VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014
СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАРЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
Сущность и роль здоровьесбережения и медико-социальные проблемы физиологического старения населения России
Здоровьесбережение – это активность людей, направленная на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность и единство всех уровней жизнедеятельности человека.
При использовании термина здоровьесбережения предполагается его многогранное содержание:
1. Деятельность, направленная на улучшение и сохранение жизни человека (рекреационная, хозяйственно-бытовая — направленная на оздоровление, лечение, восстановление физических сил и т.п.).
2. Деятельность, направленная на укрепление и создание семьи.
3. Профессиональная активность, трудовая деятельность,
4. Социально-культурная деятельность (общественная активность).
5. Духовно-нравственная активность.
Здоровьесбережение – общее понятие «образа жизни», содержащее уровень его культуры, благоприятные условия жизнедеятельности человека, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.
Здоровьесбережение содержит такие части, как:
1. Культура планирования семьи, оказывающая существенное влияние на здоровье будущих поколений.
2. Гигиеническая и физическая культура определяет двигательную активность, физкультуру и спорт, культуру питания, труда и отдыха.
3. Психогигиеническая культура, обеспечивающая защиту человека от интеллектуальных и эмоциональных отрицательно-экстремальных факторов социума.
4. Духовная культура, нужная для психосоциального развития личности и формирующаяся на основе совести, долга, доброты и отрицания злобности, зависти и корысти.
5. Культура воспитания у детей и молодёжи здорового образа жизни.
6. Индивидуальная культура, обеспечивающая воспитание у человека культуры здоровья как ценности личности. Индивидуальная культура образуется в процессе образования и самообразования и предполагает организацию, а также развитие системы преподавания и информации о здоровье и здоровом образе жизни.
7. Социальная культура здоровья, определяющая эффективность социальной политики государства и основанная на выборе социумом здоровья населения как ценности, как первого приоритета общественной безопасности и благополучия, как ведущего критерия качества жизни каждого члена общества.
Здоровьесбережение – основа профилактики заболеваний. Человек, определяя для себя образ жизни, сам регулирует уровень вероятности любого заболевания. Здоровьесбережение на уровне личности предполагает выбор таких форм активности, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья человека. Выбор определяется уровнем культуры человека, освоенных знаний и жизненных установок, определенный комплекс норм поведения, которое предусматривает здоровьесбережение. Это, прежде всего:
1. Соблюдение оптимального двигательного режима с учетом гендерных, возрастных и физиологических особенностей.
2. Сбалансированное, регулярное рациональное питание.
3. Отказ от саморазрушающего поведения: отказ от курения, употребления психоактивных веществ, от злоупотребления алкоголем.
4. Соблюдение правил личной и общественной гигиены.
5. Соблюдение правил психопрофилактики и психогигиены.
6. Повышение уровня медицинских знаний, овладение навыками самоконтроля состояния здоровья.
7. Здоровое сексуальное поведение.
Большое изменение возрастного состава населения России в сторону его постарения оказывает специфическое влияние на общество, которое требует принятия масштабных безотлагательных комплексных мер юридического, административного, экономического, социального, медицинского и культурного характера.
Здоровье – это результат взаимодействия медико-биологических, социально-экономических и демографических факторов. Здоровье населения определяется уровнем материального благосостояния, его культурой и социальными отношениями, развитием здравоохранения, генетическими факторами, условиями труда, быта, питания, образом жизни и многими другими показателями. Обеспечить здоровое (физиологическое) старение – значит создать для человека условия, исключающие или снижающие воздействие неблагоприятных факторов среды, которые вызывают нарушение естественного хода инволютивных возрастных изменений в организме, формируют почву для возникновения различных заболеваний, что в конечном итоге приводит к наступлению преждевременной смерти.
Проблемы здорового старения приобретают особую остроту в пожилом возрасте, особенно тогда, когда человек становится наиболее уязвимым в экономическом, социальном и психологическом отношении, когда существенно ослабевают внутренние и внешние механизмы защиты от воздействия различных факторов риска, число которых в настоящее время резко возросло. Интегральным фактором риска, оказывающим крайне негативное воздействие на естественный процесс старения, является снижение качества жизни, представляющее собой важный комплексный показатель, включающий такие составляющие, как физическое, психическое и духовное здоровье, удовлетворенность условиями жизни, медико-социальное обеспечение.
Возможности здорового старения во многом зависят от правового статуса пожилых, который должен быть представлен в контексте соответствующих прав граждан старшего возраста, с одной стороны, и обязанностей государства и общества – с другой. Закрепление законодательных прав, обеспечивающих здоровое старение, будет способствовать тому, чтобы комплексная защита пожилых вошла в число приоритетов государственной политики.
Здоровое старение зависит от потенциала здоровья, который формируется с внутриутробного периода развития и далее в детском и молодом возрасте. В наше время в Российской Федерации потенциал здоровья молодежи не позволяет прогнозировать здоровое старение большинству населения. Состояние здоровья детей и молодежи катастрофически ухудшается. Плохое состояние здоровья беременных и детей является одним из главных системно-деструктивных факторов, обусловливающих преждевременное патологическое старение населения и не позволяющих людям дожить до старости. В результате последующие группы стареющих, достигнув соответствующего возраста, будут демонстрировать более слабое здоровье.
Одним из препятствий здоровому старению является недостаточность и несбалансированность питания. Плохое питание, как правило, сопряжено с болезнями, бедностью, изоляцией, неравномерным распределением приемов пищи и вредными привычками, которые влекут дальнейшее ухудшение здоровья.
Важным приоритетом в решении проблем людей пожилого возраста является защита их потребительских прав. Органы государственной власти, учитывая особую уязвимость этого контингента, должны обеспечивать:
– безопасность применения лекарственных средств, требуя от производителей обязательного информирования потребителей о возможных опасных последствиях, связанных с использованием указанной продукции;
– доступность для пожилых людей лекарственных средств, слуховых аппаратов, протезов, очков и других средств поддержания активности и способности к самообслуживанию;
– использование всех информационных каналов в целях реализации ознакомительных программ для престарелых потребителей, с ограничением рекламы и любых иных методов пропаганды, используемых в корыстных целях.
Здоровому старению способствуют также удовлетворительные жилищные условия и благоприятная внешняя среда. Жилье для престарелых следует рассматривать как нечто большее, чем крыша над головой. Жилищные условия оказывают большое влияние на качество жизни любой возрастной группы, однако для лиц старших возрастов они имеют особое значение, поскольку для них жилище является центром всего круга жизненных процессов.
Пожилые люди всегда традиционно пользовались привилегированным статусом, уважением и вниманием. Однако в наше время эти традиции все больше игнорируются и разрушаются. Преодолению этих неблагоприятных тенденций во многом будет способствовать возрождение в обществе атмосферы, в которой отход младших от опеки над старшими и непочтительное к ним отношение рассматриваются как серьезное нарушение моральных устоев, как безнравственное поведение, вызывающее социальное порицание.
Органам государственной власти всех уровней следует создавать такие условия пожилым, чтобы они могли продолжать жить в привычном для них режиме и окружении, принимать участие в жизни общества в меру состояния своего здоровья.
Важную роль в обеспечении здорового старения играет семья, поэтому следует прилагать все усилия по защите и укреплению семьи, ориентировать ее на заботу о старших. С этой целью необходимы экономические, идеологические и воспитательные меры, направленные на сохранение и укрепление семейных уз, формирование этики межпоколенческих отношений.
Пожилые люди выполняют важную просветительскую социальную функцию. Они являются хранителями и проводниками духовных ценностей, традиций, иной информации, передаваемой от поколения к поколению. Учитывая значимость роли, которую играют знания пожилых для развития общества и сохранения его нравственных устоев, необходимо разработать специальные, рассчитанные на молодежь программы, в рамках которых представители старшего поколения могли бы передавать молодым духовные ценности, профессиональные, культурные и исторические знания и опыт.
Формирование в общественном сознании чувства уважения к пожилым служит значительным фактором укрепления солидарности поколений, сохранения государственной и общественной стабильности. Российскому обществу необходимо твердо и решительно обеспечивать нравственную ориентацию государственной политики в отношении старшего поколения, что даст нашей стране более высокие перспективы развития во всех сферах социальной и экономической жизни.
Социальное обслуживание является важным компонентом системы обеспечения здорового старения. Формирование служб социального обслуживания и их материальное обеспечение должно строиться за счет бюджетов государственных органов, органов местного самоуправления и негосударственных учреждений. Координация деятельности государственных и негосударственных организаций позволит обеспечить индивидуальный подход к удовлетворению нужд престарелых.
Проблемы пожилых отличаются многогранностью и требуют принятия комплексных мер по улучшению всех показателей качества жизни. Важное значение в объективном анализе качества жизни пожилых и эффективности всех действий, направленных на его повышение, может иметь специализированный мониторинг, который должен проводиться не реже раза в год. Квалифицированную экспертизу, ориентированную на установление возможных негативных демографических последствий решений органов власти (планируемых к принятию или принятых), необходимо проводить в отношении всех государственных экономических и социальных программ, касающихся пожилых и осуществляемых в том числе за счет иностранных кредитов и инвестиций.
В любом возрасте здоровьесбережение является актуальным. Задача укрепления здоровья населения и человека актуальна во все времена и для каждого цивилизованного государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Василенко Н.Ю. Основы социальной медицины [Текст]: учебное пособие / Н.Ю. Василенко. — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. — 129 с.
Глоссарий социальной работы. Автор – составитель Е.И. Холостова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. — 220 с.
Капилевич Л.В. Здоровье и здоровый образ жизни[Текст]: учебное пособие / Л.В. Капилевич, В.И. Андреев – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 102 с.
Мартыненко А. В. Теория и практика медико-социальной работы [Текст]: учебное пособие / А.В. Мартыненко. — М.: Гардарики, 2007. — 159 с.
Назарова Е.А. Основы социальной медицины [Текст]: учебное пособие / Е.А. Назарова, Ю.Д. Жилов. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с.
Назарова Е.Н.Здоровый образ жизни и его составляющие [Текст]: учебное [пособие дня студентов высш. учеб. заведений] / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 256 с.
Холостова Е.И. Технология социальной работы [Текст]: учебное пособие / Е.И.Холостова. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 400 с. — (Серия «Высшее образование)
Холостова Е.И. Социальная работа [Текст]: учебное [пособие для бакалавров] / Е.И. Холостова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 612 с.
Холостова Е.И. Технология социальной работы[Текст]: учебное пособие для бакалавров / Е.И. Холостова, Л. И. Кононова — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 503 с. — Серия: Бакалавр.
Черносвитов Е.В. Социальная медицина [Текст]: учебное [пособие дня студентов высш. учеб. заведений] / Е.В. Черносвитов — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. —304 с.
Источник
Здоровьесберегающие технологии в ДОО
методическая разработка
В методической разработке рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать в дошкольной образовательной организации. Здоровьесберегающие технологии разделены на три вида и каждый вид здоровьесберегающей технологии рассматривается подробно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 126.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 13 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Здоровьесберегающие технологии в ДОО
Автор: Воспитатель дошкольных групп
Кукольщикова Валерия Дмитриевна
«Забота о здоровье –
это важнейший труд воспитателя.
О жизнедеятельности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
Самое ценное у человека — это здоровье, именно оно обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с раннего детства.
Актуальность: Здоровье нации — одна из актуальнейших проблем современного общества. Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества такова, что серьёзным вопросом является неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста.
Цель работы: Сбережение здоровья детей путем создания благоприятных условий пребывания, воспитания и образования в ДОО.
Разработать систему работы по реализации различных способов укрепления и сохранения здоровья воспитанников старшей группы.
Апробировать систему работы по реализации различных способов укрепления и сохранения здоровья воспитанников старшей группы.
Укрепить физическое здоровье воспитанников старшей группы, а также профилактика заболеваний.
Содействовать правильному физическому развитию.
В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Здоровье ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как дети в них проводят большую часть дня.
• Здоровье даёт возможности – физической адаптации к различным условиям; личностного роста.
• Здоровье даёт силу – для труда, учебы, общения и построения отношений.
• Здоровье даёт интерес – к жизни.
В дошкольном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Здоровьесберегающие технологии – направленные на поддержание здоровья — сохранение и укрепление здоровья, активность детей дошкольного возраста.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.
Итак, здоровьесберегающие технологии, которые я использую в своей работе можно представить в следующей схеме:
Здоровьесберегающие технологии в ДОО:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Технологии обучения здоровому образу жизни
Динамические паузы (физкультминутки, зрительная гимнастика)
Подвижные и спортивные игры
Дорожки здоровья (массажные коврики)
Физкультурные досуги (работа с родителями)
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Пробуждающая гимнастика – ключ к пробуждению ребенка.
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.Сохранить и укрепить здоровье детей.
Гимнастика необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности.Проведение гимнастки желательно сопровождать плавной не громкой музыкой. Гимнастику начинают проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.
Основные задачи, решаемые с помощью комплекса пробуждающей гимнастики после сна:
устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.);
увеличить тонус нервной системы;
усилить работу основных систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других);
Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок.
Комплекс оздоровительной гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей:
разминочные упражнения в постели;
выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика);
выполнение ОРУ у кроваток (дыхательная гимнастика);
ходьба по «дорожке здоровья» (ходьба по массажным, ребристым дорожкам);
игра в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха.
Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног).
Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять не менее 12-15 минут. Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.
Главное правило гимнастики после сна – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение.
Физкультминутки проводятся на начальном этапе утомления в течение 1-2 минут. Признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут организованной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет — через 10-12 минут, в 7-8 лет — через12-15 минут!
Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;
Упражнения должны быть удобны для выполнения по ограниченной площади;
Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;
Комплексы физкультминуток подбираются от вида занятия, их содержания
Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища и ног.
Рекомендуется проводить начиная со средней группы.
Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.
Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.
Условия проведения зрительной гимнастики.
1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони.
2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.
При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:
всегда снимать очки;
сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их;
следить за дыханием, оно должно быть глубоким и равномерным;
сосредоточить все внимание на глазах;
после выполнения упражнения часто поморгать.
Подвижные игры – активная форма физического развития дошкольников.Подвижные игры в значительно большей степени, чем все другие формы физической культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении.
Подвижные игры способствуют воспитанию двигательных качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Ограничение действий правилами, принятыми в подвижной игре, при одновременном увлечении игрой отлично дисциплинирует детей.В настоящее время забота о здоровье,эмоциональном благополучии и всестороннем развитии детей стали занимать приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны активные, здоровые и гармонично развитые личности. Подвижные игры – самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода – гиподинамии. Укрепление и оздоровление организма, формирование необходимых навыков, воспитание дружеских взаимоотношений, развитие речи и обогащение словаря – основные воспитательные задачи, которые мы осуществляем при помощи разнообразных подвижных игр.
Дорожки здоровья (массажные коврики)
Дорожки здоровья (массажные коврики) применяются с целью:
1. Закаливание организма.
2. Профилактика и коррекция плоскостопия.
3. Развития чувства равновесия и координации движений.
4. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Массажные коврики — дорожки, которые мы ежедневно используем в целях оздоровительной работы после дневного сна, имеют несколько видов рельефной поверхности, а, следовательно, отличаются степенью воздействия на стопы ребенка.
Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы.Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания получают различные сигналы и в результате получается тренировка нервно-мышечной системы.И все это происходит в игре, благодаря чему ребенок испытывает положительные эмоции.
Для профилактики и в комплексном лечении плоскостопия массажные коврики подходят идеально.
Для предотвращения развития плоскостопия, поверхность по которой мы ходим босиком, должна быть неровной.
Применение массажных ковриков для профилактики плоскостопия даже лучше природных помощников.
Массажные коврики имеют несколько видов рифленой поверхности, а, следовательно, отличаются степенью воздействия на стопы ребенка.
Упражнения с нестандартным оборудование способствуют совершенствованию функции равновесия и двигательного контроля, формируют правильную осанку, укрепляют мышцы свода стопы.
Ходьба по дорожкам и коврикам может быть обычной, на носках, на пяточках, на внешней стороне стопы, на внутренней, прыжки, бег.Эффективнее такой вид закаливания проводить под музыкальное сопровождение, используя мелодии различных темпов, а так же, словесные игры-сопровождения, которые способствуют повышенному интересу детей в двигательной активности.
Коврики могут использоваться в гимнастике после сна.Ребенок встает на коврики выполняет действия, озвученные словами, вот некоторые из них.
Технологии обучения здоровому образу жизни
Утренняя гимнастика в детском саду обеспечивает бодрый заряд энергии на весь день.Проводится гимнастика до завтрака инструктором по физической культуре или воспитателем.
Выполнение физических упражнений с утра помогает решить несколько важных задач:
В краткосрочной перспективе – будит организм ребенка, переключает внимание на коллективный вид деятельности.В долгосрочной перспективе –предотвращает появление плоскостопия, способствует формированию правильной осанки, укреплению мышц и прочее.
Утренняя гимнастика в детском саду подходит всем: малоактивные дети после нее активизируются, а гиперактивные или возбужденные дети – успокаиваются. Кроме того, регулярное выполнение физических упражнений с утра приучает детей к здоровому образу жизни, и в выходные они уже сами просят родителей сделать вместе с ними зарядку.
Правила проведения утренней гимнастики в ДОО.
Существует ряд противопоказаний для занятий гимнастикой. Если у ребенка наблюдается:
расстройство деятельности сердечно — сосудистой системы,
расстройство работы двигательного аппарата,
значительная общая слабость,
— то он должен быть освобожден от утренней зарядки.
Комплекс упражнений построен таким образом, чтобы поочередно «размять» различные группы мышц.
Утренняя гимнастика всегда имеет:
Для формирования мотивации к здоровому образу жизни, необходимо эмоционально положительное отношение, интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.Урок здоровья – форма организации образовательной, воспитательной, здоровьесберегающей деятельности, вызывающая эмоциональный отклик у детей.Регулярное проведение подобных уроков способствует укреплению физического, психического здоровья, формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников.
1. Углублять и систематизировать представления детей о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих.
2. Формирование интереса, эмоционально положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья детей.
Физкультурные досуги (работа с родителями) Совместные физкультурные досуги с родителями помогают повысить эффективность физкультурно-оздоровительной работы с детьми, поскольку на таких мероприятиях:
1. Дети и родители получают больше положительных эмоций, дети чувствуют эмоциональную поддержку родителей, отношения между родителями и детьми становятся более гармоничными.
2. Родители получают информацию и практический опыт в области физического воспитания детей.
Родители получают возможность увидеть и оценить результат своего воспитания, как физического, так и нравственного.
4. Опыт совместной двигательной деятельности помогает сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье.
5. Устанавливаются более доверительные отношения с инструктором по физкультуре. В результате родители чаще обращаются к инструктору за советом, консультацией.
Цель — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений, к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Су-Джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Применяют Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи.Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.
Проблема сбережения здоровья детей является очень актуальной на сегодняшний день.Поэтому в детских садах большое внимание уделяется сбережению и укреплению здоровья детей.Применяются различные комплексы упражнений и закаливающих мероприятий.Здоровьесберегающие технологии являются важным средством сбережения и укрепления детского здоровья.
Все рассмотренные выше здоровьесберегающие технологии имеют оздоровительную направленность, поэтому здоровьесберегающую деятельность нужно использовать в комплексе, чтобы она сформировала у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ребёнка для правильного подбора здоровьсберегающих технологий.
Таким образом, применение в работе ДОО здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОО.
Источник