Тема 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ
Цель: Студенты должны знать о социальной детерминации общественного здоровья.
Одной из важнейших задач общественного здравоохранения является выявление характера комплексного влияния факторов окружающей среды (природной и социальной) на здоровье населения, поиск закономерностей и тенденций формирования здоровья населения с учетом социально-экономических условий.
Формирование общественного здоровья обусловлено комплексным воздействием факторов, которые можно объединить в следующие основные группы:
— политические (государственная социальная политика, политика в области здравоохранения, государственное регулирование системы здравоохранения, правовые акты в области здравоохранения и др.);
— социально-экономические (ВВП на душу населения, финансирование системы здравоохранения, условия труда и быта, питание, организация системы здравоохранения, образ жизни и др.);
— природно-климатические, экологические (состояние и загрязнение окружающей среды);
— биологические (пол, возраст, наследственность, национальная принадлежность, конституция, тип нервной системы и др.).
В XX веке признали социальную обусловленность здоровья, что закреплено Уставом Всемирной организации здравоохранения. Этим определением здоровья преодолена ограниченность подходов, противопоставляющих социальный и биологический компоненты организации человека.
Соотношение социальных и биологических факторов в отношении различных заболеваний является неодинаковым, но все же ведущая роль отводится социальному компоненту: условиям и факторам.
Социальные условия – это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономический строй и политическая структура общества.
Социальные факторы – это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда и отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т. д.
Среди наиболее значительных достижений общественного здравоохранения прежде всего следует отметить медико-социальные и эпидемиологические исследования, по результатам которых установлены группы факторов (факторов риска) и их вклад в состояние здоровья населения:
условия и образ жизни – 49-53%, в среднем 50% всего влияния (курение, злоупотребление алкоголем, несбалансированное питание, стрессовые ситуации (дистрессы), вредные условия труда, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий культурный и образовательный уровень, урбанизация и пр.);
— генетические факторы – 18-22%, в среднем 20% (предрасположенность к наследственным болезням
— окружающая среда – 17-20%, в среднем 20% (климат, загрязнение вредными веществами воздуха, воды, почвы; повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и др. излучения);
— здравоохранение – 8-10%, в среднем 10% (неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность медицинской помощи).
Результаты самого крупного за всю историю ВОЗ исследовательского проекта (2002 г.) обозначили 10 ведущих факторов риска, определяющих уровни заболеваемости и смертности населения на глобальном уровне: недостаточность питания; курение; артериальная гипертензия; неудовлетворительное состояние водоснабжения, санитарии, а также личной и бытовой гигиены; гиподинамия; профессиональные вредности; небезопасный секс; злоупотребление алкоголем; загрязнение атмосферного воздуха.
Таким образом, ведущая роль социальных факторов в формировании общественного здоровья опосредована через условия и образ жизни.
Современные исследователи в научном познании проблем формирования здоровья не ограничиваются медико-социальными рамками и все чаще рассматривают образ жизни с широких общественных позиций, используя философские и социологические трактовки:
Образ жизни – формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности, типичные для исторически конкретных социальных отношений; или понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, определяемые данной общественно-экономической формацией.
В целом, образ жизни обобщает четыре категории:
— уровень жизни – экономическая категория, характеризующая степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей и поддающаяся количественному выражению (размер валового национального продукта, реальные доходы населения, доступность и обеспеченность медицинской помощью, продолжительность рабочего дня и т.д.);
— качество жизни – социологическая категория, характеризующая качественную сторону удовлетворения материальных и культурных потребностей людей посредством сопоставления с уровнем или стандартом жизни (удовлетворенность трудом, качеством питания, медицинской помощью и т.д.);
— стиль жизни – социально-психологическая категория, характеризующая определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности;
— уклад жизни – социально-экономическая категория, характеризующая систему производственных отношений в общественно-политической формации.
Несмотря на существенные различия в концептуальных подходах к оценке и критериям образа жизни, роль социальных факторов в формировании здоровья населения признана всем международным здравоохранением.
Выделяют социальные группы, образ жизни которых наиболее предрасположен к различным заболеваниям, составляют так называемые группы риска:
— демографическая: дети, старики, одинокие, вдовы, вдовцы, мигранты, беженцы, перемещенные лица;
— профессионального риска: работающие в условиях вредных для здоровья производств (тяжелое машиностроение, химическая, металлургическая промышленность, транспорт и др.);
— функционального, патологического состояния: беременные; недоношенные дети, родившиеся с малой массой тела; лица с генетическим риском, с врожденными аномалиями, дефектами; инвалиды детства;
— низкого материального уровня жизни, бедности, нищеты: бедные, необеспеченные, безработные, работающие неполный рабочий день, «бомжи».
— лица с девиантным поведением, наличием психопатических, социально-психологических и других коллизий: алкоголики, наркоманы, токсикоманы, проститутки, лица с сексуальными перверзиями, лица с деформациями психического здоровья и поведения (невропатии, психопатии и др.), религиозные и другие сектанты с психическими и физическими отклонениями.
Среди всех болезней особое место занимают социально-значимые заболевания, перечень которых устанавливается правительством с целью принятия дополнительных или льготных мер медико-социальной поддержки: онкологические и онкогематологические заболевания, диабет, ревматизм, системная красная волчанка, детский церебральный паралич, психические заболевания, инфаркт миокарда и др.
Признание социальной детерминации здоровья обосновывает необходимость рассматривать проблемы здоровья с широких социальных позиций, а также того, что обеспечение здоровья выходит за рамки компетенции и ответственности сугубо органов и организаций здравоохранения. Сохранение и укрепление здоровья является солидарной ответственностью государства, работодателя и гражданина, которая реализуется путем межсекторального сотрудничества при активном участии самого населения.
Иллюстративный материал: 10 слайдов в программе «Rower Point».
Источник
Факторы, оказывающие влияние на социальное здоровье.
На социальное здоровье влияют факторы различной природы, многие из которых связанны друг с другом.
Факторами будем называть: «причину, движущую силу какого-либо процесса, явления, определяющую его характер или отдельные его черты.» [53] . Таким образом, факторами, влияющими на социальное здоровье, считаются, условия либо причины, которые способны обеспечить сохранение или улучшение социального здоровья. Условия, при которых социальное здоровье снижается, тоже можно отнести к факторам. На социальное здоровье факторы могут влиять по-разному: одни факторы влияют положительно, другие отрицательно; одни действуют постоянно, другие временно; у одних факторов воздействие на социальное здоровье сильнее, чем у других. Существуют и такие, которые можно определить, как факторы риска заболеваний.
Факторы риска – «это потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной сред, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирования и неблагоприятного исхода.» [54] .
Чаще всего среди них выделяют наиболее опасные факторы риска. Как пример, по отношению к заболеваниям связанных с ожирением – несбалансированное питание, стрессы, малоподвижный образ жизни. В основном появление данных факторов риска происходит из-за образа жизни самого человека.[55]
Факторы риска делят на первичные и вторичные. Согласно ВОЗ, первичные факторы это прежде всего — курение, чрезмерное употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс. Вторичные факторы – это такие заболевания такие как диабет, аллергия, ревматизм, слабый иммунитет, повышенный уровень сахара в крови.[56]
Старики, беременные, дети, мигранты, бомжи, работающие на вредных производствах чаще всего подвержены факторам риска, чем другие части населения.[57]
По мнению многих ученых, больше всего на социальное здоровье населения имеют воздействие и влияние социальные факторы риска. Их воздействие приводит к нарушению процесса социальной адаптации и способствует развитию различных заболеваний.
Таким образом, факторы имеют как положительное влияние на социальное здоровье, так и отрицательное. Потенциально опасные факторы называют факторами риска. Чаще всего, факторы риска проявляются из-за образа жизни человека.
Существует ряд классификаций социальных факторов риска. М. Уайтхед и Дж. Далгрен представляют социальные факторы риска здоровья в виде рядов влияния, начиная от персонального и заканчивая уровнем социума в целом. В центре такой классификации находится индивид с его характерными особенностями: пол, возраст, наследственные факторы. Далее идут четыре ряда: в первый ряд входят особенности характера человека и его образ жизни, во второй — взаимоотношения между людьми, в третий — условия жизни, работы и в четвертый ряд — общие социально-экономические условия, уровень культуры, окружающая среда. [58]
Согласно О. Кислицыной социальные факторы риска зависят от: материальной обеспеченности, особенно с раннего детства, наличие работы и удовлетворение в ней, отношения с семьей, друзьями, соседями, образа жизни — питание, вредные привычки, двигательная активность. [59]
И. Назарова классифицирует социальные факторы риска на демографические (пол, возраст, национальность, место проживания), экономические (образование, доход, занятость), социальные и поведенческие (употребление алкоголя, курение, занятие физкультурой, контроль веса, принадлежность к религии). Также исследователь говорит о зависимости здоровья от культурных факторов: традиций, воспитания, что в последствии формирует образ жизни человека.[60]
Н. Русинова распределяет социальные факторы риска в следующие группы факторов: социально — структурные, социально – психологические и поведенческие. К социально-структурным она отнесла пол, возраст, образование, материальное положение, семейное положение, наличие детей в семье. В группу социально — психологических факторов отнесла наличие жизненных обстоятельств, которые вызывают стрессовые события, личностные психологические ресурсы. К поведенческим факторам: физическую активность, курение, употребление алкоголя, культуру питания. [61]
Итак, исходя из данных классификаций факторов риска, можно сделать вывод что по уровню социально – экономических условий, факторам образа жизни, психологическим и гендерным особенностям индивида можно говорить о возможности появления тех или иных факторов риска.
Исследователь Ю. Лисицын пишет, что: «опосредование здоровья (и болезней) происходит через социальные условия и социальные факторы, то есть конкретные формы проявления, отражения способа общественного производства, его производительных сил и производственных отношений, воздействий социально – политической и экономической структуры общества, так как эти последние представляют собой теоретические, во многом абстрактные, понятия. Именно конкретные условия жизни – труда, быта, питания, жилища, отдыха, образования, воспитания, культурные потребности и многое другое – и есть социальные условия и факторы.» [62]
Далее он выделил основные группы факторов, определяющие социальное здоровье:
— Социально – экономические факторы – условие труда, жилищные условия, материальное благосостояние, уровень и качество питания, отдых.
— Социально – биологические факторы – возраст, пол, предрасположенность к наследственным заболеваниям.
— Экологические и природно – климатические – загрязнение среды обитания, среднегодовая температура, экстремальные природно – климатические явления.
— Организационные или медицинские – обеспеченность населения медико – социальной помощью, её качество и доступность.[63]
Похожие классификации групп факторов выделяет А. Мартыненко. Он утверждает, что социальные факторы связаны с жизнью людей, с их взаимоотношениями в обществе. В этом понятии отражаются реально существующие отношения людей к природе и друг к другу, то есть трудовые, производственные, классовые, национальные, семейные, бытовые и другие отношения, их материальные аспекты.[64]
Факторы, влияющие на социальное здоровье населения, он представил в виде данных групп:
— Социально – экономические. В данной группе участники социально – экономических структур стремятся в сохранении и укреплении здоровья своих членов, создают позитивные условий для профессиональной деятельности. К ним относятся условия труда, уровень квалификации, наличие дохода и его размер, уровень образования, организация отдыха.
— Правовые группы факторов должным образом обеспечивают права граждан, на здоровье, используя ресурс государственных и негосударственных, хозяйственных и социальных институтов на федеральном, территориальном и муниципальном уровне с участием самих граждан. К индикатору уровня правовых факторов можно отнести состояние нормативно – правовой базы в области охраны здоровья.
— Социально – медицинские. Данные факторы занимаются анализом состояния здоровья, разработкой рекомендаций по формированию здорового образа жизни и эффективной профилактикой заболеваний. К ним относится качество муниципальных услуг и их доступность.
— Социально – биологические, рассматривающие состояние здоровья в зависимости от пола, возраста, наследственности.
— Социокультурные группы факторов. Они направленны на формирование культуры здоровья, занимаются досуговой деятельностью населения, пытаются сделать здоровый образ жизни популярным, при этом стараются учитывать этнические, общинные, национальные, религиозные и другие особенности людей. К ним относится уровень образования, гигиеническое обучение и воспитание.
— Экологические группы факторов. Они указывают на нормальное для здорового образа жизни состояние окружающей среды, следят за разумным природопользованием. К ним относится состояние воздуха, воды, почвы, особенности климата.
— Личностные группы. Призывают всех людей на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья. Данные группы факторов зависят от развития общей культуры и пониманием личной ответственности за свое здоровье.[65]
Таким образом, у обоих авторов в классификацию факторов, влияющих на социальное здоровье, входят социально – экономические, социально – медицинские, социально – биологические и экологические группы факторов.
По данным Ю. П. Лисицына, можно сказать, что первое место среди факторов, влияющих на социальное здоровье, занимает образ жизни. От него социальное здоровье зависит. Согласно Ю. Лисицыну «образ жизни – это определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей.» Автор выделяет в образе жизни четыре категории: экономическую – уровень благосостояния, социологическую – качество жизни, социально – психологическую – стиль жизни и социально – экономическую – уклад жизни.[66]
Уровень благосостояния определяет насколько человек материально обеспечен. Данные условия жизни можно количественно измерить. Уклад жизни показывает состояние порядка общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого происходит жизнедеятельность людей. Стиль жизни — это особенности поведения отдельного человека, также является проявлением жизнедеятельности людей. Качество жизни является показателем качественной стороны условий жизни, это оценка уровня комфорта, удовлетворенность работой, общением.[67]
Таким образом, здоровый образ жизни – это все то, что в поведении и деятельности человека хорошо влияет на его здоровье. Здоровый образ жизни приводит к сохранению и укреплению здоровья и является основой профилактики большинства заболеваний.
Подводя итог, можно сказать, что человек в течении своей жизни находятся под постоянным воздействием широкого спектра факторов, влияющих на социальное здоровье. Все они непосредственно сказываются на его жизнедеятельности, здоровье и в конечном итоге на продолжительности жизни. Изучив работы авторов, направленных на определение факторов, влияющих на социальное здоровье в дальнейшем исследовании мы будем использовать факторы образа жизни, социально – экономические, социально – медицинские, социально – биологические и психологические.
[1] Цикалюк Е.В. Основные теоретические подходы к осмыслению сущности социального здоровья// Учёные записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2010. №4. С.185.
[2] Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992. — 143 с.
[3]Цикалюк Е.В. Основные теоретические подходы к осмыслению сущности социального здоровья// Учёные записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2010. №4. С.186.
[4] Дюркгейм Э. Социология. М., 1995. 152 с.
[5] Ярская В.Н. Благотворительность и милосердие как социокультурные
ценности[Текст] // Российский журнал социальной работы, 1995. №2.
[6]Байкова Л. А. Исследование социального здоровья детей и учащейся молодежи: теоретико-методологические основы // Педагогическое образование и наука. 2006. № 3. С. 59
[7] «Цит. по: Гафиатулина Н.Х. Социологический анализ концептуальных моделей социального здоровья индивида URL: http://www.ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_79A_Gafiatulina.pdf_2011.pdf (дата обращения:
04.03.2015)»; Selye H/ The Stress of life – New York: Mc Grawhill, 1995. – Р. 27.
[8] Гафиатулина Н. Х. Социологический анализ концептуальных моделей социального здоровья индивида URL: http://www.ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_79A_Gafiatulina.pdf_2011.pdf (дата обращения: 04.03.2015).
[9] Гафиатулина Н. Х. Социологический анализ концептуальных моделей социального здоровья индивида URL: http://www.ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_79A_Gafiatulina.pdf_2011.pdf (дата обращения: 04.03.2015).
[10] Сергеева Т. Б. Социальное здоровье человека: философский аспект: учеб. пособие. [Текст] – Ставрополь: СГМА, 2003. – 29 с.
[11] Цикалюк Е.В. Основные теоретические подходы к осмыслению сущности социального здоровья// Учёные записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2010. №4. С.189.
[12] Устав ВОЗ. [Текст] – Женева, 1968. – С.1.
[13]Парсонс T. Функциональная теория изменения / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль. – М.: изд-во МГУ, 1994. – 279 с.
[14] Венедиктов Д.Д. Общественное здоровье: пути оценки и прогнозирования [Текст] // Общественные науки и здравоохранение. – М.: Наука, 1997. С. 24
[15] Соколова Т.Б. Социальное здоровье в социологическом измерении: монография. [Текст] – Хабаровск, 2009. – 125 с.
[16] Проблемы молодежи: социологические исследования. Фонд «Общественное мнение». Июль 2002. / [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.socio-fond.com/ (дата обращения: 23.02.2015)
[17] Дмитриева Е.В. Теоретико-методологические и методические основы социологии здоровья. — М., 2002. – 131с.
[18] Рагимова О.А. Социальное здоровье молодого поколения // Социально-гуманитарные знания. — 2008. — №1. – С. 120.
[19] Там же С. 121.
[20] Ювенология и ювенальная политика в 21 веке. Опыт комплексного междисциплинарного исследования/Под ред. Е.Г. Слуцкого. — Санкт-Петербургский ИВЭСЭП, 2004. — 534 с.
[21] См.: Ларионова И.С. Здоровье человека и здоровье социума (социально-
философский аспект) // Социальная политика и социология. – 2004. – № 1.
[22] См.: Ларионова И.С. Проблема ценности здоровья в истории человечества
// Социальная политика и социология. – 2005. – № 2. – С. 16-19.
[23] Ручкина Т. В. Проблема социального здоровья молодежи /Т. В. Ручкина // Социокультурный анализ гендерных отношений: сб. науч. тр. / СГТУ. -Саратов, 1998. -С.159.
[24] См.: Фомина А.В. Категория «Социальное здоровье населения» в общественном здоровье и здравоохранении// Вестник РУДН, серия Медицина, 2013, № 1. С. 106-111.
[27] Фомина А.В. Категория «Социальное здоровье населения» в общественном здоровье и здравоохранении// Вестник РУДН, серия Медицина, 2013, № 1. С. 109.
[28] См.: Структура общества и социальная политика: трения и соответствия // Мир России. — 2005. — № 4. — С. 18—25.
[29] Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS. — 1993. — Т. I. — Вып. 2. — С. 49.
[30] Яновский Р. Социальная динамика гуманитарных перемен: Социология Шанса для России на достойную и безопасную жизнь ее народов. М.: Книга и бизнес, 2001. 104 с.
[31] КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : Правовые ресурсы ; Документы : Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) — Режим доступа к док.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90601/
[32] См.: Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье российской молодежи в условиях риска трансформирующегося общества// Вестник института ИАЭ. 2012. № 3. С. 137–142.
[33] См.: Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье российской молодежи в условиях риска трансформирующегося общества// Вестник института ИАЭ. 2012. № 3. С. 137–142.
[34] См.: Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье студенческой молодежи в гендерном измерении (На материалах Южного Федерального Университета) // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2014. №1 (17). С.146-157.
[35] Бурко В. А. Интерпретация показателя «социальное самочувствие» // Общество и социология: новые реалии и новые идеи: тез. Первого Всерос. социол. конгресса. СПб., 2000. С. 55.
[36] Гафиатулина Н.Х. Социальное самочувствие молодежи в условиях рискогенности российского общества// Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2011. № 1. С. 20.
[37] Энциклопедический словарь. Социология молодежи / отв. ред. Ю.А. Зубок,
В. И. Чупров. М., 2008. 110 с.
[38] См.: Маслова Т.Ф. Социальное самочувствие как показатель социокультурной интеграции // Социальное самочувствие населения в современной России: тез. Всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2010. С 131-134.
[39] См.: Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье российской молодежи в условиях риска трансформирующегося общества// Вестник института ИАЭ. 2012. № 3. С. 137–142.
[40] См.: Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье студенческой молодежи в гендерном измерении (На материалах Южного Федерального Университета) // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2014. №1 (17). С.146-157.
[42] Здоровье и здравоохранение в гендерном измерении / под общ. ред. Н.М. Римашевской. М.: Агентство «Социальный проект», 2007. 140 с.
[43] См.: Гафиатулина Н.Х. Генезис и факторы социального здоровья российской молодежи // Компетентностный подход в развитии навыков здорового образа жизни у детей, подростков и молодежи: материалы науч. – практ. конф. с междунар. участием, 1-2 декабря 2010 г. М.: МГПУ, 2010. С 25-32.
[45] Гафиатулина Н.Х. Социальное самочувствие молодежи в условиях рискогенности российского общества// Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2011. № 1. С. 18.
[46] Лисицын Ю.П. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения. М.: НПО «Медикосервис», 1999. 298 с.
[47] См.: Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье студенческой молодежи в гендерном измерении (На материалах Южного федерального университета) // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2014. №1 (17). С.146-157.
[48]Коротько Г.Ф., Данилова Н.В. Активный образ жизни и здоровье студента. Ташкент: Медицина, 1985. – 107с.
[49] См.: Сухарев А.Г., Михайлова С.А. Состояние здоровья детского населения в напряженных экологических и социальных условиях // Гигиена и санитария. 2004. №1. С. 47- 51.
[50] См.: Хакунов Р. Н. Влияние социальных факторов на психическое здоровье молодежи // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. №4. С.112-117.
[51] Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Состояние и прогноз здоровья школьников (итоги 40- летнего наблюдения) // Российский педиатрический журнал. 2007. №1. С. 53-57.
[52] Верещагина, А. В. Трансформация института семьи и демографические процессы в российском обществе: автореф. дис. докт. социолог. наук/ А. В. Верещагина. – Ростов-н/Д., 2009. – 46 с.
[53] Большой энциклопедический словарь: [А — Я]/ Гл. ред. А. М. Прохоров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая рос. энцикл.; СПб.: Норинт, 1997. — С. 308.
[54] Социальная медицина: учебник для бакалавров / под ред. А.В. Мартыненко. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 55с.
[55] Социальная медицина: учебник для бакалавров / под ред. А.В. Мартыненко. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 55с.
[56] Официальный сайт ВОЗ: Факторы риска. URL: http://www.who.int/topics/risk_factors/ru/ (дата обращения: 14.03.2015).
[58] Далгрен Дж., Уайтхед М. Политика и стратегия обеспечения справедливости в вопросах охраны здоровья / ЕРБ ВОЗ. 1992 – 56с.
[59] См.: Кислицына О. Я. Социально-экономические детерминанты здоровья россиян // Народонаселение. 2007. № 2. С. 24-37.
[60] См.: Назарова И.Б. Здоровье российского населения: факторы и характеристики (90-е годы) // Социол. исслед. 2003. № 11. С. 57 — 69.
[61] См.: Панова Л.В., Русинова Н.Л. Гендерные неравенства в здоровье // Социол. исслед. 2007. № 6. С.114 — 122
[62] Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учеб. / Ю.П. Лисицын, Г.Э. Улумбеков. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2011. – 205 с.
[64] Социальная медицина: учебник для бакалавров / под ред. А.В. Мартыненко. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 365с.
[65] Социальная медицина: учебник для бакалавров / под ред. А.В. Мартыненко. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 366с.
[66] Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учеб. / Ю.П. Лисицын, Г.Э. Улумбеков. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2011. – 206 с.
[67] Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учеб. / Ю.П. Лисицын, Г.Э. Улумбеков. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2011. – 206 с.
Источник