Исследование имиджа компании и позиционирования ее продуктов (услуг) очень полезно для разработки стратегии продвижения, а также при проведении ребрендинга и перепозиционирования.
Позиция продукта характеризует место, занимаемое в умах потребителей по отношению к продуктам конкурентов. Продукт должен восприниматься целевой группой потребителей как имеющий четкий образ (имидж), отличающий его от продуктов конкурентов.
Основные этапы позиционирования продукта (услуги)
Проводится исследование с целью определения, какие атрибуты являются важными для данного сегмента рынка, и устанавливается приоритетность этих атрибутов
Составляется перечень конкурирующих продуктов
Проводится сравнительная оценка атрибутов позиционируемой марки продукта по сравнению с продуктами конкурентов
Создается комплекс ценностей бренда, на котором выстраиваются все взаимоотношения бренда и клиентов
Для того, чтобы правильно спозиционированный продукт (бренд) долгое время оставался весомым стратегическим активом компании, необходимо периодически проводить мониторинг его здоровья по показателям (ценностям), значимым для клиентов и референтных групп.
Физические атрибуты бренда
Широкая сеть представительств компании
Высокий профессионализм, интеллектуальный потенциал и деловые качества сотрудников, их дисциплинированность и соответствие корпоративным стандартам
Четкое взаимодействие подразделений компании
Современные технологии работы
Сеть представительств компании
Рациональные выгоды бренда
Стабильно высокое качество услуг, их своевременность, комплексность и разумная достаточность
Максимальная полнота, комплексность, универсальность и эффективность сервиса, максимальное разнообразие ассортимента услуг
Максимальная широта ассортимента услуг, их высокое качество, универсальность и комплексность сервиса по конкурентным ставкам
Социальные выгоды бренда
Предоставляет клиентам возможность реализации своих бизнес-целей
Предоставляет клиентам возможность трансляции во внешнюю среду своей социальной и коммерческой успешности
Предоставляет клиентам возможность идентификации своей принадлежности к группе социально и коммерчески успешных компаний
Традиционный, новаторский, растущий, стремящийся к совершенству
Индивидуальность бренда
Растущая, интеллектуальная, новаторская, динамичная компания
Социально ответственная компания с безупречной деловой репутацией
Известная, надежная компания с корпоративными традициями
Успешная компания с хорошо развитой структурой и прочными отраслевыми связями
Компания, нацеленная на сохранение долговременных партнерских взаимоотношений с клиентами
Определить и спланировать дальнейшие необходимые действия помогает анализ сильных и слабых сторон с использованием пирамиды здоровья бренда. В основе этой методики лежит психологический эффект – «потребительский туннель», поздразумевается, что каждый следующий уровень ассоциации клиента с брендом невозможен без предыдущего (например, человек не может покупать продукт раз в месяц, если он ни разу его ни пробовал, а попробовать не может, если не знает бренд), то есть имеет место вложенность аудиторий. Это позволяет считать коэффициенты конверсии одной аудитории в другую (например, тех, кто знает бренд, в тех, кто считает, что бренд им подходит) и определять слабые места, сравнивая с аналогичными показателями прямых конкурентов.
Показатели здоровья бренда
От простого узнавания бренда (Awareness)
Через личную релевантность (Relevance)
И конкретные действие (Performance), пробная покупка (Trial)
К предпочтению (Advantages), потреблению не меньше раза в месяц (Monthly+ consumption)
И к привязанности (Conviction), лояльности (Loyalty)
Трекинг (мониторинг) здоровья бренда позволяет на постоянной основе отслеживать и другие важные показатели:
Намерение и анти-намерение пользоваться брендами в будущем (Consideration Set)
Индекс капитала бренда (Brand Equity)
Переключение между брендами, наличие брендов-заменителей и др.
Скачать шаблон анкеты «Восприятие бренда»
Интересует эта услуга?
Оформите онлайн заказ на исследование и мы в течение 1 рабочего дня направим Вам коммерческое предложение, рассчитаем стоимость опроса
Не знаете что выбрать?
В ходе мониторинга здоровья бренда получается большое количество выходных данных. Поэтому важно изначально определять, какие метрики больше подходят для конкретной кампании или бренда и почему.
Мы поможем вам подобрать наилучшее решение, разработать методику исследования
Источник
Здоровье бренда
Анализ здоровья бренда позволяет оценить текущее состояние торговой марки в глазах потребителей в сравнении с конкурентами. При регулярном проведении данного исследования метод Brand Health показывает сравнительную динамическую оценку состояния бренда глазами потребителей, что позволяет оценивать эффективность маркетинговых и рекламных активностей, выявлять пик лояльности и начало появления проблем, устранять проблемы и повышать лояльность потребителей.
Показатели здоровья бренда
1- Top-of-Mind: высшая степень популярности и известности. Потребители ассоциируют отрасль с вашим брендом или товарной маркой.
2- Узнаваемость без подсказки: при вопросе, какие компании у вас ассоциируются с определенной отраслью, потребитель называет наименование вашей компании или товарной марки в числе прочих без подсказки, но и не в первую очередь.
3- Узнаваемость с подсказкой: потребитель вспоминает бренд только в том случае, если ему показывают логотип, произносят слоган, напоминают о скандальном информационном поводе, связанным с вашей компанией или брендом.
Методики оценки здоровья бренда
Рекомендованная выборка для объективной оценки здоровья бренда — от 1000 личных интервью с потребителями или потенциальными потребителями в каждом городе.
Исследование здоровья бренда (Brand Health) по методу личных интервью:
Стоимость:
Проведение одного интервью:
Разработка программы Brand Health:
Подготовка описательного отчета по узнаваемости бренда:
Стоимость 1000 интервью с подготовкой отчета
от 400000 рублей
Методология и пирамида здоровья бренда:
1- Узнаваемость вашего бренда или продукта и ассоциативный ряд связанный с ним.
2- Пирамида здоровья бренда, а именно опыт использования или применения вашего продукта или услуги, возможность повторной покупки, желание рекомендовать, лояльность к вашему продукту.
3- Функциональные и эмоциональные характеристики и ассоциации.
4- Узнаваемость и оценка маркетинговых и PR активностей, связанных с брендом.
5- Оценка по индексу NPS (Net Promoter Score — индекс лояльности клиентов).
6- Мотивы и барьеры, влияющие на выбор продута или услуги, в том числе при выборе товаров конкурентов.
7- Имидж и позиционирование бренда в глазах потребителей.
Регулярность проведения метода Brand Health
2- Один-два раза в год для понимания общей картины отношения к вашей торговой марке.
3- После проведения рекламных, маркетинговых и PR активностей для оценки эффективности используемых методов внешнего продвижения.
Источник
Как мясокомбинат оценивал «здоровье бренда» и что ему это дало — кейс
Один из способов проверить бренд на прочность — трекинговое исследование по оценке здоровья бренда. Как это работает и как может повлиять на работу компании — посмотрите на примере «Брестского мясокомбината». О ходе и результате их исследования рассказывают Дарья Сармонт, эксперт-практик в области маркетинговых исследований, учредитель группы компаний Sarmont и Максим Бугаев, начальник отдела маркетинга ОАО «Брестский мясокомбинат».
Оценка здоровья бренда отслеживает положение бренда на рынке, в сознании потребителей и относительно конкурентов, отслеживает тренды в потребительских предпочтениях, выявляет драйверы роста, проблемные зоны и пути решения.
— Рынок мясных изделий в Беларуси высококонкурентный. Большинство производителей продвигают продукцию часто и активно. Поэтому исследования в этой сфере проводят регулярно — самостоятельно или с помощью агентств. Многие думают, что если предприятие крупное и известное, прикладывать дополнительные усилия не нужно и потребитель и так купит то, что ему знакомо. Но это не так. И это касается большинства других сфер.
Максим Бугаев Начальник отдела маркетинга ОАО «Брестский мясокомбинат»
Дарья Сармонт Учредитель группы компаний Sarmont
С сентября 2015 по декабрь 2017 мы провели 4 волны исследований по мониторингу «здоровья бренда» в категории «мясная продукция». Мы оценивали эффективность проведенных маркетинговых, рекламных и PR-мероприятий, положение на рынке нашего бренда и конкурентов, изменения потребительских предпочтений и рынка. Результаты влияли на стратегию компании. Исследования очень объемные, поэтому расскажем подробнее про самые интересные инструменты и показатели, которые вы можете использовать в своей работе.
Для исследования делается количественный опрос — личный (например, с бумажной анкетой или на планшете) или онлайн (респондентов ищут и опрашивают в интернете). Респонденты опрашиваются по анкете.
Знание торговых марок
В каждой волне исследования в личном интервью оценивается спонтанное знание (Top of Mind, первое упоминание) торговых марок компании в динамике, знание с подсказкой, контролируется уровень знания конкурентов. Респонденту задается вопрос: «Какие торговые марки (например, колбас) вы знаете?». Марки, которые он вспомнил сам, — это спонтанное знание. Марка, которую назвал первой — это Top of Mind, первое упоминание. Когда больше сам вспомнить не может, интервьюер зачитывает названия торговых марок и отмечает, знает респондент такую марку или нет — это знание с подсказкой.
Перечисленные параметры отслеживаются не только для своей марки, но и для конкурентных.
Фото с сайта vik-hitline.com
Если уровень знания продукции или продукции конкурентов изменился, то нужно анализировать причину. Например, это может быть рекламная или PR-кампания, промо-мероприятия. Увеличение знания в определенных регионах позволяет оценить эффективность кампании в конкретном регионе, работу торговых отделов, скорректировать усилия на следующий год.
Пример. Еще по первоначальным срезам мы увидели, что в большинстве регионов наиболее значимым является местный производитель. И лишь в одном потребители не только не являлись приверженцами какой-либо марки колбасных изделий, но и мало были осведомлены о них вообще. Именно там мы сконцентрировали усилия, так как вкладываться в формирование предпочтений к торговой марке эффективнее, чем в изменение устоявшегося предпочтения. Результаты в этом регионе были видны уже через год:
Первое упоминание бренда (Top of Mind) увеличилось с 5% до 12%
«Спонтанное знание» — с 21% до 49%
«Знание с подсказкой» — с 56% до 75%.
Объемы продаж также значительно увеличились, но чуть позже, как результат увеличения знания и лояльности со стороны потребителей.
Особенности и тренды потребления
На каждом этапе исследования нужно отслеживать динамику частоты и объемов потребления по каждой категории товара, основные тренды в потребительских предпочтениях.
Это важно, потому что средняя частота покупок в месяц и разовый объем покупки используется при планировании объемов новых позиций, для расчета емкости рынка по группам продукции, количественной оценки динамики сокращения или расширения объемов рынка, планирования производственных мощностей. Когда разрабатывается маркетинговая политика на следующий год, то уделяется внимание информации о факторах выбора колбасных изделий — какие из них становятся более значимыми, а какие — менее.
Фото с сайта ida-tula.agency
Пример.
1. Был период, когда для потребителей более значимым стал фактор цены. Исследование показало, что колбасные изделия покупают реже, снизился объем разовой покупки, потребители стали экономить на продуктах из свинины и говядины, стали чаще покупать курицу. Для поддержания объемов предприятие разработало и запустило линейку из мяса птицы с более доступными ценами. Уровень оборотов по ней был высоким уже с первого месяца. С ростом покупательской способности населения темпы прироста объемов продаж по этой линейке сократились.
2. За последние два года изменилось отношение к акциям и рекламе. Значимость акций и скидок выросла с 3,1 до 3,9 баллов, значимость рекламы — с 2,5 до 2,8 баллов (по 5-ти балльной системе).
3. Выяснилось, что по потребительским предпочтениям основной конкурент — это конкурент Х, и его визитная карточка на рынке — группа «вареные колбасы». Тогда компания провела дополнительный опрос, организовала слепую дегустацию вареной группы конкурента. И выявила его основное преимущество — консистенция колбас, то есть «мясной укус». Что делали далее:
Доработали консистенцию вареных колбас предприятия
Приняли ценовую политику по вареной колбасе — цены на 0,10 руб. дешевле конкурента
Стали использовать продукцию группы в рекламном ролике и на биллбордах
В результате объемы производства по группе вареных колбас выросли за год на 23%. А в последующих волнах мы увидели, что потребительские предпочтения перераспределились в пользу нашего бренда, а у конкурента начали падать.
Восприятие, атрибуты бренда
В анкете часть вопросов предусмотрена для оценки восприятие бренда и его атрибутов. Информация предоставляется в виде таблицы: с какими атрибутами ассоциируется торговая марка, а с какими нет. Отслеживается положительная и отрицательная связь.
Пример. Выяснилось, что в сравнении с конкурентами:
Бренд имеет сильную положительную связь с атрибутами «Нравится вкус», «Высокое качество», «Привлекательная марка», «Порекомендую больше, чем любую другую»
Утратил отрицательную связь с атрибутами «Стоит того, чтобы заплатить больше», «Доступная по цене». Это значит, что потребители стали лучше воспринимать стоимость нашей продукции
С первой волны усилилась отрицательная связь с атрибутом «Сомневаюсь в качестве». Это означает, что бренд ассоциируется с противоположным по смыслу атрибутом.
Указанные атрибуты напрямую связаны между собой — чем больше доверия к качеству продукции, тем более охотно потребитель платит.
Нажмите, чтобы увеличить:
Данные: Sarmont
Еще один показатель — «Карта жизненного цикла бренда». Она строится на основании показателей «Знание» (учитываются те, кто знает и покупает продукт) и «Связь» (комплексный показатель, обозначает условно лояльное отношение к продукции нашей торговой марки, согласно оценкам респондентов). По ней анализируется положение бренда относительно конкурентов.
Данные: Sarmont
Также отслеживается параметр «доступность продукции». Для этого в анкете предусмотрен вопрос, как респондент оценивает простоту нахождения каждой конкретной марки.
Пример. После 2-й и 3-й волн исследований мы выявили невысокую доступность (с точки зрения восприятия потребителей) нашей продукции в некоторых регионах. Тогда мы отдельно изучили их с точки зрения присутствия конкурентов и их позиции. В наиболее перспективных расширили торговую команду. В результате доля полки (доля присутствия марки в торговых точках) сравнялась с долей местного производителя либо стала наибольшей после него. В 4-й волне исследования доступность нашей торговой марки, согласно оценкам респондентов, возросла в большинстве регионов.