Меню

Что такое здоровье по аристотелю

АРИСТОТЕЛЬ

АРИСТОТЕЛЬ (384—322 годы до нашей эры) — величайший мыслитель древности. Древнегреческая философия, по словам К. Маркса, достигла «в лице Аристотеля высшего расцвета» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., 1956, с. 27).

Аристотель родился в Стагнре, греческой колонии на Фракийском побережье (отсюда второе имя Аристотеля — «Стагирит»). Первоначальное образование получил под руководством отца, придворного врача македонского царя. С 367 года жил в Афинах и, став учеником Платона, в течение 20 лет (до самой смерти Платона) был участником платоновской Академии. В 343—339 годы — воспитатель Александра Македонского. В 335 году в Афинах основал собственную школу, известную под названием «Ликей» или «перипатетической школы». Умер на Эвбее, куда бежал от преследований по обвинению в преступлении против религии.

Аристотель жил в эпоху, когда общественное сознание отождествляло мир с гармонической целостностью Космоса, причем Космос понимался скульптурно, как прекрасно организованное тело, а микрокосм (человек) — как часть этого Космоса, его элемент, органически определяемый целым. Будучи типичным представителем стиля мышления античности, Аристотель в качестве фундаментального принципа определения природы принимает именно телесную пластичность, гармонию. Поэтому первой сущностью, по Аристотелю, являются сами материальные объекты. Обосновывая многообразие их конкретного бытия, он вводит четыре вида причин: материальную, то есть субстратную и тем самым пассивную, и активные причины — движущую, целевую и формальную. Формальная причина, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть, и определяет вторую, высшую, сущность бытия — «форму». Путь же познания формы как сущности каждого конкретного предмета лежит, по Аристотелю, прежде всего в так называемом аподиктическом познании, то есть безусловно достоверное знание достигается при выведении истины из высших принципов, которые созерцаются умом непосредственно, в то время как «диалектическое познание», берущее начало в общем опыте людей, может дать лишь вероятностное «мнение».

Такая философская установка получила свое отражение и в учении Аристотеля об органической целесообразности. Детально разобрав и систематизировав имевшиеся к этому времени знания о человеке, животных и растениях, он проводит аналогию строения и развития биологических объектов с деятельностью скульптора, который в осуществлении формы целесообразно использует и подчиняет материал. Аристотель видит в фактах органического развития закономерный процесс раскрытия внутренне присущих живым телам особенностей их строения. Жизнь, по Аристотелю, предполагает свою материю и форму. Материей является тело, формой — душа, которую Аристотель назвал энтелехией (от entelecheia осуществленность). В философии Аристотеля энтелехия выражает единство всех четырех видов причин, а также переход материальной субстанции от потенции к организованности и выступает как причина самой себя и в то же время как цель своего движения. Столь сложное понятие, включающее в себя и некоторый момент предопределенности, предсуществования формы в качестве заданной цели развития, явилось выражением колебаний Аристотеля между материализмом и идеализмом. Оно оставляло возможность различной интерпретации категорий «цель» и «энтелехия».

Виталисты, и в частности Дриш (H. Driesch), считают Аристотеля основателем своего направления, хотя это не совсем соответствует действительности, ибо термин «энтелехия» употребляется виталистами для обозначения сверхматериальной «жизненной силы». Виталисты практически продолжают в философии линию Платона, находившего объяснение сущности каждого из предметов материального мира («многого») в существовании мира «идей», служащих образцами материальных предметов. Аристотель же, в отличие от Платона, отказался от обоснования телесной гармонии путем удвоения бытия и вскрыл теоретическую непродуктивность определения «многого» через многое же, понимая отношение «формы» и «материи» отнюдь не как отношение сверхчувственной «идеи» и чувственного «вещества». Хотя, по Аристотелю, «форма» вечна и неизменна, в то же время она есть не что-то потустороннее, а присущий самой «материи» вид, ею принимаемый. Форма есть действительность того, возможностью чего является материя. В реально существующем предмете чувственного мира форма составляет с материей единое целое, и он может рассматриваться и как «форма», и как «материя». Именно в такой трактовке материи и формы В. И. Ленин усматривал в философии Аристотеля «материалистические черты» и «критику идеализма, как идеализма вообще» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, с. 254, 255).

Читайте также:  Какие анализы сдавать чтоб проверить здоровье

Труды Аристотеля («История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных» и др.) долгое время служили основным источником сведений по зоологии и в известной степени послужили основой для развития систематики, описательной и сравнительной анатомии, эмбриологии, а также психологии (работа «О душе»). В частности, Аристотель дает систематическое описание 500 видов животных. При этом он классифицирует организмы, разделив их на «существа, имеющие кровь» и «существа, не имеющие крови», и выдвигает идею единства и ступенеобразного расположения живых существ по высоте организации.

В различных работах Аристотеля можно встретить высказывания, которые непосредственно касаются медицины. Некоторые из них имели большое значение для ее развития. Аристотель первым ввел термин «аорта». Он же описал «большую вену» — легочную артерию. Сердце (по его мнению, трехкамерное) Аристотель считал важнейшим органом тела, который в силу своей значимости не может быть серьезно больным. Аристотель ввел в медицину понятие о гниении, которое, по его мнению, вызывается порчей природной теплоты теплотой инородной. Это понятие долгое время господствовало в медицине, пока не было вытеснено учением об инфекционных заболеваниях. Много внимания Аристотель уделял среде, временам года, перепадам температуры как причинам возникновения болезней.

Но все же влияние Аристотеля на развитие и практику биологии и медицины определяется не столько его непосредственным вкладом в эти области знания, сколько воздействием разработанных им теоретических принципов. Учение об энтелехии, о биологической целесообразности, в том числе и о взаимодействии органов в организме (а также о жизни и развитии организмов как о процессе целеустремленного движения к форме), оказало большое влияние на медико-биологические взгляды Галена (см.), а через него — на всю медицину средневековья. Но в средние века, когда отсутствовало экспериментальное естествознание и утверждался примат «чистой» логики над чувственным познанием, из учения Аристотеля были выброшены все поиски, колебания, приемы постановки вопросов. Тем самым оно, по словам

В. И. Ленина, было превращено в «мертвую схоластику» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, с. 326) и уже в таком виде получило широкое распространение и было канонизировано. В то же время подлинные тексты Аристотеля, сохранившие материалистические и диалектические тенденции его философии, сыграли важнейшую роль в становлении и развитии прогрессивных идей как в средние века, так и в эпоху Возрождения.

Сочинения: Метафизика, пер. с греч., М.— Л., 1934; О душе, пер. с греч., М., 1937; О возникновении животных, пер. с греч., М.— Л., 1940.

Библиография: Александров Г. Ф. Аристотель, М., 1940; Бородулин Ф. Р. Лекции по истории медицины, с. 33, М., 1955; Зубов В. П. Аристотель, М., 1963; Ковнер С. История древней медицины, в. 3, с. 574, Киев, 1888; М е н ь е Л. История медицины, с. 37, М.— Л., 1926; Manquat М. Aristotle naturaliste, P., 1932; Singer Ch. Greek biology and greek medicine, Oxford, 1922.

Источник

Анатомия Аристотеля

Отрывок из курсовой работы «Возникновение, развитие и практическое применение медицины в Древней Греции».

На границы эпох классики и эллинизма одним из выдающихся натурфилософов был Аристотель. Его исследования в области анатомии внесли огромный вклад в дальнейшее развитие медицины. В данном пункте мы хотели обратиться к трем его сочинениям: «История животных», «О возникновении животных» и «О частях животных». Последнее, в частности, стало своеобразной точкой отсчета для развития систематизации описания нормальной анатомии.
Перед нами встает закономерный вопрос: какое отношение препарация животных имеет к анатомическим особенностям человеческого организма? Ответ кроется в мыслях самого Аристотеля, который, по сути, стал первым из античных философов, кто смог разглядеть факт эволюции в процессе течения жизни. Природное стремление, «энтелехия», по мнению Аристотеля, двигалась к совершенству, коим представлялся человек (1). Однако на первый план он выносил не материю, как многие натурфилософы до него, а ее форму, «ибо природа формы имеет большую силу, чем природа материи» (Aristot. De part. an., I 1, 640b). Отсюда мы и можем сделать вывод, чем руководствовался Аристотель, принимаясь за анатомическое исследование представителей фауны.
«Человека он рассматривал высшим существом материального мира» (2).Но из-за запрета на проведения вскрытий человеческих трупов, Аристотелю пришлось выбрать иной путь. Кроме подробного описания внешнего вида животных, он приступил к изучению внутренних органов «животных, которые имеют сходную природу» (Aristot. Hist. an., I 16, 64). В своих трактатах о происхождении и устройстве животных организмов, Аристотель постоянно хочет показать сходство его с человеческим.
Однако он достаточно часто подчеркивает и различия, а точнее превосходство человека над остальными живыми организмами. При этом Аристотель все же причисляет людей к животным, но ставит их на ступень выше: «из всех животных только человек держится прямо» (Aristot. De part. an., IV 10, 689b).
Несмотря на то, что Аристотель искал сходства и признавал различия, он все же достиг весомых успехов в своем исследовании. Возможно именно благодаря тому, что он был сторонником диалектического метода в области познания, ему нужно было отстаивать свою правоту и одновременно же сомневаться в своих размышлениях.
Одной из общих черт между человеком и животным Аристотель считал кровеносную систему. По его мнению, схожа была и сама кровь, а также устройство венозной паутины. Однако у животных вены скрыты по слоем мышц и жира, намного плотнее человеческого (Aristot. Hist. an., III 2, 19-20). В человеческом организме часть вен видна достаточно хорошо. В частности благодаря меньшему давлению мышечной прослойки. Именно из давления, оказываемого на вены, кровь у животных, по большей части, течет намного быстрее, чем у человека. Отсюда и ускоренное сердцебиение, так как вены являются всего лишь частью сердечно-сосудистой системы большинства живых организмов. Сердечная мышца качает кровь, разгоняя ее до определенной скорости. Существуют закономерные пределы, которые нельзя превышать или же понижать настолько, чтобы произошла остановка. Система кровообращения подразумевает обратную связь. То есть увеличение пульса ведет к ускоренному движению крови по организму и наоборот. Однако последний вариант двояк, особенно если в процесс вмешиваются внешние факторы.
Аристотель называл кровь «материей для всего» (Aristot. De part. an., III 5, 698a). Она наполняет тело и занимает все свободное место. Ни в одном живом организме нет воздуха (для этого существуют легкие), поэтому попадание воздуха вену ведет к неизбежной гибели. Это легко объяснимо: воздушный «пузырек» прерывает движение единой кровеносной системы, что ведет к разрыванию цепи, а это, в свою очередь, к остановке всего процесса.
Также стоит отметить, что Аристотель затронул и тему восстановления крови в организме. Он пишет: «у тех, кто не принимает пищу, кровь убывает, а у принимающих увеличивается» (Aristot. De part. an., II 3, 650a). Действительно, пища необходимо организму, как топливо. В первую очередь это сказывается на составе крови (3). Центральным органом всего организма является сердце. От него берут свое начало вены, по которым бежит теплая кровь. Аристотель одним из первых утверждал, что сердце является двигателем, который беспрестанно качает кровь, заставляя ее двигаться. А значит поддерживать жизнь. Именно поэтому «занимает сердце главное место» (Ibid., III 4, 665b).
Что касается дыхательной системы, то Аристотель считал, что «дыхательным аппаратом является легкое, имеющее начало движения от сердца» (Ibid., III 6, 669a). Однако его наблюдение о том, что легкое не «служит для биения сердца» (Ibid.), является не верным. Аристотель не мог предположить тогда, что именно дыхательная система отвечает за газообмен (4), то есть обогащает кровь кислородом.
Также газообмен обеспечивает нормальную работу нервной системы, которую, к сожалению, отдельно Аристотель не изучал. Он «не видел различия в деятельности нервов сухожилий и все эти образования, включая и связки, обозначал одним словом – «нервы»» (5).Что касается сухожилий, то Аристотель не далеко отошел от истины, так нервная паутина активно их оплетает. Связки же являются частью мышечного покрова. Сама по себе нервная система – один из главных компонентов, как, впрочем, и все в живом организме. Ее ответвления достигают любой точки тела, а также уходят глубоко внутрь, давая мозгу сигналы о работе органов, мышц и костей. В свою очередь мозг сообщает нервным окончаниям о своих решениях. Каждый отдельный нерв представлялся ему «сухим и растяжимым» (Aristot. De gen. an., II 6, 743b).
В своих трудах Аристотель пытался дать объяснение многим органам, в том числе и мозгу. Он считал, что головной мозг – «самая холодная часть тела», и противопоставлял его спинному (позвоночному), который наделял «горячими» свойствами. Согласно его описанию, головной мозг плавно переходит в позвоночный, что позволяет им слиться в единую систему (Aristot. De part. an., II 7, 652a). С одной стороны, он был в чем-то прав, так как головной мозг, действительно, соединен с позвоночником, как у животных, так и у людей. Однако он видит в этом переходе единое соединение, в то время как, на самом деле, все происходит с помощью той самой нервной системы, о которой говорилось выше.
«Холодность» головного мозга Аристотель объясняет тем, что он создан как противовес «горячего» сердца. Если материя тела (жизни) – кровь, а ее источником является сердце, то «холодный» мозг вполне логично возник после сердца, а точнее почти одновременно, но с небольшим опозданием. При этом Аристотель упоминает и то, что головной мозг «с самого начала объемист и влажен» (Aristot. De gen. an., II 6, 743b). Аристотель не остановился на изучении только головного и спинного мозга, он исследовал и мозговые оболочки: наружную и внутреннюю, которые соответствуют коре головного мозга и тонкой пленке с паутиной кровеносных сосудов (6).
возникновении животных» он пишет: «животное отличается от растения наличием ощущения» (Aristot. De gen. an., II 5, 741b). Он был одним из первых ученых, кто пытался разобраться в устройстве восприятия живым организмом окружающего мира. Первым, кто воспринял их в качестве «анализаторов» (7). Все органы чувств напрямую связаны с мозгом, поэтому с их помощью, животные способны ориентироваться в пространстве и воспринимать мир вокруг. Запахи, звуки, вкус, ощущения и видеоряд позволяют выжить. У многих животные эти «способности» развиты не равномерно. Это необходимо для лучшего приспосабливания к среде, в которой они обитают. В идеале у человека все органы чувств должны работать одинаково. Но человек, как и любое животное, приспосабливается к окружающему миру. Однако именно «человек из всех животных обладает самыми тонкими ощущениями» (Ibid.).
Кроме того, что нами уже было рассмотрено, Аристотель исследовал также опорно-двигательный аппарат, органы пищеварительной системы, касался вопросов урологии, изучил строение половых органов и многое другое. Его трактаты о животных внесли огромный вклад в развитие анатомии и показали, что наука в античности, несомненно, находилась на высоком уровне развитии. Кроме того учение Аристотеля не только в области медицины стали плацдармом для нового импульса дальнейшего развития науки уже в эллинистическом мире.

Читайте также:  Понятие социальное здоровье факторы социального здоровья

_______________________
1 — Бородулин Ф.Р. История медицины: избранные лекции. М., 1961. С. 94-95.
2 — Абдуллаев М.С. Аристотель и аристотелизм в истории анатомии. Баку, 1988. С. 50.
3 — Прием пищи приводит к увеличению в крови количества эритроцитов (красных кровяных клеток), что способствует нормальному кровообращению. Отсутствие пищи не дает запасам восполняться, что ведет к постепенному истощению организма. А оно, в свою очередь, к смерти живого существа (животное это или человек роли уже не играет).
4 — Благодаря газообмену кровь поступает из предсердия в желудочек, тем самым обеспечивая «вентиляцию» сердечных клапанов.
5 — Абдуллаев М.С. Аристотель… С. 174.
6 — Там же. С. 183.
7 — Там же. С. 188.
_______________________

Источник

Adblock
detector