Здоровье как результат ФГОС НОО
статья по зож на тему
Доклад Здоровье школьников как результат реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_kak_rezultat_fgos.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье школьников как результат реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
В постоянно изменяющихся условиях школа требует от педагога решать регулярно возникающие, новые нестандартные проблемы. Признаком современного учителя стала повышенная профессиональная мобильность.
ФГОС — это новое испытание, которое выбрала для нас современность. Если время предъявляет нам новые требования, то значит и работать нужно по новому.
С внедрением ФГОС мы осознаем всю ответственность, лежащую на педагоге за судьбы «современных» детей. Все мы когда-то были детьми. Ходили в школу и радовались каждому новому дню, который дарил нам массу открытий и встречу с друзьями. Мы порой безоговорочно верили родителям и учителям: ведь именно они знают, как правильно поступить и где истина. Отличаются ли современные дети от нас? Конечно, отличаются. Чем же? Информированностью . Значит, нельзя их учить так, как учили нас. Раскованностью . Большинство из них чувствуют себя свободно и непринуждённо в обращении с людьми, в поведении. И вот уже нельзя преподавать, так как раньше, необходимо дать детям возможность высказаться, проявить себя. И, наконец, самое печальное — слабым здоровьем .
Состояние здоровья школьников России внушает вполне обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. По результатам исследований, в России очевиден рост школьно-обусловленных нарушений здоровья, среди которых самыми распространенными являются такие, как:
- нервно-психические и вегетативные расстройства,
- нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения,
- функциональные отклонения и хронические заболевания желудочно-кишечного тракта.
По результатам исследования жизненных ценностей, проведенных среди учащихся и их родителей, на первое место по России (и по классу — анкеты проведённые в школе) вышли ценности здоровья, опередив материальное благополучие и профессиональную карьеру. Во всех образовательных учреждениях реализуются различные программы и проекты, направленные на сохранение и созидание здоровья обучающихся.
Я работаю, используя методические рекомендации, разработанные Владимиром Филипповичем Базарновым. Им разработана методика по охране и укреплению здоровья.
Многие позиции методики, совпадают с разработанной системой требований к условиям реализации общеобразовательных стандартов второго поколения, г де одной из задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей.
ФГОС определяет эту задачу как одну из приоритетных.
Результатом реализации указанных условий, в соответствии с ФГОС должно стать — создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство:
- обеспечивающее высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
- гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое образовательное пространство является комфортным по отношению к обучающимся.
Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых:
- физическое,
- психическое,
- духовное,
- социальное здоровье.
Поэтому в примерной образовательной программе четко обозначены цели и задачи деятельности общеобразовательного учреждения по данному направлению.
Решение данных задач направлено на формирование у детей:
- знаний,
- установок,
- личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.
Другими словами – направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
Вместе с тем, обязательной является и определенная в Примерной образовательной программе структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.
Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных блоков: (направлений)
- создание здоровьесберегающей инфраструктуры,
- рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,
- эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,
- реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.
Каждое направление — это определенный перечень видов деятельности по выполнению поставленных задач.
Выполнять поставленные задачи новых стандартов очень легко, работая по системе Базарного.
- В основе методики лежит принцип организации учебного процесса согласно подвижной природе ребёнка.
- Уроки проводятся в режиме смены динамических поз — часть урока ученик сидит за партой, другую — стоит за конторкой — это стол-трибуна , высоту которого ученик легко может изменять, может также менять положение столешницы. Конторка снабжена массажным ковриком.
•Учебные материалы развешаны по всем четырем стенам и потолку, поэтому головы у детей подняты, да и вертеться не возбраняется — это просто необходимо.
•Вся информация подается учителями в контексте чувств и эмоций.
•Физкультура почти каждый день. - Установка специальных стендов — офтальмотренажеров и панно, применение карточек с заданиями, держалок для чтения текста.
- Использования волнового тренажера Агашина– как основы зрительного восприятия.
- Сенсоных крестов – предназначенных для зрительно-двигательного поиска демонстрационного материала.
- Использование мигающих ламп по углам класса, окрашенные в различные цвета; включаются через каждые 20 минут для тренировки координации тела, зрительно-моторной реакции и внимания учащихся ;
- Использование дыхательных упражнений
- Пение
- Динамические игры, физминутки. танцы с напевами.
- Всё это нисколько не отвлекает детей от деятельностного метода, а наоборот помогает формировать УУД. Коммуникативные, личностные Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
Здоровьесберегающая система 100% подходит под новые образовательные стандарты, где приоритетная цель — сохранить и укрепить здоровье детей.
У детей не развиваются глазные болезни, укрепляется весь опорно-двигательный аппарат, нет искривления позвоночника и болей в спине, повышаются психическая устойчивость, внимание, творческие способности, снижается утомляемость. Дети растут равномерно в течение всего года, а не только в период летних каникул.
А главное, улучшается умственная деятельность детей. Они растут стойкими, способными преодолевать жизненные испытания. И я уверена, такие люди выстоят. А это, согласитесь, немаловажно. Затраты минимальны, а здоровье — максимально!!
Ещё Жан Жак Руссо говорил: “ Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.
Источник
Что такое здоровье?
статья на тему
Статья «Что такое здоровье?» раскрывает виды здоровья, особенности показателей, относящихся к самооценке человеком своего текущего здоровья, а также способы оценки здоровья в виде различных методических подходов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_chto_takoe_zdorove.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»
п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
(ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика)
Структурное подразделение «Детский сад «Звездочка»
«Что такое здоровье?»
средней группы «Буратино»
Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека . Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.
По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
По мнению ведущих российских ученых, это определение неконкретно. Можно предложить следующие варианты определения здоровья, предложенные Ю.П.Лисицыным: здоровье — гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и прибретенными биологическими и социальными воздействиями (болезнь — нарушение этого единства); состояние, которое позволяет вести не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции (прежде всего трудовые), вести здоровый образ жизни, т. е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие.
А. Г. Щедрина предлагает такую формулировку: «Здоровье — это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается. в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку. осуществлять его биологические и социальные функции».
Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие — физическую, психологическую и поведенческую.
Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.
Психологическая составляющая — это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональны- ми, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Основой его является состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей.
Поведенческая составляющая — это внешнее проявление состояния человека. Оно выражается в степени адекватности поведения, умении общаться. Основу его составляют жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной) и способность эффективно трудиться.
Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для молодых людей — быть здоровыми.
Здоровье может характеризовать :
Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т. д.
Групповое здоровье — здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т. д.
Здоровье населения — здоровье людей, живущих на определенной территории.
Наиболее трудно определить здоровье общественное. Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здоровье — такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т. е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества» (Ю. П. Лисицын).
Потенциал общественного здоровья — мера количества и качества здоровья людей и его резервов, накопленных обществом.
Индекс общественного здоровья — соотношение здорового и нездорового образа жизни населения.
Эксперты ВОЗ критериями общественного здоровья считают процент валового национального продукта (ВНП), идущего на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; уровень детской смертности; среднюю продолжительность предстоящей жизни и т. д.
Субъективные показатели, относящиеся к самооценке
человеком своего текущего состояния здоровья.
1. Самочувствие, активность, настроение человека – это
своеобразный барометр состояния центральной нервной системы и многих функций внутренних органов. Обычное нормальное
самочувствие человека – это ощущение бодрости, жизнерадостности, желание работать, учиться, высокая работоспособность.
2. Ночной сон . Во время сна человек отдыхает. Восстанавливаются функции организма, прежде всего центральной нервной системы. Нормальным считается сон, наступающий вскоре после того, как человек лег спать, достаточно крепкий, длительностью 7-8 часов. После такого сна человек ощущает себя отдохнувшим, характерно чувство бодрости. Многие отклонения в состоянии здоровья, особенно центральной нервной системы, еще не
проявляющиеся другими симптомами, сразу же сказываются на
сне. Плохой сон характеризуется длительным периодом засыпания
или ранним пробуждением среди ночи. После такого сна нет ощущения бодрости и свежести.
3. Аппетит. При хорошем функционировании всех органов и систем, при адекватных физических нагрузках обмен веществ, происходит более активно. Поэтому здоровый человек
не жалуется на свой аппетит, чаще даже приходится прибегать
к разумному ограничению. Но аппетит не устойчив, он зависит от качества пищи, легко нарушается при недомогании, болезнях, перенапряжении.
4. Наличие болезненных ощущений . Это могут быть головные боли, общая слабость, головокружение, ощущение сердцебиения, одышка, боли в мышцах и другие признаки.
Объективные показатели здоровья человека выражаются
в таких критериях, которые проявляются независимо от воли
человека, могут быть определены другим человеком и сравнимы с предыдущим состоянием и с нормативными характеристиками. К объективным относят массу тела, окружности тела
и его частей, динамометрию кисти и становую, частоту и ритмичность пульса и дыхания, температуру тела, окраску кожи,
характер потоотделения, устойчивость внимания, координацию
движений и т.д.
Важным дополнением к объективной самооценке показателей здоровья может быть реакция и режим восстановления отмеченных показателей. Чаще всего для этого используется частота сердечных сокращений на дозированную физическую нагрузку (например, 20 приседаний за 30 секунд или переход из положения лежа на спине в положение стоя).
Длина тела (рост) – важный показатель физического развития человека. Измерение длины тела имеет большое значение для вычисления показателей, характеризующих правильность,
пропорциональность телосложения. Рост у мужчин продолжается
до 25 лет, у женщин до 21-22 лет.
Масса тела – может изменяться в течение дня, поэтому
желательно определять ее в одно и то же время. При анализе
показателя имеет значение его соответствие «идеальному весу».
Существует несколько способов расчета «идеального веса». Самый распространенный и близкий к истинному определяется путем
вычитания из показателей длины тела (в см) условных величин:
— при росте меньше 165 см вычитается цифра 100,
— при росте 165 – 175 см —————— «—————— 105,
— при росте свыше 175 см ————— «—————— 110.
В результате получается идеальный вес в килограммах.
По другой методике «идеальный вес» (в кг) равен: произведению длины тела в см на окружность грудной клетки (в см),
деленному на 240.
Превышение идеального веса на 10% говорит об избыточной массе тела, что является фактором риска для развития многих заболеваний. Если вес на 10% и более ниже идеального, говорят о пониженном питании.
Функциональные показатели деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Осуществляется измерение параметров и характеристик деятельности двух основных функциональных систем организма в состоянии относительного покоя
и после выполнения какой-либо нагрузки. Если при этом дается стандартная нагрузка, то величина и характер изменения
параметров сравнивается со стандартизованными нормами и
делаются выводы о степени тренированности данной системы
и организма в целом. Кроме того, сопоставление их с предыдущими результатами позволяет сделать выводы об эффективно-
сти физкультурно-оздоровительных мероприятий:
А) пульс – исключительно важный показатель, отражающий деятельность сердечно-сосудистой системы. Частота пульса
у здорового, мужчины равна 70-75 уда-
рам в минуту, у женщин – 75-80 ударам.
Во время физической нагрузки частота пульса увеличивается:
при малых нагрузках до 140 уд/мин.,
при средних —«—— до 160-180 уд/мин.,
при больших —«— свыше 180 уд/мин.
Здоровому человеку не следует превышать нагрузку, при
которой частота пульса больше той, которая рассчитывается
по формуле: 220 минус возраст человека. Оптимальной нагрузкой является та, при которой частота пульса составляет 65-90%
от максимально допустимой для данной возрастной группы.
Б) Проба с 20 приседаниями. Проба является стандартизованной нагрузкой, она проста и показательна для определения степени тренированности.
Перед ее выполнением подсчитывается частота пульса в
покое. Производятся 20 глубоких приседаний в течение 30 секунд
(ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед). Определяется частота пульса сразу после выполнения нагрузки, через одну, две и
три минуты после приседаний. Оценивают пробу по проценту
учащения пульса по отношению к исходному и по длительности
восстановления частоты пульса до исходной величины.
При учащении пульса на 25% состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее; на 50-75% — удовлетворительное; более чем на 75% — неудовлетворительное.
Восстановление частоты пульса до исходной величины
происходит в норме за 1-3 минуты.
В) Проба с задержкой дыхания. Сначала подсчитывается
число вдохов за 30 сек и умножается на 2. В норме в состоянии
покоя частота дыхания у взрослого человека от 9 до 12-16 вдохов в одну минуту. При подсчете необходимо стараться дышать
в естественном ритме. Затем проводится проба, которая дает
представление о состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной
систем: необходимо глубоко вдохнуть, задержать дыхание и за-
метить время максимально возможной задержки дыхания в сек.
После небольшого отдыха провести то же самое, сделав выдох.
Результаты пробы оцениваются по трехбальной шкале.
На вдохе: 39 сек. – неудовлетворительно, 40-49 сек. – удовлетворительно, свыше 50 сек. – хорошо.
На выдохе: 34 сек. – неудовлетворительно, 35-39 сек. — удовлетворительно; свыше 40 сек. — хорошо.
Желательно вести дневник самоконтроля, в который
периодически вносятся все или некоторые показатели. Подобный дневник значительно облегчает определение динамики
показателей в процессе занятий физкультурно-оздоровительной
деятельностью, повышает заинтересованность в занятиях.
Одним из новых методических подходов к решению задач
контроля за количеством здоровья является диагностика третьего состояния, называемая донозологической , которая получила
распространение в практике массовых профилактических обследований населения (В.П. Казначеев, Р.М. Баевский, Г.Л. Апанасенко). Донозологическая диагностика основана на представлении о тесной связи между адаптационными возможностями организма и заболеваемостью и позволяет выделить четыре группы
лиц с разным уровнем адаптационных возможностей организма:
1) с удовлетворительной адаптацией к условиям окружающей среды;
2) с напряжением механизмов адаптации;
3) с неудовлетворительной адаптацией;
4) со срывом адаптации.
Р.М. Баевский предложил в качестве критерия адаптационных возможностей организма определять индекс функциональных изменений (ИФИ), для вычисления которого требуются
лишь данные о частоте пульса (ЧП), артериального давления
(САД, ДАД), росте (Р), массе тела (МТ) и возрасте (В):
Доврачебный скрининг, основанный на ИФИ, при всей
своей простоте обеспечивает системный подход к оценке функционального состояния системы кровообращения как индикатора адаптационных возможностей всего организма. На основании
полученного значения ИФИ каждый индивидуум может быть отнесен к одной из четырех групп по степени адаптации; чем выше
условный бал ИФИ, тем выше вероятность развития патологических отклонений.
Отвечая на вопрос: «Что такое здоровье?» — хочется дать один простой ответ – отказ от излишеств . Увы, нам давно навязывают неправильные идеалы, в числе которых идеал излишеств – ешь больше и вкусней, ходи в клубы, пей алкоголь. Такова суровая правда жизни. Поэтому для здоровья необходимо кушать и жить умеренно.
На здоровье и духовное, и физическое крайне негативно влияет излишняя эмоциональность и стрессовые ситуации. Конечно, от стресса никто не застрахован, но человек должен установить контроль над собственными эмоциями . Помните, что хороший врач не тот, кто лечит болезнь, а тот, кто ее не допускает. Человек сам себе лекарь, и если он полюбит себя в полной мере и будет заботиться о своем здоровье, то никакие болезни ему не страшны.
Источник