Что такое социальные аспекты здоровья
В начале своего существования на Земле человек жил в соответствии с теми естественными условиями, которые и составляли его эволюционное прошлое. В процессе развития цивилизации изменилась форма организации жизнедеятельности человека. Основные усилия его были направлены, с одной стороны, на освобождение от тяжелого физического труда, а с другой, — на создание все более комфортных условий жизни и удовлетворение все возрастающих потребностей в удовольствиях.
Измененная природная среда и условия жизни все больше вступали в противоречие с механизмами, созданными природой в процессе развития человека. Естественно, что такое противостояние не может пройти бесследно не только для природы, но и для здоровья человека.
Наиболее важным результатом таких изменений в жизнедеятельности человека стало то обстоятельство, что в современных условиях он получает материальные блага, обеспечивает термостабильность и защиту от вредоносных факторов не за счет физической активности и готовности приспособиться к природным условиям жизни, а в наибольшей степени за счет социальной оценки своего труда и способности адаптироваться к социальным условиям жизни.
В ряду общечеловеческих ценностей, определяющих социально-экономическую политику государства, несомненен приоритет здоровья. Именно так было, например, в Древней Греции, где культ тела возводился в ранг государственных законов, а в Древней Спарте занятия физическими упражнениями предписывались (и строго контролировались государством) для всех граждан — высокий уровень их здоровья остается эталоном для многих последующих поколений.
Основоположник валеологии И.И. Брехман писал: «Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства».
Здоровье относится к универсальному, имеющему и материальный и духовный аспекты, феномену. Н.А. Добролюбов отмечал, что болезни и патологические состояния не дают человеку «возможности исполнять своего назначения» и совершать «возвышенную духовную деятельность». Для государства здоровье и болезнь каждого его гражданина имеют определенное конкретное материальное выражение: это выплата больным по больничным листам, оплата лечения; кроме того, больной человек не создает материальных ценностей, что сказывается на величине валового национального продукта.
Право граждан России на здоровье утверждается Конституцией Российской Федерации. К сожалению, это право не находит своего реального подтверждения. Реализация такого права требует разработки специальной комплексной программы поддержания и охраны здоровья, в которой было бы определено место каждого социально-экономического звена: семьи, школы, органов здравоохранения, предприятий, физкультурных организаций, государственных структур и т. д.
Решение вопросов здоровья на государственном уровне требует учета следующих групп факторов:
- правовых : разработка законодательных и нормативных подзаконных актов, подтверждающих право граждан России на здоровье и регламентирующих механизмы его реализации через все государственные, хозяйственные и социальные институты от федерального до муниципального уровней, предприятий, учреждений и самих граждан;
- социально-экономических, обусловливающих виды, формы участия и ответственность различных звеньев социально-экономических структур в формировании, сохранении и укреплении здоровья своих членов, формирование такой работы и обеспечение нормативных условий для профессиональной деятельности;
- образовательно-воспитательных, обеспечивающих формирование жизненного приоритета здоровья, воспитание мотивации на здоровый образ жизни и обучение методам, средствам и способам достижения здоровья, умению вести пропагандистскую работу по вопросам здоровья и здорового образа жизни;
- семейных, связанных с созданием условий для здорового образа жизни в семье и ориентацией каждого из ее членов на здоровье, на финансирование в семье здорового образа жизни;
- медицинских, направленных на диагностику состояния здоровья, разработку рекомендаций по здоровому образу жизни, эффективную профилактику;
- культурологических, связанных с формированием культуры здоровья, организацией досуга населения, популяризацией вопросов здоровья и здорового образа жизни, этнических, общинных, национальных, религиозных и других идей, традиций, обрядов обеспечения здоровья и т. д.;
- юридических, обеспечивающих социальную безопасность, защищенность личности от преступлений и угроз преступлений, грозящих жизни и здоровью граждан;
- экологических, обусловливающих адекватное для здорового образа жизни состояние окружающей среды и рациональное природопользование;
- личностных, ориентирующих каждого конкретного человека на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья и устанавливающих ответственность личности за свое здоровье.
Представленный далеко не полный перечень факторов, обеспечивающих поддержку здоровья граждан со стороны государства, предполагает координацию усилий ведомств и структур, компетентных в решении тех или иных проблем здоровья. Имеющиеся в настоящее время программы санитарного просвещения населения ориентированы лишь на медицинские аспекты здоровья, не учитывают психолого-педагогические проблемы развития личности, ее индивидуальных, типологических, возрастных и половых особенностей.
Современный человек знает о здоровье достаточно много, как и о том, что надо делать для его поддержания и достижения. Однако для того, чтобы эти накопленные человечеством знания начали давать результат, необходимо учесть и устранить целый ряд негативных обстоятельств, препятствующих их реальному воплощению.
Вот некоторые из них.
- В стране не существует последовательной и непрерывной системы обучения здоровью. На различных этапах возрастного развития человек получает информацию о здоровье в семье, в школе, в больнице, из средств массовой информации и т. д. Однако эта информация отрывочна, случайна, не носит системного характера, зачастую противоречива и исходит от некомпетентных людей. Отсюда возникает проблема разработки непрерывного валеологического образования, способного от момента рождения и до глубокой старости вооружать человека методологией здоровья, средствами и методами его формирования. Такая система может и должна иметь своей основной задачей совместную работу валеологов, педагогов, врачей и психологов и других специалистов по сохранению и укреплению здоровья людей и профилактике различных форм социальной и профессиональной дезадаптации. Для этого должны быть разработаны концепция, программа и организация валеологического образования на разных уровнях основного и дополнительного образования.
- Формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо формирование у человека стойкой мотивации к здоровью. Люди не ощущают своего здоровья, пока не возникнут серьезные проблемы его нарушения. Как отмечал И.И.Брехман, «культурный человек не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени. «.
- Существующая в настоящее время санитарно-просветительная работа ориентирует население преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний. Упор делается на фармакологические воздействия с рекомендацией функционального и психологического покоя.
- В течение ряда десятилетий в нашей стране не существовало приоритета здоровья. Более того, социальную защиту государство гарантировало прежде всего больным, несмотря на то, что в большинстве случаев в имеющейся патологии виновным оказывается сам человек. В настоящее время ситуация изменилась мало.
- В стране отсутствует мода на здоровье. Средства массовой информации тиражируют вредные привычки, неконтролируемый и опасный секс, насилие, но мало внимания обращают на формирование гармонично развитого — физически и духовно — человека. Например, физический имидж человека среди важнейших личностных показателей назвали 85% респондентов в США и лишь 25% мужчин и 40% женщин — в России.
- В стране уделяется недостаточно внимания вопросам формирования культуры отдыха, где бы особый акцент делался на его активных формах. В результате время, необходимое для рекреации, снятия профессионального утомления и подготовки к следующему этапу деятельности, зачастую используется с малой эффективностью и даже с отрицательным результатом.
- Основное значение в формировании культуры здоровья должна иметь система образования, охватывающая все ее возможные звенья — от дошкольного до послевузовского, от семейного до клубного.
Вопросы для самоконтроля
- Насколько важен приоритет здоровья человека в деятельности государства?
- Какие факторы должны обеспечивать здоровье на государственном уровне?
- Каковы проблемы реализации культуры здоровья?
- Что такое педагогическая валеология?
Источник
Социальные аспекты здоровья и здоровый образ жизни
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 18:32, реферат
Краткое описание
Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща и отдельному индивиду, и обществу в целом. Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Оно обуславливает высокий потенциал физической, психической и умственной дееспособности человека и служит залогом его полноценной жизни. Здоровье населения оказывает огромное влияние на динамику экономического развития общества, выступает и как мерило его социально-этической зрелости, уровня заботы государства о здоровье своих граждан. Это все накладывает на личность определенную ответственность по отношению к своему здоровью, к здоровью потомства и тех, кому она может и должна помочь.
Содержание
Вложенные файлы: 1 файл
Валеология.doc
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Орловский государственный университет»
кафедра анатомии, физиологии, гигиены и экологии человека
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ :
«Социальные аспекты здоровья и здоровый образ жизни»
Выполнила студентка 1 курса
гр. 111307ОБ (иняз)
Сидорова Ольга Сергеевна
Мезенцева Ольга Александровна
Орел 2013
3. Здоровый образ жизни и его составляющие………………………. 6
4. Основные критерии духовного здоровья…………………………. .10
Здоровье относится к универсальному, имеющему и материальный и духовный аспекты, феномену. Н.А. Добролюбов отмечал, что болезни и патологические расстройства не дают человеку «возможности исполнять своего назначения» и совершать «возвышенную духовную деятельность».
Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща и отдельному индивиду, и обществу в целом. Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Оно обуславливает высокий потенциал физической, психической и умственной дееспособности человека и служит залогом его полноценной жизни. Здоровье населения оказывает огромное влияние на динамику экономического развития общества, выступает и как мерило его социально-этической зрелости, уровня заботы государства о здоровье своих граждан. Это все накладывает на личность определенную ответственность по отношению к своему здоровью, к здоровью потомства и тех, кому она может и должна помочь (престарелым, инвалидам и др.).
Проблема укрепления здоровья населения, здорового образа жизни, а, следовательно, и благосостояние общества в целом, всегда остается актуальной социальной и политической проблемой. Современная ситуация в Российской Федерации характеризуется большим количеством социально-экономических, экологических, психологических, демографических проблем.
Изучение взаимосвязи образа жизни и социального здоровья — наиболее универсальный путь решения стратегических задач в области охраны и укрепления здоровья людей.
2. Культура здоровья: предмет, причины и история возникновения, базовые идеи и принципы. Социальные аспекты здоровья.
Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.
Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, здоровый образ жизни служат показателями общей культуры человека.
Валеология (от лат. valeo – здравствовать, быть здоровым и греч. logos — слово, наука) – наука о здоровье и качестве жизни. В основе валеологии лежат нормальная физиология, биохимия, генетика, психология, традиционная медицина, педагогика.
Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.
Совместно с профилактической медициной валеология вносит свой вклад в решение одной из глобальных проблем современности — сохранения и укрепления здоровья человека.
В основе валеологии лежит представление о динамических резервах отдельных систем и организма человека в целом.
Развитие валеологии позволило выявить одну из новых сфер человеческого сознания и бытия — валеологическую культуру, включающую в себя:
знание индивидом генетических, физических и психологических возможностей систем своего организма;
знание и умение применять методы и средства контроля, сохранения своего психофизиологического статуса, укрепления здоровья;
умение распространять валеологические знания на социальную среду своего окружения.
Пионер валеологии И.И. Брехман писал: «Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства». Вот почему все вопросы обеспечения, формирования, сохранения и укрепления здоровья должны красной нитью пронизывать каждый из аспектов деятельности государства.
В целом можно сказать, что валеология — это наука, в основе которой лежит здоровье человека, живущего в сложном и постоянно меняющемся мире, где он подвергается воздействию огромного количества параметров окружающей биосоциальной среды, наука, которая позволит человеку через систему определенного объема знаний, умений и навыков своевременно проводить индивидуальную профилактику здоровья, сохранять и укреплять общий его потенциал.
Все многообразие факторов, влияющих на здоровье, можно разделить на две основные группы: факторы внутренние /генетически обусловленные/ и внешние /природные, социальные, экономические я многие другие/. При этом определяющими и опосредующими действие всех остальных являются факторы социального характера. Однако, любая группировка факторов, влияющих на здоровье, условна, тесно взаимосвязана.
Предпосылки для здоровой и полноценной жизни:
достаточно высокий уровень материального благополучия населения
обеспечение здоровых безопасных условий труда и быта
санитарная охрана внешней среды
обеспечение необходимой медицинской помощью
предоставление населению разнообразных материальных и культурных благ
Однако, основное значение имеет степень использования человеком этих благ в интересах своего здоровья, так как в настоящее время практически не создано социально-правового механизма и экономического механизма заинтересованности личности в здоровом образе жизни, в воспитании здорового поколения. Поэтому необходимо форсирование культуры поведения, определяющей здоровый образ жизни, воспитание сознательного отношения к своему здоровью.
Комплексное изучение социальных аспектов образа жизни и здоровья населения невозможно вне понятийного поля социальной работы. Социальная работа сложная профессиональная деятельность, направленная на высвобождение личностных резервов человека» организуется посредством подключения многих социальных институтов в единую систему по разрешению социальных и личностях проблем. Проблема социального здоровья населения, становится главной целью социальной политики и выражает принцип солидарности сфер здравоохранения и социальной защиты.
3 Здоровый образ жизни
Образ жизни как социологическая категория выражает существенные способы жизнедеятельности человека и социальных общностей. Образ жизни представляет собой исторически определенный способ существования и развития деятельности, общественных и индивидуальных форм жизни ладей. Он зависит от конкретной линии поведения субъекта, его ценностных ориентаций, установок, мотивов деятельности.
Понятие «образ жизни» трактуется как тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд, быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления.
Образ жизни как сложную динамическую функциональную систему следует рассматривать с позиций системного подхода, то есть изучать взаимовлияние, взаимодействие, взаимосвязи между различными элементами, без чего невозможно правильно понять ж оценить любую сторону, любой аспект образа жизни.
Образ жизни существенно влияет на многие социальные процессы я характеристики общества. Одним из важнейших является взаимосвязь образа жизни и здоровья населения. По данным российских и зарубежных исследователей, здоровье более чем на 50 процентов определяется образом жизни человека. «Любой аспект общественной жизни можно рассматривать, оценивать и регулировать, избрав в качестве критерия здоровье всех членов общества.
Составляющие здорового образа жизни.
Данный компонент рассматривается как один из важнейших критериев здорового образа жизни. Несомненно то, что питание выполняет одну из главнейших функций в обеспечении жизнедеятельности человеческого организма. Рациональное питание, построенное на научных основах, обеспечивает нормальное развитие организма. Оно служит, предупреждая многие болезни, мощным профилактическим средством.
Нерациональное же питание напротив заметно повышает риск возникновения заболеваний, которые могут даже привести к смертельному исходу (например, излишнее накопление холестерина, содержащегося в жирных продуктах, вызывает атеросклероз).
Ежедневный рацион человека должен быть строго сбалансирован. Он должен содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества. Впрочем, американские исследователи утверждают, что человеку “совсем необязательно питаться пищей животного происхождения — мясом, птицей, рыбой, яйцами и молочными продуктами”.
А для этого ему нужно быть разнообразным. В него должны входить продукты самых разных групп: зерновые, стручковые плоды, продукты животного происхождения (нежирные), овощи и фрукты.
Большое значение в организации рационального питания уделяется правильной обработке продуктов питания. Необходимо знать, что некоторые виды тепловой обработки пищевых продуктов (жарение, запекание), особенно если она длительна и интенсивна, отрицательно сказываются на качестве готовых изделий. Одной из главных идей правильного питания является исключение или ограничение процессов жарения и пассерования. В результате таких воздействий в продукте происходят необратимые изменения с белками, жирами, углеводами, аминокислотами, разрушаются витамины, пигменты, ценные для организма активные вещества.
Важная характеристика рационального питания — это умеренность. Необходимо сознательно регулировать калорийность пищи, соблюдать энергетический баланс. Об энергетическом балансе яснее всего говорит масса тела, которая сохраняется в пределах нормы лишь при энергетическом равновесии. Также не следует делать больших перерывов между приемами пищи и поглощать ее в большом количестве.
Сложность в переходе к правильному питанию скорее даже не собственно физиологическая, а психологическая. Мы привыкли питаться так, как питаемся, а привычки, складывающиеся в течение всей жизни, сразу не изменить.
Принципы формирования рациональной системы питания
Рациональное или сбалансированное питание – процесс поступления в организм и усвоение им веществ, необходимых для покрытия энергетических и пластических затрат, построения и обновления тканей и регуляции функций.
Принципы: достаточная энергетическая ценность пищи; оптимальный качественный и в меньшей степени количественный состав пищи; Достаточный объем пищи и жидкости; деление суточного рациона на части; прием совместимых пищевых продуктов; Употребление свежих продуктов, не подвергнутых различным обработкам; Максимальное исключение из употребления соли, сахара, алкоголя, кофе, какао, чая, шоколада; Систематическое очищение организма от шлаков и др.
Это второй базовый компонент здорового образа жизни. Физические упражнения по праву входят в систему здорового образа жизни, так как без физической активности состояние человека значительно ухудшается, и не только физическое, но и психическое, снижаются интеллектуальные возможности человека (врачи утверждают, что умственная работа должна в полной мере компенсироваться физической).
Для ведения здорового образа жизни необходимы аэробные упражнения.
Аэробными называются такие упражнения, которые заставляют ритмично работать крупные группы мышц. Они не связаны непосредственно с физическими нагрузками, но они должны способствовать снабжению тканей кислородом и большему его потреблению.
Любой вид аэробных упражнений будет укреплять сердечно- сосудистую систему, если заниматься при нагрузках умеренной интенсивности по двадцать минут через день или хотя бы три раза в неделю.
К числу аэробных упражнений относят ходьбу или походы, бег, бег на месте, плавание, коньки, подъем по ступенькам, греблю, катание на скейте, роликовых коньках, танцы, баскетбол, теннис. Как мы можем увидеть, практически все из этих упражнений не требуют никаких специальных физических навыков. Все они выполняются в особой, интересной для занимающегося форме. Естественно, что это является дополнительным стимулом к занятиям физкультурой, а значит и к ведению полноценного здорового образа жизни.
Источник