Основы безопасности жизнедеятельности
7 класс
Уроки 12 — 13
Социальное здоровье человека
Содержание урока
Социальное здоровье человека
Вспомните:
Что такое социальное здоровье человека?
Что определяет социальное здоровье человека?
Задание
Читая текст, определите, правильно ли вы понимание, что такое социальное здоровье.
Вы уже знаете, что человек — часть природы, её высшая ступень. В отличие от животных, люди обладают воображением, речью; умеют исследовать, творить, создавать различные машины, облегчающие его труд. Но человек отличается от животного ещё и тем, что живёт в человеческом обществе, обладает чувствами и способностями, которые помогают ему коллективно трудиться, общаться, переживать сильные эмоции по отношению к другим людям (симпатию, сопереживание, любовь, ненависть и др.).
В научно-познавательной литературе описано много случаев, когда только что родившиеся или совсем маленькие дети воспитывались в среде животных. Эти дети сумели прекрасно приспособиться к дикой жизни и вели себя, как настоящие звери. Но если потом они вновь попадали в человеческое общество, очень трудно было научить их говорить. думать и вести себя по-человечески. Чтобы стать человеком, ребёнок в первые годы своей жизни обязательно должен расти и развиваться в социальной среде, то есть среди других людей.
Именно поэтому первым показателем социального здоровья человека является его отношения с окружающими людьми — родными, близкими, друзьями, чужими и случайными людьми. Одиночество невыносимо для личности, так как нарушается её гармоническое развитие. Недаром в медицине известны случаи, когда не принятые коллективом люди тяжело заболевали.
Расширение кругозора
В 2002 году в Чили стала известна ещё одна подобная история. Малыша приняла к себе стая бездомных собак, которая научила его искать еду на помойках. Когда полицейские заметили непонятное человекоподобное существо, перемещавшееся на четвереньках, и сделали попытку поймать его, на них набросилась свора грязных, голодных псов.
Они защищали ребёнка и не отдали его полицейским. Мальчик тоже встретил людей громким лаем. В конце концов, его удалось изловить и доставить в лечебницу. Но врачи, пытавшиеся научить мальчика говорить. признали своё бессилие — ребёнок уже не мог стать нормальным, полноценным человеком.
Другие подобные случаи связаны с детьми, которых воспитывали волки, медведи.
Сделаем вывод и запомним его
Чтобы ребёнок рос и умственно развивался, он должен жить в человеческом обществе, воспитываться в семье и общаться на языке людей.
Приглашаем к дискуссии
Подумаем, как сделать общение успешным. Умеем ли мы общаться?
Задание
Ответьте на вопросы
1. Когда вы разговариваете с кем-то, то
а) больше говорите вы;
б) больше говорят собеседники.
2. Если к вам обращается с просьбой не очень приятный вам человек, то вы
а) откажетесь помочь ему;
б) согласитесь помочь;
в) предложите обратиться к другому.
3. Если разговор вам не понятен, то вы
а) прервёте говорящего и потребуете разъяснений;
б) вернётесь к своим вопросам в конце разговора;
в) посчитаете, что это не столь важно для вас.
4. Слушая чей-то доклад или сообщение, вы
а) думаете о том. чтобы он скорее закончился;
б) думаете о посторонних предметах;
в) стараетесь внимательно следить за изложением.
5. В разговоре вы
а) используете грубые слова и выражения;
б) стараетесь быть вежливым;
в) поддерживаете стиль речи собеседника.
Оцените себя. Если вы отметили ответы 1б; 2б; 3б; 4в; 5б, то вы умеете общаться, считаетесь с собеседником и стараетесь его понять.
Если вы отметили другие ответы, вам надо научиться общаться: слушать и слышать собеседника, быть более отзывчивым и вежливым — всё это необходимо для полноценного общения.
Общение — ценность
Нравится ли вам общаться? Да! А зачем вы завязываете общение? Хотите познакомиться с собеседником? Узнать о чём-то? Высказать свои соображения по какому-нибудь поводу? Обменяться мнениями?
А какое отношение имеет общение к здоровью? Мы уже говорили с вами о значении положительных эмоций в жизни человека. Если разговор вам нравится, вызывает приятные воспоминания, не раздражает и не сердит, то такое общение положительно влияет на самочувствие и не вызывает стресса.
Приглашаем к дискуссии
Выскажем своё мнение: нравится ли нам общаться? Зачем мы общаемся? Проанализируем схему. Истинны ли высказанные нами суждения?
Работа в группах
Обсудите пословицы и поговорки, используйте их для подготовки памятки «Правила общения».
• Рад бы поговорить, да охоты нет.
• Речь красна слушанием.
• Речь вести — не лапти плести.
• Доброе слово и кошке приятно.
• Слушай больше, а говори меньше.
• Слышал звон, да не знает где он.
• Слушай всякий совет да примечай, что в дело, а что нет.
Учение — социально важная деятельность
Вспомните своё раннее детство. Все дошкольники любят играть и большую часть дня проводят за разнообразными играми. Для кого важна эта деятельность ребёнка? Очевидно, что в игре заинтересован сам ребёнок — это потребность его возраста, которая обеспечивает развитие малыша, становление его как личности. Но вот дошкольник подрос и пришёл в шкапу. Вы скажете, ученье — тоже потребность ребёнка. он учится для себя. Однако нельзя забывать, что кроме детей, родителей. школы в благополучной учебной деятельности заинтересованы общество и государство. Почему? От того, какими образованными, воспитанными. развитыми вырастут те. кто сегодня учатся в школе, зависит состояние нашего общества в будущем. Давайте представим, что все школьники учатся на тройки. Это означает, что завтра врачи, учителя. инженеры, космонавты тоже будут посредственными специалистами. Пожелаете ли вы пойти на приём к врачу-троечнику? Доверите ли своего ребёнка учителю-троечнику? Есть ли гарантия, что ничего не произойдёт с автомобилем, который конструировал троечник?
Сделаем вывод и запомним его
Учебная деятельность — социально важная деятельность. От вашей успешной учёбы зависит благополучие, богатство, психическое и физическое здоровье всех граждан страны.
Приглашаем к дискуссии
Какие из приведённых высказываний о коллективной деятельности истинные, а какие — ложные? Обоснуем своё мнение.
В коллективной деятельности всегда есть общая социально важная цель, к которой стремятся все участники.
• Если в группе людей есть те, кто ничего не хочет делать, то такую группу нельзя назвать коллективом.
• Люди могут работать в одном помещении, но выполнять разную работу. Это тоже — коллектив.
• В коллективной деятельности один может работать не только за себя, но и за других — тех. кто ленится и не проявляет желания трудиться.
• В коллективной деятельности один — за всех и все — за одного.
• Коллектив — это люди, которые дружат и симпатизируют друг другу.
• Коллективная деятельность доставляет большое удовлетворение всем участникам и вызывает положительные эмоции.
• Воровская шайка или банда грабителей — тоже коллектив.
Сделаем вывод и запомним его
Для того чтобы стать членом коллектива, недостаточно в нём «присутствовать». Коллектив сплачивает единая значимая для общества цель и желание добиться общего успешного результата. В коллективном труде все участники связаны друг с другом. Независимо от того, трудятся ли они вместе или выполняют каждый свою работу, они делают это ради достижения общей цели. От добросовестности и дисциплины каждого участника зависит результат коллективной деятельности.
Работа в группах
Группа анализирует иллюстрации и готовит небольшое сообщение на тему «В каких видах коллективной деятельности могут принимать участие школьники 7—9 классов?».
Подсказка
Профессиональный труд, общественно полезный труд, художественная самодеятельность и др.
Следующая страница Фанаты и поклонники
Источник
Основы безопасности жизнедеятельности
7 класс
Уроки 12 — 13
Социальное здоровье человека
Содержание урока
Фанаты и поклонники
Фанаты и поклонники
Приглашаем к дискуссии
Проанализируем высказывания разных людей о фанатизме и фанатах. Выскажем своё мнение об этом явлении. Сверим свои суждения с текстами.
• Когда я была подростком, то «фанатела» от одной музыкальной группы. Нет. я не бегала за ними, не собирала плакаты об их концертах. Просто мне нравились их песни, голоса, симпатичная внешность. Став старше, я поняла, что не так уж они хороши. Симпатичные ребята — не более. Разве это фанатизм? Фанатизм — привязанность до безумия, которая толкает на безрассудные поступки (Марина К.).
• Фанаты — люди, которым в семье недостаёт тепла, внимания, заботы. В таких семьях дети и родители — не близкие люди (Олег С.).
• Фанатизм — болезнь людей впечатлительных и эмоциональных. Главное, что у них нет какого-то любимого интересного дела — занятия, которое .’занимало бы их свободное время. Мне кажется, что у фанатов вообще нет никаких серьёзных интересов, вот они и стараются заполнить образовавшуюся пустоту (Дмитрий А.).
• Фанатизм развивается от безделья и необразованности! (Оксана Р.).
• Ну что плохого в том, что мне нравится такой-то певец, и я караулю его. чтобы получить автограф. Мне кажется, что любому приятно, когда тебя любят и преклоняются перед тобой (Мила Т.).
• Почему так плохо относятся к фанатам, например футбольным? Они душой и сердцем болеют за свой клуб, ездят за ним по всей стране, помогают им победить. (Николай С.).
• Бывают фанаты организованные. Они приходят на стадион поболеть за победу своей команды. А бывают буйные, которые приходят побуянить, похулиганить. К первым я отношусь нормально, ко вторым — с презрением (Сергей К.).
• Если тебе нравится какой-то артист, зачем рвать его одежду и потом целовать оторванный рукав? Это уже можно назвать болезнью. (Екатерина Ф.).
Дикарь или единомышленник?
Многие ваши сверстники считают себя фанатом чего-либо или кого-либо. Давайте разберёмся: что, например, интересного в жизни спортивного фаната? Намазать лицо, громко покричать на стадионе, подраться с фанатами другой команды? И что в результате? В лучшем случае нервная система фаната переживает изрядную встряску. В худшем он может получить серьёзную травму во время выяснения отношений с «врагами» его любимой команды.
Слово «фанат» произошло от латинского слова «фанатизм». Фанатизм — это слепое поклонение чему-либо (кому-либо). Проявления фанатизма обычно бывают массовыми. Фанатик растворяется в толпе, становится её частью. Часто он даже не соображает, что происходит и легко нарушает нормы общественного поведения. В уголовной практике описано много случаев, когда на вопрос следователя о причинах его поведения фанат отвечал: «Не знаю, не помню, все дрались и я тоже начал. »
Попробуем разобраться, чем фанатизм отличается от обычной преданности певцу, актёру, спортивной команде. Для фаната его увлечение становится главным в жизни, заслоняя всё остальное. Творчество кумира и его личность сливается для него в единый образ. Чувство восхищения настолько сильно, что фанаты готовы обожествлять своего избранника. Многие фанаты настойчиво ищут близости с кумиром. Особенно характерно это для музыкальных фанатов. В отсутствие желаемого фанатом овладевает чувство разочарования, гнева, у него меняется настроение, душевное состояние, он становится непримиримым и категоричным. В результате развивается настоящая болезнь, связанная с расстройством психики.
А поклонник? Это человек, который спокойно и с удовольствием следит за творчеством своего кумира, радуется его успехам, огорчается поражениям, но не делает из этого никаких проблем, говоря себе: «Жизнь — штука полосатая, то белая полоска, то чёрная. Всё будет хорошо. »
Вот что говорит об этом один знаменитый российский музыкант: «Поклонник — это единомышленник. А фанат — это дикарь. »
Чем опасен фанатизм
Фанатизм характеризуется крайними эмоциональными проявлениями, одержимостью, убеждением человека в исключительности объекта своего обожания. Поведение фаната неадекватно, когда речь идёт о его кумире. Если кумир не отвечает своему поклоннику взаимностью, фанатом овладевает чувство разочарования, гнева, у него меняется настроение, душевное состояние, он становится непримиримым и категоричным. В результате может развиться настоящая болезнь, связанная с расстройством психики. Медики утверждают, что фанатизм — серьёзное нервное заболевание. Например, в США считают, что фанатизм как психическое расстройство должны лечить психологи. Выделяют религиозный фанатизм, спортивный и даже фанатизм искусства. В медицинской литературе описаны даже случаи самоубийства фанатов.
Одна из христианских заповедей гласит: «Не сотвори себе кумира». На простой язык это можно перевести так: «Не трать попусту свои чувства, помни о главном» — о том, что рядом с вами находятся люди (родственники, близкие), которые реально нуждаются в вашей любви и поддержке.
Особенно опасен фанатизм толпы, потому что это наиболее агрессивная и неуправляемая его форма. Что же делать? Учиться сдерживаться, не поддаваться влиянию толпы, вовремя разобраться в ситуации и прекратить участие в ней.
Сделаем вывод и запомним его
Ложные привязанности и вредные привычки отрицательно влияют на психическое состояние человека, его отношения с окружающими людьми и в конце концов приводят к болезни.
Домашнее задание
Ответьте на вопросы:
1) Если ваша любимая команда проиграла, вызывает ли это у вас резко отрицательную реакцию?
2) Как долго вы не можете успокоиться?
Оцените себя. Если вы ответили положительно на оба вопроса, то вам нужно заняться своим воспитанием: сдержанность, оптимизм вам не повредят.
Участвуем в проекте
Темы проектов: «Одиночество — путь к социальному нездоровью человека»; «Наши предложения: как улучшить психическое здоровье человека»; «Медиасреда, не навреди!».
Следующая страница Социальное здоровье человека
Источник