Витамин
Витамины — группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы. Это сборная, в химическом отношении, группа органических веществ, объединённая по признаку абсолютной необходимости их для гетеротрофного организма в качестве составной части пищи.
Содержание
Общие сведения
Витамины участвуют во множестве биохимических реакций, выполняя каталитическую функцию в составе активных центров большого количества разнообразных ферментов либо выступая информационными регуляторными посредниками, выполняя сигнальные функции экзогенных прогормонов и гормонов. Они не являются для организма поставщиком энергии и не имеют существенного пластического значения. Однако витаминам отводится важнейшая роль в обмене веществ. Концентрация витаминов в тканях и суточная потребность в них невелики, но при недостаточном поступлении витаминов в организм наступают характерные и опасные патологические изменения.
Большинство витаминов не синтезируются в организме человека. Поэтому они должны регулярно и в достаточном количестве поступать в организм с пищей или в виде витаминно-минеральных комплексов и пищевых добавок.
С нарушением поступления витаминов в организм связаны три принципиальных патологических состояния: недостаток витамина — гиповитаминоз, отсутствие витамина — авитаминоз, и избыток витамина — гипервитаминоз.
Известно около полутора десятков витаминов. Исходя из растворимости витамины делят на жирорастворимые — A, D, E, F, K и водорастворимые — все остальные. Жирорастворимые витамины накапливаются в организме, причём их депо являются жировая ткань и печень. Водорастворимые витамины в существенных количествах не депонируются, а при избытке выводятся. Это с одной стороны объясняет то, что довольно часто встречаются гиповитаминозы водорастворимых витаминов, а с другой — иногда наблюдаются гипервитаминозы жирорастворимых витаминов.
История
Важность некоторых видов еды для предотвращения определённых болезней была известна ещё в древности. Так, древние египтяне знали, что печень помогает от куриной слепоты. Ныне известно, что куриная слепота может вызываться недостатком витамина A. В 1331 году в Пекине монгол Ху Сыхуэй опубликовал трёхтомный труд «Важные принципы пищи и напитков», систематизировавший знания о терапевтической роли питания и утверждавший необходимость для здоровья комбинировать разнообразные продукты.
В 1747 году шотландский врач Джеймс Линд (James Lind) открыл свойство цитрусовых предотвращать цингу. В 1753 году он опубликовал трактат «Лечение цинги». Однако эти взгляды получили признание не сразу. Тем не менее Джеймс Кук на практике доказал роль растительной пищи в предотвращении цинги, введя в корабельный рацион кислую капусту. В результате он не потерял от цинги ни одного матроса — неслыханное достижение для того времени. В 1795 лимоны и другие цитрусовые стали стандартной добавкой к рациону британских моряков.
В 1880 году русский биолог Николай Лунин из Тартуского университета скармливал подопытным мышам по отдельности все известные элементы, из которых состоит коровье молоко: сахар, белки, жиры, углеводы, соли. Мыши погибли. В то же время мыши, которых кормили молоком, нормально развивались. В своей диссертационной (дипломной) работе Лунин сделал вывод о существовании какого-то неизвестного вещества, необходимого для жизни в небольших количествах. Вывод Лунина был принят в штыки научным сообществом. Другие учёные не смогли воспроизвести его результаты. Одна из причин была в том, что Лунин использовал тростниковый сахар, в то время как другие исследователи использовали молочный сахар, плохо очищенный и содержащий некоторое количество витамина B. [1] В последующие годы накапливались данные, свидетельствующие о существовании витаминов. Так, в 1889 году голландский врач Христиан Эйкман обнаружил, что куры при питании варёным белым рисом заболевают бери-бери, а при добавлении в пищу рисовых отрубей — излечиваются. Роль неочищенного риса в предотвращении бери-бери у людей открыта в 1905 году Уильямом Флетчером. В 1906 году Фредерик Хопкинс предположил, что помимо белков, жиров, углеводов и т. д. пища содержит ещё какие-то вещества, необходимые для человеческого организма, которые он назвал «accessory factors». Последний шаг был сделан в 1911 году польским учёным Казимиром Функом (Casimir Funk), работавшим в Лондоне. Он выделил кристаллический препарат, небольшое количество которого излечивало бери-бери. Препарат был назван «Витамайн» (Vitamine), от латинского vita — жизнь и английского amine — амин, азотсодержащее соединение. Функ высказал предположение, что и другие болезни — цинга, пеллагра, рахит — тоже могут вызываться недостатком каких-то веществ.
В 1920 году Джек Сесиль Драммонд предложил убрать «e» из слова «vitamine», потому что недавно открытый витамин C не содержал аминовой компоненты. Так витамайны стали витаминами.
В 1929 году Хопкинс и Эйкман за открытие витаминов получили Нобелевскую премию, а Лунин и Функ — не получили. Лунин стал педиатром, и его роль в открытии витаминов была надолго забыта. В 1934 году в Ленинграде состоялась Первая всесоюзная конференция по витаминам, на которую Лунин (ленинградец) не был приглашён.
В 1910-е, 1920-е и 1930 годы были открыты и другие витамины. В 1940 годы была расшифрована химическая структура витаминов.
Витамины для человека — нормы
Витамин | Название | Растворимость (Ж — жирорастворимый В — водорастворимый) | Недостаток | Верхний допустимый уровень [1] | Суточная потребность [1] |
---|---|---|---|---|---|
A | Ретинол | Ж | Куриная слепота, ксерофтальмия | 3000 мкг | 900 мкг |
B1 | Тиамин | В | Бери-бери | нет данных | 1,5 мг |
B2 | Рибофлавин | В | Арибофлавиноз | нет данных | 1,8 мг |
B3 (PP) | Ниацин, никотиновая кислота, никотинамид | В | Пеллагра | 60 мг | 20 мг |
B4 | Холин | В | Расстройства печени | 20 г | 425-550 мг |
B5 | Пантотеновая кислота, кальция пантотенат | В | боли в суставах, выпадение волос, судороги конечностей, параличи, ослабление зрения и памяти. | нет данных | 5 мг |
B6 | Пиридоксин | В | нет данных | 25 мг | 2 мг |
B7(H) | Биотин | В | поражения кожи, исчезновение аппетита, тошнота, отечность языка, мышечные боли, вялость, депрессия | нет данных | 10 мкг |
B8 | Инозит | В | нет данных | нет данных | 500 мг |
B9 | Фолиевая кислота | В | нет данных | 1000 мкг | 400 мкг |
B12 | Кобаламин | Энзимовитамины В | Пернициозная анемия | нет данных | 3 мкг |
B13 | Оротовая кислота | В | нет данных | нет данных | 0,5-1,5 мг |
B15 | Пангамовая кислота | В | нет данных | нет данных | 50-150 мг |
C | Аскорбиновая кислота | В | Цинга | 2000 мг | 90 мг |
D1 D2 D3 D4 D5 | Ламистерол Эргокальциферол Колекальциферол Дигидротахистерол 7-дегидротахистерол | Ж | Рахит, остеомаляция | 50 мкг | 10-15 мкг [2] |
E | α β γ токоферолы | Ж | Нервно-мышечные нарушения: спинально-мозжечковая атаксия (атаксия Фридрейха), миопатии. Анемия. [3] | 300 мг | 15 мг |
F | Смесь триглицеридов жирных кислот Омега-3 и Омега-6 | Ж | Атеросклероз, замедление развития, ускоренное старение тканей | нет данных | нет данных |
K | Филлохинон, Фарнохинон | Ж | Гипокоагуляция | нет данных | 120 мкг |
P | Биофлавоноиды, полифенолы | В | нет данных | нет данных | нет данных |
N | Липоевая кислота | В | нет данных | нет данных | 30 мг |
Антивитамины
Антивитамины (греч. ἀντί — против, лат. vita — жизнь) — группа органических соединений, подавляющих биологическую активность витаминов. Это соединения, близкие к витаминам по химическому строению, но обладающие противоположным биологическим действием. При попадании в организм антивитамины включаются вместо витаминов в реакции обмена веществ и тормозят или нарушают их нормальное течение. Это ведёт к витаминной недостаточности даже в тех случаях, когда соответствующий витамин поступает с пищей в достаточном количестве или образуется в самом организме. Антивитамины известны почти для всех витаминов. Например, антивитамином витамина B1 (тиамина) является пиритиамин, вызывающий явления полиневрита.
Источник
Значение слова «витамины»
ВИТАМИ́НЫ, —ов, мн. (ед. витами́н, -а, м.). Органические вещества различного химического состава, необходимые в небольших количествах для питания человека и животных, для обмена веществ и жизнедеятельности организма.
[От лат. vita — жизнь]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Витами́ны (от лат. vita — «жизнь» и амин) — группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы. Это сборная по химической природе группа органических веществ, объединённая по признаку абсолютной необходимости их для гетеротрофного организма в качестве составной части пищи. Автотрофные организмы также нуждаются в витаминах, получая их либо путём синтеза, либо из окружающей среды. Так, витамины входят в состав питательных сред для выращивания организмов фитопланктона. Большинство витаминов являются коферментами или их предшественниками.
Витамины содержатся в пище (или в окружающей среде) в очень малых количествах и поэтому относятся к микронутриентам. К витаминам не относят микроэлементы и незаменимые аминокислоты.
Наука на стыке биохимии, гигиены питания, фармакологии и некоторых других медико-биологических наук, изучающая строение и механизмы действия витаминов, а также их применение в лечебных и профилактических целях, называется витаминологией.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова сток (существительное):
Источник
«Что такое витамины? ».
материал (подготовительная группа) на тему
Беседа по экологии в подготовительной
«Что такое витамины? ».
Родькина В. Г. воспитатель
высшей квалификационной категории.
МБДОУ «Атемарский детский сад №1»Теремок»
Задачи: Расширять представление дошкольников о значении витаминов. Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи; делать обобщения; отвечать на вопросы. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: Муляжи фруктов, овощей, предметные картинки, иллюстрации с изображением труда взрослых в саду и в огороде.
Предварительная работа: Экскурсия в сад, наблюдение за работой взрослых в саду, рассматривание иллюстраций по теме.
Воспитатель: — Ребята, кто мне скажет, для чего человек принимает пищу? (Ответы детей) Воспитатель: Правильно, ребята. Любому человеку понятно, что без пищи не может существовать никакой живой организм. Наше здоровье во многом зависит от питания. Вот почему так важно, чтобы всякое кушанье было не только вкусным, но и полезным. Пища должна содержать те же вещества, из которых состоит тело человека — белки, жиры, углеводы, минеральные соли и. витамины. Именно о них и пойдет сейчас речь. Что это такое? Кто мне скажет? (Ответы детей) .
Воспитатель: — Говоря коротко, витамины — это вещества самого различного строения, которые помогают организму правильно использовать белки, жиры и углеводы.
Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, значение витаминов людям давно было известно? (Ответы детей)
Воспитатель продолжает: — Значение витаминов было открыто сравнительно недавно. В прошлом веке многие ученые интересовались составом пищи и ее значением для живого организма. Был среди них и молодой русский ученый Николай Лунин, работавший в 1880 году над своей диссертацией в городе Тарту.
Лунин кормил подопытных мышей специально приготовленными смесями белков, углеводов, жиров. Но, несмотря на то, что эта пища, казалось, была идеальной, все мыши заболевали и гибли, видно, в искусственной пище чего-то не хватало, ведь когда ученый стал кормить мышей обычным молоком, все они почувствовали себя отлично. Лунин решил, что в натуральной пище есть ничтожные количества неизвестных пока веществ, которые, однако, очень важны.
Что это за вещества, ученые выяснили только через несколько десятилетий, в 1912 году. В это время на острове Ява свирепствовала тяжелая болезнь — бери-бери. Врачи знали, что вызывается она однообразным питанием — люди употребляли в пищу только очищенный рис. А рисовые отруби, наоборот, людей излечивали, вскоре из отрубей выделили кристаллы желтого цвета. Их назвали витаминами (от латинского vita — жизнь). Секрет веществ-невидимок был раскрыт.
Вскоре из различных продуктов были выделены и другие витамины.
— Ребята, а какие витамины вам известны? (Ответы детей) .
Воспитатель: — Чтобы не запутаться в химических названиях, их стали обозначать латинскими буквами А, В, С, Д, РР и т. д.
Ежедневная потребность человека в витаминах составляет 100-150 миллиграммов. Но они обязательно должны присутствовать в пище каждый день, и к тому же, все, без исключения. Ведь недостаток их не обязательно приведет к тяжелым заболеваниям, но уж, во всяком случае, непременно скажется на состоянии кожи, волос; у человека может ухудшиться зрение, он начнет чаще болеть, быстрее уставать.
Итак, основной источник витаминов — это полноценная пища.
Воспитатель продолжает: — А в каких продуктах больше всего витаминов? (Ответы детей)
Воспитатель: — Правильно, особенно много витаминов в овощах и фруктах.
Хорошо бы, конечно, употреблять их в свежем виде, ведь витамины — вещества очень «нежные» и при нагревании разрушаются. Но как быть, например, зимой, когда особенно чувствуется недостаток витаминов? Для подобных случаев ученые научились получать витамины искусственным путем. Их выпускают на специальных заводах в виде таблеток, в ампулах, а также в известных всем шариках — драже.
Источник