Меню

Что такое соматическое здоровье дошкольника

Здоровье ребёнка – основа его гармоничного развития
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Физическое и душевное благополучие, являющееся составным компонентом понятия «здоровье», предполагает нормальное течение роста и развития ребенка. Утрату ребенком способности к игровой и познавательной деятельности, невозможность находиться в детском коллективе следует рассматривать как потерю здоровья.

Скачать:

Вложение Размер
zdorove_rebyonka.doc 52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

основа его гармоничного

Здоровье – это состояние полного физического, духовного, социального благополучия. Оно достигается тем, что человек должен определить и реализовать свои стремления, удовлетворить потребности, изменить свою окружающую среду или адоптироваться к ней.

Следовательно, здоровым можно назвать лишь того, кто способен к трудовой и творческой деятельности, к полноценному выполнению социальных функций, к развитию духовных способностей.

Применительно к ребенку дошкольного возраста социальными функциями являются пребывание в детском коллективе, освоение программы воспитания и обучения, осуществление разнообразной игровой, учебной и трудовой деятельности.

Физическое и душевное благополучие, являющееся составным компонентом понятия «здоровье», предполагает нормальное течение роста и развития ребенка. Утрату ребенком способности к игровой и познавательной деятельности, невозможность находиться в детском коллективе следует рассматривать как потерю здоровья. При этом не обязательно наличие какой-либо болезни, которая, безусловно, задерживает развитие ребенка. Отклонение от нормального состояния может быть незаметным в повседневной жизни, замаскированным детской живостью и подвижностью: ребенок не чувствует его, взрослый о нем не подозревает. И лишь тогда, когда от ребенка требуют большого напряжения, скажем, решения трудных задач, отклонение начинает проявляться в виде отказа выполнить учебное задание, в изменении поведения и других признаках нарушения психической деятельности, объединяемых общим названием «пограничные состояния». Отклонения от нормального состояния могут наблюдаться со стороны всех органов и систем и, в конечном счете, привести к нарушению нормального роста и развития ребенка.

Программа комплексной оценки здоровья дошкольника строится на следующих показателях.

I. Соматическое здоровье и уровень развития ребенка.

1. Физическое развитие:

— оценка физического развития;

II. Показатели состояния систем организма (опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной и др.).

III. Нервно-психическое здоровье и развитие ребенка.

1. Психический статус:

2. Вегетативный статус.

— Анализ острой заболеваемости.

3. Социально-биологический статус.

— Анализ социальных и биологических факторов.

4. Анализ факторов риска.

Определение исходных показателей состояния здоровья

и психического развития детей .

В комплекс антропометрических показателей, регистрируемых медицинским персоналом дошкольного учреждения, включены определения длины и массы тела, а также индексов: отношений длины тела к возрасту, массы тела — к возрасту и массы — к длине. Последний показатель отражает гармоничность физического развития ребенка. Наличие этих параметров обеспечивает возможность их сравнения с международными стандартами, показателями по таблицам, периодически издающимися Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Рациональная организация двигательной активности детей.

Основную особенность составляет преобладание циклических, прежде всего беговых (скорость для детей 1,0-1,2 м/сек, т.е. два коротких шага в секунду) упражнений и особенно их комбинаций (бег, прыжки, марш, метание мяча, плавание, лыжи, велосипед и т.п.) во всех видах двигательной активности детей как способа тренировки и совершенствования общей выносливости — наиболее ценного оздоровительного качества. Эти упражнения составляют основное содержание утренней зарядки, ежедневных занятий по физическому воспитанию, двух обязательных прогулок, физкультминуток на занятиях другими видами деятельности и т.д. Важнейшим и основным разделом занятий по физической культуре и прогулок являются подвижные игры с циклическими упражнениями, а у детей старшего дошкольного возраста — и элементы спортивных игр и упражнений. При выполнении всех этих движений необходимо создавать условия для возникновения положительных эмоций у детей, что достигается, в частности, музыкальным сопровождением всех занятий по физической культуре, проводимых в зале, и ряда занятий на открытом воздухе и прогулок.

Система эффективного закаливания детей.

Научным обоснованием этого раздела программы является подход к закаливанию как к тренировке системы терморегуляции.

Основное правило ее использования — соответствие погоде на данное время дня. Одежда на улице и дома должна быть легкой, позволяющей двигаться без затруднений.

Другим обязательным условием закаливания является поддерживание определенной температуры воздуха в помещениях, не превышающей +18 — +20° С, так как при более высокой сверхкомфортной температуре механизмы физической терморегуляции не развиваются и создаются условия для возникновения респираторных заболеваний. Хорошее закаливающее действие оказывает хождение босиком, при соблюдении постепенности в его интенсивности и продолжительности.

Таким образом, правильное использование теплозащищающих свойств одежды, регулирование температуры воздуха в помещениях, хождение босиком — все это условия эффективного закаливания.

Циклические упражнения, особенно на открытом воздухе, выполняемые детьми в свободной неперегревающей, не стесняющей движений одежде на занятиях по физической культуре и прогулках, обладают хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом.

Комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств

и методов, используемых в ДОУ.

Задачей психокоррекции является купирование (прерывание своевременным лечением) нарушений эмоционального состояния детей и создание условий для нормального функционирования их нервной системы:

— выявление факторов, способствующих возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей;

— применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений, прежде всего у гиперактивных детей;

— обеспечение условия для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня детей;

— создание благоприятного психологического климатами ДОУ и по возможности в семье;

— организация специальной игровой комнаты в ДОУ для проведения индивидуально-подгрупповой психокоррекционной работы.

Обеспечение рационального питания детей.

1. Ассимилирует пищу не только поглощающий ее организм, но и населяющие его пищеварительный тракт бактерии-симбионты, поэтому приток нутриентов (питательных веществ) формируется как за счет их извлечения из пищи, так и благодаря метаболической деятельности организма-хозяина и бактерий-симбионтов.

2. Нормальное питание обусловлено несколькими потоками питательных и регуляторных веществ.

3. Важнейшими компонентами пищи являются не только нутриенты (белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы), но и балластные вещества, поэтому в рацион питания людей, включая и детей дошкольного возраста, должны вводиться в большом объеме растительные волокна и клетчатка при ограниченном потреблении рафинированных (искусственно приготовленных) продуктов.

Питание является основным фактором, влияющим на детский организм, необходимо создать специальные условия для приема пищи: правильно организовать режим питания, правильно количественно и качественно распределить пищу на отдельные приемы и организовать культуру поведения детей за столом.

Рациональное питание требует правильной организации его и в домашних условиях. Дома ребенок получает ежедневно ужин, который должен согласовываться с меню детского сада. В домашних условиях ребенок питается в выходные и праздничные дни, во время отпуска родителей, а также в период болезни.

Прежде всего, родители должны знать и соблюдать режим питания, принятый в детском саду, как по кратности приемов пищи, так и длительности интервалов между ними. Не следует давать детям бутерброды, сладости между приемами пищи — это может нарушить ритмическую деятельность пищеварительных органов, а также вызвать снижение аппетита.

Правильное питание в семье может внести еще большее разнообразие в рацион ребенка, дома можно приготовить то блюдо, которое ему нравится. Важно только, чтобы родители знали, какие продукты более полезны в детском возрасте.

Другим вопросом, требующим разъяснения, является суточный набор продуктов и их количество. Родители должны знать, какие продукты следует в обязательном порядке использовать в питании детей каждый день, какие реже. Следует обратить внимание родителей на важность соблюдения суточной нормы молока (500 г), мяса (100 г), широкого использования овощей, фруктов, сливочного и растительного масла.

Очень важно, чтобы пища, готовящаяся в домашних условиях, была безопасной в плане возникновения желудочно-кишечных заболеваний. В детском саду еда готовится к каждому приему пищи, запрещается использовать остатки от предыдущего кормления (в обед есть то, что не доели за завтраком). Дома же блюда часто готовятся и на 2 дня. В этом случае пищу нужно держать в холодильнике, а перед приемом хорошо прокипятить. Особую осторожность необходимо соблюдать при использовании скоропортящихся продуктов — творога, молока, кефира, сметаны, сосисок, вареных колбас. Молочные продукты должны реализоваться строго в соответствии с датой, проставленной на их упаковке. Не следует покупать в магазине колбасу, творог, сметану более чем на 2 дня. Прежде чем дать что-либо ребенку, родители должны сами попробовать продукт.

Детям особенно полезны овощи, содержащие водорастворимые витамины С, группы В, фолацин, минеральные вещества (натрий, калий, кальций, железо, фосфор), микроэлементы, бактерицидные вещества, губительно действующие на болезнетворные микроорганизмы. Овощи не следует очищать и нарезать заблаговременно, их подготавливают непосредственно перед варкой или употреблением в сыром виде. Обрабатывают овощи ножами из нержавеющей стали. При варке супов, щей, борщей закладываются не сразу все овощи, а последовательно, в соответствии со сроками их варки. Закладывают овощи в кипящую воду или бульон и варят на небольшом огне в посуде, накрытой крышкой. При этом меньше разрушаются витамины.

Создание условий для оздоровительных режимов детей.

Теоретическим обоснованием необходимости выполнения определенного распорядка для ребенка является биоритмология, предмет которой составляет изучение циклических процессов в живых организмах. Именно наличие цикличности в деятельности всех физиологических систем, биохимических процессах и проявлениях психических функций создает возможности для совершенной адаптации в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, что особенно важно для растущих организмов.

Решение проблем медицинской экологии .

Медицинская экология рассматривает проблемы влияния факторов внешней среды на здоровье человека. В комплекс внешнесредовых факторов входят воздух, почва, вода, питание, тепло, свет, одежда, жилище, шум, радиация и т.д. Персоналу ДОУ следует учитывать влияние всех этих воздействий при реализации оздоровительной программы.

Здоровье следует рассматривать как состояние гармонии между человеком и окружающей его средой, поэтому насущная практическая задача работников ДОУ и родителей заключается в поиске и разработке именно такого подхода к здоровью детей и деятельности, направленной на его укрепление.

Источник

Профилактика и характеристика соматических заболеваний детей
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Характеристика соматических заболеваний детей

Скачать:

Вложение Размер
Педиатрия психосоматика 27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика и профилактика соматически заболеваний детей

Особенности течения (симптомы)

Энурез — непроизвольное мочеиспускание во время сна.

Некоторые из причин Энуреза:

незрелость нервной системы (физиологической зрелости).

Недостаточная емкость мочевого пузыря (обычно функциональная)

Гормональная дисфункция (нарушение цикла секреции антидиуретического гормона)

Расстройство сна (как правило, «крепкий» сон)

Вторичный энурез. К вторичному энурезу приводит нарушение уже сформировавшегося условного рефлекса.

Соматические заболевания: сахарный диабет, инфекции мочевых путей.

Основное проявление болезни – непроизвольное мочеиспускание во сне. У многих больных без видимых внешних проявлений, некоторые перед мочеиспусканием ведут себя беспокойно и с появлением первых капель мочи просыпаются. Часто эпизоды возникают через 4 часа после засыпания. В холодное время года энурез проявляется чаще. Особенности проявлений у взрослых: длительность течения и безуспешность лечения энуреза сказывается на психике больных, у большинства из них развиваются невротические проявления, различной степени выраженности.

Профилактика включает создание благоприятного психоэмоционального климата в семье и детском коллективе, своевременное лечение неврологических заболеваний и других сопутствующих патологий.

Сколиоз — сложная деформация позвоночника, при котором происходит боковое искривление его в плоскости спины и скручивающее (торсионное) вращение позвоночника вокруг своей оси.

Причины возникновения сколиоза до конца не изучены. Среди основных — общая слабость и неразвитость связочно-мышечного аппарата, которая в период наиболее интенсивного роста (6-8 и 10-12 лет) в сочетании с провоцирующими воздействиями (неправильно устоявшиеся привычки, плохая осанка, незначительная естественная ассиметрия ног, таза. ) приводит к возникновению и развитию искривления позвоночника.

Среди основных причин рассматриваются две основные группы – врожденные и приобретенные причины сколиоза.

Встать спиной и расслабиться:

(принять привычную позу осанки). Прежде всего обратить внимание на следующие основные признаки сколиоза:

— одно плечо чуть выше другого

— одна из лопаток пошла «вразлёт» (выпирает угол лопатки)

— различное расстояние от прижатой к боку руки до талии

— при наклоне вперед заметна кривизна позвоночника

Профилактика сколиоза предусматривает соблюдение правильной осанки. Утренняя гимнастика, оздоровительная тренировка, активный отдых — необходимый каждому человеку двигательный минимум и складывается он из ходьбы, бега, гимнастики и плавания.

Помимо упражнений общеукрепляющего, оздоровительного характера, есть и немало специальных, например, для укрепления мышц брюшного пресса, груди, улучшения осанки. Эти упражнения позволяют в какой-то степени исправлять недостатки фигуры, позволяют лучше владеть своим телом.

Бронхит, воспалительное заболевание бронхов с преимущественным поражением слизистой оболочки.

Наиболее частые причины возникновения бронхита это вирусы (грипп, парагрипп, аденовироз, РС-инфекция), бактерии (стафилококки, стрептококки, гемофильная палочка, пневмококк), внутриклеточные паразиты (хламидии, микоплазмы).

В некоторых случаях бронхит возникает при воздействии на бронхи раздражающих или токсичных газов, а также аллергенов (аллергический бронхит).

Бронхит начинается с насморка. Затем появляется сухой кашель (не отхаркивается), человек ослаблен, у него высокая температура тела. Редко, но бывает отдышка. Все же основной симптом бронхита — это сухой кашель. Через несколько дней кашель влажный, мокрота начинает отходить. Такой период острых симптомов длиться не более 3-4 дней. Окончательно бронхит вылечивается за 7-10 дней. Но это происходит лишь в том случае, если бронхит вовремя начали лечить и что немаловажно, — правильно лечили. В противном случае острая форма бронхита перетекает в хроническую, которую вылечить гораздо сложнее.

Для профилактики бронхита нельзя допускать долгих хронических насморков, своевременно лечить воспалительные заболевания дыхательных путей. Так же способствуют бронхиту переохлаждения, хронические и воспалительные заболевания. Для защиты организма обязательно нужно принимать витамины.

Плоскостопие — это уплощение сводов стопы и полная потеря всех её рессорных (амортизирующих) функций. Плоскостопие бывает врожденным и приобретенным.

Недоразвитие мышц стопы;

Слабость мышечно-связочного аппарата стопы, может быть в результате рахита;

Большие физические нагрузки;

Длительное пребывание в постели (в результате болезни);

Ношение неправильно подобранной обуви;

Х-образная форма ножек;

Травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки;

Быстрая утомляемость ног;

Ноющие боли стоп и голени при ходьбе и стоянии;

К вечеру может появляться отек стопы, который проходит за ночь;

Быстро изнашивается внутренняя сторона подошвы;

Страдающие плоскостопием дети ходят, широко расставив ноги, развернув стопы и слегка сгибая ноги в коленях;

Стопа становится шире

Профилактику заболевания нужно начинать с самого младенчества. Важную роль играет выбор обуви: она должна быть не тесной и не чересчур просторной, иметь гибкую, но не тонкую подошву. Укреплению мышц стоп способствуют гимнастика и занятия спортом. Летом полезно ходить босиком по песку и неровной почве. Это вызывает защитный рефлекс, щадящий свод стопы и препятствует появлению или прогрессированию плоскостопия. Рекомендуются ежедневные теплые ванны до колен, массаж мышц стопы. Легкий массаж не только приятен, но и полезен.

Ларингит (от др.-греч. — «гортань») — воспаление гортани, связанное, как правило, с простудным заболеванием либо с такими инфекционными заболеваниями, как корь, скарлатина, коклюш. Развитию заболевания способствуют переохлаждение, дыхание через рот, запылённый воздух, перенапряжение гортани.

Другие вирусные или бактериальные инфекции

Пневмония (воспаление легких)

Дополнительными факторами риска являются запыленность помещений, горячий сухой воздух, перенапряжение голоса, наличие хронических очагов воспаления в носоглотке, нарушения носового дыхания.

При остром ларингите часто (но необязательно) наблюдается ухудшение общего состояния, нередко повышается температура. Может чувствоваться боль при глотании. Иногда наблюдается затруднение дыхания (которое объясняется сужением голосовой щели из-за ее спазма и отека. При остром ларингите обычно бывает ощущение сухости, першения, царапанья в горле; кашель вначале сухой, а в дальнейшем сопровождается откашливанием мокроты; голос становится хриплым, грубым или совсем беззвучным.

Профилактика ларингита – это прежде всего профилактика простудных заболеваний. Мойте руки с мылом, пользуйтесь одноразовыми салфетками, не трогайте нос и рот немытыми руками, избегайте тесного контакта с больными ОРВИ. Закаляйтесь (контрастный душ, обтирания, обливания холодной водой), высыпайтесь, проводите время на свежем воздухе даже осенью и зимой.

При этом избегайте переохлаждения организма, старайтесь держать голосовые связки в тепле (не разговаривайте на морозе, носите теплый шарф и шапку).

Желательно, чтобы в доме было как можно меньше пыли, а воздух был не слишком горячий и достаточно увлажненный.

Гастрит – это воспаление слизистой оболочки желудка.

Различают острый и хронический гастрит.

К причинам хронического гастрита относят:

— повторные и длительные нарушения режима питания;

— употребление острой и грубой пищи;

— пристрастие к горячей пище;

— плохое разжевывание, еда всухомятку;

— длительный бесконтрольный прием лекарственных препаратов, обладающих раздражающим действием на слизистую оболочку желудка

Заболевание проявляется тошнотой, иногда рвотой, отрыжкой, болями, ощущением тяжести в подложечной области.

При остром гастрите пища задерживается в желудке. Продукты неполного расщепления раздражают слизистую оболочку желудка и вызывают ее воспаление. При приеме лекарств, их передозировке, длительном применении также происходит раздражение слизистой оболочки и развивается воспалительный процесс.

Причиной вторичного острого гастрита у детей могут быть такие заболевания, как сепсис, грипп, дифтерия, корь, острая почечная недостаточность.

В качестве профилактики гастритов рекомендуется рациональное, полноценное и здоровое питание; гигиена полости рта; своевременное лечение болезней желудочно-кишечного тракта; щадящий режим.

Пиелонефрит — воспаление выделительной системы почки.

Наиболее частые причины заболевания Пиелонефритом — мочекаменная болезнь и частые приступы почечной колики. При всех этих заболеваниях и состояниях нарушается отток мочи из почки, что дает возможность микроорганизмам активно размножаться в ней.

Чаще всего Пиелонефрит вызывается кишечной палочкой, энтерококком, протеем, стафилококками, стрептококками.

Развитию Пиелонефрита способствуют и такие факторы, как:

снижение общего иммунитета организма, сахарный диабет,

хронические воспалительные заболевания,

заболевания половых органов,

сидячий образ жизни.

Пиелонефрит может быть острым и хроническим. Наиболее подвержены развитию пиелонефрита дети первых двух лет жизни. Это связано с особенностями строения почек и мочевыводящих путей в этом возрасте.

Внезапное начало болезни;

резкое повышение температуры тела до 39-40 градусов;

боли в поясничной области (боли носят тупой характер, но интенсивность их может быть различная);

симптомы общей интоксикации: слабость, головная боль, обильное потоотделение, возможны тошнота и рвота;

мочеиспускание учащенное и болезненное (при неосложненной форме — не нарушается)

возможен приступ почечной колики, если заболевание развивается на фоне мочекаменной болезни

Профилактика Пиелонефрита — это в первую очередь обеспечение нормализации оттока мочи. Для этого рекомендуется увеличить объем потребляемой некалорийной жидкости до 2 л/сутки — при отсутствии противопоказаний. При этом необходимо своевременно и регулярно опорожнять мочевой пузырь: не реже чем раз в 3–4 часа.

Специалисты рекомендуют в качестве профилактики пиелонефрита, а также цистита и уретрита тщательно соблюдать правила личной гигиены.

Следующее направление профилактики пиелонефрита — общее укрепление иммунитета. Закаливание, потребление свежих сезонных плодов, занятия спортом — эти несложные правила помогут вам чувствовать себя намного более здоровыми.

Также для профилактики пиелонефрита рекомендовано своевременно лечить хронические заболевания, избегать переохлаждений, инфицирования, исключить частый прием нестероидных анальгетиков.

Отит — это воспалительное заболевание среднего уха. При отите в полости среднего уха развивается воспаление и скапливается гной.

Острые респираторные заболевания (ОРЗ), поражающие слизистую носа способствуют закупорке выходного отверстия слуховой трубы, что в свою очередь нарушает вентиляцию и дренаж (очистку) барабанной полости.

Попадание инфекции в полость среднего уха. Инфекция может проникать в ухо различными путями. Как правило, наиболее часто инфекция проникает с среднее ухо через слуховую трубу при ОРЗ или сильном сморкании.

хСнижение иммунитета (стресс, переутомление, смена времен года).

Несформированный иммунитет у детей может приводить к осложненному течению детских инфекционных заболеваний, в том числе к возникновению отита.

Часто при отите при изменении положения головы наблюдается улучшения слуха.

Сильная боль в ухе, отдающая в висок.

Головная боль, рвота, головокружение.

Симптомы отита, как правило, развиваются на фоне других симптомов простуды (ОРЗ), спустя несколько дней после начала ОРЗ. У детей до года, не способных выразить жалобы, единственными симптомами отита могут быть сильное беспокойство, плач, отказ от еды, повышение температуры.

Основными профилактическими мероприятиями отита у детей являются предупреждение и своевременное лечение простудных заболеваний, обучение правильному туалету носа (нужно выдувать поочередно правую и левую половину носа).

Причиной рахита является недостаток в организме ребенка витамина Д. Нарушается фосфорно-кальциевый обмен, что приводит к недостаточному отложению солей кальция в костях. Вследствие этого кости размягчаются, искривляются.

На развитии рахита сказывается недостаток в организме не только витамина Д, но и других витаминов: А, В, С и микроэлементов: магния, цинка, железа, меди.

Возникновению рахита способствуют: неправильный режим дня ребенка, недостаточное пользование свежим воздухом и солнечным светом; Заболеванию рахитом также содействуют частые ОРВИ, желудочно-кишечные расстройства, инфекционные болезни. Имеет значение сезонный и климатический факторы. Наиболее часто дети заболевают в зимнее время года.

Усиленная потливость, особенно головы, следствием чего является облысение затылка, пугливость, беспокойное поведение, снижение аппетита.

Возможны расстройства пищеварения, моча имеет неприятный резкий запах.

Через 2-3 недели появляются симптомы изменения костной ткани: края большого родничка и кости, образующие швы на голове, становятся податливыми; размягчение затылочных костей, деформация головы (при укладывании ребенка на жесткое, без подушки); позднее закрытие большого родничка, неправильное прорезывание зубов, различные деформации грудной клетки, костей конечностей (О-образное или Х-образное искривление ног); образование так называемых «четок» (утолщения на ребрах), «браслеток» — костное утолщение на запястьях, появляющееся после 6-8 месяцев), лобных бугров.

Снижение мышечного тонуса и связочного аппарата, отмечается разболтанность суставов, большой распластанный живот, искривление позвоночника, а также задержка двигательных функций.

Увеличивается печень и селезенка, развивается анемия.

С целью профилактики рахита детям дают цитратную смесь (лимонная кислота 2,1 и лимоннокислый натрий 3,5 в 100 мл воды, изготавливают в аптеке по рецепту) по одной чайной ложке три раза в день в течении 7-10 дней. В воду, детям с 1 месяца можно добавлять лимонный сок, начиная с 1 капли на 100 мл воды, постепенно увеличивая. Назначение цитратов способствует всасыванию кальция, кальцификации костной ткани. Также для профилактики рахита детям назначают масляный раствор витамина Д2. Дозу устанавливает врач.

Источник

Читайте также:  Категория группы здоровья ребенка
Adblock
detector