Что такое статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья
«Ребёнок-инвалид» и «ребёнок ОВЗ». В чём разница и как организовать их обучение?
«Ребёнок-инвалид» и «ребёнок ОВЗ» — это два понятия, которые всё чаще приходится слышать в сфере образования. В чём разница и как организовать их обучение? Именно об этом пойдёт речь в статье. Первое с чего мне хотелось бы начать так это с перечисления тех нормативно-правовых документов в которых мы будем искать ответы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725 «О регулировании вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»
Понятие «ребёнок ОВЗ» и «ребенок-инвалид» в нормативно-законодательных актах РФ
В ст. 2, п. 16 Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится:
«Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий»
Относительно инвалида определение дано в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Там в ст. 1 говориться:
«Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
Ответы на основные вопросы
Вопрос
Ответ
Выдержка из нормативно-правового документа
Кто присваивает статус ОВЗ?
ПМПК.
«….статус обучающегося с ОВЗ — психолого-медико-педагогическая комиссия, деятельность которой регламентируется приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии». (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
Кто присваивает статус ребёнка-инвалида?
МСЭ
«Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. ….» (ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 (ред. от 24.04.2020) «О социальной защите инвалидов в РФ»)
«Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы…» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
Всегда ли ребёнок-инвалид является ребёнком ОВЗ?
Нет
«Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Тогда он — не обучающийся с ОВЗ, и получает реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите, но не в образовании).» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
Может ли ребёнок-инвалид быть и ребёнком ОВЗ и наоборот?
Да
«Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, в которой в разделе, посвященном образовательной реабилитации, должны быть соответствующие пометки.»(Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
«Инвалид (ребенок-инвалид) может быть приравнен по правовому статусу к лицу с ОВЗ в случае подтверждения заключением ПМПК наличия у инвалида (ребенка-инвалида) физических, психических, интеллектуальных, сенсорных и (или) других нарушений, обуславливающих его особые образовательные потребности, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Таким образом, инвалид (ребенок-инвалид), которому для получения качественного доступного образования с учетом его особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья необходимо создание специальных условий, должен пройти обследование ПМПК и получить соответствующее заключение.» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
На основе какой программы должен обучаться ребёнок, имеющий статус инвалид и/или ОВЗ?
Статус ребёнка
Наименование программы
Выдержка из нормативно-правового документа
ОВЗ
АОП или АООП
«адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (ст.2, п. 26 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)
«Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам….» (ст. 79, п.2. ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)
Ребёнок-инвалид
ООП
Чёткого ответа на этот вопрос в нормативно-правовых документах я не нашла, поэтому высказываю тут своё мнение, которое сформировалось у меня на основе всего описанного в этой статье. Если ребёнок-инвалид не имеет отклонений в физическом и (или) психологическом развитии, то обучение ребёнка осуществляется по ООП в соответствии с ИОМ (по необходимости). При этом ИОМ составляется с учётом ИПРА.
Обучение ребёнка, если у него только статус инвалида, по АООП или АОП происходить не может, т.к. рекомендации по программе обучения даёт ПМПК. Об этом говорится в приказе Минобрнауки РФ от 20.09. 2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» в п.21. Там сказано: «В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются: …рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.»
Ребёнок-инвалид и ОВЗ
АОП или АООП
«Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов.» (ст. 19 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)
Что делать, если в детский сад пришёл ребёнок-инвалид без статуса ОВЗ?
Специалисты ППк проводят комплексную психолого-педагогическую диагностику ребёнка.
По результатам диагностики определяют необходимость направления ребёнка на ПМПК.
В случае, если необходимости направлять ребёнка на ПМПК нет, то ребёнок обучается по ООП.
Если специалисты ППк видят необходимость направить ребёнка на ПМПК, то выписывают направление и после прохождения ребёнком ПМПК его обучение осуществляется по программе, рекомендованной ПМПК.
Копирование текста с последующим размещение на других сайтах или группах в социальных сетях разрешено с указанием автора и ссылки на мой сайт.
Источник
Определение статуса «ребенок с ОВЗ»
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденное психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
С целью определения образовательного маршрута ребенка, имеющего недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, родители или организация, в которой находится данный ребенок, должны обратиться в центральную или территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию по Липецкой области (далее — ЦПМПК, ТПМПК).
ЦПМПК, ТПМПК являются структурным подразделением государственного (областного) бюджетного учреждения Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, расположенного по адресу: 398059, Липецкая область, г. Липецк, ул. Неделина, дом 40, в здании Центра дистанционного образования детей-инвалидов Липецкой области, 3 этаж.
Свою деятельность ЦПМПК, ТПМПК осуществляют в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
Выбор маршрута образования для детей с ОВЗ
Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, осуществляется в ЦПМПК, ТПМПК:
— по письменному заявлению родителей (законных представителей);
— по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).
Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия.
Специалисты ЦПМПК, ТПМПК информируют родителей (законных представителей), о месте, времени и порядке обследования, а также документах необходимых для обследования детей.
Обследование детей проводится в помещениях, где размещается комиссия. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.
Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.
Информация о проведении обследования детей в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной .
Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно .
На комиссии обязательно присутствие ребенка, родителей (законных представителей) ребенка.
Родители (законные представители) детей имеют право:
— присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания; детей;
— получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей.
По итогам обследования ЦПМПК, ТПМПК устанавливает наличие или отсутствие особенностей в развитии и отклонений в поведении ребенка. В рекомендациях указывается образовательная программа, по которой должен обучаться ребенок, форма и специальные условия получения образования.
Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер .
Родителям (законным представителям) выдается один документ: копия заключения ЦПМПК, ТПМПК с рекомендациями.
Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.
Для образовательной организации заключение комиссии, предоставленное родителями, носит обязательный для исполнения характер, то есть образовательная организация должна будет создать все условия, прописанные в рекомендациях.
Кроме проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей ЦПМПК, ТПМПК оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.
Документы, предоставляемые в ЦПМПК, ТПМПК с целью обследования детей, в том числе дошкольников, школьников и учащихся выпускных классов для определения специальных условий при сдаче государственной итоговой аттестации.
Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК детей дошкольного возраста:
— направление образовательной или другой организации;
— паспорт родителя (законного представителя) — оригинал и копия;
— свидетельство о рождении ребенка — оригинал и копия;
— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;
— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);
— выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);
— для формирования ортопедических групп — справка от врача-ортопеда с предоставлением рентгенограммы и/или плантограммы;
— психолого-педагогическое представление, заверенное руководителем ДОУ;
— справка медико-социальной экспертизы (при наличии) — оригинал и копия;
— результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (рисунки, аппликации и др.).
Для дошкольников, поступающих в 1 класс, дополнительно справка от врача-психиатра.
Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК детей школьного возраста:
— направление образовательной или другой организации;
— паспорт родителя (законного представителя) — оригинал и копия;
— свидетельство о рождении ребенка — оригинал и копия;
— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;
— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);
— выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);
— справка от врача-психиатра;
— для формирования ортопедических классов — справка от врача-ортопеда с предоставлением рентгенограммы и/или плантограммы;
— копия личной карты обучающегося, заверенная директором;
— заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);
— справка медико-социальной экспертизы (при наличии) — оригинал и копия;
— выписка текущих и четвертных оценок, заверенная директором;
— тетради письменных работ по русскому (родному) языку, математике — оригинал и копия.
Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК о бучающихся, для зачисления в Центр дистанционного образования детей-инвалидов:
— направление образовательной или другой организации;
— паспорт родителя (законного представителя) — оригинал и копия;
— свидетельство о рождении ребенка — оригинал и копия;
— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;
— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);
— выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);
— справка от врача-психиатра;
— справка от врача-ортопеда (при наличии нарушений);
— копия личной карты обучающегося, заверенная директором;
— заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);
— справка медико-социальной экспертизы (при наличии) — оригинал и копия;
— выписка текущих и четвертных оценок, заверенная директором;
— тетради письменных работ по русскому (родному) языку, математике — оригинал и копия;
— справка о надомном обучении на текущий учебный год (ВКЭК);
— справка о работе на компьютере.
Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей:
— направление или другой организации;
— заявление родителей (законных представителей);
— свидетельство о рождении или паспорт (на ребенка старше 14 лет) — оригинал и копия;
— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;
— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);
— выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);
— справка от врача-психиатра;
— решение суда о признании недееспособным (для детей старше 14 лет) – копия;
— решение органов опеки и попечительства о помещении в учреждение психоневрологического профиля;
— выписка из амбулаторной медицинской карты или из истории болезни (при наличии);
— справка медико-социальной экспертизы — оригинал и копия;
Для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, дополнительно предоставляются следующие документы:
— решение органа опеки и попечительства об определении ребенка на полное государственное обеспечение, о назначении опекуна;
— документы, определяющие статус родителей (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав и другие необходимые документы) — копии.
Для детей дошкольного возраста — рисунки, психолого-педагогическое представление.
Для детей школьного возраста — сведения об обучении в образовательном учреждении (копия личной карты обучающегося, ведомость или табель успеваемости, психолого-педагогическое представление, тетради по русскому языку и математике, заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии)).
Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК учащихся выпускных классов для определения специальных условий при сдаче государственной итоговой аттестации:
— направление образовательной или другой организации;
— паспорт родителя (законного представителя) несовершеннолетнего (оригинал и копия);
— паспорт ребенка (оригинал и копия);
— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;
— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);
— выписка из медицинской (санаторно-курортной) карты. Справка должна содержать:
— развернутый диагноз, код по МКБ -10, описанные клинические симптомы, жалобы, анамнез заболевания, статус пациента, разъяснения врача, в чем должен заключаться щадящий режим для данного ребенка в период сдачи экзамена;
— психолого-педагогическое представление, заверенное директором школы;
— копия справки о надомном обучении (КЭК);
— справка медико-социальной экспертизы — оригинал и копия (при наличии);
— копия личной карты обучающегося, заверенная директором.
Для детей, находящихся на длительном санаторно-курортном лечении дополнительно: копия санаторно-курортной карты и направление на санаторно-курортное лечение.
399580, Липецкая область, Воловский район, с. Волово, ул. Советская, 122