов.
Образовательная среда в ДОУ. Центр экологии и экспериментирования Задачи: 1. Развитие первичных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций. 2. Умение обследовать.
Образовательная предметно-пространственная среда в младшей группе ДОУ Хочу поделиться с вами оформлением группы и приёмной. В этом шкафу-паровозике у нас хранятся коробки с лего, кирпичиками, кубиками для НОД.
Образовательная среда ДОУ. Театральный уголок Театрализованная деятельность способствует гармоничному развитию дошкольника. Это хорошая возможность раскрыть творческие способности ребёнка,.
Сетевая образовательная среда как ресурс профессионального развития педагога ДОУ Авторы статьи — проекта: Савина Анна Сергеевна; Худышина Татьяна Сергеевна Сетевая образовательная среда (СОС) как ресурс профессионального.
Современная образовательная деятельность по ФГОС Тема: «Современная ООД по ФГОС» Перед тем, как начать свой доклад, я хотела бы уточнить следующее — слово «занятие» как таковое теперь.
Здоровьесберегающая среда в дошкольном учреждении Специальными исследованиями, выполненными в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, установлены.
Источник
Здоровьесберегающая среда в детском саду.
статья на тему
Жизнь в 21 веке ставити перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая среда в детском саду.
Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения, должна давать ощутимые результаты.
В период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе — создание прочного фундамента здоровья. [9,с.3]
Итак, ответим на вопрос, Что же главное в воспитании детей? Хочется ответить так: всё главное. И правда, как бы мы не воспитывали детей, всё же главное – ребёнок должен быть здоровым.
Известно, что здорового ребенка воспитывать легче. Он быстрее приспосабливается к смене условий, обретает необходимые навыки и умения. Здоровье – предпосылка к правильному формированию характера, силы воли, развития инициативы.
Координальные изменения, произошедшие в жизни страны в последнее десятилетие, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. [2,с.36]
В своей книге “Быть здоровыми хотим” М.Ю. Картушина пишет, что здоровье ребенка – категория многогранная и динамическая, она включает физическое, интеллектуальное, функциональное развитие детей в соответствующие возрастные периоды, а также способность адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды. [11,с 25]
Проблема формирования культуры здоровья очень актуальна. Перемены, происходящие в обществе, затрагивают и сферу образования.
На сегодняшний день, в дошкольных образовательных учреждениях ведущим является тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, и повышением уровня его физической и двигательной подготовленности. [2,с.21]
Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. [1,с.35].
Я считаю, что укрепление здоровья детей должно осуществляться совместными усилиями семьи и детского сада. При этом ведущая роль принадлежит дошкольному учреждению, где ребенок проводит большую часть своего детства.
Самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей. Поэтому в «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается, что «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей».[12, с.252]
В дошкольном учреждении наряду с обычными детьми, воспитываются часто и длительно болеющие дети. Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма — вот главная цель. В соответствии с федеральными государственными требованиями в достижении своей цели, приоритетной для себя определила физкультурно-оздоровительную работу, осуществляю которую на основе общеобразовательной программы обучения и воспитания детей. [4, с.89]
Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни у детей реализуется через все виды деятельности в ДОУ.
Одной из главных задач дошкольного учреждения – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.
Основной целью программы воспитания и обучения является создание условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем организма ребенка, а также мер, направленных на активизацию и совершенствование их физических возможностей. [7,с.81].
Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо:
1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.
Разные виды массажа.
Элементы упражнений йоги.
Привитие детям гигиенических навыков.
Простейшие навыки оказания первой помощи.
Физкультминутки во время занятий.
Специально организованные занятия оздоровительной физкультуры.
Массовые оздоровительные мероприятия.
Упражнения для глаз.
2. Работа с семьей.
Пропаганда здорового образа жизни.
Выступления на родительских собраниях.
Проведение совместных мероприятий.
Таким образом, здоровьесберегающая деятельность ДОУ, при взаимодействии с детьми и родителями позволяет выработать разумное отношение у детей к своему организму, привить необходимые культурно — гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. [1,с 89].
- Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская — М: Аркти,1993–132с.
- Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. — М.: Мозаика-синтез, 2006.
- Змановский Ю. Ф. Закаливающие мероприятия в детских дошкольных учреждениях /Медицинская сестра. — 1987. — № 1. — С.20–24.
- Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования . — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Левчук Л. В. Оздоровительно-развивающая работа с дошкольниками / Управление ДОУ. — 2006. — № 1. — С.107–111.
- Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Зуйкова М. Б. Режим — путь к здоровью / Управление ДОУ. — 2006. № 1. — С.60–71.
- Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. — М., 2005.
- Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005–2010.
- Студенкин М. Я. Книга о здоровье детей. 4-е издание.- М.: Медицина,1986 г. 240 с.
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада [Текст] / М.Ю.Картушина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2004. – 384 с. — (серия “Программа развития”).
- Стеркина Р.Б. Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М.: АСТ , 1997. – 336 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 66 « Журавушка» « Здоровьесберегающая среда в детском саду» .
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем создания здоровьесберегающей среды — главная задача, осуществляемой педагогами ДОУ, позволяет эффективно решать вопросы полноценного физическ.
Предметно-развивающая среда ДОУ — это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, у.
1) Данные об ухудшении здоровья детей2) Причины ухудшения здоровья3) Компонентиы здоровьесберегающей среды4) Основные направления создания здоровьесберегающей среды в детском саду5) Переспектива работ.
Доклад «Оздоровление детей в условия селького ДОУ. Создание здоровьесберегающей среды в детком саду, как один из факторов успешного коррекционного развития и обучения».
Доклад для родителей на общее родительское собрание на тему: «Создание здоровьесберегающей среды в детском саду».
Цель:Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Источник