Меню

Что такое здоровье отсутствие болезней полное физическое

Дефиниция «здоровье»: проблемы нормативного определения

Дата публикации: 19.01.2017 2017-01-19

Статья просмотрена: 1718 раз

Библиографическое описание:

Степанова, А. В. Дефиниция «здоровье»: проблемы нормативного определения / А. В. Степанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 473-475. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38313/ (дата обращения: 09.06.2021).

Устав Всемирной организации здравоохранения (далее Устав) провозгласил, что здоровьем является «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» [8]. Российская Федерация, будучи членом Всемирной организации здравоохранения, в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Основы) дала определение здоровья во многом схожее с определением, содержащимся в Уставе. Пункт 2 ст. 2 Основ характеризует здоровье как «состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма» [7].

На наш взгляд, имеются недостатки в таком определении понятия «здоровье» с точки зрения юридической техники. Так, имеет место определение понятия через оценочную категорию «благополучие», а также определение через отрицание — «отсутствие болезней».

В отечественной науке долгое время преобладал медицинский подход к определению понятия «здоровье», в соответствии с которым здоровье определялось как отсутствие болезней. Примером биологического подхода к определению здоровья может служить определение «здоровья», данное М. И. Авдеевым. В своих трудах он предлагал под здоровьем понимать «состояние уравновешенности функций всех органов и организма человека с внешней средой, при котором отсутствуют какие-либо болезненные изменений» [1, с. 130]. Еще одно определение, отражающее биологический подход, содержится данное в Большой медицинской энциклопедии, согласно которому: «Здоровье — это качество жизнедеятельности человека, характеризующееся совершенной адаптацией к воздействию на организм фактором естественной среды обитания, способностью к деторождению с учетом возраста и адекватностью психического развития, обеспечиваемое нормальным функционированием всех органов и физиологических систем организма при отсутствии прогрессирующих нарушений структуры органов и проявляющееся состоянием физического и духовного благополучия индивидуума при различных видах его активной, в частности, трудовой деятельности» [2, с. 355].

Существует подход, согласно которому «здоровье» целесообразно рассматривать в разряде соматических прав, которые могут затрагивать самые разные сферы общественных отношений и представлять собой совокупность количественных и качественных показателей, обеспеченных различными материальными и организационными средствами, включая средства принуждения [20, с. 85–91; 21, с. 138–143].

Полагаем возможным предположить, что приблизительно равнозначная ситуация с определением рассматриваемой дефиниции складывается и во многих других государствах современного мира. В качестве объектов исследования рассматривались эмпирические материалы таких государств как КНР [15, 19], КНДР [14, 16], Республика Корея [11, 17], Монголия [12, 13] и Япония [6, 18].

С течением времени медицинский подход к определению понятия здоровья сменился социальным. Одним из отличительных признаков данного подхода является отсутствие противопоставления здоровья и болезни. Болезнь постепенно перестала рассматриваться как состояние совершенно противоположное здоровью. Так С. П. Боткин уже в 19 веке отмечал, что «болезнь … представляет обычные явления жизни при условиях, невыгодных организму» [3]. Советский ученый Г. И. Царегородцев являлся одним из представителей социального подхода. По его мнению, способность полноценно выполнять общественные, в частности трудовые и производственные функции и обязанности — один из первостепеннейших критериев здоровья человека. Подводя итог своим исследованиям Г. И. Царегородцев давал следующее определение понятия здоровье: «это гармоничное единство физиологических, психических и трудовых функций, обуславливающих возможность полноценного, неограниченного участия человека в различных видах общественной и прежде всего производственно-трудовой жизни» [9]. Социального подхода поддерживается и С. Я. Чикин, который определял здоровье таким состоянием органов и систем, при котором человек может «активно участвовать в общественно-полезном труде» [10]. На наш взгляд, закладывание в качестве критерия здоровья «способность выполнять трудовую функцию» в том или ином виде является отражением политического режима, существовавшем в СССР, и не может в полной мере являться отражением состояния здоровья человека.

Читайте также:  Фен шуй мантры для здоровья

В науке выделяется еще один подход в определении понятия «здоровье». Речь идет о биомедицинском подходе, отличительной чертой которого является то обстоятельство, насколько человек чувствует себя здоровым. Примером может выступать определение, данное заместителем министра здравоохранения СССР, членом-корреспондентом АМН СССР — Е. И. Воробьевым, который определял здоровье, как «свойство человека, которое характеризуется полной гармонией всех физиологических функций в организме, реализуемой в его субъективных ощущениях, как осознание оптимального соответствия личности и окружающей среды в процессе жизнедеятельности [4, с. 2]». Недостатком данного подхода является то, что субъективная оценка человеком своего здоровья закладывается в качестве объективного критерия состояния здоровья. Многие болезни протекают без видимых симптомов, к тому же у каждого человека индивидуальное понятие «нормы», в частности, применительно к здоровью.

П. И. Калью выделяет еще одну концепцию понятия «здоровье» — это ценностно-социальная модель, в соответствии с которой здоровье — это ценность человека [5]. Однако, на наш взгляд, эта концепция должна отражать отношение государства и общества в целом к такому важному аспекту как здоровье.

Таким образом, подводя итог анализу существующих подходов к определению понятия «здоровье», стоит сказать, что, несмотря на обилие дефиниций, существующих в научном мире, до сих пор не выработано универсального понятия категории «здоровье». На наш взгляд, дефиниция понятие здоровье, закрепленная в законе должна содержать конкретные медицинские показатели, при соответствии которым человек может считаться здоровым.

  1. Авдеев М. И. Судебно-медицинская экспертиза живых лиц. М., 1968. С. 130.
  2. Большая медицинская энциклопедия: в 30 т. Т. 8. / гл. ред. Акад. Б. Б. Петровский. 3-е изд. М.: Сов. энцикл., 1978. С. 355.
  3. Боткин С. П. Курс клиники внутренних болезней и клинических лекции: в 2 т. / [вступ. ст. А. Л. Мясникова] М.: Медгиз, 1950.
  4. Воробьев Е. И. Прогнозировать и управлять (акценты пятилетки) // Медицинская газ. 1986. 29 янв. № 9. (4558). С. 2.
  5. Калью П. И. Сущностная характеристика понятие «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная практика. М., 1988.
  6. Кузьмин И. А., Юрковский А. В. Особенности конституционно-правовой охраны в Японии // Вопросы российского и международного права. — 2016. № 5. — С. 123–137.
  7. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ [по состоянию на 03.12.2016] // РГ. 2011. № 5639 (263).
  8. Устав Всемирной организации здравоохранения от 22 июля 1946 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс».
  9. Царегородцев Г. И. Борьба материализма и идеализма в учении о здоровье и болезни человека. М., 1970. С. 29.
  10. Чикин С. Я. Здоровье — всему голова. М., 1983. С. 4–7.
  11. Юрковский А. В. Конституционные принципы организации и осуществления судебной власти в Республике Корея // В сборнике: Правовая политика современной России: реалии и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 150-летию земской и судебной реформ в России. Ответственный редактор: Т. Л. Курас. 2014. С. 44–46.
  12. Юрковский А. В. Национальная и пенитенциарная безопасность в политических системах стран Северо-Восточной Азии (На примере Монголии, Республики Корея и КНДР) // В сборнике: Пенитенциарное право и безопасность: теория и практика. Материалы III Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Р. А. Ромашова. 2013. С. 378–384.
  13. Юрковский А. В. Особенности конституционно-правовой охраны в Монголии // Мир юридической науки. — 2014 — № 10–11. — с. — 38–44.
  14. Юрковский А. В. Особенности правовых систем Корейской Народно-Демократической Республики и Китайской Народной Республики // Сибирский юридический вестник. 2008. № 2. С. 68–73.
  15. Юрковский А. В., Кузьмин И. А. Особенности конституционно-правовой охраны в Китайской Народной Республике // Мир юридической науки. — 2014 — № 9. — с. 30–38.
  16. Юрковский А. В., Кузьмин И. А. Особенности конституционно-правовой охраны в Корейской Народно-Демократической Республике // Мир юридической науки. — 2014. С. 31–39.
  17. Юрковский А. В., Кузьмин И. А. Особенности конституционно-правовой охраны в Республике Корея // Право и политика. — 2016. — № 11. — С.1351–1358.
  18. Юрковский, А. В. Конституционализм и политические системы в странах Северо-Восточной Азии: проблемы и перспективы: монография / А. В. Юрковский. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2013. — 231 с.
  19. Янькова Ю. А., Юрковский А. В. Ценности и антиценности в Конституции Китайской Народной Республики. / / Современные проблемы теории и практики права глазами молодых исследователей. Материалы X Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Научный редактор И. А. Шаралдаева. 2016. — с. 92 -96.
  20. Юрковский А. В. Аграрная политика в конституционном праве государств Северо-Восточной Азии // АПК: Экономика, управление. 2016. № 11. С. 85–91.
  21. Юрковский А. В. Конституционно-правовое регулирование аграрных отношений в государствах Северо-Восточной Азии // Успехи современной науки. 2016. Т. 3. № 8. С. 138–143.
Читайте также:  Неделя посвященная дню здоровья

Источник

Здоровье — это не только отсутствие болезни, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровый во всех отношениях человек счастлив, ибо имеет возможность совершенствоваться, получать удовлетворение в процессе учебы и труда.

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Методы работы педагогического коллектива по формированию ЗОЖ.

Здоровье — это не только отсутствие болезни, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровый во всех отношениях человек счастлив, ибо имеет возможность совершенствоваться, получать удовлетворение в процессе учебы и труда. Настало время, когда учреждения образования наряду с обучением и воспитанием обязаны ставить в приоритетном порядке задачу сохранения здоровья учащегося. Необходим основательный пересмотр отношения к здоровью молодежи. Привитие культуры здорового образа жизни должно стать обязательным и непосредственным результатом образования. .

: Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения — это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования (Подласый И.П.). В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две труппы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся построена из следующих блоков: I блок – ресурсное обеспечение: — состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами; — оснащенность кабинета необходимым оборудованием; — питание в школьной столовой; — наличие справочной и художественной литературы в кабинете.

Читайте также:  Спорт это здоровье сочинение рассуждение с вводными

II блок – организация учебного процесса: — соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся; — использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся; — соблюдение требований к использованию технических средств в обучении; — индивидуализация обучения.

III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями: — беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек; — проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников

IV блок – физкультурно-оздоровительная работа: — эффективная работа с учащимися на уроке физкультуры; — организация подвижных игр (динамической паузы); — организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физпауз на уроках, гимнастики для глаз; — проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.

V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся: — регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников; — ведение паспорта здоровья класса, что наглядно позволяет увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины; — привлечение медработника к просвещению родителей.

Примерный план работы классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся 1. Проведение классного родительского собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания. 2. Организация работы с комплексом физкультпауз для снятия динамической нагрузки у учащихся на отдельные органы и системы органов. 3. Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе: — влажная уборка, — расписание уроков, — создание интерьера класса

4. Работа с паспортом здоровья учащихся класса. 5. Работа по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного. 6. Организация работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем. 7. Пропаганда здорового образа жизни с привлечением специалистов. 8. Систематическое проведение классных часов по профилактике наркомании, курения, алкоголизма. 9. Составление вставки книг по вопросам здоровья. 10. Контроль за семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении. 11. Участие в конкурсах плакатов, рисунков, агитбригад по пропаганде здорового образа жизни

12. Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, соревнований. 13. Консультирование родителей. 14. Беседы с родителями по профилактике детского травматизма. 15. Создание уголков по правилам безопасного поведения, правилам противопожарной безопасности, правилам дорожного движения. 16. Организация встреч родителей и учащихся с инспекторами ГАИ, пожарной службы. 17. Составление схем безопасных маршрутов движения детей в школу и обратно. 18. Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года. 19. Проведение инструктажей с учащимися по охране труда. 20. Организация кружковой работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.

Источник

Adblock
detector