Меню

Что такое психологическое здоровье определение для детей

Психологическое здоровье дошкольника
материал

Ребенок с рождения обладает со своими «особыми» врождёнными качествами. Это тип нервной системы, задатки определённых способностей, особенности поведения, даже частично характер своих родителей.

Скачать:

Вложение Размер
psihologicheskoe_zdorove_doshkolnika.docx 23 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье дошкольника

Ребенок с рождения обладает со своими «особыми» врождёнными качествами. Это тип нервной системы, задатки определённых способностей, особенности поведения, даже частично характер своих родителей. Существует мнение, что психологическое развитие ребёнка во многом определяется его генотипом. Но большинством учёных-психологов, доказано, что воспитание и среда, есть факторы, влияющие на развитие личности в большей степени, нежели врождённые особенности.

Главную, определяющую роль в психическом развитии ребёнка играет социальный опыт, который зафиксирован в форме предметов и знаковых систем. Он не наследуется, а присваивается. Психическое развитие ребёнка идет по образцу, который существует в данном обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна уровня развития данного общества. Исходя из этого, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а через призму социума. Выходит, что именно от нас, взрослых, зависит, каков будет путь малыша в этом сложном, но прекрасном мире. Известно, что гармоничное развитие ребенка во многом зависит от его психологического здоровья, поэтому тема формирования психологического здоровья весьма актуальна по сей день.

Период дошкольного детства очень важен в развитии психологического здоровья ребёнка. Именно в это время начинает формироваться психика, закладываются основы нравственности, поведения вобществе. Педагогам дошкольных учреждений необходимо постоянно оказывать каждому ребёнку ту или иную психологическую поддержку. К сожалению, в настоящее время остро ощущается недостаток материальных и особенно духовных ресурсов, которые так необходимы для социализации детей и их полноценного развития. Неудивительно, что у каждого второго ребёнка наблюдаются психические расстройства: отсутствие усидчивости, концентрации внимания, расторможенность поведения или гиперактивность.

Термины «психическое здоровье» и «психологическое» имеют различия. Психическое здоровье от психологического отличается тем, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое здоровье относится к личности в целом.

Автор термина «психологическое здоровье» Дубровина И. В. считает, что необходимым условием полноценного функционирования и развития человека является его психологическое здоровье.

Что значит психологически здоровый человек? Если составить его обобщённый портрет, то можно отметить такие качества как жизнерадостность, любовь к своему делу, творчество, активная гражданская позиция. Этот человек нравственный, открытый, он принимает себя, как частичку этого божественного мира, признаёт ценность и уникальность других людей. Он постоянно развивается, способствует развитию окружающих его людей. Такой человек способен брать ответственность за себя и свои поступки, извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций, честен, силён духом. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, который находится в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Значит, именно «гармония» является основным термином для описания психологического здоровья. Это гармония выражается во взаимодействии с различными аспектами: физическими и психическими, эмоциональными и интеллектуальными. Каждый педагог дошкольного учреждения, прежде всего, должен ориентироваться в воспитании именно на такого человека. Он должен всеми своими силами способствовать личностному росту своих воспитанников, находя подход к каждому ребёнку.

Уровни психологического здоровья:

Креативный – самый высокий уровень. Дети этого уровня имеют достаточный запас сил, чтобы преодолевать неудачи, неблагоприятные ситуации, активны в любой деятельности, они, как правило, не нуждаются в особенной психологической помощи.

Адаптивный – средний уровень. К нему относится категория детей в целом адаптированных к социуму, но нуждающихся в необходимой психологической поддержке со стороны взрослых.

Дезадаптивный уровень включает в себя детей, поведение которых характеризуется стремлением приспособиться к существующим обстоятельствам в ущерб себе и своим желаниям, не стремясь что-то изменить. Такие дети особенно нуждаются в индивидуальной коррекционной работе.

Факторы риска психологического здоровья детей:

Средовые (окружающая среда ребенка) и

К средовым факторам можно отнести неблагополучную обстановку в семье (ссоры родителей, отсутствие одного из них, злоупотребление спиртными напитками, неграмотность родителей в отношении воспитания детей) или неблагоприятный для ребёнка эпизод, связанный с детским учреждением. В детском учреждении травмирующей психику может стать, например, ситуация первой встречи с воспитателем, который поведёт себя некомпетентно, и это скажется на последующем взаимодействии ребенка со взрослыми. Кроме того, в детском саду нередко бывают случаи конфликтных отношений со сверстниками, и если воспитатель не видит этого или не вмешивается в ситуацию, то нарушается эмоциональный комфорт ребёнка, что в дальнейшем может негативно сказаться на формировании его личности.

Субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

К субъективным факторам относятся характер, темперамент, воля, адекватная самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при подготовке и проведении работы в группе создаст благоприятные условия для создания психологического комфорта в детском коллективе, заложит фундамент для формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

Получается, что психологическое здоровье ребёнка формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Спокойная, доброжелательная обстановка, создаваемая взрослыми, которые внимательно относятся к эмоциональным и физическим потребностям ребенка, осуществляют за ним систематическое наблюдение, предоставляют ему больше самостоятельности и независимости, является основным условием для полноценного психического развития ребёнка.

Задачи психологической поддержки:

Воспитание положительного отношения к себе и принятие других людей.

Обучение рефлексивным навыкам (умение давать оценку своим чувствам, выявлять причины поведения, контролировать эмоции).

Формирование потребности в саморазвитии (умение находить выход в непростых ситуациях, не сдаваться, если сразу не получается).

Эти задачи педагог может реализовать на групповых занятиях с детьми, в беседах, чтении художественной литературы, личном примере, а также в самостоятельных играх детей. Большинство взрослых, исключая, конечно, психологов, не придают особого значения детской игре, считая ее чуть ли не второстепенным занятием. Иногда и педагоги недостаточно серьёзно относятся к сюжетно-ролевым играм детей. В игре ребенок учится осваивать различные роли. Это умение будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью ученика. А во взрослой жизни ему придется включаться в новые роли: мужа, отца, представителя той или иной професссии, что не всегда удается. Но, сталкиваясь в жизни с трудностями, взрослые не видят их истоков в собственном детстве, поэтому не уделяют внимания ролевому развитию детей: умению проигрывать различные роли по статусу и содержанию.

Этапы системы работы по формированию психологического здоровья:

— Диагностика тревожности в семье и адаптированности детей к детскому саду; наблюдение за воспитанниками и последующее выявление их уровня психологического здоровья.

— Определение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья; организация для них еженедельных профилактических групповых занятий.

— С детьми, имеющими повышенный уровень тревожности (третий уровень), проведение индивидуальной коррекционной работы, также следить за соблюдением родителями рекомендаций воспитателя и педагога-психолога.

Рекомендации педагогам дошкольных учреждений по профилактике формирования психологических расстройств в развитии ребенка:

— Способствовать созданию в учреждении (группе) спокойной, жизнерадостной, творческой обстановки;

— Проявлять искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению;

— Организовывать жизнедеятельность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств;

— Собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям, взрослым;

— В подготовке и проведении обучающих занятий учитывать возрастные особенности и интересы детей;

— Создать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия к взрослым;

— Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.

— Формировать у детей умение устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей;

— При организации взаимодействия чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;

— Создать условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.

Как известно, личность взрослого, его профессиональная компетентность имеет огромное значение в воспитании детей. Воспитатель в процессе общения и деятельности постоянно влияет на своих подопечных, так как они почти целый день находятся в тесном контакте. Доброжелательный настрой, положительное эмоциональное состояние наставника, умение управлять собой, доводить начатое дело до конца – вот основные качества, которые необходимы каждому педагогическому работнику дошкольных учреждений. Только педагог с высоким уровнем интеллектуального, духовного, личностного развития, может достаточно профессионально найти подход к каждому ребенку и сформировать в нём те качества, которые создадут предпосылки для формирования гармоничной и успешной личности ребёнка, устойчивой к различным жизненным ситуациям.

  1. Выготский, Л.С. Психология развития человека, Л.С. Выготский – М.: Издательство «Смысл», 2005. – 1136с.
  2. Дубровина, И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы, И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина – 4-е изд., Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 176с.
  3. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — 5-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336с.
  4. Хухлаева, О.М. Тропинка к своему Я. Дошкольники, О.М. Хухлаева, И.М. Первушина, www.klex.ru/ewf .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весь процесс, начиная от поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая поступлением в 1 класс общеобразовательной школы, просматривается в данной программе (проекте) как единый комплексный процесс сохранения.

Цикл развивающей деятельности психолога с детьми «Куклотерапия», к.

Проект программы «Краски Природы» по реализации антропологической модели психологического здоровья в детском саду. Проект программы «Краски Природы» разрабатывался с использованием.

Программа включает в себя конспекты коррекционных занятий для детей 4-7 лет. Сказки, игры и упражнения, входящие в программу воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, спос.

Рабочая программа педагога – психологапо формированию психологического здоровья дошкольника«Будь здоров, малыш!» Пояснительная запискаРабочая программа «Будь здоров, малыш!» направлена на п.

В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследо­ваниям Л.

Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников.

Источник

Психологическое здоровье
статья на тему

Психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_psihologicheskoe_zdorove.doc 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Это находит отражение в пословицах, поговорках, афоризмах, народной мудрости: «Здоровье не всё, но всё без здоровья ничто», «Здоров будешь — все добудешь», «Здоровье — всему голова, всего дороже», «Здоровье не купишь — его разум дарит», «Здоровья за деньги не купишь» , а кто не слышал в своё время крылатую фразу: «В здоровом — теле здоровый дух» ? На этом лозунге в советское время была построена практически вся сфера любительского спорта. И мало кто знает, что автор этого выражения, древне-римский поэт Децим Юний Ювена вкладывал в него совсем иной смысл: «Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом!» . Это утверждение актуально и поныне.
Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения, звучит так:
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов

Основываясь на определении Всемирной организации здравоохранения, выделяют три составляющих здоровья
1. Физическое здоровье , которое можно поддерживать занятиями спортом, здоровым питанием, экологией.
2. Социальное здоровье , проявляется способностью общаться с другими без конфликтов, чувствовать себя ответственным за общество в котором мы живем, работать для этого и в то же время быть способным ощущать красоту жизни..
3. Психологическое здоровье . Что же такое психологическое здоровье. Самое простое определение психологического здоровья состоит в отсутствии психических расстройств.
В психологии термин «психологическое здоровье» толкуется как «состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений, обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности».
«Психологическое здоровье» характеризует личность в целом (в отличие от «психического здоровья», которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам),

Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека

  • Состояние психического развития, душевного комфорта;
  • Адекватное социальное поведение;
  • Умение понимать себя и других;
  • Более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
  • Умение делать выбор и нести за него ответственность.

Существуют два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье:
1. Позитивное настроение , в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как:

  • Полное спокойствие
  • Уверенность в своих силах
  • Вдохновение

2. Высокий уровень психических возможностей , благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха.

Психологически здоровый человек — это прежде всего человек творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно — умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра.
Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония» , или «баланс» . И прежде всего это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. Соответственно можно говорить о том, что психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Жизненную задачу при этом можно рассматривать как то, что необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку с его способностями и возможностями. Выполняя жизненную задачу, человек чувствует себя счастливым, в противном случае — глубоко несчастным.
Так или иначе, определение психологического здоровья связанно с понятием счастья. Человеку не обойтись без стремления к нему.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо.

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка.

Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада.

Взаимосвязь писхологического здоровья ребенка и психологического климата семьи.

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно .

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое.

Источник

Читайте также:  Сценарий спортивного праздника дня здоровья для начальной школы
Adblock
detector