Школа для пациентов с бронхиальной астмой
ПОЛОЖЕНИЕ
о Школе здоровья «Астма-школа»
БУ «Вторая городская больница» Минздрава Чувашии
I. Общие положения
1.1. Основная цель Школы здоровья для больныцх бронхиальной астмой (далее – Школа) – оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.
1.2. Школа организуются на базе поликлиники № 1, поликлиники № 2, детской поликлиники БУ «Вторая горбольница» Минздравсоцразвития Чувашии.
1.3. Занятия Школы проводятся в актовом зале поликлиники № 1;
1.4. Школа осуществляют свою деятельность на основании Устава БУ «Вторая горбольница» Минздрава Чувашии и настоящего Положения.
1.5. Руководство Школой осуществляет заведующий отделением.
1.6. Занятия в Школе проводят врач, фельдшер, медицинская сестра.
1.7. В Школу направляются пациенты с неосложненным течением и в отсутствие декомпенсации заболевания.
1.8. Рекомендуемая численность пациентов в группе – 10-12 человек.
1.9. Пациенты направляются на занятия в Школе лечащим врачом и/или врачами-специалистами любого профиля.
1.10. К обучению пациентов в Школе, в случае необходимости, могут привлекаться врачи-специалисты в соответствии с тематикой Школы.
1.11. Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в Школе осуществляется заведующим отделением ежемесячно.
II. Задачи Школы здоровья
Основными задачами Школы для пациентов являются:
2.1. Повышение информированности пациентов о хронических неинфекционных заболеваниях и факторах риска их возникновения.
2.2. Повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья.
2.3. Формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.
2.4. Формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов.
2.5. Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).
2.6. Предупреждение рецидивов и прогрессирования заболеваний.
2.7. Обучение оказанию самопомощи в экстренных случаях и убеждению в необходимости точного соблюдения всех назначений и рекомендаций врача.
2.8. Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин и факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.
III. Основная деятельность Школы здоровья
3.1. Обучение пациентов по типовым программам, включающая в себя вопросы вторичной профилактики, физической, психологической и социальной реабилитации, предупреждения прогрессирования заболеваний и осложнений.
3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у обученных в Школе.
3.3. Оценка организации и качества обучения в школе.
IV. Информирование Школы здоровья
5.1. Обязательный информационный минимум должен содержать:
5.1.1. Ознакомление пациента с сущностью имеющегося заболевания (коротко, в рамках доступности пониманию пациента).
5.1.2. Обоснование и расшифровку личностного фактора, необходимости участия самого пациента в борьбе с болезнью.
5.1.3. Разъяснение важности и необходимости пунктуального выполнения всех назначений, рекомендаций, касающиеся принципов экстренной взаимопомощи.
5.1.4. Гигиенические советы, рекомендации, касающиеся:
— режима труда и отдыха,
— правильного питания и основ диетотерапии,
— необходимости отказа от вредных привычек и методы борьбы с ними,
— устранение перегрузок и стрессовых ситуаций.
V. Построение занятий
6.1. Программа обучения состоит из занятий продолжительностью не менее 30 минут. Учебно-тематический план занятий и их расписание утверждаются главным врачом.
6.2. Каждое новое занятие должно начинаться с приветствия и повторения предыдущего материала (7-10 минут). Новый материал должен излагаться доступным языком, сопровождаться демонстрацией плакатов, слайдов, раздачей памяток.
6.3. Важно постоянно поддерживать контакт с аудиторией. Для этого обучение необходимо вести в форме бесед с активным участием пациентов. На задаваемые вопросы отвечать однозначно, сразу показывая или записывая конкретные советы или приемы. Для этого целесообразно иметь наготове методическую литературу и наглядные пособия.
Программа Школы включает следующие темы:
- Что такое бронхиальная астма?
- Почему возникает приступ бронхиальной астмы? Аллергия и бронхиальная астма.
- Хроническое воспаление и бронхиальная астма. Механизмы обструкции при бронхиальной астме.
- Неаллергические причины бронхиальной астмы.
- Пикфлоуметрия. Бронхолитический тест. Правила построения графиков пикфлоуметрии. Индивидуальные зоны контроля.
- Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Симптоматическое лечение бронхиальной астмы.
- Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.
- Глюкокортикостероидная терапия при бронхиальной астме.
- Лечение обострения бронхиальной астмы.
Источник
Школа бронхиальной астмы
Во многих городах медики проводят специальные занятия для больных бронхиальной астмой и их родственников. Обычно такие занятия называются школами здоровья для больных бронхиальной астмой.
Врачи в доступной форме доносят до людей, страдающих эти опасным заболеванием, полезную информацию. Больные учатся «побеждать астму», овладевая навыками контроля своего состояния. Они также узнают, что нужно делать, чтобы приступы астмы случались как можно реже. Больные астмой нечасто посещают врача, поэтому и им самим, и их родственникам надо выработать план действий для поддержания стабильного состояния.
В «Школе бронхиальной астмы» слушатели становятся активными участниками обучающего процесса. Каждый участник семинара делится с другими своим опытом, сам получает полезную информацию и учится решать проблемы при возникновении различных ситуаций.
Школы здоровья могут проводиться как для больных, находящихся на стационарном лечении, так и для людей, не нуждающихся в госпитализации. В группу можно объединить больных разного возраста и с разной тяжестью заболевания.
Направление на участие в семинаре обычно выписывает лечащий врач. Главное правило – не создавать слишком большие группы, максимальное количество участников – 8-10 человек. Пропускать занятия не разрешается, так как у врача просто не будет времени по нескольку раз объяснять один и тот же материал. Больной, пропустивший занятие, будет отчислен, но он может записаться в следующую группу.
Необходимую информацию надо разделить на 5 полуторачасовых уроков, на занятиях надо использовать наглядный материал. Лучше всего проводить занятия ежедневно, таким образом, информационный курс займет 7-10 дней. В летние месяцы обучение обычно не проводится.
В школе здоровья необходимо осветить следующие темы:
- Что такое бронхиальная астма?
- От чего возникает приступ бронхиальной астмы?
- Аллергическая бронхиальная астма.
- Бронхиальная астма, вызванная инфекционными заболеваниями.
- Правила пользования пикфлоуметром. Проведение бронхолитических тестов. Индивидуальный контроль состояния здоровья.
- Применение ингаляторов при бронхиальной астме. Выбор лекарственных средств в зависимости от симптомов заболевания.
- Лечение хронической формы бронхиальной астмы.
- Применение глюкокортикостероидных гормонов для лечения бронхиальной астмы.
- Обострение бронхиальной астмы, помощь при обострении.
- Профилактика и лечение вирусных и бактериальных инфекций у больных бронхиальной астмой.
Источник
Школа для пациентов с бронхиальной астмой
Положение о школе для больных бронхиальной астмой
1. Общие положения
1.1 Школа для больных бронхиальной астмой, далее «Астма-школа» организуется в составе отделений врачей общей практики, поликлиники МУЗ «Козловская ЦРБ».
1.2 «Астма-школу» возглавляет врач ООВП.
1.3 «Астма-школа» осуществляет свою деятельность на основании плана занятий.
1.4 Кабинет, где проводятся занятия, укомплектовывается оборудованием и инвентарем согласно объему и характеру деятельности.
2. Основные цели и задачи
2.1 Получение пациентом представления о причинах и механизмах развития бронхиальной астмы, характере ее течения, методах лечения.
2.2 Приобретения навыков контроля за течением бронхиальной астмы и оценки своего состояния.
2.3 Создание партнерских отношений между врачом и пациентом на основе сознательного подхода последнего к лечебному процессу.
2.4 Научить пациента жить с бронхиальной астмой, уметь контролировать ее течение.
2.5 Ведение дневника самоконтроля и ведение дневника здоровья.
3. Ожидаемые результаты
3.1 Снижение количества приступов астмы и снижение количества больных с тяжелыми формами заболевания, осложнения и смертности от них.
3.2 Снижение частоты повторных госпитализаций.
3.3 Отсутствие ночных симптомов астмы.
3.4 Восстановление прежней физической активности.
3.5 Сокращение потерь по временной нетрудоспособности и инвалидности у лиц трудоспособного возраста.
3.6 Улучшение качества жизни больного и выработки у больного правильного отношения к своей болезни и лечению.
4. Принципы организации обучения.
4.1 Оснащение: кабинет, таблица («строение бронхиального дерева»), спейсер, прибор для самоконтроля, памятки для больных.
4.2 Формирование групп обучающихся: занятия большей частью индивидуальные. Целесообразно создавать группы не более 5-6 человек. За цикл проводится 5 занятий.
Критерии оценки эффективности
1. Снижение количества приступов астмы.
2. Снижение частоты повторных госпитализаций.
3. Отсутствие ночных симптомов астмы
4. Восстановление прежней физической активности.
5. Улучшение качества жизни.
Тематический план «Школы для больных бронхиальной астмой»
Занятие 1.
Понятие о бронхиальной астме. Анатомия и физиология дыхательных путей. Аллергологическое обследование. Специфическая терапия. Элиминационные факторы.
Занятие 2.
Лечение бронхиальной астмы. Ингаляционная техника. Базисная терапия. Негормональные и гормональные препараты в лечении БА.
Занятие 3.
Лечение обострений. Немедикаментозные методы лечения (ПФК, ФТЛ и т.д.). Современные подходы к различным видам немедикаментозной терапии. Пикфлуометрия. Обучение ведению дневника самоконтроля.
Занятие 4.
Навыки поведения при приступе удушья и в период обострения бронхиальной астмы.
Подведение итогов и контроль полученных знаний.
Источник
Школы по обучению жизни с бронхиальной астмой
На консультациях у врача, да и в стационаре, где лежат больные с астмой, сложно получить всю информацию о бронхиальной астме. О центрах, в которых пациенты, больные астмой, могут узнать ответы на все свои вопросы и взглянуть на болезнь изнутри, понять, как жить дальше, как организовать свой быт стали говорить еще в прошлом веке. В наше время такие центры появились и стали называться «школами бронхиальной астмы» или «школами здоровья по бронхиальной астме»
В 80-х годах были учреждены программы обучения по бронхиальной астме в скандинавских странах и в США. На основании этого опыта, а, в первую очередь, на основании передачи знаний относительно ориентированных программ в конце 80-х годов была учреждена программа обучения по астме в Германии. Сначала некоторые центры разработали программы, а затем произошло быстрое распространение и координация этих проектов. Первично эти программы были направлены на то, чтобы улучшить «соблюдение режима терапии» пациентами и их семьями. Только что упомянутый классический термин «соблюдение режима терапии» определял то, в какой степени поведение пациента соответствует рекомендациям и советам врача. Это, в свою очередь, породило термин «несоблюдение режима терапии», указывающий на отрицательный признак личности пациента («трудный пациент»). Следовательно, это считалось бы препятствием для реализации врачами целесообразной и направленной терапии. Данный классический термин «соблюдение режима терапии» считается на сегодняшний день устаревшим: вместо него используют термин «обеспечение реальных возможностей и условий». Этот термин включает в себя партнерские и подразумевающие сотрудничество отношения между врачом и пациентом, при которых оба партнера несут равную ответственность за то, чтобы пациент и его родные справлялись с задачами, возникающими в связи с хроническим заболеванием, в повседневной жизни.
Школы здоровья по бронхиальной астмe
Школы здоровья по бронхиальной астме сейчас очень распространены во всем мире. Здесь даются рекомендации, как жить с астмой, какой распорядок дня должен быть, как соблюдать правильный режим и составлять полноценный рацион питания.
В этом контексте цель обучения в таких школах состоит в повышении навыков пациента и его семьи, связанных с более обширным использованием имеющихся в наличии ресурсов для обеспечения приемлемых методов самовосприятия, чтобы пациент сам как можно раньше мог обнаружить начинающееся ухудшение состояния, обострение, распознать возникшую проблему со здоровьем и соответственно отреагировать. Безусловно, обучение пациентов включает в себя практические знания и понимание взаимосвязи заболевания, триггера и лечения.
Однако при этом ключевыми факторами являются аспекты распознавания ранних и предупредительных симптомов, умение справляться с психосоциальными нагрузками последствий и принятие заболевания пациентом и его родными. Посредством ролевых игр отрабатываются стратегии поведения, которые могут быть реализованы в повседневных ситуациях. Так как при этом определенную роль играют также эмоциональные аспекты (опасения относительно влияния болезни, побочных эффектов от приема лекарственных препаратов, планирование жизни, выбор профессии, чувство вины относительно возникновения хронического заболевания и т. д.), следует учитывать эти аспекты и их влияние на само заболевание, а также на пациентов или их семьи.
Участие семьи в работе школы здоровья для больных астмой
Под девизом «Никто не одинок в своей болезни» в рамках программ обучения для детей и подростков регулярно задействуют в обучение родителей или постоянно ухаживающих за больными лиц. Это рекомендуется, прежде всего, потому, что дети и подростки рассматривают своих родителей в качестве основных консультантов по вопросам, связанным со здоровьем.
Дальнейший аспект возникает на основании того, что в случае критических ситуаций (например, начало атопического нейродерматита, тяжелый приступ астмы, анафилаксия) пациент и его семья в острой ситуации зачастую сами должны действовать грамотно, прежде чем им предоставит помощь какой-либо врач или служба скорой и неотложной помощи. При определенных обстоятельствах для этого должна быть в наличии совокупность социальных стратегий реализации (например, подросток должен быть в состоянии использовать свой экстренный пульверизатор во время урока физкультуры, ребенок также должен быть в состоянии в некоторых случаях использовать ручку с дозой адреналина, если вследствие укуса осы ему угрожает анафилаксия).
В общем, обучение пациентов является образовательным и психологическим посредничеством, при котором им передают знания медицинского характера и обучают их применению. Цель состоит в том, чтобы посодействовать максимально возможной самостоятельности пациентов и их родных, несмотря на хроническое заболевание и ввиду его наличия, их максимально возможной осведомленности и, таким образом, в целом, повышению качества их жизни.
Программа обучения по астме в школах здоровья в Германии
Программа обучения по аллергическим заболеваниям действуют для бронхиальной астмы с конца 80-х годов.В 1991 году представители всех обучающих на то время центров в немецкоговорящих странах собрались на первой совместной конференции. На базе этих ежегодных научных конференций образовалось междисциплинарное Общественное объединение по обучению в вопросах астмы в детском и подростковом возрасте (AGAS). AGAS свело воедино все существующие на то время обучающие модели и разработало единые стандарты для проведения обучения. Была разработана программа AGAS, которая в настоящее время осуществляется по всей стране с участием более чем 3300 инструкторов (как в амбулаторных условиях, так и в экстренной стационарной области и области реабилитации). Эта программа совмещает современный подход к успешному лечению, обучению, контролю и профилактике бронхиальной астмы.
Цели обучения пациентов, страдающих астмой
- Знания об астме, а также медикаментозном и немедикаментозном длительном/неотложном лечении.
- Распознавание триггеров и способов их предотвращения.
- Распознавание ранних симптомов, физической самооценки и раннего вмешательства.
- Ослабление тревог, связанных с заболеванием/эмоциональная помощь пациентам и особенно родителям.
- Принятие астмы в качестве хронического заболевания.
- Улучшение обращения родных с больным, страдающим хроническим заболеванием.
- Снижение психосоциального воздействия хронического заболевания.
- Поощрение личной ответственности.
Возможности школ здоровья по бронхиальной астме
Мониторинг за заболеванием и полученный опыт в школе здоровья дают возможность пациентам рационально и адекватно оценить свои действия в тяжелой ситуации.
Во время обучения пациент сможет узнать о том, как принимать препараты и какое воздействие они оказывают. Он научится использовать препараты в соответствии с возникшими симптомами.
Кроме того, ему покажут, какие вспомогательные средства и техники можно использовать для облегчения жизни с болезнью. К тому же, в школе здоровья часто проводятся тренировки по их применению.
К таким техникам и вспомогательным средствам относятся:
- техника правильной ингаляции;
- использование дозированного аэрозольного ингалятора со спейсером;
- ведение дневника по астме;
- использование пневмотахометра;
- поведение в неотложных ситуациях;
- и много чего другого.
Пациенты могут много раз принимать участие в таких обучениях и посещать школу здоровья. Взрослым рекомендуется через 2 года освежить свои знания. Дети и подростки должны это делать через 6-12 месяцев.
Источник