Проект — Здоровье человека
Здоровье — ни с чем не сравнимая ценность. поэтому его сохранение является задачей для каждого человека, ведь каждому человеку присуще желание быть сильны и здоровым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_cheloveka-kotomina_sofya.pptx | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проект по ОБЖ на тему: «Здоровье человека и его физическое развитие» Работы выполнила: Ученица 10 «А» класса Котомина Софья
Цели: Выработать у школьников негативное отношение к вредным привычкам. Пропагандировать здоровый образ жизни ученикам.
Задачи: Изучить влияние физического развития на здоровье человека. Информировать подростков о вредном влиянии табачного дыма, алкоголя, наркомании на организм человека.
Актуальность Что такое здоровье? Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения : «Состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов». Тема нашей работы « Мы выбираем здоровье» актуальна как никогда. ВОЗ отмечает: если принять уровень здоровья за 100 %,то состояние здоровья лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% — от наследственных факторов, на 20% — от состояния окружающей среды и на 50% — от образа жизни. Это данные известного ученого, академика РАМН Ю. П. Лисицына, являющегося признанным авторитетом в области профилактической медицины. Существует фраза, которая подтверждена жизнью «. человек умирает не от определенной болезни, а от своего образа жизни».
Физическое развитие человека — это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. Процесс развития каждого человека в основном, запрограммирован наследственными механизмами и реализуется по определённому плану при оптимальных условиях жизнедеятельности.
Физическое развитие человека оценивается по разным параметрам: рост, масса тела, пропорциональность развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей организма — жизненная ёмкость лёгких, мышечная сила кистей рук, развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя и т.д.
аэробная выносливость — способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Аэробная система организма использует кислород для превращения углеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процесс вовлекаются жиры и белки, поэтому аэробная тренировка идеальна для потери жира. Для объективной оценки физического развития человека обычно рассматривают такие показатели, как:
Скоростная выносливость — способность противостоять утомлению при максимальных по скорости нагрузках.
Силовая выносливость — способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера.
Гибкость — способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счёт эластичности мышц, сухожилий и связок. Хорошая гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений.
Быстрота — способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.
Ловкость — способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.
Состав тела — соотношение жировой, костной и мышечной тканей тела. Это соотношение показывает состояние здоровья и физической подготовки в зависимости от веса и возраста. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезней сердца, диабета, повышения артериального давления и т.д.
Осанка — важный показатель физического развития человека — это комплексная морфофункциональная характеристика опорно-двигательной системы.
Многовековая эволюция запрограммировала наш организм на активную, во многом аскетическую и суровую жизнь, связанную с расходованием больших физических усилий. Постоянная физическая нагрузка необходима и очень полезна. Она не только не истощает организм, но, напротив, делает его выносливее и крепче, устойчивее к болезням. Работа любой клетки организма осуществляется за счёт накопленной энергии. В развивающемся организме клетка запасает энергии больше, чем тратит, и следующий акт её работы будет большим по величине, чем предыдущий. В этом заключается так называемое энергетическое правило скелетных мышц. Поэтому одним из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие организма, является двигательная активность мышц.
Мышечная активность влияет на формирование характера человека, его способность творчески мыслить. Дело в том, что мышечная активность постоянно сопровождается эмоциональным напряжением и «снимает» его излишек. Это происходит благодаря тому, что движение стимулирует выработку веществ, обладающих морфиноподобным действием, — эндорфинов , оказывающих болеутоляющее и успокаивающее воздействие на организм, — и сокращает избыток адреналина и других гормонов, способствующих возникновению стрессов.
В последние десятилетия в научной литературе и в периодической печати довольно распространено слово «гиподинамия». Происходит оно от двух греческих слов: « hypo » — внизу и « dinamo » — сила. Следовательно, гиподинамия — это недостаточная, пониженная физическая нагрузка как характерная особенность всего образа жизни. В результате гиподинамии: ослабляется деятельность сердца; нарушается обмен веществ, что, в частности, проявляется накоплением избыточной массы тела; дегенерирует без достаточных упражнений мышечная ткань (дистрофия); нарушаются соотношения между мышечными и психическими усилиями, что приводит к излишнему возбуждению центральной нервной системы (ЦНС).
Всё это в целом приводит к снижению устойчивости организма к инфекциям и психическому напряжению, к разного рода перегрузкам, падению работоспособности, ускорению процессов старения.
День следует начинать с утренней зарядки. Цель зарядки состоит в том, чтобы быстрее перейти ото сна к бодрствованию. Зарядка начинается с потягивания. Это способствует «разминке» мышц, суставов и связок. Затем нужно последовательно выполнить упражнения для рук и плечевого пояса, туловища и ног. Сложность движений сначала повышается, а затем снижается. Обычно утренняя зарядка включает дыхательные упражнения, от 5–6 до 8–10 упражнений для различных групп мышц. Бег на месте и ходьба успокаивают дыхание и нормализуют кровообращение. После зарядки рекомендуют обтирание или обливание, лучше холодной водой, душ. Через каждые две недели комплексы упражнений полезно менять. Утренняя зарядка
Занятия спортом Для подавляющего большинства подростков наилучшими видами спорта являются плавание, катание на лыжах, коньках, спортивные игры, при которых в движение вовлекаются почти все мышечные группы тела, что способствует гармоническому развитию организма. В последнее время всё большую популярность приобретают тренажёры и гимнастические устройства индивидуального пользования. Это велотренажёры, «стенки здоровья», беговые дорожки, массажёры и мини-тренажёрные устройства с игровыми элементами. Они позволяют заниматься физическими упражнениями круглый год независимо от погодных условий. Физические упражнения повышают психическую устойчивость человека к стрессам.
Гимнастика Занятия гимнастикой помогают развивать координацию движений, ловкость рук, повышают выносливость мышц брюшного пресса, спины, туловища, способствуют концентрированию внимания. Ловкость и координация рук развиваются с помощью вольных упражнений, упражнений с предметами, средними и малыми мячами. Выносливость мышц развивается с помощью силовых динамических и статических упражнений, упражнений на снарядах и без снарядов, при выполнении которых действуют преимущественно те же мышцы, что и в статических рабочих позах. Для формирования эмоциональной устойчивости и решительности используются различные сложные опорные прыжки через коня, прыжки в глубину, вверх, соскоки с брусьев, колец, перекладины, прыжки на батуте.
Лёгкая атлетика На занятиях по лёгкой атлетике формируются и укрепляются многие психофизические качества человека. Для развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем и системы терморегуляции, формирования устойчивости против неблагоприятных метеорологических факторов и стойкости характера эффективны продолжительный непрерывный и переменный бег на дорожке стадиона или по пересечённой местности в тёплое и холодное время года; бег на короткие дистанции. Эстафетный бег развивает быстроту реакции, оперативное мышление, эмоциональную устойчивость.
Плавание Занятия плаванием улучшают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, системы терморегуляции, повышают общую выносливость.
Лыжный спорт Занятия лыжами преследуют те же цели, что и занятия лёгкой атлетикой, но кроме того, они воспитывают выносливость, а также вестибулярную и эмоциональную устойчивость. Для развития общей выносливости рекомендуются продолжительные (до 10—15 км) передвижения на лыжах по умеренно пересечённой местности.
Марш-бросок При осуществлении марш-броска укрепляется сердечно-сосудистая и дыхательная системы, система терморегуляции, развивается общая выносливость, устойчивость к неблагоприятной погоде, формирование стойкости, формируются навыки рациональной ходьбы. Успешное выполнение задач марш-броска обеспечивают специальные дыхательные упражнения, дозированные упражнения с задержкой дыхания, равномерная и переменная ходьба и бег, слабой и средней интенсивности по дороге и пересечённой местности.
Велокросс Занятия велосипедным спортом решают в основном те же задачи, что и на занятия марш-броском. Прохождение велокросса по ровным и сложным извилистым участкам дороги, преодоление препятствий (канавы, колеи дороги, песчаные участки, броды), преодоление спусков, резкие торможения и ускорения способствуют формированию вестибулярной и эмоциональной устойчивости.
Спортивные игры Они содействуют достижению высокого уровня функционирования и надёжности нервной, сердечно-сосудистой системы, органов зрения и слуха. Например , ведение мяча переменно правой и левой рукой, броски мяча в цель, элементы технической подготовки, двусторонняя игра, эстафеты с мячом разрабатывают ловкость и координацию движений, быстроту реакции и переключение внимания, тренируют оперативное мышление.
Стрельба На занятиях по стрельбе формируются такие качества, как глазомер, устойчивость внимания, эмоциональная устойчивость, выдержка, терпение.
Вывод: Среди главных причин роста заболеваемости современной учащейся молодёжи и взрослого населения нашей страны: снижение двигательной активности, «сидячий» образ жизни и несбалансированность питания. Главными составляющими здорового образа жизни являются правильный режим труда, отдыха, питания, двигательной активности, закаливания, профилактики вредных привычек, требования санитарии и гигиены и т.д. Правила здорового образа жизни познаются человеком не только в процессе обучения и воспитания, но и на протяжении всей жизни. И чем раньше каждый из нас усвоит эти полезные знания, тем более совершенным становится его развитие, жизнь — полноценной и интересной, а творческая деятельность более насыщенной и продолжительной.
Источник
Проект на тему «Здоровый образ жизни».
Проект на тему «Здоровый образ жизни»
Просмотр содержимого документа
«Проект на тему «Здоровый образ жизни».»
МБОУ Павловская средняя школа
«Что такое здоровый образ жизни?»
Автор работы: Новиков Никита, 9 класс
Место выполнения работы:
МБОУ Павловская средняя школа
Лазарев Юрий Викторович
20162017 учебный год
Аннотация исследовательской работы.
Цель, задачи работы, ожидаемый результат, объект работы.
Продолжительность работы над проектом, ключевые понятия.
Основные понятия исследовательской работы.
5.1 Правильное питание.
5.2 Двигательная активность.
5.3 Личная гигиена.
5.4 Вредные привычки.
Анкета №1 «Здоровый образ жизни – что это?»
Диаграммы по результатам опроса
Анкета №2 «В движении — жизнь»
Диаграммы по результатам опроса
Анкета №3 «Моё питание»
Диаграммы по результатам опроса
Анкета №4 «Личная гигиена»
Диаграммы по результатам опроса
Анкета №5 «Вредные привычки»
Диаграммы по результатам опроса
Видеоролик «Мы за здоровый образ жизни»
Буклеты по пропаганде здорового образа жизни
Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% — от действия окружающей среды, 10% — от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% — зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.
Девизом нашей работы по формированию ЗОЖ стали слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель мы видим в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.
Думается, ни у кого нет сомнения в том, что здоровый образ жизни ведет к процветанию. Все мы от рождения получаем определенный генетический набор, который должен обеспечить достижение максимально возможных жизненных целей. Но реализовать эти возможности на практике и достичь своего жизненного потолка даже в идеальных жизненных условиях могут только здоровые люди, которых среди ведущих здоровый образ жизни существенно больше.
Здоровье достаточно многогранная категория. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем понимают «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни».
Моя исследовательская работа посвящена тому, как современный школьник оценивает свое здоровье и придерживается ли он здорового образа жизни.
Аннотация исследовательской работы:
Данная исследовательская работы была создана с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью. Проект направлен на укрепление здоровья детей. Проект углубляет у учащихся основные сведения о здоровом образе жизни, о факторах, влияющих на здоровье. Данная деятельность направлена на активизацию знаний по сохранению своего здоровья.
2. Цель исследовательской работы:
— формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, понимания изначальности и необходимости здоровья, обучение способам его сохранения и укрепления;
Задачи исследовательской работы:
— создание благоприятных условий для формирования у обучающихся ценностного отношения к ЗОЖ, как к одному из главных путей в достижении успеха;
-воспитание активной жизненной позиции, ответственное отношение к своему здоровью;
— сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся;
— популяризация преимуществ ЗОЖ;
— внедрение инновационных технологий по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни.
— повышение мотивации здорового образа жизни, формирование индивидуального способа физического самосовершенствования;
— снижение показателей уровня заболеваемости среди обучающихся;
Объектом нашей работы является формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни.
3. Продолжительность работы над проектом: 2 месяца.
Ключевые понятия: здоровье, здоровый образ жизни, двигательная активность
Подростки могут грамотно объяснить, что включает в себя понятие здоровый образ жизни, но практически нет ни одного ребенка, который полностью соблюдает правила здорового образа жизни.
5.Основные понятия исследовательской работы
Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Что же входит в само понятие здоровый образ жизни? По мнению учащихся 8-9 классов в понятие «здоровый образ жизни» входят следующие компоненты:
— отказ от вредных привычек.
5.1 Правильное питание.
«Что такое правильное питание»
Правильное питание – наличие в меню всех необходимых питательных веществ.
Правильное питание – это сбалансированное питание с поступлением всех необходимых веществ, углеводов и клетчатки, нужного количества витаминов, минеральных веществ и микроэлементов.
Правильное питание – это ограничение поступления вредных веществ.
Начать ограничивать себя нужно от более вредного к менее вредному.
Основные принципы правильного питания
1. Энергетическая ценность пищи должна соответствовать энергетическим затратам организма.
2. Сбалансированность рациона, т.е. соответствие химического состава пищевых веществ физиологическим потребностям организма.
Правильный режим питания
1. Прием пищи в одно и тоже время.
2. 4-5 разовое питание.
3.Интервалы в приеме пищи должны составлять не менее 3-х и не более 5 часов.
4. Интервал между ужином и началом сна должен составлять 3-4 часа.
5.2 Двигательная активность.
Под двигательной активностью понимается сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом.
Двигательная активность благотворно влияет на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.
Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровообращения.
Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Интенсивное полное расправление легких ликвидирует в них застойные явления и служит профилактикой возможных заболеваний.
Двигательная активность является ведущим фактором оздоровления человека, т.к. направлена на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья. Полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека.
5.3. Личная гигиена
Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для лиц любого возраста: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене в узком понимании относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, жилища, а также соблюдение чистоты при приготовлении пищи. Первоочередным является соблюдение чистоты тела.
5.4. Вредные привычки
Что такое вредная привычка?
Вредная привычка это автоматически повторяющееся многое число раз действие, причем действие это вредоносное с точки зрения общественного блага, окружающих или здоровья самого человека, который подпал под кабалу вредной привычки.
К вредным привычкам можно отнести следующие действия:
• Алкоголизм
• Наркомания
• Курение
Алкоголизм – самая распространенная вредная привычка, зачастую превращается в серьезное заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него, сопровождающаяся систематическим потреблением алкогольных напитков несмотря на негативные последствия.
Наркомания — хроническое прогредиентное (развитие болезни с нарастанием симптоматики) заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков.
Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую, и психологическую зависимость.
Курение — вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях.
С целью опровержения или принятия гипотезы проекта я предложила учащимся ответить на вопросы анкет,включающих в себя вопросы, охватывающие все аспекты здорового образа жизни:
Анкета №1 «Здоровый образ жизни – что это?»
Анкета №2 «В движении — жизнь»
Анкета №3 «Моё питание»
Анкета №4 «Личная гигиена»
Анкета №5 «Вредные привычки»
В анкетировании приняли участие 4 обучающихся 8- 9-х классов.
«Здоровый образ жизни – что это?»
Из 4 опрошенных, только 2 смогли точно сформулировать — что означает понятие здоровый образ жизни и что необходимо делать, чтобы вести здоровый образ жизни (Приложение 1 диаграмма 1, 2). На вопрос, «Как ты считаешь, верно утверждение «Я веду здоровый образ жизни» для тебя? 3 опрошенных ответили – нет, один не знаю. (Приложение 1, диаграмма 3)
«В движении — жизнь»
По результатам анкеты №2 (Приложение 1 диаграмма 1-13) можно сказать, что режим дня у учащихся не выполняется. Они мало времени уделяют прогулкам мало спят. Много времени проводят у телевизора, компьютера и за уроками и дополнительными занятиями по предметам. Утреннюю гимнастику не делают все 4 опрошенных, ссылаясь на то, зарядка проводится в школе перед 1 уроком. 2 человек посещают спортивные секции. Что же касается летнего активного отдыха то можно сказать, что время велосипеда давно прошло. Лишь 2 опрошенных из 4 катаются на велосипеде не реже 3 раз в неделю, многие вообще не признают велосипед как вид активного отдыха и предпочитают скутер или мопед для передвижения и прогулок. Двигательная активность у подростков низкая и режим дня нельзя назвать правильным.
Из анкеты №3 мы делаем вывод, что 50% детей не завтракают, едят всухомятку, употребляют много газированных напитков, сухарики, чипсы, сладкое. Только 2 человека в обед едят первые блюда, многие пропускают обед, не каждый день употребляют молочные продукты и фрукты, мало едят овощей. Покупая продуты, практически все не задумываются об их пользе или вреде. Все опрошенные понимают, что питаются неправильно.
Правила личной гигиены знают все 4 опрошенных (Приложение 1 диаграммы 1-13). 2 опрошенных полностью соблюдают все правила личной гигиены, лишь 1 человек не всегда успевает делать все правильно ( почистить вечером зубы, умыться перед сном), 1 человек не смог дать ответ на данный вопрос.
4 человека из опрошенных пробовали курить. Большинство опрошенных указали, что курить и употреблять спиртное можно лишь с 18 лет, употреблять наркотики нельзя с любого возраста.
Обработав анкеты, сделали вывод, что практически все обучающиеся не соблюдают правила здорового образа жизни.
Обязательно необходимо проводить работу по пропаганде здорового образа жизни, правильном питании, профилактике вредных привычек.
В ходе работы наша гипотеза полностью оправдалась. Подростки могут объяснить, что включает в себя понятие Здоровый образ жизни, но практически нет ни одного ребенка, который полностью соблюдает правила здорового образа жизни.
Все знают, что такое здоровый образ жизни, его составляющие, но очень мало детей, которые его соблюдают.
Для пропаганды здорового образа жизни совместно с одноклассниками были разработаны буклеты и видеоролик по пропаганде здорового образа жизни. (Приложение 2).
Тема формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения очень актуальна, а в наше время особенно, поскольку с каждым годом увеличивается количество учащихся, имеющих проблемы со здоровьем, немало учащихся имеют вредные для здоровья привычки, что очень пагубно сказывается, как на духовном, так и физическом состоянии здоровья.
Здоровый образ жизни — общепризнанный, надежный, действенный способ сохранения и укрепления здоровья людей.
Источник