§ 31. Здоровье человека и безопасность жизни2 — Рабочая тетрадь по биологии 5 класса (Н.И.Сонин, А.А.Плешаков) — 2013 год
1. Обсудите в классе, что такое здоровый образ жизни. Чем опасно курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков?
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
При курении сигарет это никотин и вещества, образующиеся при сгорании табака. В табачном дыму содержится свыше 4000 вредных химических веществ. В легких курильщика вязким слоем оседает смола (табачный деготь). От заболеваний, вызванных курением, в мире умирает около 2,5 млн человек в год. Табачный дым опасен и для некурящих людей, которые находятся в накуренном помещении.
Когда человек употребляет алкоголь, он не может адекватно воспринимать различную информацию, алкоголь убивает клетки мозга .
С каждой выпитой рюмкой в головном мозге увеличивается количество таких умерших клеток. Их восстановление не происходит. На месте гибели образуются рубцы, а при обширных поражениях – кисты (образования, имеющие оболочку и заполненную жидкостью).
2. Почему курящий человек не может быть хорошим спортсменом?
Курение и спорт– вещи не совместимые! Легкие у курильщика забиты смолой, не насыщаются кислородом в должной мере, сосуды слабые и ломкие, сердечно-сосудистая система повреждена, так как сердце качает «отравленную» кровь. Организм не может работать в полную силу.
3. Объясните, по какой причине запрещено водить автомобиль в нетрезвом состоянии.
Во-первых, нарушается работа мозжечка, отвечающего за координацию движения. Во-вторых, пьяный человек не может адекватно воспринимать действительность и не может себя контролировать.Все это приводит к авариям и смертельным исходам на дорогах.
4. Почему очень опасно даже пробовать наркотики?
Любые наркотики вызывают нарушение всех функций организма, нарушение работы нервной системы и вызывают привыкание. Приводят к смертельному исходу.
5. Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым? Что нужно в нём изменить, чтобы он таким стал?
Да, можно, но мне нужно наладить режим дня, больше двигаться и высыпаться.
6. Какие правила безопасности надо соблюдать: а) при сильном ветре; б) при грозе; в) при граде?
Во время грозы: нельзя укрываться под высокими деревьями, переждать грозу можно в зарослях кустарника, яме, траншее. Нельзя купаться, находиться возле металлических предметов.
Во время сильного ветра. Если дома: плотно закрыть окна и двери, перейти в комнату, где меньше
всего окон. Если на улице: укрыться в ближайшем здании, овраге, канаве. Не
стоят под деревьями.
Во время града: нужно спрятаться под крышей.
7. Какие животные опасны для человека? Как избежать этой опасности?
Находясь в природе, нужно соблюдать осторожность, чтобы избежать укусов или уколов ядовитых животных. Также опасны хищные животные, но встреча с ними в природе для большинства людей маловероятна.
8. Назовите изображённые на рисунке растения и грибы. Чем они опасны для человека?
На рисунке изображены мухомор, бледная поганка, ландыш майский, бузина, волчьи ягоды. Все эти растения и грибы являются ядовитыми для человека и вызывают тяжелые отравления и смерть.
9. Как оказать первую помощь: а) при кровотечении; б) при растяжении связок?
Первая помощь при кровотечении
1. Обработать кожу вокруг раны настойкой йода;
2. закрыть рану чистой марлевой салфеткой или кусочком бинта;
3. наложить давящую повязку;
4. если кровотечение не останавливается, необходимо вызвать «скорую помощь».
При растяжении связок
1. налить в резиновую грелку или полиэтиленовый пакет небольшое количество холодной воды и охладить с их помощью поврежденный сустав (в течение 15—20 минут);
2. туго забинтовать сустав;
3. вызвать «скорую помощь».
Источник
Классный час в 5 классе на тему «Здоровье – это главная жизненная ценность»
классный час (5 класс) по теме
Эпиграф: «Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам»
Сократ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_po_teme_zdorove.docx | 477.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 5 классе на тему
«Здоровье – это главная жизненная ценность»
Эпиграф: » Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам»
Сократ
- Воспитание внимательного отношения к своему здоровью.
- Ознакомление со способами укрепления здоровья.
- Развитие познавательного интереса учащихся, расширение их кругозора.
- Привитие мотивации к выполнению физических упражнений.
- Воспитание толерантности.
Вы уже пятиклассники, знаете очень много полезных, добрых слов, которые люди используют при общении. Какие же это слова? ( ответы детей)
Ну, вот, я услышала слово « здравствуйте». Что содержит в себе это слово? Как вы его понимаете? (Пожелание здоровья).
При встрече люди издревле желали друг другу здоровья:
- «Здравствуйте, доброго здоровья!»
- «Как ваше драгоценное здоровье?!»
И это не случайно. Ведь ещё в Древней Руси говорили
- «Здоровья не купишь»
- «Дал бог здоровья, а счастья найдёшь»
Слайд №1
— Что значит быть здоровым ?
— Жить без болезней, вести нормальную деятельность, быть живым.
А от здоровья близких зависит ваше здоровье? Почему?
Как вы думаете , как звучит тема сегодняшнего классного часа?
О чем мы сегодня будем говорить? А чему бы вы хотели научиться? О чем узнать?
— А отчего ( от кого) зависит ваше здоровье в большей степени?
Получен от природы дар — не мяч и не воздушный шар.
Не глобус это, не арбуз- здоровье! Очень хрупкий груз!
Чтоб жизнь счастливую прожить, здоровье нужно сохранить.
Сегодня мы поговорим о некоторых сторонах нашего здоровья. Многие плохо представляют, что полезно и что вредно для организма, как предупредить те или иные заболевания. Охрану своего здоровья большинство возлагает на медицину. Но никакие достижения медицинских наук не дадут здоровья, если люди сами не научатся его сохранять. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам. Сегодня мы будем учиться заботиться о себе.
-А отчего нужно охранять свое здоровье, что его может нарушить , как вы думаете?
Давайте рассмотрим факторы, нарушающие здоровье. Ребята, вам встретилось слово факторы. Как вы его понимаете ? (факторы – причины)
употребление алкоголя и курение ,
умственное и физическое перенапряжение ,
избыточный производственный и бытовой шум ,
Давайте попробуем в группах обсудить некоторые составляющие нашего здоровья:
Но сначала немного поиграем. Итак, я задаю вам вопросы, вы на них отвечаете очень быстро.
1.Какой сейчас по счету год?
2.В каком районе мы живем?
3. В какой области?
4. Какое время года за окном?
-Ребята, вышедшие первыми, станут моими капитанами, помощниками. Каждому я вручаю флажок . Это цвет вашей команды, которую вам сейчас предстоит набрать. Каждый капитан берет себе по два человека. Итак, начали… ( ребята выбирают в свою команду учеников).
Теперь вы отправляетесь к тем столам, на которых лежат флажки вашего цвета.
Слушаем задания, которые вам предстоит выполнить.
У вас на столах лежат листы . Вам нужно наклеить на них правильно выбранные элементы.
Первая группа работает над темой: «Режим дня». Группа получает лист, на который нужно наклеить правильно выбранные, предложенные учителем элементы распорядка дня школьника. Время впишите маркером.
Предлагаем наш режим дня:
- Подъем в
- Сделай зарядку
- Умойся, почисти зубы
- Позавтракай
- В класс приди за 15 минут до звонка.
- В школе завтрак в
- Обедай в
- Отдыхай
- Выполни домашние задания за
- Выполни гимнастику для осанки
- Ужинай в .
- посмотри телевизор
- почитай книгу
- Займись любимым делом.
- Сон в
- Зарядку отложи на вечер, иначе утром устанешь
- Завтрак съешь по дороге
- В школу беги бегом, вдруг опоздаешь
- На третьей перемене съешь чипсы
- Вместо обеда погрызи семечки, попей кока-колы
- Посмотри все сериалы
- Поиграй в компьютер
Вторая группа составляет памятку правильного питания
Важно есть не только достаточно , но и правильно . Наш организм должен получать разнообразную пищу , насыщенную белками , жирами , углеводами , а также витаминами и минеральными веществами .
Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые нужны организму. Важно, чтобы в рационе питания человека были все необходимые продукты:
Составьте памятку правильного и рационального питания. Наклейте нужные фразы из предложенного учителем текста на листе формата А4.
- Воздерживайтесь от жирной пищи.
- Ешьте 2 раза в день
- Остерегайтесь очень острого и соленого.
- Ешьте быстро и много
- Сладостей тысяча, а здоровье одно.
- Чем больше жирной пищи, тем лучше
- Овощи и фрукты – полезные продукты.
- Необходимо есть не менее трех раз в день, желательно в одно и то же время.
- Для здоровья полезно много сладкого, острого и солёного
- Пищу нужно тщательно пережевывать.
- Ешьте больше консервантов
- Газированные напитки полезны детскому организму
- От чрезмерно горячей или холодной пищи растрескивается зубная эмаль.
- Продукты, которые содержат различные консерванты, подсластители и красители не полезны и даже опасны для здоровья.
Третья группа готовит на физкультминутку из предложенных учителем и разучивает ее, чтобы показать для всех.
Четвёртая группа предложенные эмоции: : радость, счастье, удовлетворенность жизнью, доброта, бодрость, доверие, спокойствие, злость, страх, обида, тревога, тоска, печаль, гнев, зависть, мнительность, жадность, разделит на положительные и отрицательные.
Группы готовятся в течение 5 минут, пока играет музыка.
- Готовые работы вывешиваются на доску и защищаются.
— Ребята, вы должны не только правильно наклеить слова, но и объяснить, почему вы выбрали именно эти. ( Защита работ)
Предлагаем наш режим дня:
- Подъем в
- Сделай зарядку
- Умойся, почисти зубы
- Позавтракай
- В класс приди за 15 минут до звонка.
- В школе завтрак в
- Обедай в
- Отдыхай
- Выполни домашние задания за
- Выполни гимнастику для осанки
- Ужинай в .
- посмотри телевизор
- почитай книгу
- Займись любимым делом.
- Сон в
Учитель: Режим дня – это распорядок дня (в переводе с французского языка означает установленный распорядок жизни, работы, питания, отдыха, сна). Я вижу, что вы включили в свой режим дня зарядку. Это очень важно для здоровья. Кстати, кто из вас ее делает, только честно? (Ответы детей). А давайте мы сейчас и песню споем про зарядку.
(Исполнение песни детьми)
Вывод учителя: Режим, ребята, много значит!
Поможет он решить задачи:
Когда ложиться и вставать?
Когда тетрадку открывать,
Когда садиться за уроки?
Когда идти гулять? Когда.
Ответ получишь ты тогда,
Когда изучишь ты режим
И станет он тебе родным!
Выступление 2 группы:
- Составляем правила питания:
- Воздерживайтесь от жирной пищи.
- Остерегайтесь очень острого и соленого.
- Овощи и фрукты – полезные продукты.
- Необходимо есть не менее трех раз в день, желательно в одно и то же время.
- Пищу нужно тщательно пережевывать.
Важно есть не только достаточно, но и правильно. Наш организм должен получать разнообразную пищу, насыщенную белками, жирами, углеводами, а также витаминами и минеральными веществами.
Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые нужны организму. Важно, чтобы в рационе питания человека были все необходимые продукты:
Выступление 3 группы :
Люди с самого рожденья жить не могут без движения.
Какие виды спорта вы бы назвали самыми полезными и доступными?
Плаванье, езда на велосипеде, гимнастика, походы, лыжи, коньки.
Сохранить здоровье не просто, а потерять можно сразу. Сберечь его поможет спорт! Физические упражнения развивают организм, укрепляют мускулатуру, сердце и другие органы, заставляют глубже дышать, поглощать больше кислорода, улучшают кровообращение, позволяют оставаться стройными, избавляют нас от многих болезней.
Великий философ говорил о пользе занятий спортом: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
— О том, как сохранить наше здоровье, расскажет 3-я группа. Ребята работали над темой: «В движении – жизнь!»
Ребята проводят физкультминутку .
Выступление 4 группы:
Ребята с левой стороны выстраиваются с табличками отрицательных эмоций, с правой стороны – с положительными эмоциями.
Положительные эмоции так же необходимы для здорового образа жизни : радость, счастье, удовлетворенность жизнью, доброта, бодрость, доверие, спокойствие
Отрицательные эмоции, которые разрушают здоровье : злость, страх, обида, тревога, тоска, печаль, гнев, зависть, мнительность, жадность.
Старайтесь избегать таких эмоций и оберегать от них окружающих вас людей .
Мне понравилось, как вы работали .
Ответим на вопросы. Если отвечаете «да», то хлопаете в ладоши, а если «нет», то полная тишина в классе.
Зарядка — это источник бодрости и здоровья (да)
Жвачка сохраняет зубы (нет)
Кактусы снимают излучение от компьютера (нет)
Бананы поднимают настроение (да)
Морковь замедляет процесс старения организма (да)
Есть безвредные наркотики (нет)
Отказаться от курения легко (нет)
Недостаток солнца вызывает депрессию (да)
Летом можно запастись витаминами на целый год (нет)
Детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой (да)
Ребенку достаточно спать ночью 8 ч асов (нет)
Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? Составьте, пожалуйста, синквейн на эту тему. Правила написания синквейна вы знаете.
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА
Слайд № 15
1 строчка – одно слово – тема, обычно существительное .(выходит один ребенок)
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами. (Выходит второй ребенок)
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме (выходит третий ребенок)
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
Синквейн на тему «Здоровье»
1. Ценность
2. Благополучное, необходимое
3. Жить, богатеть, процветать
4. Здоровье — это красота в любом возрасте
5. Благо
Здоровье,
Крепкое, долголетнее,
Берегу — закаляюсь, занимаюсь.
Не стоит надеяться лишь на врачей.
Здоровье – это жизнь.
Укрепляет, сохраняет, восполняет
Беречь здоровье нужно всегда
Когда мы веселы, здоровы, то хорошо и радостно всем тем людям, которые любят нас и видят каждый день.
Хочется поблагодарить всех, кто участвовал в работе над проектом.
-Ребята, наш классный час подошел к концу. На улице выглянуло солнышко. И у нас есть солнышко в классе. Возьмите себе по лучику, присоедините к солнышку, но при этом произнесите добрые пожелания себе и своим друзьям.
Песня про здоровье (мотив «Учат в школе»)
- Про зарядку мы споем,
Утро мы с неё начнём.
Утром зубы после завтрака почистим,
Будем бодрыми весь день,
Незнакома с нами лень.
Все уроки мы усвоим на отлично!
Будем бодрыми весь день,
Незнакома с нами лень.
Все уроки мы усвоим на отлично!
- Возьмём лыжи и коньки,
На подъём мы все легки.
И отправимся на отдых в выходные.
Будем крепкими расти!
Будущее — мы страны
Мы здоровые, весёлые, крутые.
Будем крепкими расти!
Будущее — мы страны
Мы здоровые, весёлые, крутые.
Источник